МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 города Волгодонска
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические разработки мероприятий воспитательной направленности
Пархоменко Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
г. Волгодонск
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье детей – самое ценное, что у нас есть. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе должны быть направлены на то, чтобы дети уже в этом возрасте приучались правильно питаться и заботиться о своём самочувствии. Учитывая возрастные и психологические особенности младшего школьника, такая работа должна проводиться в нестандартной форме, в форме КВНов, викторин, путешествий, конкурсов и т.п. Такие мероприятия оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей. Важно также на своём личном примере демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае мы можем надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Среди педагогических технологий нет термина «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегательная педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые впоследствии сможет применять в своей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов, методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинским работником. С коллегами, планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.
Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Весь процесс обучения в условиях зоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель: сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Этап углубленного обучения.
Цель: сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствованию.
Цель: умение перевести знания и навык. Обладающий возможностью его целевого использования.
Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия. Физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др.), подвижные игры, психогимнастика, тренинги, аромотерапия, витаминотерапия, различные реабилитационные мероприятия, массовые оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, классные часы, беседы и другие мероприятия.
В начальной школе (возраст детей 6-11 лет) очень часто наблюдается снижение уровня медицинских показателей здоровья учащихся. В моём классе совершенно здоровых детей только двое. Поэтому считаю важным вести работу по оздоровлению детей. Главным в своей работе считаю принцип «Не навреди». В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей разрабатываю и провожу регулярно разные мероприятия. Ежедневно с учащимися проводится зарядка по музыкальное сопровождение. Ребятам это очень нравиться и они с удовольствием выполняют комплекс упражнений. На каждом уроке устраиваем минутки отдыха в виде физкультминуток или минуток релаксации. Уроки физкультуры и занятия спортивных кружков, организованных во внеурочной деятельности способствуют повышению физической подготовки учащихся и их оздоровлению. Но этой работы недостаточно, поэтому 1-2 раза в месяц проводим мероприятия, на которых ребята получают теоретические и практические знания, умения и навыки по теме. Считаю, что такая методика работы даст результаты в ближайшем будущем. Предполагаю, что снизится процент детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, с дефицитом или избытком массы тела, ОРВИ.
В школе организовано питание. Все учащиеся класса получают полноценное питание в виде завтраков и обедов.
Неоценимую помощь в работе оказывает медсестра. Она следит за питанием (расчёт пищевых ингредиентов и калорий, в пищевом рационе), режимом учебных занятий, а самое главное проводит медицинские осмотры детей.
К работе привлекаю родителей. Провожу диагностирование детей и родителей. По результатам определяю уровень понимания важности здорового образа жизни, здорового питания, избавления от вредных привычек и др.
Некоторые разработки прилагаю для рассмотрения.
Разработка занятия «Молоко от Матроскина»
Цель: расширение знаний о пользе молока и молочных продуктов.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, сладкие призы (шоколадки, творожки), костюм кота Матроскина.
Предварительная подготовка: подбор материала, разучивание текстов ведущих героев.
Ход занятия:
Учитель: Сегодня один наш хороший знакомый, кот Матроскин, приглашает нас к себе в гости и расскажет нам о главном продукте питания всех маленьких и уже не совсем маленьких детей.
Кот Матроскин:
Чистое небо, да не вода.
Клейкое, да не смола.
Белое, да не снег.
Сладкое, да не мёд.
От рогатого берут,
Малым детушкам дают. Что это? (Молоко)
Молоко – самый любимый мой продукт, и поэтому я хочу, чтобы вы о нём узнали много интересного.
Мальчик:
Ежедневно
Непременно
С аппетитом нужно есть
Каждый день!
Йогурт, сыр и простоквашу,
Молоко, кефир и кашу.
Масло сливочное тоже,
И сметану, и творожник,
И молочные сосиски,
Для худых, полезны сливки.
Ежедневно
Непременно
Надо есть всё,
Что полезно!
Кот Матроскин: Самый ценный компонент молока белок. Много в молоке и полезных животных жиров. Есть в молоке и молочный сахар – лактоза.
Чрезычайно разнообразен минеральный состав этого продукта: магний, натрий, цинк, йод, фтор. Каждый человек должен выпивать не менее пол-литра молока в день. Много в молоке и витаминов - A, D, B.
Больше всего на свете я люблю парное молочко. В нём есть особые вещества, которые обладают бактерицидными действиями.
Игровая ситуация
Класс делим на команды. (Три команды по количеству рядов)
1 задание – разминка: кто назовёт больше молочных продуктов.
2 задание – творческое: сочинить четверостишия о пользе молока и молочных продуктов.
3 задание – кулинарное: назвать блюда, которые можно приготовить из молока и молочных продуктов.
4 задание – сказочное: вспомнить и назвать литературные произведения, в которых упоминается молоко или молочные продукты.
(Награждение команды-победителя молочным шоколадом, а остальных сладким творожком.)
Кот Матроскин: Очень долго я пытался сохранить молоко свежим. Уж что я только не делал: и кипятил, и пастеризовал, и превращал его в сухой порошок. Никак у меня не получалось, чтобы молоко не утрачивало свои целебные свойства и сохраняло свой вкус. Но теперь я знаю, что в 21 веке была создана высокотемпературная технология, благодаря которой молоко перестало быть скоропортящимся.
Мальчик:
Молоко, молоко для здоровья нам дано!
Молочные продукты – это замечательно!
Очень вкусно и питательно!
Девочка:
С детства пью я молоко.
В нём и сила, и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам,
И совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
Молоко всем помогает:
Зубы, дёсны укрепляет!
Чувствуешь себя легко,
Если пьёшь ты молоко!
Учитель: Молоко – это белая аптека, простая, вкусная, без ограничений и противопоказаний.
В народных рецептах молоко советуют употреблять при кашле. При потере голоса, если ребёнок плохо засыпает, при болезнях печени.
Мальчик:
Чтоб здоровым быть всегда,
Начинай день с молока!
Белая водица
Всем нам пригодится,
Из водицы белой
Всё, что хочешь, делай!
Девочка:
Сливки, простоквашу,
Масло в каше нашей,
Творожок, да пирожок
Кушай, дорогой дружок!
Рецепты от Матроскина
Игра «Угадай-ка»
Если молоко оставить на сутки в тёплом месте, оно прокиснет и получится … (простокваша)
Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него образуется густая масса белого цвета. Что это? (творог)
Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получиться … (топлёное молоко)
(На экране появляются изображения упаковок с этими продуктами после угадывания)
Мальчик:
Дай молока, Бурёнушка!
Хоть капельку - на донышко!
Дай мне сливочек ложечку,
Творогу немножечко.
Всем даёт здоровье
Молоко коровье.
Девочка:
Сила в нём земли родной
И целебных трав настой,
Солнечных лучей тепло –
Вот, что значит молоко!
Молоко – волшебный дар,
Людям он природой дан,
Чтобы жили не тужили,
Молочко живое пили!
Учитель: Спасибо Матроскину за полезные советы. А ребят сейчас проверим, внимательно ли они слушали. Разгадайте кроссворд «Молочные продукты».
(На экране появляется таблица кроссворда).
4
| п | | | | | | | |
| р | | | | | | | |
| о | | | | | | | |
| с | м | е | т | а | н | а | |
| т | в | о | р | о | г | | |
й | о | г | у | р | т | | | |
| к | е | ф | и | р | | | |
| в | | | | | | | |
м | а | с | л | о | | | | |
| ш | | | | | | | |
| а | | | | | | | |
1
2
6
5
3
Я её на блин намажу,
В щи добавлю её даже. (Сметана)
Есть вареники с клубникой,
И с картошкой мы едим,
Но вкуснее и полезней
Нам вареники лишь с ним. (Творог)
Жёлтенькая собачка
На хлебе лежит. (Масло)
Молоко стоит давно,
Но нам это всё равно.
Поедим как кашу,
Ложкой … (Простоквашу)
Покупает целый мир
Кто «Снежок», а кто … (Кефир)
Любят дети всей планеты
Этот сладенький продукт.
Потому, что есть в продукте
Сахар, молоко и фрукт. (Йогурт)
Учитель: Молодцы, дети!
Подведение итога.
Учитель: Скажите, дети, сколько молока нужно выпить в день одному ребёнку? Чем оно полезно?
В заключении проводится диагностика «Настроение».
Мини – спектакль
на экологическую тему " Лес - наше богатство"
( по мотивам русской народной сказки: "Теремок")
Цель: быть заботливым хозяином природы, оберегать её от разрушения, любить, беречь и дружить с ней.
Оборудование: костюмы лягушки, зайки, волка, ёжика, лисы, медведя; декорации: домик, деревья, цветы, муравейник, мультимедийный проектор, экран, фонограммы.
Предварительная подготовка: подбор материала, разучивание текстов, репетиции, поиск декораций и костюмов.
( На экране изображение леса, звучит фонограмма "Голоса птиц")
Лягушка: Хорошо гулять в лесу
Видеть всю его красу.
Подышать, поиграть
Землянику собрать.
(увидела теремок)
- Ой, что это за теремок?
- Терем, теремок, кто в тереме живёт?
(никто не отвечает)
- Буду в нём теперь я жить
Лес от браконьеров и туристов сторожить
- (вывешивает на домик табличку "Лесник" )
- Становлюсь на стражу леса
И красот его чудес,
Пусть здоровье, вдохновенье
Дарит нам красавец- лес!
Рассказчик:
Серый зайчонок
Пошёл погулять.
Маме -зайчихе
Цветочков нарвать.
(зайчик идёт по лесу , останавливается у цветов)
Зайчик: Вот нашёл в лесу фиалку,
А срывать её мне жалко.
Пусть останется в лесу -
Лучше ландыш принесу.
И на ландыш поглядел
Его тоже пожалел
Пусть останется в лесу -
Одуванчик принесу.
- Нет, не буду их я рвать
Буду л лучше охранять.
( увидел теремок)
- Ой, что это за теремок?
- Терем, теремок, кто в тереме живёт?
(выскакивает лягушка)
- Я лягушка-лесник.
-А, ты , кто?
- А я зайка всем цветочкам - охраняйка.
- Давай вместе жить,
Лес от браконьеров и туристов сторожить.
Рассказчик:
Вот красавица лиса
Лес проведывать пришла.
(важно вышагивает лиса)
Лиса: Мой лес – здоровье, красота и наслажденье,
И для художников он вдохновенье.
Вот по лесу идёшь
И дышишь, наслаждаешься,
Не зря, мой лес,
Ты лёгкими планеты называешься.
( вдруг видит теремок)
- Ой, что это за теремок?
- Терем, теремок, кто в тереме живёт?
( выскакивают лягушка и зайка)
- Я лягушка-лесник.
- Я зайка всем цветочкам - охраняйка.
-А, ты , кто?
- А я лиса всему лесу - краса.
- Давай вместе жить,
Лес от браконьеров и туристов сторожить.
Рассказчик:
Ёжик тоже прибежал,
Лесу он привет сказал.
Муравейник большой
Обошёл он стороной.
Ёжик: Хлопотливы, муравьишки,
Эти славные детишки
Их санитарами зовут
И кислоту они дают.
В общем, лечат от болезней,
Насекомых нет полезней.
( увидел теремок)
- Ой, что это за теремок?
- Терем, теремок, кто в тереме живёт?
( выскакивают лягушка, зайка и лиса)
- Я лягушка-лесник.
- Я зайка всем цветочкам - охраняйка.
- Я лиса всему лесу - краса.
- А, ты , кто?
- А я ёжик – защитник муравьёв и разных мошек.
- Давай вместе жить,
Лес от браконьеров и туристов сторожить.
Рассказчик:
Волк по лесу бежит,
Во все стороны глядит.
Волк: - Чую где-то в лесу дым.
( хватается за голову)
- Фу, можно сделаться седым.
( обращается к зрителям)
- В лесу лучше не шумите.
Гнёзд вы птичьих не губите.
Лес не засоряйте
И костров не разжигайте .
( поворачивается и видит теремок)
- Ой, что это за теремок?
- Терем, теремок, кто в тереме живёт?
( выскакивают лягушка, зайка, лиса и ёжик)
- Я лягушка-лесник.
- Я зайка всем цветочкам - охраняйка.
- Я лиса всему лесу - краса.
- Я ёжик – защитник муравьёв и разных мошек.
- А, ты , кто?
- А я волк- знаю я в природе толк.
- Давай вместе жить,
Лес от браконьеров и туристов сторожить.
(Все идут в теремок и поют песенку)
Хорошо нам вместе жить,
Хорошо нам всем дружить.
Рассказчик:
Мишка- увалень пришёл.
Весь лесок он обошёл,
Только мёду не нашёл.
( от злости всё на своём пути пинает)
Медведь:
Распроклятые вы, пчёлы,
Ёлы –палы, палы – ёлы.
Всех сейчас я разорву,
Если мёда не найду.
( увидел теремок)
- А это, что за дом? ( радостно потирает лапы)
- Может, может пчёлы в нём?
(выскакивают все звери и по очереди говорят)
Лягушка: Много бед ты натворил
Муравейник разорил.
Зайчик: Поломал в лесу кусты.
Лиса: Сбил ты лапами грибы.
Ёжик: А ведь ты уже не мал.
Волк: Мы не пустим тебя в лес,
Уходи из этих мест.
( все надвигаются на медведя)
Медведь:
- Ой, простите, простите, меня.
Я не буду природу губить,
Буду беречь её и любить.
( все звери выстраиваются)
Лягушка: Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Зайчик: Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
Лиса: Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёза зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж.
Ёжик: Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил весёлый дождь.
Волк: Лесная тень, лесная тишь
Полным-полно чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Медведь: Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги!
( все хором)
Лес – наше богатство.
Его – береги!
Приложение
Анкетирование родителей
Цель анкетирования: выяснить знания родителей о значении молока и молочных продуктов в рационе питания ребёнка.
Примерные вопросы анкеты
1. Почему молоко считается одним из главных продуктов питания?
2. Любит ли Ваш ребёнок молоко или молочные продукты?
3. С чем связан отказ Вашего ребёнка от молока?
4. Как Вы считаете, что нужно сделать, чтобы ребёнок полюбил молоко?
Сроки проведения анкетирования: перед началом проведения занятия.
Диагностическая методика «Настроение»
(проводится с детьми в конце занятия)
Ребятам предлагается список молочных продуктов, которые они знают. Рядом с каждым изображены рожицы (весёлая, грустная, нейтральная).
Ребёнку предоставляется право выбрать рожицу, которая чаще всего соответствует его настроению при виде этого продукта, и подчеркнуть её.
Данная методика позволяет увидеть значимость разных молочных продуктов в жизни ребёнка и его отношение к тем или иным продуктам.
Физкультминутка.
На болоте две подружки, (прыжки на месте, стоя)
Две зелёные лягушки (присев, прыгают)
Утром рано умывались, (далее по тексту)
Полотенцем растирались.
Ножками топали
Руками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям – физкультпривет! (машут руками)
Физкультминутки.
1. Мы немножко отдохнём: встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд, а потом наоборот.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели – их всех лучики согрели.
2. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше-выше.
3. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
4. Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три – летала и присела, на четыре – улетела!
5. Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим у куста: птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берём и назад в гнездо кладём.
6. Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьётся!
( Движения: туловище вправо, влево, вперёд, назад. Руки вверх, потянуться. Руки вверх, влево, вправо. Покружиться.)
7. Раз, два, три, четыре, пять. Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд – он подпрыгнул десять раз.
Поднимая плечики, прыгают кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок! Сели травушку покушать,
Тишину затем послушать. Тише, тише!
Высоко, прыгай на носках легко.
8. Видим, скачут на опушке две весёлые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгать с пятки на носок!
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Рано утром умывались, полотенцем растирались.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Вправо-влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям – физкультпривет!
9. Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон, зашумел листвою клён.
10.Хомка, хомка хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт, ушки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять – хочет хомка сильным стать.
11. По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнём и домой пешком пойдём.
(Ходьба на месте.)
12. Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.