СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: "Импрессионизм в живописи, поэзии, музыке" в 9 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме: "Импрессионизм в живописи, поэзии, музыке" в 9 классе включает конспект урока, приложения по теме.

Просмотр содержимого документа
«Импрессионизм 9 кл»

9 класс.

Импрессионизм в живописи, поэзии, музыке.

Интегрированный урок комплексу предметов школьной программы.

Цель урока: 1. Закрепить понятие – имперессионизм; 2. Познакомить обучающихся с этим направлением в живописи, поэзии и музыке; 3. Развивать творческую фантазию, используя для этого музыкальные и художественные задатки учеников; 4. Помочь школьникам на практике применить знания, полученные на других уроках.

Оформление урока: На доске: Тема урока. Закрытая схема урока. На партах: Репродукции картин художников импрессионистов, тетради, гуашь, салфетки. На уроке используется: компьютерная презентация, аудио-записи, живое исполнение на фортепиано, фонограмма, краски, масляно-клеевой раствор для рисования.

Учащиеся сидят по группам 6-7 человек.

Урок. Дыхательная гимнастика (вдох-выдох). Разминка мышц речевого аппарата (пение звуков с закрытым ртом)

Распевки: 1- на одной ноте; 2-«Бе-ля-ро-за»; 3-«Эхо».

Мысленно перенесёмся во Францию. Что вы знаете об этой стране?

Столица Франции? Река в Париже? (открыть часть схемы на доске). Какие знаете всемирно известные достопримечательности Парижа?

Слайды: Эйфелева башня, Триумфальная арка, Лувр, Елисейские поля, собор парижской Богоматери, Марсово поле, река Сена, театр «Гранд Опера».

Ритмическое упражнение «Прогулка по Парижу» (по группам): 1-гуляем по музею-«шаг»-четверти; 2-осматриваем достопримечательности города-«бы-стрей»-восьмые; 3- спешим посетить музеи, осмотреть достопримечательности и посетить шикарные парижские магазины-«по-бе-жим» - четверть с точкой и восьмая.

Чтобы еще более полно ощутить очаровательный образ Франции, я предлагаю спеть песню знаменитого певца и музыканта этой страны Джо Дассена, которая поможет нам ощутить дух Парижа и создаст настроение. Ведь Франция - это искусство, любовь,аромат. Пение под фонограмму.

Слайд: Д.Дассен на концертах.

Почему мы сегодня говорим о Париже, о Франции? Потому что то, чему посвящен наш урок, родилось именно там.

2. Каждая эпоха, каждый исторический период дают миру какое-то новое явление, открывают новые имена в области науки, искусства. Иногда появляются такие произведения искусства, которые становятся символом данного времени. Так в конце 18 – начале19 веков новым явлением стало творчество нескольких французских художников, которые совершили переворот в мире живописи. На рубеже этих веков зародилось новое направление в искусстве. Сегодня мы должны вспомнить как родилось название этого направления и чем оно отличалось от ранее существующих направлений в живописи и музыке.

Слайды картин импрессионистов.

Рассмотрите иллюстрации картин, лежащих на ваших партах. Что вы видите необычного в них? Чем они отличаются от привычных иллюстраций картин в ваших учебниках, например, картин русских художников? Ответы ребят.

Слайд: Клод Моне «Впечатление. Восход солнца».

Посмотрите на картину. Именно она дала название импрессионизму. Возникновение термина «импрессионизм» связано с первой выставкой картин французских художников-единомышленников, которая прошла в Парижском ателье в 1874 году. Там и была представлена эта картина. В её названии есть слово «впечатление», которое по-французски звучит так – impression, от него и родилось понятие импрессионизм. Другими словами, импрессионизм – это направление в искусстве, дословно переводимое как впечатление. Участниками подобных выставок были такие художники как (слайды- портреты) Клод Моне, Эдуар Мане, Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Жан Ренуар.

Каждый из этих художников самобытен и оригинален, и работали они не зависимо друг от друга, но встречаясь, время от времени, они пришли к общности творческих идей и к сходству средств, служащих их воплощению. В чем же отличие импрессионизма от других направлений в живописи?

Слайды картин импрессионистов.

Художники-импрессионисты были противниками всяческих теорий. В основе его лежало нетрадиционное видение мира, как некой движущейся материальной субстанции, стремление запечатлеть окружающий мир в его подвижности и изменчивости, мгновенность ситуаций, движений, состояний природы. Художники-импрессионисты стремились передать на холсте свои мимолетные впечатления. Эстетика и техника письма этих художников возникла на чувственной основе. Они внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображая мгновенные, как бы случайные движения и ситуации. В их картинах присутствует кажущаяся неуравновешенность, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. Работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, вибрации света и воздуха. Художники-импрессионисты придумали особый способ письма картин – разложив сложные тона красок на чистые цвета, они накладывали их на холст так, чтоб эти цвета оптически смешивались в нужный оттенок в глазу зрителя.

Буквально сразу же принципы И. стали переноситься на музыку, литературу, театр, хореографию. Слушаем стихотворение. Что вы ощутили в рифме?

Расцвет И. в музыке приходится на десятилетие с 1890 по 1900годы. Композиторы-импрессионисты пытались передать в звуках игру волн, бликов света на воде, отображение ветра, облаков и даже передать в музыке оттенок цвета волос человека, чей портрет они рисовали звуками. Образы произведений зыбки, полны намёков, символики, художественных ассоциаций. Их главная задача –возбудить фантазию слушателя направить её в русло определённых впечатлений, настроений. Вслушайтесь, какие названия композиторы дают своим творениям: «Игра воды», «Поцелуй земли», «Облака», «Послеполуденный отдых Фавна», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет». Еще не слыша этой музыки, мы уже ощущаем её фантастическую чувственность, зыбкость, нереальность и красоту. Классическое выражение импрессионизм нашел в музыке опять же французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Слайды: портреты.

Сейчас вы послушаете фрагмент одного из произведений Клода Дебюсси. Название я вам не скажу умышленно. После прослушивания я дам вам минуту посовещаться и каждая группа предложит свое название, которое посчитает лучшим из предложенных вами же. Закройте глаза и постарайтесь почувствовать, о чем музыкой нам поведал композитор.

Играю «Шаги на снегу». Кто бал ближе всего к оригиналу? Кто смог почувствовать образ?

И. не был долговечен. Почему? Это хрупкое изящное искусство не было созвучно с напряженной атмосферой первой мировой войны и революционных взрывов, которые разразились на рубеже этих веков – это вы знаете из истории. Моментов острых конфликтов и социальных противоречий в И. нет. И на смену этой чувственной, изысканной красоте пришли другие образы, иная музыка.

В заключение урока вы сами попробуете стать художниками-импрессионистами. Рисуем картину. Звучит музыка «Лунный свет».

После творческого эксперимента, показать картину прошлого года: найти образ, название.

Домашнее задание: подготовить несколько названий импрессионистического характера, чтоб использовать их в выборе названия вашей картины.



Просмотр содержимого презентации
«Импрессионизм в живописи, поэзии, музыке»

Импрессионизм в живописи, поэзии, музыке.

Импрессионизм в живописи, поэзии, музыке.

Эйфелева башня

Эйфелева башня

Триумфальная арка

Триумфальная арка

Лувр

Лувр

Елисейские поля

Елисейские поля

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери

Река Сена

Река Сена

Театр «Гранд Опера»

Театр «Гранд Опера»

Театр «Гранд Опера»

Театр «Гранд Опера»

Джо Дассен

Джо Дассен

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»

Клод Дебюсси и Морис Равель

Клод Дебюсси и Морис Равель

Клод Дебюсси  «Лунный свет»

Клод Дебюсси

«Лунный свет»