Государственное бюджетное образовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат №59
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Организация обучения картонажно-переплетному делу и формирование профессиональных навыков»
Выполнил: учитель технологии
ГБОУ Уфимская КШИ №59
Латыпова Венера Гансовна
Уфа 2015
Организация обучения картонажно-переплетному делу и формирование профессиональных навыков
Исследуя требования квалификации различных рабочих специальностей, Дульнев Г. М. (1991), отмечал, что подбор доступных для умственно отсталых учащихся профессий, является одной из важнейших задач. В перечень рекомендательных профессий и специальностей для профессионально трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями входит предмет картонажно-переплетное дело. Программа обучения данному предмету предназначена, прежде всего, для тех школьников, которые в силу своего психофизического состояния не могут заниматься обработкой металла или дерева, поскольку это связано с довольно серьезными физическими нагрузками и требует выносливости к производственным шумам, отмечает Воронкова В.В. (2000).
При комплектовании трудовой группы для обучения переплетно-картонажному делу следует учитывать:
интерес и склонность ученика к разного родам работам названного профиля;
особенности психофизического и соматического состояния ученика;
специализацию и возможность трудоустройства выпускника на предприятие.
Наблюдение за работой учеников на уроках ручного труда в младших классах дают основания учителю для соответствующих умозаключений, позволяют успешно организовать учебно-воспитательный процесс, способствуют выработке дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
Обучение включает теоретический и практические материалы. В его задачу входит:
Развивать общие трудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся.
Обучать школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции сначала простые, потом более сложные.
Выработать у учащихся четкое понимание терминологии.
Развивать речь учащихся на основе их практической деятельности.
Научить школьников планировать свою работу, пользоваться технологической документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним).
Выработать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
Научить учащихся элементарному расчету при расходе материала.
Автор программы Г.В. Васенков (2000) указывает на то, что при обучении постоянно учитывается уровень сформированности профессионально-трудовых навыков школьников. Условно можно выделить четыре этапа обучения картонажно-переплетному делу:
4 класс (пропедевтический период). Знакомство с учащимися, психолого-педагогическое изучение детей в процессе труда. Освоение учащимися понятий материал, инструмент, операция, изделие. Формирование у школьников первоначальных навыков и умений. Дети учатся понимать обращенные к ним вопросы и четко формулировать свои.
5-7 классы. Отработка основных профессиональных приемов и знаний. Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций.
8-9 классы. Закрепление профессионально-трудовых навыков. Учащиеся проявляют уже достаточную самостоятельность в работе, планируют предстоящие операции по образцам и эскизам изделий, подбирают без подсказок материалы и производят расчеты.
10-11 классы (производственные). Формирование знаний, умений и навыков, связанных с производственной технологией базового предприятия.
Основной формой организации обучения является урок. В.В.Воронкова (1994) в пособии для учителей предъявляет к уроку трудового обучения следующие требования:
Целенаправленность занятий. Каждое занятие должно иметь педагогические цели: конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии, а также общие цели, к которым относятся воспитательные и коррекционные, достигаемые в результате длительной работы. Если конкретные цели на каждом уроке могут меняться, то общие остаются неизменными для целого ряда занятий. В цели занятия отражаются этапы процесса усвоения знаний и навыков: первоначальное ознакомление, уточнение, углубление и закрепление знаний и навыков, совершенствование навыков и выработка устойчивых привычек.
Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
Чтобы достичь поставленных целей, для каждого занятия нужно планировать такой объем учебного материала, который может быть усвоен с преодолением определенных трудностей. Завышение и занижение объема материала дает одинаково отрицательный эффект. Кроме того, учебный материал, планируемый на каждое занятие, должен быть целостным по содержанию и иметь логическую законченность.
Соблюдение дидактических этапов занятия.
Обучение - структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала. Из большого разнообразия методов обучения подбирают такие, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками. Известно, что один и тот же учебный материал можно изучить разными методами. Поэтому учителю очень важно знать, какие из методов в данном случае будут наиболее эффективны. Иногда содержание занятия диктует необходимость выбора тех или иных методов.
Рациональное использование учебного времени. Данное требование имеет особое значение на уроках труда, так как учащиеся приобщаются здесь к практической деятельности, имеющей решающее значение для их будущей жизни и работы. Каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия, оптимальный для каждого класса, должен постепенно возрастать. Чтобы не терять учебное время, необходима предварительная (материальная и организационная) подготовка к занятиям.
Индивидуальный подход в обучении.
Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ученика. В одних случаях индивидуальный подход осуществляется путем упрощения или усложнения трудовых заданий, в других – путем применения специфических методических приемов обучения или создания соответствующих организационных условий. Осуществление индивидуального подхода предполагает постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает учитель.
Одним из главных показателей уровня трудовой подготовленности является, сформированность у учащихся трудовых навыков. В соответствии с учебной программой по переплетно – картонажному делу, учащиеся должны владеть навыками работы ножницами, измерительной линейкой, кистью, иглой. К 8-9 классам учащиеся должны владеть навыками ручной фальцовки, ручного шитья блока нитками, навыками изготовления переплетных крышек различного типа, навыками выполнения простейших картонажных работ.
Исследователь Г. В. Васенков (2010) указывает, что обучение навыкам должно строиться на разработке алгоритмов трудовых действий операции для выработки осознанной регуляции трудовых приемов.
Особое значение и возникающие отсюда трудности вызывает обучение осознанию трудовых действий, операций. Известно, что сознательными действиями называются те формы проявления активности человека, которые направлены на решение предстоящих задач и требуют участия сознания, т. е. вытекают из имеющихся знаний.
При разработке методики, направленной на повышение уровня осознания выполняемых учащимися трудовых операций, прежде всего, уделяется внимание осознанию функционально значимых элементов пространственного поля рабочего места и объекта труда.
В качестве методических средств повышения эффективности осознания трудовых действий, используются таблицы и плакаты, фото и видеоматериалы, фиксирующие эталон рациональных приемов труда. В качестве индивидуального раздаточного материала применяются таблицы с описанием трудовых действий и возможных видов брака, перфокарты и кроссворды на обобщение знаний по определенной операции. Подбирается также цикл заданий с постепенным усложнением действий подводящий учащихся к осознанию выполняемых приемов операции.
При обучении осознанию профессионально-трудовых навыков важно придерживаться следующей методологической последовательности, считает исследователь В.В.Воронкова (2009):
Создание целевой установки на овладение операцией.
Объяснение назначения операции и анализ ее результатов.
Обсуждение в беседе демонстрируемого учителем правильно организованного для определенной операции рабочего места и соответствующего плаката с изображением рабочей позы, размещением материала и заготовок, а также положение орудий труда.
Показ учителем рабочего приема с объяснением трудовых действий изучаемой операции.
Просмотр записей видеосюжета, демонстрирующих действия операции квалифицированным рабочим в нормальном и замедленном темпе.
Изучение плаката с описанием последовательности трудовых действий операции и возможных видов брака.
Повторная демонстрация показа приема перед выполнением пробной работы учащихся.
Первоначальное выполнение учащимися операции с проговариванием.
Запись учащимися в тетрадях основных технологических терминов и выражений, относящихся к данной операции.
Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях с дидактическими материалами: заполнение таблиц, выполнение различных заданий на осознание трудовых действий, распределение внимания при работе, перфокарты и кроссворды (Т.В.Алышева, Г.В.Васенков, В.В.Воронкова, 2009).
На последующих занятиях по отработке операций с целью лучшего развития осознанности рациональных трудовых действий и вырабатываемых при этом приемов, урок целесообразно начинать с повторения технологических понятий, отражающих назначение операции, правил ее выполнения, организации рабочего места, а также требования к правильной позе работающего.
После того как у учащихся сформируются первоначальные навыки работы, в последующих упражнениях происходит постепенное наращивание уровня сформированности навыка. По мере повышения качества работы учитель переходит к стимулированию индивидуально доступного темпа выполнения данной операции.
На данном этапе овладения навыком обнаруживаются характерные для некоторых учащихся недостатки деятельности. Значительная часть из них возникла на предыдущем этапе формирования навыка (при усвоении содержания приема). В этом случае учителю необходимо провести фронтальное повторение материала первого этапа, если он слабо усвоен всеми учащимися. Но чаще такая работа проводится индивидуально с использованием наглядности. В последующих упражнениях учитывается возможность различных изменений в условиях работы: формируемый навык должен быть достаточно гибок. Например: меняется формат изделия, объем изделия, меняются используемые материалы на более сложные в обработке.
Последним этапом формирования профессионально-трудовых навыков является совершенствование и автоматизация действия. Учащиеся выполнят работу в соответствии техническими требованиями, способны регулировать темп работы с одновременным переключением внимания с действия на его результат. Навык человека возникает как сознательно автоматизируемое действие. Он функционирует как автоматизированный прием выполнения действия (Л. Б. Ительсон,1976).
Таким образом, трудовое обучение в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых – формирование профессионально-трудовых навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде.
Список литературы
Васенков Г. В. Формирование профессиональных навыков у учащихся вспомогательных школ. // Дефектология. – 1995. - № 4. – C.14-19.
Васенков Г.В. Азбука переплетчика- М.: Просвещение. 2004. – 126с.
Васенков Г.В. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 1 (25). – С. 13.
Васенков Г.В. Технология обучения профессионально-трудовым навыкам учащихся коррекционных школ VIII вида. // Коррекционная педагогика. – 2010. - №2. – С.5 -15.
Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. ф-тов / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416с.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение. 2003. – 512с.
Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду // Дефектология. – 1986. – № 6. – С. 11-15.
Дефектология. Словарь-справочник. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208с.
Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе.– М.: Просвещение, 1991. - 165с.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школ. - М.: Просвещение, 1999. – 170 с.
Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. – 2-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 2005. – 48 с.
Ковалева Е.А. Трудовое обучение во вспомогательной школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 186 с.
Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1966. – 256 с.
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1988. – 244 с.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990. – 324 с.
Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах // Дефектология. – 1986. – № 1. – С. 5-8.
Павлова Н.П. Применение предметных карт на уроках ручного труда во вспомогательной школе.// Дефектология. – 1987. - №4. - С.69-72.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. /под ред. В.В. Воронковой, Г.В.Васенкова– М.:Владос, 2000. – 240 с.