СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме:«Социально-педагогическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности воспитанников детских домов через дополнительное образование»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная  форма работы с  детьми должна быть приоритетной. В условиях детских домов, где работа педагогического коллектива направлена в большей степени на воспитательные формы деятельности, у воспитанников есть выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований в момент определения секций, кружков,  которые они посещают. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности ребят. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, педагогами, для широкой общественности.

Где  бы мы  ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с  воспитанниками,  необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме:«Социально-педагогическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности воспитанников детских домов через дополнительное образование»»

3




КГУ "Детский дом № 1 для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей , г.Акколь " управления образования Акмолинской области





Методическая разработка по теме:





«Социально-педагогическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности воспитанников детских домов через дополнительное образование»

















Автор-составитель

Козачук Н.Я.

методист









2016 г


СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ

3-4

  1. Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности .

5-12

  1. Роль педагога в сопровождении проектной деятельности воспитанников.

13-17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

18









































Введение


«Только то - знание делается нашим зрелым достоянием,

когда мы приходим к нему, добываем его сами»

Якуб Колас


Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и  применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности детей.

Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РК «Об образовании» , заключается в «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Следовательно, необходимо создать условия для включения каждого ребенка в естественные виды деятельности, создать благоприятную среду для его развития.

Проектная форма работы с  детьми должна быть приоритетной. В условиях детских домов, где работа педагогического коллектива направлена в большей степени на воспитательные формы деятельности, у воспитанников есть выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований в момент определения секций, кружков,  которые они посещают. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности ребят. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, педагогами, для широкой общественности.

Где  бы мы  ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с  воспитанниками, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.


















  1. Что такое метод проектов. Понятие проектной деятельности .

Проект- слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодейст­вие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя уче­ником и наоборот, что также, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную ин­формацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные кон­цепции.

Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мыш­ления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающимся учиться, направлять его познавательную дея­тельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда обучающихся в процессе учения сегодня является метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джорджем Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения в Казахстане, России и др. странах СНГ возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Джорджем Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо­культурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплоще­ние комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необ­ходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строить­ся с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ре­бенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спла­нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных мо­ментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться стро­ить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, раз­решая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем само­стоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересо­ванность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие крити­ческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятель­ность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Ме­тод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматри­вающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, тех­нологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практи­ческий результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

  • монопредметным- выполняется на материале конкретного предмета;

  • межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких пред­метов;

  • надпредметным- выпол­няется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и те­кущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

  1. происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;

  2. качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

  3. вводятся элементы исследовательской деятельности;

  4. формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

  5. происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Следует остановиться и на общих подходах к структурирова­нию проекта:

    1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

    2. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тема­тики. Сами же проблемы выдвигаются обучающими с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

    3. Важным моментом является распределение задач по груп­пам, обсуждение возможных методов исследования, поиска ин­формации, творческих решений.

    4. Затем начинается самостоятельная работа участников про­екта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

    5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения получен­ных данных в группах.

    6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.

    7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой.

Исследование - это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.

Проектная деятельность в образовательном учреждении дополнительного образования - тема актуальна по целому ряду причин.

Во-первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее сущности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных педагогических действий.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.  Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Ребенок, проявляющий инициативу, учится ориентироваться в окружающей его действительности. И в этом ему поможет проектная деятельность. Исследования показывают, что дети могут успешно выполнять проектную деятельность при участии педагогов. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую, нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. В условиях нашего детского дома нам ближе   творческая проектная деятельность.   В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт, чаще всего осуществляется коллективно, привлекаются взрослые.   

Мы приходим к совершенно новому образованию, а значит, нужно перестраиваться, меняться и нашим педагогам.
Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: воспитанников, педагогов дополнительного образования, воспитателей, помощников воспитателей, а также всех, кто находиться рядом с детьми . Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.

















  1. Роль педагога в сопровождении проектной деятельности воспитанников.

На современном этапе модернизации системы образования в Республики Казахстан большое внимание уделяется развитию новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В Концепции модернизации казахстанского образования на период до 2030 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Одной из ключевых компетенций является проектная компетенция.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Научно-исследовательские и проектные работы, стали одной из основных форм работы многих учеников, они носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка.

Детские дома для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей является одним из элементов системы образования. И мы считаем, что, наравне с общеобразовательными учреждениями, на современном этапе развития отводится большая роль в формировании у воспитанников детского дома проектной компетенции.

В детских домах, где хорошо развита и поставлена на должном уровне работа дополнительного образования,

  • во-первых, образовательно - воспитательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укреплению здоровья, на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе, формирование их общей культуры;

  • во-вторых, учитываются запросы детей, их потребности, а также потребности других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурные традиции;

  • в-третьих, основной реализуемой образовательной программой является дополнительная образовательная программа;

  • в-четвертых, создаются условия для условия для раскрытия творческого потенциала детей;

  • в-пятых, организуются и проводятся массовые мероприятия с воспитанниками.

Специфика деятельности КГУ "Детский дом № 1, г.Акколь " управления образования Акмолинской области РК заключается в том, что образовательная и творческая деятельность воспитанников организуется по программам различной направленности, реализуемым в детских объединениях. На данном этапе в детском доме реализуются программы различных направленностей: научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, информационно - познавательной.

Особо большое внимание в нашем детском доме уделяется внедрению проектной деятельности в образовательно - воспитательный процесс. Проектная и исследовательская деятельность воспитанников становится неотъемлемой частью образовательно - воспитательного процесса учреждения. Рассмотрим применение метода проектов в КГУ "Детский дом № 1,г.Акколь".

В течение года воспитанники и педагоги разрабатывают различные творческие проекты. Проектный метод обучения это основа работы дополнительного образования. Этот метод предполагает, что проектирование выполняется не под опекой педагога, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Во многих случаях участники творческого объединения являются инициаторами создания различных творческих проектов по выбранному направлению деятельности. В ходе работы над такими проектами активизируется деятельность воспитанников, в результате чего создается продукт, обладающий субъективной, а иногда объективной новизной.

Свою работу педагоги и воспитанники строят по алгоритму, который включает в себя следующие этапы работы: подготовительный или вводный, поисково-исследовательский, трансляционно-оформительский, заключительный.

Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Ребенок ощущает личную значимость, у него формируется способность испытывать радость от процесса и результата труда, тех творческих, интеллектуальных, волевых и физических сил, которые им были затрачены.

С целью предоставления возможности для воспитанников детских домов проявить творческие способности, реализовать научные и познавательные интересы, заложить фундамент своей будущей учебы в ВУЗе и работы в данной области, демонстрации и пропаганды лучших достижений детей и подростков, опыта работы образовательных учреждений по организации проектной и научно-исследовательской деятельности; формирования творческих связей с исследовательскими коллективами, организации взаимного общенияв центре ежегодно проводится поселковая нацчно-практическая вательный процесс. -биологической, военно-патриотической, я по разн. Творческие проекты наших детей принимают участие в различных конкурсах, выставках, где занимают призовые места.

Таким образом, мы видим, что в детских домах , где функционирует система дополнительного образования большие возможности для организации и внедрения проектной деятельности. Применение метода проектов в образовательно - воспитательном процессе нашего учреждения способствует возникновению такого взаимодействия и отношений обучающихся творческого объединения между собой, с педагогом, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности и не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира ребенка.

Самое сложное для педагога в ходе проектирования - это роль незави­симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа­гог видит, что ребенок выполняет что-то неверно. Но важно в ходе кон­сультаций только отвечать на возникающие у воспитанника вопросы. Возмож­но проведение семинара - консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества участников проекта.

У детей при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

  • намечать цели и задачи;

  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии аль­тернативы;

  • осуществлять и аргументировать выбор;

  • предусмотреть последствия выбора;

  • действовать самостоятельно (без подсказки);

  • сравнивать полученное с требуемым;

  • объективно оценивать процесс и результат про­ектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль педагога. Она различна на разных этапах проектирования. Взаимодействие педагога и ребенка пока­зывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощ­ника, а акцент обучения делается на содержание учения, на процесс приме­нения имеющихся знаний.

Меняется и роль участников проекта в образовании: они выступают активными участ­никами процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк­тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У детей вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Обучающиеся свободны в выборе способов и видов деятельно­сти для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необ­ходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положи­тельное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем за­щиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия дея­тельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятель­ности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудач­но подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать самооценку окружаю­щего мира и себя в этом мире.








Список использованных источников

  1. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.

  2. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003 – с. 12.

  3. Каверин В.А. Два капитана: Роман в 2-х кн. – К.: Рад.школа, 1982. – с. 54, 56-57.

  4. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с. 6.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000

  6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

  7. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.

  8. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401.

  9. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.



3