Обучение детей искусству керамики в учреждениях дополнительного образования
Процесс создания декоративного панно
«Фантазии древних времен»
Педагог, обучающий детей созданию изделий из глины должен владеть не только теоретическими знаниями в области керамики, но и в совершенстве владеть техническими приемами лепки, обладать развитым чувством композиции, умением составить композицию из отдельных частей. В нашей работе, для достижения большей выразительности мы используем такие виды рельефа как: койланаглиф, контррельеф, барельеф и горельеф.
Сюжетная лепка требует большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении дополнить лепку деталями. Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как изображать форму, но и от того, как связаны фигуры между собой изображением действия.
Прежде чем приступить к изготовлению декоративного панно, мы исследовали мордовскую мифологию, народное декоративно-прикладное искусство, являющееся отражением эстетических представлений и художественных норм мордовского народа. Так для создания керамического панно «Фантазии древних времен»мы опирались на следующие источники: Владимир Абрамов «Легенда о серебряном всаднике», Т. П. Девяткина «Божественный пантеон мордвы», Мокшин Н. Ф. «Лекции по мифологии», «Религиозные верования мордвы», «Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа» под редакцией Н. П. Макаркина.
Анализируя литературу, мы выявили, что гончарный промысел Мордовии был наполнен этнической символикой. «Мифология во многом определила поэтику мордовского искусства, национальное своеобразие, придала ему уникальность и самобытность. Однако в силу относительной развитости мордовской мифологической системы и фрагментарности ее воздействие на искусство имеет свои особенности. Мифотворческие традиции лежат в основе мордовского прикладного и профессионального искусства» пишет Н. Юрченкова.
Своеобразным способом отражения мифологических воззрений мордвы явились пластические работы замечательного скульптора мордовской земли С. Д. Эрьзи [52]. Обращение к истокам традиционной древней культуры мордвы характерно и для живописи.
В работах художников разных поколений мы видим отражение ритуально–магической деятельности мордовского народа (жертвоприношения, моления, обряды), отдельные мифологических образы и сюжеты. Не только мифы и легенды увлекают мастеров. Значительная часть произведений посвящена теме религиозных верований мордовского народа. Особенно показательна в этом плане серия полотен работ А. С. Алешкина «По незримому следу». Изобразительно–сюжетная основа, сложная гамма красок способствуют своеобразному мифологическому прочтению полотна [29, с. 108].
Своеобразное отражение мифологических воззрений мордвы мы видим и в прикладном искусстве мордовского народа в традиционной одежде, резьбе по дереву, ювелирном искусстве, керамике. Станковые работы Н. М. Обухова «Мордовочка» и «Алена Темниковская» посвящены: первая – лирически волнующей женственности, а вторая – мужеству и стойкости женщины. В творчестве Е. М. Шалаевой, лауреата премии комсомола Мордовии, и скульптора Е. И. Родионовой образ женщины – мордовки получил свое оригинальное истолкование.
Е. М. Шалаева передает душевную красоту, щедрость и открытость миру через пластическую красоту и простоту объемов и форм малой пластики. К мелкой пластике постоянно обращается Е. И. Родионова. Ее керамика – это интересное прочтение характеров женщин – мордовок. Мордовские сувениры Родионовой певучи и впечатляющи в своей пластичности. Интересны работы молодых керамистов, художников Республики Мордовия В. А. Дырина, С. Н. Борисовой, Т. Н. Ширяевой. Представители нового направления современной живописи (этнофутуризм) проявляют себя в абстрактно–символических работах. Их работы навеяны образной системой, космогоническими воззрениями мордовского народа.
Мордва – народ древней земледельческой культуры. Поэтому не случайно в ее фольклоре зафиксирован большой цикл произведений, изображающих процесс утверждения земледелия, говорящих о превосходстве этого вида хозяйства над охотой и рыболовством, как малопродуктивными и рискованными для сельчан занятиями. В этих произведениях воспевается природа, часть которой стала заповедной, порицается истребление фауны, особенно в периоды гнездования и кормления детенышей. Маленькие беззащитные звери, полезные человеку насекомые, плодовые деревья сетуют на неустроенность своей жизни, семейного очага [28, с. 63].
Одна из распространенных героинь этих произведений – дикая утка (гусыня). В ряде мифических сюжетов утка – девушка, принявшая облик птицы. В мифах об охотнике и утке – утка жизнедательница, а потом уже птица. Утка отличается необыкновенной красотой оперения, величественным видом, связью с человеческим родом. Утка в мордовской мифологии подчас выступает в качестве верховного бога Нишке паза (Шкая) или божества леса Вирявы. Гигантская мордовская береза (яблоня) напоминает могучий дуб карело–финский рун, который так же, как береза заслоняет небо.
Анге–Патяй считалась то покровительницей девиц и целомудрия, то матерью богов, покровительницей женщин при родах, охраняющей жизнь и здоровье родительниц и новорожденных детей, покровительницей брака. Люди верили, что она вездесуща, живет и на небе, и на земле. Чудесен ее небесный дом. В четырех его углах блестят звезды, а три звезды цепочкой находятся за изгородью. Необыкновенные вещи есть у нее в доме. Заполнен он зернами, почками, зародышами разных животных и душами еще не родившихся детей. Сидя на пороге своего жилища, она поливает землю ростками жизни в виде то росы, то дождя, снега и тумана [23, с. 320].
На небесах, как подобает богине, Анге–Патяй молода и прекрасна, но никогда она не является пред смертными в этом обличии, так как сердце человека, увидевшего ее ослепительную красоту, могло не выдержать и разорваться. Чтобы принести пользу людям, она часто спускается с неба на землю. Сказывают, видели ее на земле в виде большой птицы с золотым клювом и длинным золотым хвостом [36, c. 19].
По мифологическим воззрениям мордвы земля четырехугольна, в каждом из углов стоит серебряный столб. Столбы эти «друг с другом не встречаются, друг с другом не видятся» [23, с. 64]. По четырем углам располагались бочки с богинями ветра (Вармава). Бочки обычно были закрыты, но время от времени какая–нибудь, из них открывались, оттуда выходила Вармава, и тогда с одной стороны начинался ветер [23, с. 203].
На основании полученной информации мы приступили к составлению предварительных эскизов, зарисовок, где определяется композиционный центр, ведутся поиски наибольшей выразительности изображаемых героев. Создав образ будущей творческой работы, уточнив композицию, продумав сочетание декора, деталей, способы их соединения между собой, определив технику выполнения панно, подготовив глину и необходимые инструменты можно приступать к работе над панно. Для воплощения своего замысла мы выбрали не круглую скульптуру, а рельеф – объемное изображение на плоскости.
Практическую часть дипломной работы можно условно подразделить на этапы:
Этап 1. Подбор искусствоведческой литературы по изучению мордовской мифологии, изготовлению изделий, выполненных в пластических материалах, изучение изделий народных мастеров, работа с ресурсами «Интернет».
Этап 2. Прежде, чем приступить к изготовлению панно, рисуются рабочие эскизы. В эскизах определяется содержание темы будущей работы, его пластическое решение, продумывается взаимосвязь композиции и материала, техника исполнения, определяется, какими будут формат и размер декоративного панно.
Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенное. Этого требует закон цельности, вытекающий из закономерностей зрительного восприятия действительности. В природе форма и цвет существуют, как части целого, в единстве со средой, в которой они находятся, во взаимосвязи между собой и пространством, имеющим глубину. В силу этого, предметы видятся в сокращениях, ближние – более четко, чем дальние, теряющие при этом интенсивность своей окраски и значительное число деталей.
В совершенной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать одну деталь без ущерба для целого. Все части находятся во взаимной связи и соподчинении, как того требует логика развития сюжета, идейного содержания. Закон цельности подразумевает неповторимость элементов композиции, включая формы, размеры, пятна, интервалы, характеры, типы, жесты.
Этап 3. Утвержденный эскиз необходимо увеличить до нужного размера

Рисунок 1 – Эскиз Рисунок 2 – Эскиз
Этап 4. Работу над панно начинаем с подготовки основания, или плинтуса – глиняной пластины толщиной около 10мм.

Рисунок 3 – Платформа основа
Этап 5. Рисунок нашего панно мы переводим на кальку, чтобы сохранить основной эскиз нашего панно и смело использовать для перевода рисунка в материал.

Рисунок 5 – Перенос эскиза
Этап 6. На приготовленный пласт мы переводим рисунок с кальки при помощи специального ножа или штопальной иглы, следуя четко по контуру всех элементов рисунка.

Рисунок 6 – Рисунок, полученный в результате перевода
Этап 7. При помощи стеков мы выбираем глину и делаем контррельеф пейзажа с изображением деревьев.

Рисунок 7 – Рельеф, выбранный стеками
Этап 8. В центре композиции у нас находится мифологическая богиня мордвы Анге–Патяй (мать богов). Она у нас будет изображена в барельефе. Поэтому при необходимости, в некоторых местах мы добавляем детали, вылепленные отдельно из приготовленных пластин и налепленных сверху. Это нагрудные украшения и элементы женского национального костюма.

Рисунок 8 – Декорирование рельефа
Этап 9. Наконец приступаем к выполнению пластического решения птицы, имеющей плавный силуэт. Выполняем декоративное решение легкого рельефа птицы, с ее оперением, головы, шеи, хвоста.

Рисунок 9 – Готовая работа
Этап 10. Подготовленное панно готовим к декорированию.
Декорирование является важным этапом в общем цикле технологического процесса по изготовлению художественных керамических изделий, художественное достоинство которого зависит от способа декора и техники его исполнения. Декорирование керамических изделий можно вести как живописным, так и скульптурным методом.
Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия. Перед лощением изделие подсушивают до кожетвердого состояния, когда глина уже теряет пластичность, но еще не затвердевает окончательно [2, с.144].
Определяют кожетвердое состояние глины опытным путем, пробуя время от времени проводить гладким предметом полосы где-нибудь в незаметном месте. Как только лощило начнет оставлять на глине блестящие полосы, можно приступить к лощению. Выполнять лощение нужно очень быстро, пока глина не пересохла. Вылощить нужно выступающие части, которые будут эффективно контрастировать с приглушенным матовым фоном.
Лощение, особенно сплошное, выполняется не только с декоративной целью. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится прочным и менее влагопроницаемым. В старину, лощение, в какой то мере, заменяло глазурирование, являясь более простым и доступным. Лощеное изделие, естественного цвета красной гончарной глины называют краснолощеным.
К живописному декорированию относят роспись изделий, а так же нанесение на них сплошных и частичных декоративных покрытий керамическими красками, глазурями, ангобами, люстрами и эмалями. Всевозможные живописные разделки в зависимости от способа их нанесения на изделия разделяют на ручные (роспись кистью или пером «от руки»), механические (аэрография, декалькомания, фотокерамика, печать, штамп, шелкография) и комбинированные (сочетание ручного и механическим).
Для работы необходимы следующие инструменты и оборудование: стеклянная палитра для подготовки красок, металлический шпатель для смешения красок со скипидарным маслом, скипидаром и другими растворителями, кисти различной толщины (колонок или беличьи), заточенные карандаши, марлевые тампоны, чистые кусочки ткани, посуда для красок и воды, баночки для скипидара, ассортимент готовых красок для фарфора, растворители, масло, жидкое золото, люстры. У рабочего стола необходимо иметь турнетку на случай выполнения отводки на изделии в виде полосы или ленты.
Этап 11. Готовое панно покрываем с помощью кисти тонким слоем жидкой глины, желательно, более светлого тона. Но если ее нет, то можно использовать эту же глину, из которой лепили панно, только более тщательно очищенную. Жидкая глина закрывает мельчайшие щели между деталями, объединяет композицию в единой целое и делает поверхность панно более плотным и гладким.
Этап 12. Декор художественных керамических изделий имеет свои особенности, при этом немаловажная роль отводится обжигу, во время которого закрепляются керамические краски, нанесенные на поверхность изделия. Мы в свою очередь, просохшее изделие обжигаем в электрической печи.
Этап 13. По замыслу, выполнение птицы продолжается целиком покрытием глазурью (золото и изумрудно – зеленый цвета). Это придаст изделию законченный вид.
Чтобы приступить к глазурованию или росписи панно, должны подготовить краски или глазурь. Краски необходимо обязательно растереть на стеклянной палитре. В нашем панно элементам росписи будут подвержены оперенье птицы и элементы женского костюма (головной убор, нагрудное украшение, пояс) [11, с. 24].
Этап 14. Чтобы панно можно было бы повесить на стену, его мы укрепляем на подготовленную декоративную платформу, которой будет служить тонированная доска, с просверленными с тыльной стороны отверстиями.
Организация и проведение занятий на скульптурном отделении в Комсомольской детской школе искусств
Детские художественные школы и художественные отделения школ искусств – первое звено в системе художественного образования. Дети получают основы художественной грамоты, необходимые каждому развитому человеку. Наиболее способные ученики школы могут продолжить своё художественное образование в средних и высших художественных учебных заведениях [11, с. 23].
Исследование осуществлялось в МБОУ ДОД «Комсомольская детская школа искусств». Детская школа искусств является учебно–воспитательным учреждением в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в системе Министерства образования Республики Мордовия.
Обучение учащихся проводится по следующим дисциплинам: «Изобразительное искусство», «Декоративно–прикладная композиция», «Лепка», «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративная композиция», «Скульптура», «Керамика», «Вышивка», «Бисерное плетение», «Художественная обработка дерева».
Преподавание всех предметов проходит параллельно и комплексно, они дополняют друг друга и связанны с жизнью, опираясь на традиции русской художественной школы.
Художественный характер скульптурного отделения приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия керамикой развивает чувство материала и пластической формы, совершенствует глазомер и тренирует способность к тонкой ручной работе. Следует подчеркнуть, что ручной труд, вообще, является важным фактором в воспитании ребенка. Приобретение навыков физического труда, овладение разнообразными ремесленными процессами – формирует у детей подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Чтобы работа на отделении осуществлялась успешно и давала наибольший эффект, преподаватель должен учитывать, что образовательное учреждение дополнительного образования детей является предпрофессиональным образовательным учреждением и поэтому он должен уделять одинаковое внимание всем детям, а также учитывать возрастные возможности учащихся [7, с. 4].
Занятия лепкой дают учащимся хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами. Глина, как и любой другой пластичный материал, помогает развивать самые разные стороны личности ребенка. Во время работы с глиной у него развиваются: тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков. Он учится координировать движение обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.
Возрастные возможности нужно знать достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать при решении разных задач.
Не меньшее значение для успешной работы отделения имеет индивидуальный подход к детям. Дети не равны не только по возрастным возможностям, но и по своим природным задаткам. Это известное различие обнаруживается и в их специальных способностях, и в особенностях их общей эмоциональной активности и чувствительности, их подвижности и работоспособности [17, с. 8].
Подчеркивая необходимость индивидуального подхода в творческом развитии детей, надо всегда помнить, что главным остается развитие их личности и индивидуальных особенностей и способностей.
Организация скульптурного отделения начиналась с подбора оборудования и помещения для образовательного процесса и мастерской. Учебные кабинеты должны быть просторными, с хорошим дневным освещением, подсобными помещениями и водопроводом.
Отделение «Скульптура. Керамика» образовано в школе искусств не так давно. Но работа этого отделения стала неотъемлемой ее частью. Есть определенные трудности: сложно находить и отбирать детей желающих постоянно «возиться с жидкой глиной», проявляющих интерес к данному виду искусства, уметь трудиться, творить и любое задание доводить до конца.
На отделении «Скульптура. Керамика» учащиеся обучаются в течение 5 лет. Прием учащихся ведется с 9 лет. В 9 летнем возрасте зрительная память детей уже относительно развита и опережает другие их возможности. Данному возрасту свойственна непререкаемая вера в истинность всего, чему учат. Дети доверчивы, исполнительны, что позволяет им быстро овладевать основами, исходными элементами искусства ваяния [7, с. 11].
Учащиеся отделения обучаются 4 раза в неделю. Преподаются такие предметы как рисунок, живопись, скульптура, керамика, история искусств. На каждый специальный предмет отводится 3 академических часа. Итого получается 102 часа на каждую специальность в год. Две учебные недели отводится на летнюю практику, где дети, кроме выполнения учебной программы по летней практике занимаются поисками местонахождений различных по составу глины. Преподаватель старается организовать встречи и беседы, а так же мастер–классы с местными гончарами, а также керамистами нашей республики.
Учебно–воспитательная работа на отделении строится по плану, разработанному в соответствии с утвержденной Министерством культуры РФ программой для скульптурных отделений. Годовые планы составляются на основе конкретных педагогических требований, направленных на обучение, трудовое и нравственно – эстетическое воспитание учащихся.
Целенаправленный учебный процесс осуществляется с учетом материальных возможностей путем правильного подбора теоретического и практического материала для развития у учащихся познавательной активности и творческих способностей. Занятия с детьми на отделении «Скульптура. Керамика» проводятся по расписанию.
Для работы имеется оборудование: прежде всего, конечно, это учебный класс с наличием водопровода, а значит мойки, где можно лишний раз вымыть руки, это ученические столы, скамейки и все это, в народном стиле, изготовленные из дерева, стеллажи для сушки работ, круглые вращающие станки: напольные и настольные, и конечно–же, гончарный круг. Особое внимание преподаватель уделяет изготовлению или приобретению стеков (это в основном деревянные стеки), проволоки для снятия готового изделия с гончарного круга, настольного или напольного станка. В скульптурной мастерской у преподавателя, могут быть в наличии топоры, стамески разных размеров, ножовки, ножи, двуручная пила.
Большую роль играют пособия. От правильного их использования во многом зависит и успех. Наглядные пособия служат ребенку объектом для подражания. Первыми наглядными пособиями могут быть лучшие лепные работы, выполненные на аналогичном занятии старшими учащимися. Это не исключает, однако, постоянного приобщения детей к произведениям профессиональных гончаров, скульпторов, керамистов, игрушечников. Для таких целей можно использовать слайды, видеофильмы и DVD фильмы, богатый иллюстративный материал. Причем можно показать детям не только образцы мастерства, но и не легкий путь к совершенным результатам, сам процесс творчества [37, с. 112].
Программа по лепке представляет собой последовательную систему обучения, предусматривающую постепенное нарастание сложности задач, накопления основных знаний и профессиональных навыков, а также развития у учащихся любви к форме и правильной передаче наблюдаемых явлений окружающей действительности. Учебная программа составлена на основании программ: «Пластилиновая ворона» МДОУ г. Мурманска ДСОВ № 73, автор Антоновская З. Н., Ефимова Л. В.; керамического отделения ДХШ г. Рузаевки.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Представленная программа, рассчитана на 3 часа в неделю с первого по пятый годы обучения, с изучением практического и теоретического курса по предмету – «Керамика».
Цель: Приобретение технических навыков в работе с пластической массой, развитие творческих способностей детей.
Задачи: Знакомство детей с особенностями лепки из различных пластических материалов, развитие эстетического восприятия художественных образов, знакомство со средствами художественно–образной выразительности, создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, обогащение художественно–эстетического опыта, закрепление и уточнение технических приемов и навыков лепки, развитие художественно–творческих способностей, воспитание художественного вкуса. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. В группе занимается от 6 до 8 человек постоянного состава. Ниже представлен примерный тематический план (см. таблицу 1)
Таблица 1
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Название темы | Кол-во часов |
Раздел I. Изучение основных видов керамики |
1 | Вводное занятие. | 3 |
2 | Знакомство с понятиями «Рельеф», «шамотная глина». Работа с пластом шамотной глины. Раскатка пласта. | 3 |
3 | Работа с пластом шамотной глины. Выполнение рельефа | 3 |
4 | Работа с пластом шамотной глины. Знакомство с техникой «процарап». Выполнение рельефа «Цветы» в технике «процарап». | 3 |
5 | Знакомство с понятием «крой керамического изделия». Раскатка пласта, раскрой и выполнение геометрической формы «Мешочка – копилки» | 3 |
6 | Декорирование изделий. Обжиг изделий | 3 |
7-8 | Знакомство с применением росписи в керамике. | 6 |
9 | Заключительная работа по итогам первой четверти. | 3 |
| Раздел II. Знакомство со способами лепки |
1-3 | Лепка колбасками или жгутами. «Ваза. Кружка. Миска». Знакомство с понятием «Эскиз». Составление эскиза «Кружки. Вазы. Миски». Подготовка материала. Выполнение задания в материале. | 9 |
4-7 | Лепка пластинами. «Штоф». | 12 |
| Раздел III.Знакомство со способами лепки | |
1-5 | Лепка декоративного чайника из элементов (форма, носик, крышка, ручка). | 15 |
6-11 | Знакомство с понятием «Декоративное панно». Выполнение задания на тему «Ангелы». | 18 |
Раздел IV. Лепка декоративных элементов |
1-7 | Лепка декоративных элементов нагрудных украшений. Знакомство с элементами мордовского костюма. | 21 |
Таким образом, дети первого года обучения знакомятся с основными видами керамики, материалами, техникой лепки, декорирования и росписи. Знакомятся с понятиями «ангобирование», «глазурование», «роспись». Учатся раскатывать пласт, расписывать по сырцу. Составляют эскизы по мотивам мордовских украшений, декорируют и расписывают.
Учебно-тематический план второго года обучения
Таблица 2
№ | Название темы | Количество часов |
Раздел I. Знакомство с понятием Народное творчество. |
1 | Знакомство с понятием «Народное искусство» и «Художественные промыслы России». Промыслы Мордовии. | 3 |
2 -7 | Знакомство с игрушкой – свистулькой | 18 |
Раздел II. Знакомство с керамической игрушкой – свистулькой. |
1-7 | Знакомство с игрушкой – свистулькой «Птица пава с оглядкой», Григорий - горшечник». | 21 |
6-7 | Продолжение знакомства с книгой В. Колмыкова «Коняшки – глиняшки». Знакомство с игрушкой – свистулькой «Собратья из стародевичьего». Зарисовка, подготовка глины, лепка игрушки | 6 |
Раздел III. Знакомство с народными промыслами. |
1-3 | Знакомство с игрушкой – свистулькой «Жаворонок – птица весенняя». Зарисовка, подготовка глины, лепка игрушки | 9 |
4-9 | Знакомство с промыслом села Подлесная Тавла. | 18 |
10-11 | Знакомство с народными промыслами России. | 6 |
Раздел IV. Знакомство с народными промыслами России. |
1-5 | Знакомство с народными промыслами России. Знакомство с Филимоновской игрушкой. | 15 |
6-7 | Экскурсия в село Подлесная Тавла. | 6 |
Таким образом, в процессе знакомства с книгой В. Колмыкова «Коняшки–глиняшки», дети узнают о забавной игрушке–свистульке, которую гончары лепили на территории Мордовии. Делают зарисовки, учатся лепить свистульки старых мастеров – «Ярилины подарки», «Стрельцы удальцы со свистками», "Птица–Пава". В процессе знакомства с глиняной игрушкой села ПодлеснаяТавла, зарисовывают фантазийные формы игрушек, и изучают роспись. По мотивам Абашевской свистульки стараются создать свою игрушку–свистульку.
Таблица 3
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ | Название темы | Количество часов |
Раздел I. Продолжение изучения народной игрушки – свистульки России. |
1-9 | Знакомство с Каргопольской игрушкой. | 27 |
Раздел II. Продолжение изучения народной игрушки – свистульки России. |
1-7 | Знакомство с Дымковской игрушкой. | 21 |
Раздел III. Продолжение изучения народной игрушки – свистульки России. |
1-5 | Продолжение знакомства с Дымковской игрушкой. | 15 |
6-8 | «Скопинская керамика». Копирование подсвечника «Петушок». | 9 |
9-11 | Продолжение знакомства с народными промыслами России. Колокольчики и народные промыслы России. Лепка колокольчика по мотивам Каргопольской игрушки | 9 |
Раздел IV. Продолжение изучения народной игрушки – свистульки России. |
1-5 | Колокольчики и народные промыслы России. Лепка колокольчика по мотивам Филимоновской игрушки | 15 |
6-7 | Экскурсия в МРМИИ им. С. Д. Эрьзи | 6 |
Таким образом, в третьем классе, учащиеся продолжают знакомиться и изучать народную игрушку–свистульку известных народных промыслов: Абашево, Каргополь, Дымково, Филимоново и др. Сохранение образной основы–главное правило, которому следуют не только мастера– игрушечники, но и учащиеся скульптурного отделения на уроках керамики. Знакомясь с поэтапностью, и техническими приемами лепки и росписи (орнамент) игрушки–свистульки, дети создают свои, понимая, что орнамент, наносимый на свистульку у каждого народа носил свой обрядовый характер. Изучая традиции народных промыслов перед детьми ставится задача разработать эскиз сувенирного колокольчика, который потом они лепят и расписывают к праздничному мероприятию "Благовест".
Таблица 4
Учебно-тематический план четвертого года обучения
№ | Название темы | Количество часов |
Раздел I. Знакомство с Окариной – свистулькой |
1-4 | Знакомство с историей возникновения Окарина – свистулька | 12 |
5-9 | Изготовление игрушки – свистульки по мотивам мордовских сказок, былин, легенд. | 15 |
Раздел II. Знакомство с мелкой пластикой. |
1-7 | Знакомство с понятием «Мелкая пластика». Изготовление изделия по мотивам мордовской мифологии, сказок, былин, легенд. | 21 |
Раздел III. "Декоративное панно" |
1-6 | Знакомство с понятием «Декоративное панно». Рельеф по мотивам мордовских сказок | 18 |
7-11 | Знакомство с мордовским эпосом. Рельеф. Лепка из пластин. | 15 |
Раздел IV. Роспись в керамике. |
1-6 | Лепка тарелки из пласта глиныс последующей росписью на основе элементов орнамента мордовского костюма. | 12 |
7 | Экскурсии в поисках месторождений глины на территории Чамзинского муниципального района. | 3 |
В четвертом классе учащиеся учатся мастерству изготовления свистульки–окарины, изделий мелкой пластики, рельефов, декоративных тарелок и панно. Они серьезно вдумываются над составлением эскизов своих будущих работ, что является показателем овладения творческим ремеслом. Желание обогатить образы своих работ, дети начинают смело применять различные техники декорирования: «лощение», "тиснение", "роспись" и т. д. Составляя эскизы для росписи тарелок–изучают орнаменты вышивок мордовского костюма, а затем расписывают игрушки–свистульки, тарелки, панно, рельефы.
Таблица 5
Учебно-тематический план пятого года обучения
№ | Название темы | Количество часов |
Раздел I. Знакомство с гончарными промыслами России. |
1-2 | Знакомство с гончарными промыслами России. Знакомство с гончарным кругом. | 6 |
3-9 | Знакомство с приемами работы на гончарном круге. Работа на гончарном круге. Центровка комка глины на гончарном круге. | 21 |
Раздел II. Работа на гончарном круге. |
1-3 | Работа на гончарном круге. Горшочек. | 9 |
4-6 | Работа на гончарном круге. Вазочка. | 9 |
7 | Экскурсия в МГУ ИНК на отделение ДПТ «Керамика». | |
Раздел III. Экзаменационная работа. «Декоративное панно». |
1 | Экскурсия в МГПИ им. М. Е. Евсевьева | 3 |
2 | Экскурсия в выставочные залы Республики. | 3 |
3-11 | Экзаменационная работа. «Декоративное панно». | 27 |
Раздел IV. Экзаменационная работа. Игрушка по народным мотивам. |
1-6 | Экзаменационная работа. Игрушка по народным мотивам. | 18 |
7 | Защита экзаменационных работ. | 3 |
Таким образом, мы видим, что предмет «Керамика» дает возможность познакомиться с основными видами керамики, материалами и инструментами, с техникой лепки, декорирования и росписи. В течении обучения дети знакомятся с такими понятиями как: «рельеф», «шамотная и беложгущая глины», «глазурь», "краски по керамике" и т. д. Знакомятся с центрами народных промыслов России по изготовлению игрушки–свистульки, изучают местный народный промысел. Знакомятся с гончарным ремеслом, делают первые попытки работы на гончарном круге.
Приложение А
(дополнительное)

Рисунок 1 - Инструменты для лепки
Приложение В
(дополнительное)
Детские работы учащихся

Рисунок 1 - Алексей П. Рисунок 2 - Анастасия Т.

Рисунок 3 - Наталья Н. Рисунок 4 - Сергей Е.

Рисунок 5 - коллективная работа Рисунок 6 - Алексей П.

Рисунок 7 - Дмитрий Т. Рисунок 8 - Алина Р.

Рисунок 9 - Наталья Н. Рисунок 10 - Валерия Б.

Рисунок 11 - Владимир К. Рисунок 12 - Виктория Л.
14