Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Цыбикова С. Н.
Методическая разработка
открытого урока по учебной дисциплине «Биология»
по профессии «Хозяйка усадьбы», «Повар, кондитер».
Тема: «Происхождение человека»
с. Иволгинск,
2017 г.
Тема: Происхождение человека (4 ч)
Урок 1. Антропогенез. Этапы эволюции человека.
Цели:
Личностная: воспитывать уважительное отношение к человеку как уникальному созданию природы, внимательность при выполнении практической работы и помочь осмыслить значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
Метапредметная: развивать умение анализировать факты в определенной логической последовательности и делать выводы о биологической сущности человека. (информационная компетентность).
Предметная: формировать новые знания об антропогенезе, этапах эволюции человека.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Методы: частично – поисковый, словесный, наглядный.
Технологии: ИКТ, проблемного обучения.
Комплексно-методическое обеспечение урока: презентация «Антропогенез», компьютер с мультимедийным проектором, практическая работа «Анализ и оценка гипотез происхождения человека», раздаточный материал (тесты, тренировочные задания), текст стихотворения Банацкая Ю. А. «Эволюция человека».
ПК:
ПК 4.3. Формирование профессиональных качеств: внимательности, аккуратности, ответственности, логики.
ОК:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку собственной деятельности.
ОК 5. Использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Приложение 1.
Тест №1. Выберите по одному ответу:
1. Рудимент человека:
Ч- аппендикс, Щ- хвостатость, Ц- многососковость;
2. Атавизм человека
А- аппендикс, Е- хвостатость, Н- сегменты мышца живота;
3. Органы доказывающие происхождение человека от животных – это
Л- атавизмы, П- гомологичные органы, М- аналогичные органы;
4. Атавизмы – это
Т- органы, имеющие сходное строение и происхождение,
Р- органы, утратившие в процессе эволюции свое значение,
О- органы, которые свойственны далеким предкам;
5. Рудименты – это
А- органы, имеющие сходное строение и происхождение,
В- органы, утратившие в процессе эволюции свое значение,
Б- органы. которые свойственны далеким предкам;
6. Палеонтология – это
Ё- наука, изучающая человека,
Е- наука, изучающая ископаемые останки,
Ж- наука, изучающая закономерности наследования и изменчивости;
7. Агглютиногены – это
М- углеводы, выполняющие сигнальные функции,
Л- жиры, входящие в состав мембран,
К- белки, определяющие группу крови.
Приложение 2.
Практическая работа № 14.
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Цель работы: научиться анализировать и давать оценку различным гипотезам происхождения человека, аргументировать свой ответ.
Оборудование и материалы: фотографии, слайды, рисунки о приматах, научные статьи о различных гипотезах происхождения человека, ресурсы Интернета.
Ход работы:
1. Выявление опорных знаний и умений студентов, необходимых для проведения работы (учебник «Общая биология», 11 класс)
2. Инструктивная беседа об особенностях заполнения схемы и таблицы:
№ | Название гипотезы | Сторонники теории. |
1. | Гипотеза креационизма (Библейская гипотеза) | |
2. | Гипотеза Ч. Дарвина (Эволюционная теория) | |
3. | Теория внешнего вмешательства (Космическая гипотеза) | |
4. | Теория Х (Допишите ту гипотезу, о которой Вы знаете, но она не представлена в таблице) | |
3. Дайте свою оценку различным гипотезам о происхождении человека. Какие теории происхождения человека Вам близки, аргументируйте свой ответ.
Выводы: (на основе анализа проблемы).
Приложение 3.
Тренировочные упражнения.
1.Назовите особенности человека, связанные с прямохождением.
2.Человек – биосоциальное существо. Перечислите, проведя самоанализ, какие свои характеристики Вы считаете биологическими, а какие социальными. Можно ли их изменить?