Повторительно- обобщающий урок 6 класс. (для учащегося домашней формы обучения)
Вот мы и прошли первый этап путешествия по истории России. Узнали множество новых исторических фактов, имен, выявили основные процессы, происходившие в государстве и обществе, в духовной жизни наших далеких предков. Сегодня у нас последний урок по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века". Новые казачьи законы говорят: "Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её." Любить Россию – это значит знать и уважать историю своей Родины. И сегодня наша цель обобщить знания, полученные на уроках, и выяснить, знаешь ли ты историю нашего государства.
Материал данного урока больше представлен заданиями. Если ответ на вопрос предполагает одно слово (причём ввести его нужно без орфографических ошибок), то система проверит его автоматически и, если он будет правильным, позволит тебе продолжить изучение урока на следующей странице, а если твой ответ будет неправильным, тебе придётся вернуться на текущую страницу для повторной попытки.
В случае, когда ответом является фраза или эссе, ты сможешь продолжить изучение материала сразу же после ввода ответа на вопрос. А твой ответ будет проверен и оценен преподавателем позже.
Ты можешь выйти из содержания урока в любое время и потом вернуться на нужную тебе страницу для продолжения изучения материалов и выполнения заданий. Для того, чтобы перейти на определённую страницу урока достаточно нажать кнопку «Страница N», где N- номер страницы.
Сейчас я предлагаю тебе виртуальную небольшую экскурсию по страницам Древней Руси. Она поможет тебе вспомнить некоторые эпизоды с исторических страниц минувших лет.
История X-XIII веков на Руси была связана со славными страницами военных подвигов. Карта всегда помогает нам понять ход военных действий, она помогает нам осмыслить и представить некоторые страницы истории государств и народов. Именно с работой по карте будет связано первое задание нашего урока.
Задание№1
Посмотрите на карту «Русь в середине XIII века» , с кем пришлось воевать Руси в то время? При личной встречи с учителем, обязательно расскажи ему, а если что-то непонятно, то учитель всегда поможет тебе разобраться в карте, в. т.ч. и в этом вопросе.
В ходе изучения истории, мы встречались с новыми словами, разбирали значения этих слов. Насколько ты их понимаешь, нам покажет задание №2
Задание №2 Запиши название терминов
Монголо-татарский воин, собиравший дань (баскак)
Ханская грамота на княжение (ярлык)
Все работы в хозяйстве феодала (барщина)
Народное собрание на Руси (вече)
Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани (полюдье)
(Критерии оценивания: за каждый правильный вопрос по 1 баллу)
Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития.
В литературе уделялось внимание, прежде всего, событиям, происходящим в своей земле. Следующее задание будет связано с древнерусской литературой. Удачи тебе!
Задание № 3: прочитай отрывок из стихотворения, узнай и впиши событие, о котором здесь идёт речь, определи, когда оно произошло.
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты рассказали нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном тын, за домом дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
(основание Москвы, 1147 г.)
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя-внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня...
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком:
Сжигать и грабить города.
(1237 г., монголо-татарское иго)
Шла в поход большая рать...
Позади остался дом
И тепло людское.
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.
(1242 г., Ледовое побоище)
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было ещё такой.
И хоть кого спроси, –
"Мамаево побоище" –
Все знают на Руси.
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живёт.
(1380 г., Куликовская битва)
Жители Древней Руси узнавали о наиболее важных событиях: о военной опасности, о княжеских указах по звукам колокола. Но на этот раз мы послушаем звучание колоколов для того, чтобы сделать небольшую паузу на нашем уроке и отдохнуть, ведь звон колоколов имеет еще и лечебную силу, он помогает расслабиться. Нажми на ссылку, займи удобное для себя положение и послушай…
(Звучит колокол.) – файл вставить «Колокол»
Я думаю, ты немного отдохнул, прослушав колокольный перезвон, а теперь продолжим наш урок.
Напоминаю, что ты можешь выйти из содержания урока в любое время и потом вернуться на нужную тебе страницу для продолжения изучения материалов и выполнения заданий. Для того, чтобы перейти на определённую страницу урока достаточно нажать кнопку «Страница N», где N- номер страницы.
Ты помнишь, что одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями. Давай вспомним, как выглядели древнерусский и монголо-татарские воины, рыцари и выполним следующее задание.
Задание №4 Посмотри на рисунки ниже и опиши вооружение воина.
+

русский воин монголо-татарский воин рыцарь
Свой ответ впиши в поле, позже учитель оценит, насколько ты успешно справился с выполнением этого задания
Русский воин | Монголо-татарский воин | Рыцарь |
| | |
В истории мы изучаем не только даты и события, но и личности, а также знакомимся со многими другими немаловажными фактами. Насколько ты эрудирован в вопросах по истории нам следующее задание №5.
Задание №5 : Здесь необходимо тебе ответить на поставленные вопросы, при этом в некоторых из них содержится подсказка тебе в виде картинки. Успеха!
О ком говорится в стихотворении? (Нестор )
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом...
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Кем и при каких обстоятельствах были сказаны слова:
"Когда повадился волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если его не убить." (945 г. вече древлян)
Справедлив ли был упрек киевлян, высказанный князю Святославу: «Ты ищешь чужих земель, а своею пренебрегаешь!» (Да)
Какой князь предупреждал своих врагов о готовящемся нападении?

(Святослав)
О каком древнерусском городе идёт речь в стихотворении? (Новгород)
Старовечный и вечно новый
над рекой поднимался город...
А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтёт их кафтанов пёстрых...
Горд он колоколом недрёмным
Медь гремит его гулко и веще,
Часто скопищем светлым и тёмным
Вкруг него собирается вече.

Когда "свинья" представляла военную угрозу для Руси? (1242 г., Ледовое побоище)
Вы часто видите летом эту длиноклювую птицу на берегу озера, на болоте. Если вспомните название птицы, то вспомните и одну из героических страниц русского народа. О каком событии я прошу вас вспомнить? (Кулик, Куликовская битва)
В годину лихих испытаний новгородцы на своём вече принимают решение: "Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород." Что такое чело? (Лоб)
Это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода? (Береста)
Критерии оценивания: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки –«4», 4 ошибки –«3», более – «2».
Ты можешь выйти из содержания урока в любое время и потом вернуться на нужную тебе страницу для продолжения изучения материалов и выполнения заданий. Для того, чтобы перейти на определённую страницу урока достаточно нажать кнопку «Страница N», где N- номер страницы
Ты знаешь, что в истории большую роль играет личность. В следующем задании тебе предстоит вспомнить Ивана Грозного.
Задание 6. Посмотри небольшой исторический сюжет, после чего ответишь на вопросы.
Эпизод сыноубийство
О каком событии идет речь?
Как мы можем охарактеризовать Ивана IV? Какой он был?
Попробуй дать свою оценку этой трагедии.
Свой ответ запиши в поле, а учитель проверит и поставит тебе оценку.
Я думаю, ты успешно справился с заданиями. Если были допущены ошибки, не расстраивайся. После повторения ты можешь вернуться к этому уроку и ответить на вопросы вновь.
Мы сегодня посмотрели ещё раз, что было с нашей страной в древности. В годы феодальной раздробленности ослабела Русь, и на неё напали враги. Не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. И сейчас наша огромная страна переживает трудные времена. Поэтому мы должны помнить уроки прошлого и не допускать повторения ошибок.