Методическая разработка практических заданий по дисциплине «Экономический анализ и анализ финансовой отчетности» тема: «Метод и методика экономического анализа».
Цель занятия: - научить использованию ранее полученных знаний по таким дисциплинам как: «Статистика», «Экономика предприятия», «Бухгалтериский учет» при решении задач по анализу производственнохозяйственной деятельности;
- приобрести умения и навыки работы с бухгалтерской и статистической отчетностью;
- уметь составлять аналитические таблицы, схемы, графики;
- научить обобщать и анализировать полученные результаты;
- уметь формулировать выводы и предложения по производственным расчетам.
Содержание занятия:
- проведение анализа методом сравнения.
- выявление зависимости между уровнем оплаты труда, стажем работы и квалификацией работников с помощью метода группировок.
- преминение различных видов средних величин и показателей динамики.
- применение индексного анализа явлений и процессов.
- использование метода элиминирования при анализе фонда зароботной платы.
- проведение анализа торгового баланса путем балансовой увязки показателей.
Задание 1. Используя способ сравнения, проанализируйте показатели работы промышленного предприятия в динамике, в сравнении с планом и данным передового предприятия. Сделайте соответствующие выводы.
Таблица 1.1 — Показатели работы предприятия
Показатели (тыс. тенге) | По данным анализируемого предприятия | Отчетные показатели передового предприятия | Отклонения показателей анализируемого предприятия |
За предш. период | План | факт | От плана | От предш. периода | От уровня передового предп. |
Выпуск продукции | 19000 | 21500 | 19000 | 21800 | | | |
Затраты на производство продукции, тыс. ден.единиц | 154600 | 17000 | 18000 | 19000 | | | |
Валовый доход | 4440 | 4800 | 2000 | 3000 | | | |
Задание 2. Используя способ группировки, определите зависимость уровня оплаты труда от стажа работы и квалификации по данным бригады токарей:
Таблица 2.1 - Исходные данные для проведения анализа
ФИО | Стаж работы | Разряд | з/плата, тенге |
Иванов П.С. | 18 | 4 | |
Петров М.А | 2 | 3 | |
Сакенов А.Е. | 6 | 3 | |
Тимофеев К.М | 16 | 5 | |
Кафин Ж.И. | 20 | 6 | |
Степкин С.Е. | 2 | 3 | |
Женисо А.С. | 8 | 5 | |
Лукьянов Н.О | 24 | 6 | |
Мухин К.Н. | 10 | 4 | |
Ахметов М.П. | 1 | 5 | |
При проведении 9 группировки образовать следующие группы:
- по стажу работы до 5 лет, от 5 до 10 лет и свыше 10 лет;
- по квалификации.
Результаты представьте в таблице.
Задание 3. Используя способ средних величин, определите:
а) среднюю цену реализации продукции по данным
Таблица 3.1 - Исходные данные для расчета
Наименование тканей | Цена за 1 метр, тенге | Количество выпущенной ткани, тыс. м. |
Костюмная | 1600 | 1300 |
Драповая | 1700 | 800 |
Обивочная | 1300 | 700 |
Шерсть | 500 | 1200 |
Для решения задания необходимо применить формулу средней
арифметической взвешенной.
Задание 4 По данным таблицы рассчитайте среднее расстояние перевозки грузов
Таблица 4.1 - Исходные данные для расчета
Предприятие | Расстояние перевозки груза, км | Г рузооборот, ткм |
Автобаза 2541 | 150 | 90000 |
Автопарк 1 | 280 | 8500 |
Автопарк 2 | 70 | 55000 |
Мехколонна 42 | 90 | 12000 |
Для расчета среднего расстояния перевозки грузов по четырем автотранспортным предприятиям используем формулу средней гармонической взвешенной
Задание 5. По данным таблицы 2.6 проанализируйте динамику численности автомобилей:
Таблица 5.1 - Парк автомобилей, тыс. штук
Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Число автомобилей тыс. шт. | 13961 | 14423 | 15017 | 15280 | 14680 |
Определите абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютное значение одного процента прироста, используя базисный и цепной способ расчета. Расчеты оформить в виде таблицы.
Использовать при решении практического задания:
Метод экономического анализа имеет характерные особенности: использование системы показателей при изучении хозяйственных процессов явлений; изучение причин, вызвавших изменение тех или иных показателей; установление причинной зависимости хозяйственных процессов и явлений; выявление и измерение взаимосвязей между показателями и определения зависимости одного показателя от другого.
Основными приемами и способами обработки экономической информации являются: сравнение, группировки, средние и относительные величины, элиминирование, индексный анализ, корреляционные связи, графики, балансовые увязки и др.
Важнейший способ анализа хозяйственной деятельности - сравнение. Его применяют для соизмерения процессов в следующих случаях:
- при оценке выполнения плана;
- при определении направления, динамики и тенденций развития предприятия;
- для обобщения передового опыта;
- изыскание внутренних и внешних резервов повышения эффективности работы предприятия.
Широко используется и метод группировки, для классификации исследуемых явлений, факторов; исследований взаимосвязей и взаимозависимости между ними. С приемом группировок тесно связано исчисление средних величин. Наряду используют относительные; то есть показатели, выражающие отношения одной величины к другой (проценты, коэффициенты, индексы). В процессе аналитической работы часто используют специфический прием - элиминирование - исключение влияния отдельных факторов с целью определения влияния других. Этот прием имеет два подхода: метод цепных подстановок и исчисление абсолютных разниц.
Список литературы:
Основная литература:
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, -М, 2006
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – М, ИНФРА-М, 2006
3. Гилировская Л.Т., Лыссенко Д.Я., Кндовская Д.А. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия, -М.,2006
4. Бяканов М.И., Шеремет А.Д., Теория экономического анализа хозяйственной деятельности, -М.:Финансы и статистика,2000
5. Дюсембаев Х.Ш. и др. Анализ финансовой отчетности, - Алматы, 1998
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по дисциплине
«Деньги, финансы и кредит»
Игровая технология проведения урока по теме: «Деньги и финансы»
Составила: преподаватель: Манабаева Г.Р
Павлодар 2016
Содержание
Введение_______________________________________________
Подготовительный этап________________________________________
План урока_________________________________________
Содержание занятия ___________________________________________
Заключение _________________________________________________
Литература _____________________________________________
Приложение__________________________________________________
Введение.
Методическая разработка проведения открытого урока по дисциплине «Деньги, финансы и кредит» в форме игровой технологии является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятий.
Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине.
Целью занятия является закрепление изученного материала, систематизация и контроль знаний по разделу , подготовка к междисциплинарному экзамену. Урок предусматривает воспитательные и развивающие цели: воспитание интереса к будущей профессии, воспитание ответственности, развитие памяти, развитие логического мышления, развитие внутренней самоорганизации.
Проведение занятий требует использование современных средств и форм организации занятия, использование ТСО. По изучаемым темам студенты могут подготовить к уроку в виде домашнего занятия дополнительный материал в виде докладов, презентаций, слайдов. Игровая технология опроса может быть рассмотрена и как технология групповой психотерапии, потому, что на участника игры оказывает эффективное воздействие атмосфера группы, группового сотрудничества и поддержки. Он учится преодолевать психологические барьеры в общении с различными людьми, совершенствовать качества своей личности: устранять те из них, которые препятствуют эффективному исполнению профессиональных функций, например замкнутость, несдержанность и другое.
Цель данной методической разработки познакомить с технологией проведения игрового занятия со студентами изучающими экономические дисциплины.
Методическая разработка состоит из основных разделов:
- подготовительный этап, в котором поясняются этапы организационной работы
-план занятия;
-содержания занятия, где подробно изложено содержание этапов урока.
Подготовительный этап.
Подготовительный этап урока начинается с разработки сценария игры , форм её проведения. В этом этапе можно выделить следующие направления работы:
1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой может
быть практически любой раздел учебного курса. Желательно при
этом, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность или специальную учебную дисциплину.
Формирование целей и задач. Цели и задачи формируют с
учетом не только темы, но и исходной ситуации. В одной ситуации,
но с разными целями можно по-разному построить игру. Для этого
надо соответствующим образом расставить акценты и сформулировать цели на каждом этапе или операции.
Определение структуры. Структура определяется с учетом
целей, задач, темы, состава участников.
4. Составление плана урока.
Определение раундов, составление вопросов, определение цены вопроса.
5.Разработка презентации в форме игры.
Перед проведение занятия необходимо правильно подготовить аудиторию, разбить её на части, где можно разместить команды. Рабочее место ассистента должно быть таким , чтобы он успевал следить за работой команды.(См Приложение).
План урока
Тема урока : «Деньги и финансы»
Вид урока: форме игровой технологии.
Тип урока: учётно - обобщающий.
Образовательная цель урока: систематизация и контроль знаний по раздел , подготовка экзамену.
Воспитательная: воспитание интереса к будущей профессии, воспитание ответственности.
Развивающая: развитие памяти, развитие логического мышления, развитие внутренней самоорганизации.
Межпредметные связи: банковское дело, финансы и кредит, менеджмент
Обеспечение занятия:
- сценарий;
- методические рекомендации по организации, проведению,
- форме представления результатов игры;
- набор форм бланков;
- технические средства информационное обеспечение.
Время проведения: 90 минут
Место проведения: аудитория № 12
Участники: группа : 15921-У
Домашнее задание: повторение изучаемого материала.
Литература : В.И.Колесникова Банковское дело.
Структура занятия:
Организационный момент - 1 мин.
Подготовительный этап - 4 мин.
Игра в первом раунде - 20 мин.
Игра во втором раунде - 20 мин.
Показ презентаций - 15- 17 минут
Игра в третьем раунде - 20 мин.
Выступления ассистентов - 3 мин.
Финальный вопрос - 3 мин.
Подведение итогов урока - 2- 4 мин
Содержание занятия.
Начало урока проводится традиционным способом. Цели, задачи, задания, критерии оценки демонстрируются на слайдах.
Подготовительный этап проведения урока включает в себя действия по формированию команд и назначению ассистентов
В игре участвуют команды. Их можно выбрать путем жеребьевки или другим способом из любого числа претендентов
Ведущий- преподаватель , который объясняет все подробности и комментирует ход игры.
Ведущий оператор- преподаватель , работающий за компьютером в игровой программе.
Ассистент должен обладать навыками устного счета и быть предельно внимательным, так как именно он фиксирует количество очков для общего обозрения. Работа ассистента заключается в подготовке отчёта на выданном бланке.
Игра проводится по трём раундам. В каждом раунде предлагается по 4 категории, в которых содержится по 5 вопросов разной стоимости. Все играющие поделены на 3 команды.( проводится жеребьёвка)Для ответа необходимо поднимать руку. Если ответ неправильный , то балы снимаются, если правильный то суммируются. Если по истечении 20 секунд никто из играющих не дает правильного ответа, то его озвучивает ведущий.
Некоторые вопросы снабжены пометками «супер плюс» или «кот в мешке». В первом случае игрок может выставить номинал, повысить стоимость вопроса на 200 очков.Если кот в мешке вопрос переходит другой команде по выбору игрока.
Финальный вопрос звучит для команды , набравшей максимальное число балов. Прежде чем будет озвучен финальный вопрос, игроки делают ставки.
Победитель определяется по максимальному счету. Некоторые вопросы содержат пометки «АУКЦИОН» или «КОТ В МЕШКЕ».
В первом случае игрок может выставить номинал, повысить стоимость вопроса или пойти ва-банк. Ставку этого игрока разрешается перебивать другим участникам, если позволяет количество набранных очков.
Во втором случае игрок должен передать вопрос кому-либо из соперников.
1 раунд
Категория | Очки |
пословицы, поговорки | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Бланочные новости | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Достижения цивилизации | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Непродуманная история | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
2 раунд
Категория | Очки |
деньги - денежки | 200 | 400 | 600 | 800 | 1000 |
я - предприятие | 200 | 400 | 600 | 800 | 1000 |
секрет | 200 | 400 | 600 | 800 | 1000 |
мои доходы | 200 | 400 | 600 | 800 | 1000 |
3 раунд
Категория | Очки |
Хороший вопрос | 300 | 600 | 900 | 1200 | 1500 |
торговля | 300 | 600 | 900 | 1200 | 1500 |
ой, кто это? | 300 | 600 | 900 | 1200 | 1500 |
все работы хороши | 300 | 600 | 900 | 1200 | 1500 |
После второго раунда организуется показ лучших студенческих презентаций на тему финансовых отношений и функционирования денежной банковской системы в экономике.
Вопросы и ответы :
1 раунд
Категория «Пословицы и поговорки»
100 - Не было ни гроша – да вдруг …(алтын)
200 – За морем телушка - …, да за провоз …(полушка, полтина)
300 - От чего зависит возможность сытно покушать? (Как потопаешь, так и полопаешь)
400 – Под какой камень вода не течёт ? (лежачий )
500 - Так говорят, когда противоборствующие стороны удовлетворены принятым решением (И волки сыты, и овцы целы )
Категория «бланочные новости»
100 – Как называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенные
сроки, либо до востребования? (депозитные)
200 –Как называют письменное распоряжение владельца счёта банку о перечислении суммы с его счёта ( платёжное поручение)
300 - Назовите обязательные реквизиты платёжного поручения.
400 – Какие особенности у депозитного счета
до востребования ?( деньги со счёта можно снять по требованию клиента)
500 – Как называются депозиты, привлекаемые на определённый срок ? Какие они бывают?
(срочные вклады на месяц три ,6,9,12)
Категория «достижения цивилизации»
100 - Как называются специализированные коммерческие организации, занимающиеся аккумуляцией денежных средств и оказывающие другие экономические услуги ?
(банки ).
200 - Как называют категорию, характеризующую процессы денежной природы и денежные отношения в стране и обществе?(финансы)
300 - Какие три сферы образуют финансовую систему?(финансы предприятий, страхование, гос.финансы)
400 – Какие бывают принципы кредитования?
(срочность , платность и возвратность)
500 - Какие организации называют кредитными , но небанковскими?
( ломбарды, благотворительные фонды , инвестиционные фонды и тд.)
Категория «непродуманная история»
100 –Как называют отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых рисков ?9страхование)
200 -Какому типу инфляции соответствует состояние в экономике , когда рост цен достигает более 100 %?(гиперинфляция)
300 - Для какой цели создаются ассоциации банков ? (для того , чтобы решать вопросы , не связанные с получением прибыли в органах власти )
400 - Верно ли следующее утверждение : «Эмиссия- это и есть выпуск денег.»
500 -Что банки должны предпринимать для улучшения финансового состояния ?
(Усилить работу по оценке рисков при выборе клиентов банка, способствовать привлечению средств в депозиты, следить за соотношением собственных средств и заёмных.)
2 раунд
Категория «деньги-денежки»
200 – Деньги взяты в долг, на срок
И возможно, под залог.
Делу это не вредит,
Коль под дело взят …(кредит)
400 - Мог вчера на сто рублей
Взять ты тыщу сухарей,
А сегодня сто рублей –
Это девять сухарей.
И такая ситуация
Называется … (инфляция)
600 –Какие функции выполняют деньги ? (платежа, обращения, измерения,накопления, мера отложенных платежей , мировые деньги )
800 -В каком соотношении банки формируют собственный капитал и заёмный ?
1:20, 1:25
1000 - Сформулируйте «золотое» банковское правило !
( сумма средств размещаемых в кредиты должна быть меньше или равна сумме депозитных вкладов)
Категория «я - предприятие»
200 - Какой счёт в банке открывают некоммерческие организации ? (текущий)
400 - Какие виды расчётных счетов бывают ?( счёт для совместной деятельности, счёт по соглашению о разделе выпускаемой продукции)
600 - В каких случаях банки могут закрыть расчётный счёт, расторгнув договор?( если в течение года по нему нет операций, если предприятие нарушает условия договора)
800 -Какие формы обеспечения кредита используют предприятия, оформляя кредит
(залог, поручительство)
1000 – Какие бывают формы безналичных расчётов ?Перечислите основные права потребителей (Право потребителей на просвещение в области ЗПП, на качество и безопасность товара (услуги), на информацию…)
Категория «секрет»
200 - Какие операции банка называют кассовыми ?
(это кредитование банков в целях улучшения финансового состояния)
400 –Какие операции может проводить ЦБ РФ ?
600 - Какие инструменты использует ЦБ для управления денежно- кредитной политикой ?
800 - Какие особенности у современной банковской системы в РФ ?
1000 - Какие операции банка называют кассовыми ?
Что означает рефинансирование банков ?
(это кредитование банков в целях улучшения финансового состояния)
Категория «мои доходы»
200 – Тимофей носки связал
И на рынке их продал
Дешевле, чем нитки,
Получил одни… (убытки)
400 – Свою ценную бумагу
Вам не стоит продавать.
С нее можно ежегодно
… получать. (дивиденды)
600 – Что такое банковская маржа ? ( это доход по процентным операциям )?
800 - Прошлым в жизни я была.
В рассказах тоже я жила.
А ПРИ спереди поставишь –
И доход себе составишь. (прибыль)
1000 - К какому виду платежей относится зашифрованное понятие? (пенсия)
3 раунд
Категория «хороший вопрос»
300 – Могут ли деньги быть свободными?(да, это временно неиспользуемые деньги)
600 – Почему аккредитивная форма расчётов более надёжная , чем оплата платёжными поручениями? ( открыть аккредитив, значит заморозить определённые средства для выплаты только по целевому назначению, а оплата платёжными поручениями может задерживать поступление средств на счёт , если у плательщика финансовые затруднения)
900 - Что такое финансы и
чем они отличаются от денег ?
( Финансы более широкое понятие , чем деньги. Финансы это отношения по поводу формирования , и распределения средств.)
1200 - Какие операции банка называют комиссионными ?
1500 - Как вы продолжите высказывание Генри Форда «деньги, как рука или нога- или вы пользуетесь ими, или ….»?
( вы их теряете )
Категория «торговля» 300 - Как называется прямой товарообмен без участия денег ?
(бартер) 600 - Почему расчёты платёжными поручениями считаются удобными для покупателя
(покупатель получает товар , а только потом платит , у него есть возможность потянуть время.)
900 - Какие взаимоотношения у рекламы и торговли? (Реклама – двигатель торговли)
1200 - «На рынке корову мужик продавал. Никто за корову цены не давал».
Что такое цена? (стоимость)
1500 - Как называется расчётный показатель отражающий объём продажи продукции ?
Категория «ой, кто это?»
300 - Его кандидатуру предлагает президент РК. Сроки выполнения обязанностей 4 года. Кто это? (Председатель НБ)
600 - Он необходим при заключении кредитного договора, так как принимает на себя ответственность за неисполнение обязательств. Кто это ? (поручитель)( страховщик)
900 - Он действует на основе договора , ему регулярно платят взносы, у него формируется денежный фонд , из которого может выплачиваться сумма возмещения. Кто это ?
1200 - Он предоставляет свои временно свободные средства в распоряжение другого на определённый срок. Кто это ?(кредитор)
1500 – Он полностью контролирует бизнес и управляет предприятием, но не распоряжается прибылью. Кто это ?(управляющий)
Категория «я это знаю»
300 - Какие подразделения входят в состав ЦБ?
( расчётно- кассовые центры, хранилища, вычислительные центры, учебные заведения итд.)
600 - Человек, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую и определял подлинность (меняла)
900 - Какие возможности банку обеспечивает генеральная лицензия ?
( можно проводить все виды операций , открывать филиалы за рубежом)
1200 - По каким принципам организуются безналичные расчёты?
( законность, своевременность , согласие плательщика и т.д)
1500 - Зачем предприятию нужны банки ?
(предприятие открывает в банке р/сч, проводит безналичные расчёты, может взять кредит.)
Финальный вопрос
Какова взаимосвязь кредита и финансов ?
Этап контроля знаний включает – контроль за ответами на вопросы в ходе игры.
Преподаватель проводит анализ ошибок студентов ( в процессе игры), что снижает вероятность их повторения в реальной действительности.
А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста полноценному выполнению профессиональной деятельности.
Урок заканчивается выступлением ассистентов и заключительным словом преподавателей.
Оценки за урок можно прокомментировать так _ победителям - отлично, остальным участникам проявившим хорошую активность и подготовившим презентации ставиться хорошо и отлично , участники активно участвующие в игре , но не достигшие победы получают оценку хорошо.
Пассивные участники могут получить в качестве домашнего задания какие либо задачи , тесты и другие задания.
Заключение.
Проведение контроля знаний студентов при помощи активных форм работы уроках в форме игровая технология позволяет развивать большой интерес к дисциплинам и способствует развитию творческих возможностей студентов. В процессе подготовки такого занятия повторяется большой объём изученного материала. Правильное сочетание категорий в раундах , игровых заставок делает урок насыщенным, а за студентами оставляет право добровольного выбора участия. На таких занятиях неактивные студенты, неуверенные в своих знаниях, включатся в работу сразу и эффект бывает положительным. Домашние задания, выполненные студентами подвергаются анализу со стороны преподавателя и самих студентов , что способствует воспитанию ответственности .На таком занятии студентам приходится много говорить, доказывать свою точку зрения и стремиться к получению высоких баллов. Такая работа повышает ответственность студента за результаты своего труда и подготавливает его к будущей профессиональной деятельности.
Перечень литературы и средств обучения.
1.Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. Учебник.-М.:Банки и биржи ЮНИТИ, 2008
2.Колесникова В.И. Банковское дело .- М., Финансы и статистика, 2008
3.Сенгагов В.К. Учебник «Финансы, денежное обращение и кредит». «Просвет»- М.,2001
4.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2009
5.Педагогические технологии: Учеб.пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ.ред. В.С.Кукушина. – М., 2009
6.Поляк Г.Б. «Финансы, денежное обращение, кредит» ЮНИТИ – М.,2008