Добрый день, дорогие наши слушатели!
Открываем нашу музыкальную гостиную, посвященную творчеству замечательного русского композитора С. С. Прокофьева, которому 23 апреля 2016 года исполняется 125 лет со дня рождения.
Сергей Прокофьев родился в Сонцовке Екатеринославской губернии.
Отец его – Сергей Алексеевич - ученый агроном, управлял в имении помещика Сонцова. Любовь к природе привил Сереже отец. Мальчик вел тетрадку, в которой записывал какие цветы там расцветают.
Мать Мария Григорьевна – первая учительница музыки. Играла произведения Бетховена, Шопена, Чайковского. В пять с лишним лет Сергей сочинил пьесу «Индийский галоп».
Впервые, побывав в Московском оперном театре и прослушав оперы «Князь Игорь, «Фауст», Сережа в 9 лет написал оперу «Великан».
Родители занимались образованием ребенка. Отец учил русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. Мать иностранным языкам.
В 1902 году Прокофьева привезли в Москву к И.С. Танееву, который рекомендовал для занятий гармонией, музыкальной литературой молодого композитора Р. М. Глиэра. Под его руководством были написаны: симфония, опера и ряд других произведений.
Р.М. Глиэр
По совету А.К. Глазунова в 1904 году Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию.
Преподавателем по гармонии, контрапункта, композиции-
был Анатолий Константинович Лядов.
Николай Андреевич Римский-Корсаков по инструментовке.
Близким другом для Сергея Прокофьева стал Николай Яковлевич Мясковский, поступивший в консерваторию двумя годами позже.
Дружба, возникшая между ними, продолжалась в течение всей жизни.
В 1909 году Прокофьев закончил консерваторию по классу композиции и дирижирования преподавателя Н.Н. Черепнина.
А в 1914-м – как пианист по классу знаменитой русской пианистки
А. Н. Есиповой.
Участвовал в конкурсе, исполняя свой концерт для фортепиано с оркестром № 1, поразил новизной техники. Автора наградили золотой медалью и премией имени А. Рубинштейна – великолепный рояль.
С этого времени начинается громкая известность Прокофьева.
Звучит фрагмент концерта для фортепиано с оркестром.
В 1917 году в Петрограде Прокофьев познакомился с поэтом Маяковским.
В их творчестве прослеживались общие черты, рожденные революционной эпохой. Они восстали против искусства изнеженного, привычно красивого.
В это время композитор пишет цикл из двадцати пьес - миниатюр «Мимолетности». Пьеса №1 лирическая, сказочная по характеру.
Звучит фрагмент мимолетность №1.
В годы революции Прокофьев понял, что в России, занятой политическими преобразованиями, сейчас не до музыки. В 1918 году выезжает за границу, где пробыл пятнадцать лет ( до 1933 года). С концертами Прокофьев объездил весь мир. Его называли «Пианист-титан», «Вулканическое извержение за клавиатурой».
Как и многие композиторы С. Прокофьев любил детей. Для них создал немалое количество произведений в разных жанрах: симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костер», балет «Золушка», фортепианный цикл «Сказки старой бабушки», «Детская музыка».
Фортепианный цикл «Детская музыка» написан в 1935 году . Состоит из 12 пьес с программными заголовками. Это картинки природы, зарисовки летнего дня, забавы ребенка с утра и до вечера. В это время композитор жил в Поленове, в избушке с балконом на Оку.
Открывает цикл пьеса «Утро» - пробуждение природы.
Композитор использует следующие приемы: прозрачная фактура, светлая тональность До мажор, противопоставление регистров (низкого и высокого), трезвучия, негромкая динамика, медленный темп.
«Утро» исполняет Артамонова Аня
«Прогулка»
В пьесе слышится подпрыгивающая ребячья походка.
Упругий , четкий ритм, движение звуков по трезвучию передают радостное, бодрое настроение. В средней части секундовые, терцовые созвучия чередуются в вальсовой фактуре.
«Прогулка» исполняет Бураков Ваня.
Тихая, монотонная речь рассказчика. На этом фоне разворачивается певучая мелодия, похожая на русскую народную песню.
Исполняет Буракова Маша. «Сказочка»
«Дождь и радуга»
В этой пьесе два образа: барабанящий ритм и аккорды из больших секунд напоминают дождь, во второй части пьесы в высоком регистре в светлом, чистом До мажоре появляется радуга.
С. Прокофьев автор 7 балетов.
В 1936 году написал балет «Ромео и Джульетта» по трагедии Шекспира.
Герои балета отстаивали свою любовь в борьбе со средневековыми предрассудками.
Фрагмент из балета «Ромео и Джульетта» -«Джульетта- девочка»
Это самый сложный образ в балете. В сольной сцене раскрываются разные грани ее характера. Первая - Джульетта шаловливая, игривая (звучит у скрипок); вторая – нежная, напевная (звучит у кларнета); третья у флейты - хрупкая, трогательная, беззащитная.
«Танец рыцарей» -сталкиваются два враждебных знатных семейств – Монтекки и Капулети. Звучит тяжеловесно, мрачно.
В 1938 году С. Прокофьев написал музыку к кинофильму «Александр Невский» и затем преобразил в кантату, в исполнении которой участвовал симфонический оркестр, смешанный хор, солистка. В ней воплотилась героическая борьба дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями – крестоносцами.
В четвертой части кантаты «Вставайте, люди русские» набатный колокол возвещает о важном событии-призыв к бою
С. Прокофьев писал вокальные произведения. Среди них шуточная песня «Болтушка», которую исполнит преподаватель Инга Владимировна
«Сказочная линия» проходит через все творчество композитора от первой детской оперы «Великан» до балета «Сказ о каменном цветке», законченного незадолго до смерти. Прокофьев предстает перед нами как мудрый сказочник, у которого по традиции добро побеждает зло.
Таков сюжет сказки о Золушке, одной из любимейших в народном искусстве. Лирический номер балета адажио, в котором Принц танцует с Золущкой.
Мелодия звучит у виолончелей в светлом До мажоре.
Адажио из балета «Золушка»
Последним произведением С. Прокофьева стала Седьмая симфония, написанная в 1952 году. Первая часть начинается главной партией - певучей мелодией у скрипок. Звучит широко и плавно в духе неторопливого повествования.
«Прокофьев» - светлый гений, веселый гений русской музыки. Любой жанр, за который брался Прокофьев, является в его руках необычным».
С. Прокофьев – крупнейший русский композитор XX века. Его называли «поэтом радости». «Вот – дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества»…- писал Асафьев.