***Метод проектной деятельности |
*Концептуальные основы |
понимание роли развития личности ребенка в детском саду (ребенок, который научился правильно есть ложкой – это не характеристика личности) |
*Характеристика личности |
Человек делает что-то такое, что отличает его от других | Это отличие очень важно и полезно для других |
*Что способствует личностному развитию человека |
Поддержка активности личности (оценка деятельности, направленная на создание нового) | Социальная презентация результатов деятельности |
Пример (композитор сочинил песню песня стала шлягером забыли новая песня) – творческий продукт создан и предъявлен обществу |
*Поддержка творческого начала личности |
***Поиск форм, в которых можно осуществить данную поддержку: |
Образовательная работа в детском саду рассматривается в двух направлениях: |
Максимальная свобода действий | Действия сильно ограничены, ребенок должен следовать указаниям взрослого |
Отрицательные моменты данных направлений |
Ребенок действует в пространстве возможностей, у него развивается креативность, но не гарантируется достаточный уровень развития для школы | Ребенок не может самореализоваться и нет личностного роста |
*Проблема развития личности в детском саду – очень серьезная и трудная |
Решение проблемы: |
Предоставить ребенку возможность проявить свою индивидуальность |
Ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформить результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты |
Но в организованных формах детского сада такой возможности нет |
*Еще один важный аспект: |
Только во взаимодействии со сверстниками ребенок может проявить инициативу и получить оценку своих действий |
Именно это влияет на личностное развитие ребенка |
Излишняя опека, снисходительно-регламентирующее поведение взрослых препятствует личностному развитию ребенка |
Формальное отношение к деятельности ребенка |
С пример: слепили поделку – молодец и положили на шкафчик и все |
*Продуктивные виды деятельности: |
Инструкция педагога | Ребенок создает работу | Результат освоения программно -методического содержания |
Игра – ведущая деятельность: |
Ребенок проявляет собственную инициативу только в ходе игры (атрибутика, замысел – все это инициатива педагога | Продукта игровой деятельности нет |
*Сложная задача педагога: |
Выявить и поддержать адекватную форму проявления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка |
Ребенок взял бумагу, карандаш и нарисовал рисунок – это не проектная деятельность | Раздали детям семена, посеяли лук, поставили на окно – это не проект |
***Основная цель проектного метода |
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. |
*Условия проектной деятельности – проблемная ситуация |
*Проектирование – это развитие познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. |
*Задачи, решаемые в процессе проектирования: Относительно детей |
образовательная – учить…, расширять знания об окружающем мире… воспитательная – воспитывать…. развивающая – акцент на практических навыках и умениях… |
Задачи, решаемые в процессе проектирования: Относительно педагога |
воспитатель постоянно находится в пространстве возможностей, формируется умение применения нестандартных, не шаблонных действий происходит ежедневный творческий личностный рост |
Задачи, решаемые в процессе проектирования: Относительно родителей |
развитие детско-родительских отношений жизнь ребенка и родителей наполняется творческим содержанием |
Проектный метод – это интегративный метод обучения |
Интегрированный метод обучения - инновационный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. |
*Варианты использования проектного метода |
Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется с другими разделами программы) Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием. | Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое) Пример частичной интеграции – интеграция худож.литературы и изодеятельности. Разнообразные виды искусства внутри худож.-эстетич. направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ. | Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема |
*Виды проектов: |
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.; | ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); | информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее); | творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). |
*Примерная тематика и названия педагогических проектов |
Комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; | Межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»; | Творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»; |
Групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»; | Индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»; | Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье». |
***Вывод: Проект создается ради ребенка, во имя ребенка и имеет практическую направленность и презентация результатов в разных формах. |