9 класс.
Импрессионизм в живописи, поэзии, музыке.
Интегрированный урок комплексу предметов школьной программы.
Цель урока: 1. Закрепить понятие – имперессионизм; 2. Познакомить обучающихся с этим направлением в живописи, поэзии и музыке; 3. Развивать творческую фантазию, используя для этого музыкальные и художественные задатки учеников; 4. Помочь школьникам на практике применить знания, полученные на других уроках.
Оформление урока: На доске: Тема урока. Закрытая схема урока. На партах: Репродукции картин художников импрессионистов, тетради, гуашь, салфетки. На уроке используется: компьютерная презентация, аудио-записи, живое исполнение на фортепиано, фонограмма, краски, масляно-клеевой раствор для рисования.
Учащиеся сидят по группам 6-7 человек.
Урок. Дыхательная гимнастика (вдох-выдох). Разминка мышц речевого аппарата (пение звуков с закрытым ртом)
Распевки: 1- на одной ноте; 2-«Бе-ля-ро-за»; 3-«Эхо».
Мысленно перенесёмся во Францию. Что вы знаете об этой стране?
Столица Франции? Река в Париже? (открыть часть схемы на доске). Какие знаете всемирно известные достопримечательности Парижа?
Слайды: Эйфелева башня, Триумфальная арка, Лувр, Елисейские поля, собор парижской Богоматери, Марсово поле, река Сена, театр «Гранд Опера».
Ритмическое упражнение «Прогулка по Парижу» (по группам): 1-гуляем по музею-«шаг»-четверти; 2-осматриваем достопримечательности города-«бы-стрей»-восьмые; 3- спешим посетить музеи, осмотреть достопримечательности и посетить шикарные парижские магазины-«по-бе-жим» - четверть с точкой и восьмая.
Чтобы еще более полно ощутить очаровательный образ Франции, я предлагаю спеть песню знаменитого певца и музыканта этой страны Джо Дассена, которая поможет нам ощутить дух Парижа и создаст настроение. Ведь Франция - это искусство, любовь,аромат. Пение под фонограмму.
Слайд: Д.Дассен на концертах.
Почему мы сегодня говорим о Париже, о Франции? Потому что то, чему посвящен наш урок, родилось именно там.
2. Каждая эпоха, каждый исторический период дают миру какое-то новое явление, открывают новые имена в области науки, искусства. Иногда появляются такие произведения искусства, которые становятся символом данного времени. Так в конце 18 – начале19 веков новым явлением стало творчество нескольких французских художников, которые совершили переворот в мире живописи. На рубеже этих веков зародилось новое направление в искусстве. Сегодня мы должны вспомнить как родилось название этого направления и чем оно отличалось от ранее существующих направлений в живописи и музыке.
Слайды картин импрессионистов.
Рассмотрите иллюстрации картин, лежащих на ваших партах. Что вы видите необычного в них? Чем они отличаются от привычных иллюстраций картин в ваших учебниках, например, картин русских художников? Ответы ребят.
Слайд: Клод Моне «Впечатление. Восход солнца».
Посмотрите на картину. Именно она дала название импрессионизму. Возникновение термина «импрессионизм» связано с первой выставкой картин французских художников-единомышленников, которая прошла в Парижском ателье в 1874 году. Там и была представлена эта картина. В её названии есть слово «впечатление», которое по-французски звучит так – impression, от него и родилось понятие импрессионизм. Другими словами, импрессионизм – это направление в искусстве, дословно переводимое как впечатление. Участниками подобных выставок были такие художники как (слайды- портреты) Клод Моне, Эдуар Мане, Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Жан Ренуар.
Каждый из этих художников самобытен и оригинален, и работали они не зависимо друг от друга, но встречаясь, время от времени, они пришли к общности творческих идей и к сходству средств, служащих их воплощению. В чем же отличие импрессионизма от других направлений в живописи?
Слайды картин импрессионистов.
Художники-импрессионисты были противниками всяческих теорий. В основе его лежало нетрадиционное видение мира, как некой движущейся материальной субстанции, стремление запечатлеть окружающий мир в его подвижности и изменчивости, мгновенность ситуаций, движений, состояний природы. Художники-импрессионисты стремились передать на холсте свои мимолетные впечатления. Эстетика и техника письма этих художников возникла на чувственной основе. Они внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображая мгновенные, как бы случайные движения и ситуации. В их картинах присутствует кажущаяся неуравновешенность, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. Работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, вибрации света и воздуха. Художники-импрессионисты придумали особый способ письма картин – разложив сложные тона красок на чистые цвета, они накладывали их на холст так, чтоб эти цвета оптически смешивались в нужный оттенок в глазу зрителя.
Буквально сразу же принципы И. стали переноситься на музыку, литературу, театр, хореографию. Слушаем стихотворение. Что вы ощутили в рифме?
Расцвет И. в музыке приходится на десятилетие с 1890 по 1900годы. Композиторы-импрессионисты пытались передать в звуках игру волн, бликов света на воде, отображение ветра, облаков и даже передать в музыке оттенок цвета волос человека, чей портрет они рисовали звуками. Образы произведений зыбки, полны намёков, символики, художественных ассоциаций. Их главная задача –возбудить фантазию слушателя направить её в русло определённых впечатлений, настроений. Вслушайтесь, какие названия композиторы дают своим творениям: «Игра воды», «Поцелуй земли», «Облака», «Послеполуденный отдых Фавна», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет». Еще не слыша этой музыки, мы уже ощущаем её фантастическую чувственность, зыбкость, нереальность и красоту. Классическое выражение импрессионизм нашел в музыке опять же французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Слайды: портреты.
Сейчас вы послушаете фрагмент одного из произведений Клода Дебюсси. Название я вам не скажу умышленно. После прослушивания я дам вам минуту посовещаться и каждая группа предложит свое название, которое посчитает лучшим из предложенных вами же. Закройте глаза и постарайтесь почувствовать, о чем музыкой нам поведал композитор.
Играю «Шаги на снегу». Кто бал ближе всего к оригиналу? Кто смог почувствовать образ?
И. не был долговечен. Почему? Это хрупкое изящное искусство не было созвучно с напряженной атмосферой первой мировой войны и революционных взрывов, которые разразились на рубеже этих веков – это вы знаете из истории. Моментов острых конфликтов и социальных противоречий в И. нет. И на смену этой чувственной, изысканной красоте пришли другие образы, иная музыка.
В заключение урока вы сами попробуете стать художниками-импрессионистами. Рисуем картину. Звучит музыка «Лунный свет».
После творческого эксперимента, показать картину прошлого года: найти образ, название.
Домашнее задание: подготовить несколько названий импрессионистического характера, чтоб использовать их в выборе названия вашей картины.