СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Холодная война". Выбор политического курса."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю методическую разработку урока истории по теме "Холодная война". Выбор политического курса."

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Холодная война". Выбор политического курса."»

"Холодная война". Выбор политического курса.

Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления.

Задачи:

Образовательные:

– определить сущность понятия "холодная война", ее этапы, признаки.

– определить влияние внешних факторов на внутреннюю и внешнюю политику СССР в 1945-1953г.

Развивающие: продолжить развитие творческого мышления учащихся, их познавательной деятельности, активности, стремление пополнять знание из различных источников информации; формирование умения выделять существенные связи, давать им оценку, обобщать, анализировать.

Мотивационные: способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.

Воспитательные: продолжить воспитание любви к Родине, отрицательного отношения к войне.

Планируемые результаты.

Учащиеся узнают о:

  • основных итогах Второй мировой войны;

  • истоках "холодной войны" и ее проявлениях;

  • причинах локальных войн и конфликтов;

  • причинах отказа руководства СССР от "плана Маршалла";

  • воздействие конфликта с Югославией на укрепление советского влияния в Восточной Европе;

  • роли СССР в образовании государства Израиль;

  • причинах и последствиях образования НАТО;

  • помощи СССР в создании Китайской Народной Республики;

  • роли Корейской войны в противостоянии СССР и США после Второй мировой войны.

Форма урока: мастерская.

Методы обучения:

  • по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;

  • по форме сотрудничества: групповой.

Средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Раздаточный материал.

  3. Учебник "История России 1945-2008 гг." 11 класс

  4. Бумага, фломастеры.

  5. 4 ватмана.

Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Решением этого вопроса и занялись ведущие государства антигитлеровской коалиции – СССР, США, Англия и Франция, к которым вскоре присоединился Китай. Объективное развитие ситуации вело к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за стремления усилить свои позиции на мировой арене. Это, так или иначе, затрагивало интересы каждой из стран коалиции. В то же время выявилась и особенность характерная именно для периода после Второй мировой войны: конфронтация между бывшими союзниками проявилась в идеологической форме и постепенно превращалась в идейно-политическое противостояние – СССР, с одной стороны, и западные союзники – с другой. Его признаки начали нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривались к концу 1946г. Вскоре появился и термин, обозначающий это противоборство – "холодная война".

На 1 курсе технеикума вам давно уже понятен смысл слова "война". Но сегодня мы должны определить сущность понятия "холодная война", ее даты, признаки. У нас с вами 2 часа и через 2 часа мы должны ответить на поставленные вопросы, нарисовать плакат и написать статью к понятию "холодная война".

Мне бы хотелось, чтобы в процессе работы в мастерской вы еще раз осознали значимость прошедших событий и событий сегодняшнего дня. Актуально это и потому, что опять гремят взрывы, свистят пули и гибнут чьи-то сыны, мужья, отцы.

1 Этап

1. Индуктор В качестве индуктора предлагается слово “война” А) на доске слово “война”;
Б) возьмите чистый лист бумаги. Обведите ладонь и напишите на ладони ассоциации к слову “война”. Можете выделить главное слово (страх, слезы, ужас, разруха и т.д.)

1. На каждом столе А) ватман;
Б) фломастеры;
В) Чистые листы бумаги на каждого ученика 2. В каждой группе выбрать художника, который до конца урока выпускает плакат против войны. 3. В группе выбрать консультанта для коррекции работы и оценивания результатов.

 

2. Ведущий мастерской 1) предлагает просмотр видеофильма о войне

Просмотр видеофрагмента

5 мин.

3. Самоконструкция. Рассказать в группах о своих мыслях и ощущениях, вызванных увиденным.

 

5 мин.

4. Социализация

Каждая группа представляет результаты обмена впечатлениями и размышлениями

А какие войны вы знаете еще? (Отечественная, гражданская, локальная и т.д)

 

5. Творческое задание группам Прочитайте 1 пункт § 1 “Холодная война” – “Послевоенный мир”

Группы предлагают свои ответы Итог работы записывают на доске

Задание: Подведите итоги работы 2 мировой войны

На доске:

  1. Повержен фашизм – одна из форм тоталитаризма. Восстановлена независимость и суверенитет стран Европы и Азии.

  2. Развитие военно-технической мысли, совершенствование вооружений. Появление ядерного оружия.

  3. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы Советским Союзом.

  4. Сформировались 2 противоположные политические системы, возглавляемые США и СССР.

  5. Созданы военно-политические союзы НАТО и стран Варшавского договора.

  6. Сложились две различные системы ценностей; сущность одной – демократия, другой – тоталитаризм.

10 мин.

6. СоциализацияЗадание группам: Пользуясь ассоциативным рядом и своими представлениями составьте статью для Толкового словаря “Холодная война” – это…. Таким образом вы можете внести свой вклад в опыт составления статьи в словарь

– Каждая группа дает свое определение. – Во время выступления групп отметить в предлагаемых определениях их достоинство и своеобразие. Итог работы: – определение какой группы было наиболее точным?

 

7. Работа с информациейА теперь каждая группа 1) получает информационный блок: А) статья “Холодная война” из Большой советской энциклопедии Б) Образ врага. Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1994. В) железный занавес. Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1994. Г) Речь У.Черчилля в Вестминстерском колледже. Фултон 5.03.1946 г. Д) учебник стр. 16-24 2. Прочтите и обсудите материал; 3. Конечная цель данной работы – корректировка определения “холодная война”

Работа учащихся с текстами. Художник рисует плакат.

 

8. Социализация.– Каждая группа дает скорректированное толкование понятия “холодная война”, делает сообщение. Сравните с определением в учебнике (Словарь, стр. 363). – Сформулируйте основные положение, сделавшие возможным раскол мира на 2 лагеря. Представьте положения, сделавшие возможным раскол на 2 лагеря. – Представьте свой ответ в виде знаковой системы по выбору (таблица, схема, кластер) Художники

– Составление таблиц, кластеров, схем. Художники размещают свои плакаты на стене (подготовка к защите плакатов).

 

А теперь возьмите свои листочки с нарисованными ладонями. Перечеркните их, поднимите. Итог работы: Сегодня на уроке еще раз…. Человек сказал: “Нет войне!”

Все поднимают листочки с перечеркнутыми ладонями, на которых сделана запись о войне.

5 мин

Рефлексия А теперь предлагаю написать текст, который начинается словами: “Сегодня в мастерской я…”

 

2 мин

Подведение итогов урока Спасибо за урок!