СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: «Пути введения, дозы лекарственных препаратов, применяемых детям разного возраста при неотложных состояниях на догоспитальном этапе.»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия по теме: «Пути введения, дозы лекарственных препаратов, применяемых детям разного возраста при неотложных состояниях на догоспитальном   этапе.  Инфузионная  терапия детей разного возраста при  неотложных состояниях на догоспитальном   этапе».ПМ.03. «Неотложная медицинская  помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.01. Дифференциальная диагностика заболеваний и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе».Тема  «Оказание неотложной помощи детям.   Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»                           

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Пути введения, дозы лекарственных препаратов, применяемых детям разного возраста при неотложных состояниях на догоспитальном этапе.»»

Рыльский филиал ОБПОУ «КБМК»





Методические разработки теоретических занятий для преподавателя по



ПМ.03. «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе»

МДК 03.01. Дифференциальная диагностика заболеваний и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе».

Тема 6. «Оказание неотложной помощи детям»

Тема занятия: «Пути введения, дозы лекарственных препаратов, применяемых детям разного возраста при неотложных состояниях на догоспитальном этапе. Инфузионная терапия детей разного возраста при неотложных состояниях на догоспитальном этапе».







Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»

Преподаватель Рыльского филиала - Штерцер А.Г.















2015

Тема: Пути введения, дозы лекарственных препаратов, применяемых детям разного возраста при неотложных состояниях на догоспитальном этапе. Инфузионная терапия детей разного возраста при неотложных состояниях на догоспитальном этапе.

1.Вид урока – теоретическое занятие.

2.Тип занятия – комбинированное.

3.Цели занятия:

Учебная

1) Создать условия для усвоения обучающимися знаний:

-принципов фармакотерапии при неотложных состояниях на

догоспитальном этапе.

-путей введения, доз лекарственных препаратов при неотложных состояниях у детей

-особенностей инфузионной терапии у детей

-правил заполнения медицинской документации;


2) Создать условия для развития общих (ОК1,ОК2,ОК4,ОК5,ОК8,ОК11,ОК12) и формирования профессиональных компетенций:

ПК3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК3.3Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК3.7. Оформлять медицинскую документацию.

Развивающая.

Развивать:

- умение интегрировать знания смежных дисциплин по теме.

- умение обобщать и систематизировать изученный материал.

- познавательный интерес и мыслительную активность студентов;

- логическое, клиническое мышление;

Воспитывающая.

Содействовать воспитанию:

-осознанности необходимости образования в профессиональной деятельности медработника;

- любви к избранной профессии;

4.Место проведения - учебная комната в Рыльском филиале ОБПОУ «КБМК»

5.Междисциплинарные связи:

ПМ 07 « Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра» МДК 07.03. «Технология оказания медицинских услуг».

(«Медикаментозное лечение в сестринской практике : «Сестринский процесс при оказании доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»).

ПМ.01 «Диагностическая деятельность» МДК 0101 «Пропедевтика клинических дисциплин» «Пропедевтика в педиатрии».

ПМ.02 «Лечебная деятельность» МДК02.04 «Лечение пациентов детского возраста»

Учебные дисциплины: «Здоровый человек и его окружение», «Фармакология», «Латинский язык».


6.Оснащение занятия

-Электронная презентация фрагмента занятия

(«Классификация инфузионных растворов»).

-Наглядный материал: инфузионные растворы.

-Учебная литература:

1.В.П.Молочный.

«Педиатрия: Неотложные состояния у детей».2013г.

2. Н.Г.Соколова «Педиатрия с детскими инфекциями» Ростов –на- Дону, «Феникс» 2014г.

3.Рецептурные справочники.

4. Методические рекомендации для обучающихся по организации внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.03.«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе»

МДК 03.01 «. Дифференциальная диагностика заболеваний и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе».

Тема 6. «Оказание неотложной помощи детям».


7.План урока и режим времени

1).Организационный этап - 2мин.

2) Проверка домашнего задания - 5 мин.

3). Контроль знаний-15 мин.

4).Целеполагание и мотивация – 5мин.

5) Актуализация знаний – 5 мин.

6)Усвоение новых знаний – 30мин.

7).Первичная проверка понимания – 5мин.

8). Применение знаний – 10 мин.

9). Рефлексия – 5 мин.

10).Подведение итогов –3 мин.

11).Домашнее задание и инструктаж по его выполнению - 5 мин.



8. Ход занятия



№ п/п Этапы занятия

Компетенции, формируемые на занятии

Условия формирования компетенций

1.Организационный этап


ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей 

Будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.


Приветствие обучающихся, отметка отсутствующих, подготовленность обучающихся к занятию, их внешний вид, проверка оснащения занятия, организация внимания.

Это необходимо для создания продуктивных условий взаимодействия преподавателя и обучающихся, обеспечения рабочей обстановки, психологической готовности обучающихся к общению на предстоящем занятии.


2.Проверка домашнего задания

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей 

Будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


Контроль выполнения заданий из методических рекомендаций для самоподготовки:

-фронтальная проверка тетрадей

(наличие составленной таблицы дифференциальной диагностики типов дегидратации, выполненного практикоориентированного задания).

Контроль выполнения домашнего задания способствует воспитанию у обучающихся ответственности и потребности к регулярной подготовке к занятиям, самообразованию.



3.Контроль знаний

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК 3.1 Проводить диагностику неотложных состояний.


Индивидуальный опрос:

-Обучающемуся предлагается представить презентацию заполненной таблицы « Дифференциальная диагностика дегидратации», аргументировать ответы в таблице.

Остальные обучающиеся контролируют ответ, вносят исправления, дополнения. Преподаватель контролирует, корректирует ответы.


- Другому обучающемуся предлагается зачитать вслух практикоориентированное задание и выполнить его (Методические рекомендаций по самоподготовке, тема 1, задание №4). (Приложение №1)

Остальные обучающиеся контролируют ответ, вносят исправления, дополнения. Преподаватель контролирует, корректирует ответы.

-Всем обучающимся предлагается выполнить устно практикоориентированное задание

(Приложение №2)

-Одному обучающемуся предлагается озвучить ответ

Остальные обучающиеся контролируют ответ, вносят исправления, дополнения. Преподаватель контролирует, корректирует ответы.

Практикоориентированные задания способствуют формированию логического и клинического мышления, творческой активности.

Индивидуальный опрос позволяет оценить:

-глубину и качество усвоения учебного материала;

- способность обучающихся излагать свои мысли и отстаивать собственную точку зрения.

Данный этап занятия позволяет выявить пробелы в знаниях обучающихся, своевременно создать условия по их устранению

4.Целеполагание и мотивация


ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.


Преподаватель вместе с обучающимися формулирует цели занятия, отмечает практическую значимость знаний, полученных на данном занятии, акцентирует внимание обучающихся на том, что инфузионная терапия играет большую роль в оказании медицинской помощи детям при неотложных состояниях, от метода введения лекарственного препарата зависит эффективность проводимых лечебных мероприятий.

Это обеспечивает желание участников педагогического процесса сотрудничать на занятии, способствует формированию установок на восприятие и осмысление учебной информации, акцентирует внимание на основных вопросах темы занятия.

5.Актулизация знаний

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПК3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК3.3Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе


Преподаватель просит обучающихся

- перечислить методы введения лекарственных препаратов и их особенности у детей разного возраста;

-назвать наиболее эффективные методы введения лекарственных препаратов при неотложных состояниях у детей.

Обучающиеся отвечают, ответы аргументируют.

Способствует закреплению междисциплинарных связей с ПМ 07

« Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра» МДК 07.03. «Технология оказания медицинских услуг».

( «Медикаментозное лечение в сестринской практике : «Сестринский процесс при оказании доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»)

ПМ02 «Лечебная деятельность» МДК02.04 «Лечение пациентов детского возраста»

6.Усвоение новых знаний

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК3.2 Определять тактику ведения пациента детского возраста.

ПК3.3 Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

3.4 Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

3.5 Осуществлять контроль состояния пациента

Преподаватель знакомит обучающихся с планом занятия, делаются записи в тетради, тем самым осуществляется установка на восприятие.

План:

1.Дозы лекарственных препаратов, применяемых при неотложных состояниях у детей;

2.Инфузионные растворы.

3.Расчёт объёма инфузионой терапии и скорости инфузии;

4.Мониторинг состояния пациента на фоне проводимой инфузионной терапии.


При изложении первого пункта плана –(«Дозы лекарственных препаратов, применяемых при неотложных состояниях у детей») используется метод обучения- беседа

В ходе беседы преподаватель акцентирует внимание обучающихся на то, что дозы лекарственных препаратов детям рассчитываются на год жизни или на килограмм веса.

Просит студентов вспомнить учебный материал ПМ02 «Лечебная деятельность».МДК02.04. «Лечение пациентов детского возраста».УД «Фармакология» и ответить на вопросы:

-В какой дозе и с какой целью вводятся детям лекарственные препараты: анальгин, адреналин, седуксен, гидрокарбонат натрия, мезатон, строфантин, лазикс?

-Как перевести миллиграммы препарата в миллилитры?

Обучающиеся отвечают

Преподаватель контролирует, корректирует ответы.

Межпредметная интеграция способствует:

-концентрации памяти обучающихся;

-обобщению, систематизации, закреплению ранее изученного учебного материала.


Для изложения второго пункт плана лекции («Классификация инфузионных растворов»)

используется презентация «Инфузионные растворы», в которой представлены:

-классификация инфузионных растворов;

-краткая характеристика кристаллоидов, коллоидов, эмульсий, препаратов крови;

Обучающиеся записывают в тетради названия растворов в соответствие с классификацией.

Использование ИКТ способствует

-снятию физического и умственного напряжения обучающихся,

-повышению их работоспособности и интереса к изучаемой теме,

-включению в процесс познания зрительного анализатора, что способствует более прочному усвоению учебного материала

Преподаватель демонстрирует инфузионные растворы в пластиковых

пакетах и стеклянных флаконах.

Использование наглядного материала включает в процесс познания зрительный анализатор, что способствует более прочному усвоению учебного материала.


Для изложения третьего пунктов плана

(3. «Расчёт объёма инфузионой терапии и

скорость инфузии») используется метод обучения – рассказ.

Обучающиеся слушают, анализируют, выделяют главное, ведут конспект.

Данный метод обучения способствует:

-концентрации внимания обучающихся;

- формированию дисциплинированности и умений конспектирования учебного материала.


При изложении четвёртого пункта плана (4. «Мониторинг состояния пациента на фоне проводимой инфузионной терапии».) используется метод обучения – беседа


В ходе беседы обучающимся

предлагается вспомнить учебный материал по ПМ 07 « Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра» МДК 07.03. «Технология оказания медицинских услуг».

( «Медикаментозное лечение в сестринской практике : «Сестринский процесс при оказании доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях») и назвать жизненные показатели, контроль которых необходимо проводить в процессе оказания неотложной помощи детям, в том числе при проведении инфузионной терапии.

Вспомнить учебный материал по УД «Здоровый человек иего окружение», ПМ01 «Диагностическая деятельность» МДК 0101 «Пропедевтика клинических дисциплин» «Пропедевтика в педиатрии» и назвать возрастные нормы данных показателей.

Преподаватель координирует и дополняет ответы.

Смена методов обучения в ходе изложения нового учебного материала способствует снятию физического и умственного напряжения обучающихся, повышает их работоспособность и интерес к изучаемой теме.


7.Первичная проверка понимания

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей 

будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК3.2 Определять тактику ведения пациента детского возраста.

ПК3.3 Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

3.4 Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

3.5 Осуществлять контроль состояния пациента


Проводится методом беседы, в ходе которой обучающимся задаются вопросы:

1.Какой метод введения лекарственных препаратов наиболее эффективен при оказании неотложной помощи и почему?

2.Почему у новорождённых детей для внутривенных инъекций используют вены головы?

3. Назовите дозу 50% р-ра анальгина ребёнку 3-х лет

4.Из чего состоят патологические потери жидкости у ребёнка при гипертермии, кишечном эксикозе?

5.О каком осложнении инфузионной терапии свидетельствует появление влажных хрипов в лёгких?

Обучающиеся отвечают на вопросы, исправляя и дополняя ответы друг друга.

Преподаватель корректирует ответы, определяет уровень понимания обучающимися учебного материала.

8.Применение знаний

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК3.2 Определять тактику ведения пациента детского возраста.

ПК3.3 Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

3.4 Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

3.5 Осуществлять контроль состояния пациента


Решение ситуационных клинических задач (Приложение 4)


9.Рефлексия

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.




















Преподаватель предлагает обучающимся письменно ответить на вопросы анкеты (нужное подчеркнуть):

1.На занятии я работал активно, пассивно

2. Своей работой на занятии я доволен, не доволен

3.Занятие для меня показалось длинным, коротким

4. За занятие я устал, не устал

5.Мое настроение стало лучше, хуже

6. Материал занятия мне был

Понятен, не понятен

Полезен, бесполезен

Интересен, скучен

7.Цель занятия мной достигнута полностью, частично

8.Цель занятия группой в целом достигнута полностью, частично.


2-3 человека озвучивают и комментируют самооценку своей деятельности, достижение цели занятия группы.

Обращается внимание обучающегося на самого себя, своё сознание, на продукт своей активности, на результат своей деятельности.

Способствует формированию ответственности за результаты своего труда и результаты труда товарищей.


10.Подведение итогов

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Выставляется поурочный балл, проводится устная оценка активности каждого обучающегося, отмечаются успехи и недостатки.

Даются рекомендации по самообразованию. Этот этап занятия способствует формированию ответственности за результаты своего труда.

11.Домашнее задание

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Преподаватель называет

рекомендуемые источники информации:

1.В.П.Молочный. «Педиатрия: Неотложные состояния у детей». 2013г. стр. 225-227; 230-234.

2.Н.Г.Соколова «Педиатрия с детскими инфекциями» Ростов –на- Дону, «Феникс» 2014г. стр.248-250; 294-299

3.Н.В.Ежова «Педиатрия». стр.390-394; 496-501.

4.Лекционный материал.

5. Методические рекомендации для обучающихся по организации внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.03.«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.01 «. Дифференциальная диагностика заболеваний и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе». Тема 6. «Оказание неотложной помощи детям»),

Указывает, на что обратить внимание при подготовке к занятию, какие задания выполнить письменно в тетради.

Выясняет, как обучающиеся поняли содержание работы и способы её выполнения.

Этот этап занятия способствует формированию навыков самостоятельной, познавательной деятельности во внеаудиторное время. Подробное разъяснение домашнего задания облегчает процесс самоподготовки обучающихся, способствует более чёткой организации внеурочной деятельности и повышает уровень подготовки к занятию.




Приложение 1

Таблица «Дифференциальная диагностика типов дегидратации»

Показатели

(система, орган)

Тип дегидротации

Вододефицитный

Изотонический

Соледефицитный

Температура тела




Кожа




Слизистые оболочки




Мышцы




Артериальное давление




Дыхание




Желудочно-кишечный тракт




Нервная система





Образец заполнения таблицы «Дифференциальная диагностика типов дегидратации»

Показатели

(система, орган)

Тип дегидротации

Вододефицитный

Изотонический

Соледефицитный

Температура тела

Гипертермия

Субфебрильная

Нормальная или гипотермия

Кожа

Тёплая , эластичность снижена

Сухая, холодная

Дряблая, цианотичная

Слизистые оболочки

Очень сухие, запёкшиеся

Сухие

Покрыты вязкой слизью

Мышцы

Без изменений

Тестообразные

Низкий тонус

Артериальное давление

Часто нормальное

Снижено или повышено

Низкое

Дыхание

Гипервентиляция

Без особенностей

Замедленное

Желудочно-кишечный тракт

Частый жидкий стул, редкая рвота

Жидкий стул, изредка рвота

Рвота частая обильная, стул водянистый, парез кишечника

Нервная система

Общее беспокойство

Вялость, сонливость

Судороги, сопор, кома


Приложение 2

Ситуационная клиническая задача:

Вызов фельдшера к ребенку 2 лет по поводу судо­рог. Со слов матери, мальчик заболел утром, появились насморк, су­хой кашель. К вечеру состояние ухудшилось, повысилась температура до 39°, наблюдались судорожные подергивания конечностей. Из анамнеза известно, что до года ребенок наблюдался невропатологом по поводу перинатальной энцефалопатии. Объективно: состояние средней тяжести, сознание сохранено. Бледный, слизистые выделения из носа. Тахипноэ. Дыхание жесткое, хрипов нет. Тоны сердца рит­мичные, отчетливые, 140 ударов в минуту. Живот мягкий, безболез­ненный. Менингеальная и очаговая симптоматика отсутствует.

Задания:

1.Определите неотложное состояние у ребёнка.

1.Объясните причину развития неотложного состояния у ребёнка.


Вариант ответа

1.Неотложное состояние – Гипертермический синдром (белая гипертермия), судорожный синдром(фебрильные судороги).

2.Причина гипертермии - ОРВИ, причина судорог- гипертермия. Способствующий фактор-перенесённая перинатальная энцефалопатия.


Приложение 3

Ситуационная клиническая задача:

Ребенку 11 месяцев, осмотрен весной. Жалобы на судороги, которые повторяются неоднократно на протяжении двух дней на фоне нормальной температуры и хорошего общего состояния. Проводится специфическая терапия рахита. Объективно: состояние удовлетворительное, отмечаются выраженные лобные и теменные бугры, рахитические четки и браслеты, большой распластанный живот, большой родничок 0,2 на 0,2 см с плотными краями, положительные симптомы повышенной нервно-мышечной возбудимости: Хвостека, Люста, Труссо. В конце осмотра у ребёнка появились судороги.

Задания:

1.Определите неотложное состояние, развившееся у ребёнка.

2.Проведите внутрисиндромную дифференциальную диагностику.


Вариант ответа

1.Судорожный синдром (гипокальциемические судороги)

на фоне спазмофилии (признаки рахита, положительные симптомы скрытой спазмофилии)

2.Дифференцировать с

- фебрильными судорогами (у ребёнка нормальная температура тела)

-судорогами при менингите (отсутствие симптомов менингита)

-судорогами при обезвоживании( отсутствие симптомов кишечной инфекции)






Приложение 4

Ситуационная клиническая задача№1

Вызов фельдшера к ребенку 8 лет. Заболел остро. Жалобы на повышение температуры до 39,0° , стул 7-8 раз в сутки, вялость, снижение аппетита. Объективно: состояние тяжелое, периодически бредит, кожные покровы бледно-серые, сухие на ощупь, конечности холодные. Тоны сердца приглушены, ритмичны, учащены. Живот умеренно вздут, при пальпации определяется урчание по ходу кишечника. Печень и селезенка увеличены. Стул обильный с большим количеством слизи и зелени.

Задания:

1.Определить причины патологических потерь жидкости у ребёнка.

2.Расчитать физиологическую потребность ребёнка в жидкости.

3.Расчитать объём патологических потерь жидкости у ребёнка.

Вариант ответа:

1.Причины патологических потерь жидкости у ребёнка: частый жидкий стул, гипертермия.

2.Физиологическая суточная потребность в жидкости ребёнка 8-ми лет по номограмме Абердина равна 2литра.

3.Объём патологических потерь жидкости:

1) с лихорадкой : на каждый градус выше нормы-10мл/кг.

Объём потерь жидкости с лихорадкой =10мл умножить на 2 умножить на 26 =520мл. (если температура 39гр. держится в течение суток)

26-это вес восьмилетнего ребёнка ( кг)

(Вес = 10+2п п - это возраст ребёнка в годах.)

2) с жидким стулом: 20мл/кг=520мл.

3) Всего объём патологических потерь жидкости в сутки =1040мл.





Ситуационная клиническая задача№2

Вызов к ребенку 4 года. Заболел остро, первый день заболевания. Жалобы на повышение температуры до 39°С, озноб, головную боль, тошноту, частую рвоту, боли в животе схваткообразного характера. Объективно: Состояние тяжелое, сознание спутанное, мраморность кожных покровов, двигательное возбуждение, Частота дыхания 40 в 1 мин. Живот втянут, резко болезнен при пальпации по ходу толстой кишки больше слева, сигма спазмирована и резко болезненна. Стул 20 раз за сутки со слизью и кровью иногда по типу «ректального плевка», зияние ануса.

Вес ребёнка 17кг.

Задание:

Рассчитать суточный объём вводимой жидкости ребёнку.

Вариант решения задачи:

Объём инфузионной терапии =Физиологическая потребность в жидкости +патологические потери +дефицит в связи с предыдущими потерями. (V=ФП+ПП+Д)

Так как заболел остро, первый день заболевания, будем считать, что дефицит жидкости в связи с предыдущими потерями отсутствует.

1) ФП=1,5л

2) ПП на лихорадку=340мл (т.к. на каждый градус выше нормы -10мл/кг)

3) ПП на одышку=170 мл (т.к. на каждые 10 дыхательных движений выше возрастной нормы-10мл/кг)

4) ПП рвоту, жидкий стул=340 мл

4)Объём вводимой жидкости =1500мл+340мл+170мл +340мл=2350мл.


Приложение 5

Методические рекомендации преподавателю по теме: « Пути введения, дозы лекарственных препаратов, применяемых детям разного возраста при неотложных состояниях на догоспитальном этапе. Инфузионная терапия детей разного возраста при неотложных состояниях на догоспитальном этапе».

План:

1.Дозы лекарственных препаратов, применяемых при неотложных состояниях у детей;

2.Инфузионные растворы.

3.Расчёт объёма инфузионой терапии и скорости инфузии;

4.Мониторинг состояния пациента на фоне проводимой инфузионной терапии.


1.Дозы лекарственных препаратов, применяемых при неотложных состояниях у детей;

Преподаватель использует метод беседы.

В ходе беседы преподаватель акцентирует внимание обучающихся на то, что дозы лекарственных препаратов детям рассчитываются на год жизни или на килограмм веса.

Задаёт вопросы:

-В какой дозе и с какой целью вводятся детям лекарственные препараты: анальгин, адреналин, седуксен, гидрокарбонат натрия, мезатон, строфантин, лазикс?

-Как перевести миллиграммы препарата в миллилитры?

2.Инфузионные растворы.

Преподаватель вместе со студентами формулирует определение «Инфузионные растворы».

Для изучения классификации инфузионных растворов используется презентация«Инфузионные растворы», в которой представлены растворы разных групп(коллоиды, кристаллоиды, эмульсии, препараты крови) и дана им краткая характеристика.

3.Расчёт объёма инфузионой терапии и скорости инфузии.

Используется метод обучения – рассказ.

Преподаватель рассказывает о методах расчёта объёма инфузионной терапии и о скорости введения инфузионных растворов при неотложных состояниях у детей. Называет алгоритм расчета программы инфузионной терапии, формулу для расчёта объёма вводимой жидкости, физиологическую потребность детей разного возраста в жидкости, метод расчёта патологических потерь, показатели, использумые для определения скорости инфузии,

инфузионные растворы, применяемые при неотложных состояниях у детей.

4.Мониторинг состояния пациента на фоне проводимой инфузионной терапии

При изложении данного пункта плана используется метод обучения – беседа

В ходе беседы обучающимся предлагается вспомнить учебный материал по ПМ 07 « Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра» МДК 07.03. «Технология оказания медицинских услуг».

( «Медикаментозное лечение в сестринской практике : «Сестринский процесс при оказании доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях») и назвать жизненные показатели, контроль которых необходимо проводить в процессе оказания неотложной помощи детям, в том числе при проведении инфузионной терапии.

Преподаватель акцентирует внимание студентов на то, что при проведении инфузионной терапии, особенно у детей с тяжелой степенью дегидратации и гиповолемическим шоком, необходимо постоянно мониторировать такие жизненные показатели, как уровень сознания, частота сердечных сокращений, артериальное давление, цвет и температура кожи, время наполнения капилляров, наполнение пульса на периферических артериях и темп почасового диуреза. Предлагает вспомнить учебный материал по УД «Здоровый человек иего окружение», ПМ01 «Диагностическая деятельность» МДК 0101 «Пропедевтика клинических дисциплин» «Пропедевтика в педиатрии» и назвать возрастные нормы данных показателей.