Учитель музыки, искусства: Пакулина Ирина Петровна
Мастер - класс по музыке «Три вечные струны:
Молитва, песнь, любовь»
5 класс
Цель:
- Развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры, как части всей его духовной культуры.
Музыкальный материал:
- 1. Распевание «Пост Великий идет…»
«Покаянная Молитва о Руси»
музыка В. Локтева. слова О. Высотской
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
(психологическая атмосфера в классе)
2.На уроке учитель предлагает использовать систему взаимооценивания
Девиз урока:
«Где сердце не затронуто –
не может быть музыки»
П.И. Чайковский
Просмотр презентации
Подумайте над вопросами:
О чем сегодня на уроке пойдет речь?
Как можно сформулировать тему урока?
Тема урока:
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…
Молю Творца
Чтобы молитва, чтоб любовь
Всегда мне были утешеньем…
Чтоб сердцем я не остывал, чтоб думал, чувствовал, мечтал…
И. Козлов
Образы разных искусств живописи, архитектуры, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о красоте России.
- Почему сегодня на уроке будет звучать музыка великого П.И. Чайковского?
( ответы учащихся)
ВОПРОСЫ ПЕРЕД СЛУШАНИЕМ (РАБОТА В ПАРАХ )
- 1. Какое впечатление на вас производит эта музыка?
- 2.Подберите из Словаря эстетических эмоций Ражникова 5 слов , которые характеризуют музыку.
- 3. Как связать это произведение с девизом нашего урока?
ТРЕПЕТНО КРАСОТА
ДУШЕВНО ЛЮБОВЬ
БЛАЖЕННО МОЛИТВА
МИЛОСЕРДНО КОЛОКОЛА
МОЛИТВЕННО
МЕЛОДИЧНО
Посвящается П.И. Чайковскому
И плывут, и растут эти чудные звуки,
Захватила меня их волна…
Поднялась, подняла,
и неведомой муки
И блаженства полна…
И божественный лик, на мгновенье,
Неуловимой сверкнув красотой,
Всплыл, как живое виденье,
Над этой воздушной кристальной волной.
И отразился, и покачнулся,
Не то улыбнулся…
не то прослезился…
Я. П. Полонский
- Один из символов Православия – колокольный звон. Колокола на Руси звучат во времена трагедий и бед , на праздниках и созывают народ на службу.
Благовест- это колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения.
Это мерные удары в один большой колокол. Благовест-сам призыв в церковь является благой вестью.
Трезвон- праздничный, радостный звон во все колокола с короткими перерывами.
Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а также
во время крестного хода.
Набат - колокольный звон. В набатный колокол звонят во время бедствий,
пожаров. Его звон тревожный, предупреждающий.
РАСПЕВАНИЕ
Пост Великий идет Славите, славите…
Силу духа нам дает… Сами люди знаете…
Минута отдыха
Закрываем все глаза
и отправляемся в
далекое – далекое путешествие…
Что за песни, что за песни
Распевает наша Русь!
Уж как хочешь, брат, хоть тресни,
Так не спеть тебе, француз!...
Запоет про сине море иль про матушку – реку,
Про кручинушку и горе,
про сердечную тоску.
Да как гаркнет: «Эй, калина,
Не шуми дремучий бор!»
Чуешь Руси исполина и раздолье, и простор!...
Василий Межевич( 1842 г.)
- Ура! На тропке узенькой
- Встречается порой
- Стихотворенье с музыкой,
- Как парочка весной…
- И той порой, сердечные, сливаются тогда
- Они в понятья вечные,
- Как – воздух, хлеб, вода.
- Поют они чудеснее,
- Звучат еще светлей
- И, став хорошей песнею –
- Порадуют людей!
«Песня о России» музыка В. Локтева, слова О. Высотской
- Разучивание 1 куплета и Припева.
- Вокально – хоровая работа
- Какой изображают разные деятели искусств Родину, Россию, Русь в своих произведениях?
- Есть ли в них что – то общее?
- Какие чувства испытывают музыканты, композиторы, поэты к своей стране, к своей Родине?
Прав ли П.И. Чайковский
- «Где не затронуто сердце – не может быть музыки»
ОТВЕТЫ РЕБЯТ
ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ
РЕСУРСНЫЙ КРУГ
Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого – то ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.