СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практических заданий по дисциплине «Экономический анализ и анализ финансовой отчетности» тема: «Метод и методика экономического анализа».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод экономического анализа имеет характерные особенности: использование системы показателей при изучении хозяйственных процессов явлений; изучение причин, вызвавших изменение тех или иных показателей; установление причинной зависимости хозяйственных процессов и явлений; выявление и измерение взаимосвязей между показателями и определения зависимости одного показателя от другого.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практических заданий по дисциплине «Экономический анализ и анализ финансовой отчетности» тема: «Метод и методика экономического анализа».»

Методическая разработка практических заданий по дисциплине «Экономический анализ и анализ финансовой отчетности» тема: «Метод и методика экономического анализа».



Цель занятия: - научить использованию ранее полученных знаний по таким дисциплинам как: «Статистика», «Экономика предприятия», «Бухгалтериский учет» при решении задач по анализу производственнохозяйственной деятельности;

- приобрести умения и навыки работы с бухгалтерской и статистической отчетностью;

- уметь составлять аналитические таблицы, схемы, графики;

- научить обобщать и анализировать полученные результаты;

- уметь формулировать выводы и предложения по производственным расчетам.

Содержание занятия:

- проведение анализа методом сравнения.

- выявление зависимости между уровнем оплаты труда, стажем работы и квалификацией работников с помощью метода группировок.

- преминение различных видов средних величин и показателей динамики.

- применение индексного анализа явлений и процессов.

- использование метода элиминирования при анализе фонда зароботной платы.

- проведение анализа торгового баланса путем балансовой увязки показателей.



Задание 1. Используя способ сравнения, проанализируйте показатели работы промышленного предприятия в динамике, в сравнении с планом и данным передового предприятия. Сделайте соответствующие выводы.



Таблица 1.1 — Показатели работы предприятия


Показатели

(тыс. тенге)

По данным анализируемого предприятия


Отчетные

показатели

передового

предприятия


Отклонения показателей

анализируемого предприятия

За

предш.

период

План


факт


От плана

От предш.

периода

От уровня передового предп.

Выпуск продукции


19000

21500

19000

21800




Затраты на

производство

продукции, тыс. ден.единиц

154600

17000

18000

19000




Валовый доход

4440

4800

2000

3000













Задание 2. Используя способ группировки, определите зависимость уровня оплаты труда от стажа работы и квалификации по данным бригады токарей:


Таблица 2.1 - Исходные данные для проведения анализа

ФИО

Стаж работы

Разряд

з/плата, тенге

Иванов П.С.

18

4


Петров М.А

2

3


Сакенов А.Е.


6

3


Тимофеев К.М


16

5


Кафин Ж.И.


20

6


Степкин С.Е.


2

3


Женисо А.С.

8

5


Лукьянов Н.О

24

6


Мухин К.Н.

10

4


Ахметов М.П.

1

5



При проведении 9 группировки образовать следующие группы:

- по стажу работы до 5 лет, от 5 до 10 лет и свыше 10 лет;

- по квалификации.

Результаты представьте в таблице.



Задание 3. Используя способ средних величин, определите:

а) среднюю цену реализации продукции по данным

Таблица 3.1 - Исходные данные для расчета


Наименование тканей

Цена за 1 метр, тенге

Количество выпущенной

ткани, тыс. м.


Костюмная

1600

1300

Драповая

1700

800

Обивочная

1300

700


Шерсть

500

1200


Для решения задания необходимо применить формулу средней

арифметической взвешенной.



Задание 4 По данным таблицы рассчитайте среднее расстояние перевозки грузов

Таблица 4.1 - Исходные данные для расчета

Предприятие

Расстояние перевозки груза, км

Г рузооборот, ткм


Автобаза 2541

150

90000

Автопарк 1

280

8500

Автопарк 2

70

55000

Мехколонна 42

90

12000


Для расчета среднего расстояния перевозки грузов по четырем автотранспортным предприятиям используем формулу средней гармонической взвешенной

Задание 5. По данным таблицы 2.6 проанализируйте динамику численности автомобилей:

Таблица 5.1 - Парк автомобилей, тыс. штук

Год

2000

2001

2002

2003

2004

Число автомобилей тыс.

шт.

13961

14423

15017

15280


14680

Определите абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютное значение одного процента прироста, используя базисный и цепной способ расчета. Расчеты оформить в виде таблицы.

Использовать при решении практического задания:

Метод экономического анализа имеет характерные особенности: использование системы показателей при изучении хозяйственных процессов явлений; изучение причин, вызвавших изменение тех или иных показателей; установление причинной зависимости хозяйственных процессов и явлений; выявление и измерение взаимосвязей между показателями и определения зависимости одного показателя от другого.

Основными приемами и способами обработки экономической информации являются: сравнение, группировки, средние и относительные величины, элиминирование, индексный анализ, корреляционные связи, графики, балансовые увязки и др.

Важнейший способ анализа хозяйственной деятельности - сравнение. Его применяют для соизмерения процессов в следующих случаях:

- при оценке выполнения плана;

- при определении направления, динамики и тенденций развития предприятия;

- для обобщения передового опыта;

- изыскание внутренних и внешних резервов повышения эффективности работы предприятия.

Широко используется и метод группировки, для классификации исследуемых явлений, факторов; исследований взаимосвязей и взаимозависимости между ними. С приемом группировок тесно связано исчисление средних величин. Наряду используют относительные; то есть показатели, выражающие отношения одной величины к другой (проценты, коэффициенты, индексы). В процессе аналитической работы часто используют специфический прием - элиминирование - исключение влияния отдельных факторов с целью определения влияния других. Этот прием имеет два подхода: метод цепных подстановок и исчисление абсолютных разниц.







































Список литературы:

Основная литература:

  1. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, -М, 2006

2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – М, ИНФРА-М, 2006

3. Гилировская Л.Т., Лыссенко Д.Я., Кндовская Д.А. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия, -М.,2006

4. Бяканов М.И., Шеремет А.Д., Теория экономического анализа хозяйственной деятельности, -М.:Финансы и статистика,2000

5. Дюсембаев Х.Ш. и др. Анализ финансовой отчетности, - Алматы, 1998





































МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



открытого урока по дисциплине

«Деньги, финансы и кредит»

Игровая технология проведения урока по теме: «Деньги и финансы»















Составила: преподаватель: Манабаева Г.Р



















Павлодар 2016

Содержание





Введение_______________________________________________



Подготовительный этап________________________________________



План урока_________________________________________



Содержание занятия ___________________________________________

Заключение _________________________________________________



Литература _____________________________________________



Приложение__________________________________________________

































Введение.

Методическая разработка проведения открытого урока по дисциплине «Деньги, финансы и кредит» в форме игровой технологии является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятий.

Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине.

Целью занятия является закрепление изученного материала, систематизация и контроль знаний по разделу , подготовка к междисциплинарному экзамену. Урок предусматривает воспитательные и развивающие цели: воспитание интереса к будущей профессии, воспитание ответственности, развитие памяти, развитие логического мышления, развитие внутренней самоорганизации.

Проведение занятий требует использование современных средств и форм организации занятия, использование ТСО. По изучаемым темам студенты могут подготовить к уроку в виде домашнего занятия дополнительный материал в виде докладов, презентаций, слайдов. Игровая технология опроса может быть рассмотрена и как технология групповой психотерапии, потому, что на участника игры оказывает эффективное воздействие атмосфера группы, группового сотрудничества и поддержки. Он учится преодолевать психологические барьеры в об­щении с различными людьми, совершенствовать ка­чества своей личности: устранять те из них, которые препятствуют эффективному исполнению професси­ональных функций, например замкнутость, несдер­жанность и другое.

Цель данной методической разработки познакомить с технологией проведения игрового занятия со студентами изучающими экономические дисциплины.

Методическая разработка состоит из основных разделов:

- подготовительный этап, в котором поясняются этапы организационной работы

-план занятия;

-содержания занятия, где подробно изложено содержание этапов урока.



Подготовительный этап.

Подготовительный этап урока начинается с разработки сценария игры , форм её проведения. В этом этапе можно выделить следующие направления работы:

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой может
быть практически любой раздел учебного курса. Желательно при
этом, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность или специальную учебную дисциплину.

Формирование целей и задач. Цели и задачи формируют с
учетом не только темы, но и исходной ситуации. В одной ситуации,
но с разными целями можно по-разному построить игру. Для этого
надо соответствующим образом расставить акценты и сформули­ровать цели на каждом этапе или операции.

  1. Определение структуры. Структура определяется с учетом
    целей, задач, темы, состава участников.

4. Составление плана урока.

Определение раундов, составление вопросов, определение цены вопроса.

5.Разработка презентации в форме игры.

Перед проведение занятия необходимо правильно подготовить аудиторию, разбить её на части, где можно разместить команды. Рабочее место ассистента должно быть таким , чтобы он успевал следить за работой команды.(См Приложение).













































План урока

Тема урока : «Деньги и финансы»

Вид урока: форме игровой технологии.

Тип урока: учётно - обобщающий.

Образовательная цель урока: систематизация и контроль знаний по раздел , подготовка экзамену.

Воспитательная: воспитание интереса к будущей профессии, воспитание ответственности.

Развивающая: развитие памяти, развитие логического мышления, развитие внутренней самоорганизации.

Межпредметные связи: банковское дело, финансы и кредит, менеджмент

Обеспечение занятия:

- сценарий;

- методические рекомендации по организации, проведению,
- форме представления результатов игры;

- набор форм бланков;

- технические средства информационное обеспечение.



Время проведения: 90 минут

Место проведения: аудитория № 12

Участники: группа : 15921-У

Домашнее задание: повторение изучаемого материала.

Литература : В.И.Колесникова Банковское дело.

Структура занятия:

Организационный момент - 1 мин.

Подготовительный этап - 4 мин.

Игра в первом раунде - 20 мин.

Игра во втором раунде - 20 мин.

Показ презентаций - 15- 17 минут

Игра в третьем раунде - 20 мин.

Выступления ассистентов - 3 мин.

Финальный вопрос - 3 мин.

Подведение итогов урока - 2- 4 мин















Содержание занятия.

Начало урока проводится традиционным способом. Цели, задачи, задания, критерии оценки демонстрируются на слайдах.

Подготовительный этап проведения урока включает в себя действия по формированию команд и назначению ассистентов

В игре участвуют команды. Их можно выбрать путем жеребьевки или другим способом из любого числа претендентов

Ведущий- преподаватель , который объясняет все подробности и комментирует ход игры.

Ведущий оператор- преподаватель , работающий за компьютером в игровой программе.

Ассистент должен обладать навыками устного счета и быть предельно внимательным, так как именно он фиксирует количество очков для общего обозрения. Работа ассистента заключается в подготовке отчёта на выданном бланке.

Игра проводится по трём раундам. В каждом раунде предлагается по 4 категории, в которых содержится по 5 вопросов разной стоимости. Все играющие поделены на 3 команды.( проводится жеребьёвка)Для ответа необходимо поднимать руку. Если ответ неправильный , то балы снимаются, если правильный то суммируются. Если по истечении 20 секунд никто из играющих не дает правильного ответа, то его озвучивает ведущий.

  • Некоторые вопросы снабжены пометками «супер плюс» или «кот в мешке». В первом случае игрок может выставить номинал, повысить стоимость вопроса на 200 очков.Если кот в мешке вопрос переходит другой команде по выбору игрока.

  • Финальный вопрос звучит для команды , набравшей максимальное число балов. Прежде чем будет озвучен финальный вопрос, игроки делают ставки.



Победитель определяется по максимальному счету. Некоторые вопросы содержат пометки «АУКЦИОН» или «КОТ В МЕШКЕ».

В первом случае игрок может выставить номинал, повысить стоимость вопроса или пойти ва-банк. Ставку этого игрока разрешается перебивать другим участникам, если позволяет количество набранных очков.

Во втором случае игрок должен передать вопрос кому-либо из соперников.



1 раунд

Категория

Очки

пословицы, поговорки

100

200

300

400

500

Бланочные новости

100

200

300

400

500

Достижения цивилизации

100

200

300

400

500

Непродуманная история

100

200

300

400

500





2 раунд

Категория

Очки

деньги - денежки

200

400

600

800

1000

я - предприятие

200

400

600

800

1000

секрет

200

400

600

800

1000

мои доходы

200

400

600

800

1000



3 раунд

Категория

Очки

Хороший вопрос

300

600

900

1200

1500

торговля

300

600

900

1200

1500

ой, кто это?

300

600

900

1200

1500

все работы хороши

300

600

900

1200

1500



После второго раунда организуется показ лучших студенческих презентаций на тему финансовых отношений и функционирования денежной банковской системы в экономике.

Вопросы и ответы :

1 раунд

Категория «Пословицы и поговорки»

100 - Не было ни гроша – да вдруг …(алтын)

200 – За морем телушка - …, да за провоз …(полушка, полтина)

300 - От чего зависит возможность сытно покушать? (Как потопаешь, так и полопаешь)

400 – Под какой камень вода не течёт ? (лежачий )

500 - Так говорят, когда противоборствующие стороны удовлетворены принятым решением (И волки сыты, и овцы целы )

Категория «бланочные новости»

100 – Как называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенные
сроки, либо до востребования? (депозитные)

200 –Как называют письменное распоряжение владельца счёта банку о перечислении суммы с его счёта ( платёжное поручение)

300 - Назовите обязательные реквизиты платёжного поручения.

400 – Какие особенности у депозитного счета

до востребования ?( деньги со счёта можно снять по требованию клиента)

500 – Как называются депозиты, привлекаемые на определённый срок ? Какие они бывают?

(срочные вклады на месяц три ,6,9,12)

Категория «достижения цивилизации»

100 - Как называются специализированные коммерческие организации, занимающиеся аккумуляцией денежных средств и оказывающие другие экономические услуги ?

(банки ).

200 - Как называют категорию, характеризующую процессы денежной природы и денежные отношения в стране и обществе?(финансы)

300 - Какие три сферы образуют финансовую систему?(финансы предприятий, страхование, гос.финансы)

400 – Какие бывают принципы кредитования?

(срочность , платность и возвратность)

500 - Какие организации называют кредитными , но небанковскими?

( ломбарды, благотворительные фонды , инвестиционные фонды и тд.)

Категория «непродуманная история»

100 –Как называют отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых рисков ?9страхование)

200 -Какому типу инфляции соответствует состояние в экономике , когда рост цен достигает более 100 %?(гиперинфляция)

300 - Для какой цели создаются ассоциации банков ? (для того , чтобы решать вопросы , не связанные с получением прибыли в органах власти )

400 - Верно ли следующее утверждение : «Эмиссия- это и есть выпуск денег.»

500 -Что банки должны предпринимать для улучшения финансового состояния ?

(Усилить работу по оценке рисков при выборе клиентов банка, способствовать привлечению средств в депозиты, следить за соотношением собственных средств и заёмных.)

2 раунд

Категория «деньги-денежки»

200 – Деньги взяты в долг, на срок

И возможно, под залог.

Делу это не вредит,

Коль под дело взят …(кредит)



400 - Мог вчера на сто рублей

Взять ты тыщу сухарей,

А сегодня сто рублей –

Это девять сухарей.

И такая ситуация

Называется … (инфляция)

600 –Какие функции выполняют деньги ? (платежа, обращения, измерения,накопления, мера отложенных платежей , мировые деньги )



800 -В каком соотношении банки формируют собственный капитал и заёмный ?

1:20, 1:25

1000 - Сформулируйте «золотое» банковское правило !

( сумма средств размещаемых в кредиты должна быть меньше или равна сумме депозитных вкладов)

Категория «я - предприятие»

200 - Какой счёт в банке открывают некоммерческие организации ? (текущий)

400 - Какие виды расчётных счетов бывают ?( счёт для совместной деятельности, счёт по соглашению о разделе выпускаемой продукции)

600 - В каких случаях банки могут закрыть расчётный счёт, расторгнув договор?( если в течение года по нему нет операций, если предприятие нарушает условия договора)

800 -Какие формы обеспечения кредита используют предприятия, оформляя кредит

(залог, поручительство)

1000 – Какие бывают формы безналичных расчётов ?Перечислите основные права потребителей (Право потребителей на просвещение в области ЗПП, на качество и безопасность товара (услуги), на информацию…)



Категория «секрет»

200 - Какие операции банка называют кассовыми ?

(это кредитование банков в целях улучшения финансового состояния)

400 –Какие операции может проводить ЦБ РФ ?

600 - Какие инструменты использует ЦБ для управления денежно- кредитной политикой ?

800 - Какие особенности у современной банковской системы в РФ ?



1000 - Какие операции банка называют кассовыми ?

Что означает рефинансирование банков ?

(это кредитование банков в целях улучшения финансового состояния)

Категория «мои доходы»

200 – Тимофей носки связал

И на рынке их продал

Дешевле, чем нитки,

Получил одни… (убытки)

400 – Свою ценную бумагу

Вам не стоит продавать.

С нее можно ежегодно

… получать. (дивиденды)



600 – Что такое банковская маржа ? ( это доход по процентным операциям )?

800 - Прошлым в жизни я была.

В рассказах тоже я жила.

А ПРИ спереди поставишь –

И доход себе составишь. (прибыль)

1000 - К какому виду платежей относится зашифрованное понятие? (пенсия)

3 раунд

Категория «хороший вопрос»

300 – Могут ли деньги быть свободными?(да, это временно неиспользуемые деньги)

600 – Почему аккредитивная форма расчётов более надёжная , чем оплата платёжными поручениями? ( открыть аккредитив, значит заморозить определённые средства для выплаты только по целевому назначению, а оплата платёжными поручениями может задерживать поступление средств на счёт , если у плательщика финансовые затруднения)

900 - Что такое финансы и

чем они отличаются от денег ?

( Финансы более широкое понятие , чем деньги. Финансы это отношения по поводу формирования , и распределения средств.)

1200 - Какие операции банка называют комиссионными ?

1500 - Как вы продолжите высказывание Генри Форда «деньги, как рука или нога- или вы пользуетесь ими, или ….»?

( вы их теряете )

Категория «торговля» 300 - Как называется прямой товарообмен без участия денег ?(бартер)

600 - Почему расчёты платёжными поручениями считаются удобными для покупателя

(покупатель получает товар , а только потом платит , у него есть возможность потянуть время.)

900 - Какие взаимоотношения у рекламы и торговли? (Реклама – двигатель торговли)

1200 - «На рынке корову мужик продавал. Никто за корову цены не давал».

Что такое цена? (стоимость)

1500 - Как называется расчётный показатель отражающий объём продажи продукции ?

Категория «ой, кто это?»

300 - Его кандидатуру предлагает президент РК. Сроки выполнения обязанностей 4 года. Кто это? (Председатель НБ)

600 - Он необходим при заключении кредитного договора, так как принимает на себя ответственность за неисполнение обязательств. Кто это ? (поручитель)( страховщик)

900 - Он действует на основе договора , ему регулярно платят взносы, у него формируется денежный фонд , из которого может выплачиваться сумма возмещения. Кто это ?

1200 - Он предоставляет свои временно свободные средства в распоряжение другого на определённый срок. Кто это ?(кредитор)

1500 – Он полностью контролирует бизнес и управляет предприятием, но не распоряжается прибылью. Кто это ?(управляющий)

Категория «я это знаю»

300 - Какие подразделения входят в состав ЦБ?

( расчётно- кассовые центры, хранилища, вычислительные центры, учебные заведения итд.)

600 - Человек, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую и определял подлинность (меняла)

900 - Какие возможности банку обеспечивает генеральная лицензия ?

( можно проводить все виды операций , открывать филиалы за рубежом)

1200 - По каким принципам организуются безналичные расчёты?

( законность, своевременность , согласие плательщика и т.д)

1500 - Зачем предприятию нужны банки ?

(предприятие открывает в банке р/сч, проводит безналичные расчёты, может взять кредит.)

Финальный вопрос

Какова взаимосвязь кредита и финансов ?

Этап контроля знаний включает – контроль за ответами на вопросы в ходе игры.

Преподаватель проводит анализ ошибок студентов ( в процессе игры), что снижает вероятность их повторения в реальной действительности.

А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста полноценному выполнению профессиональной деятельности.

Урок заканчивается выступлением ассистентов и заключительным словом преподавателей.

Оценки за урок можно прокомментировать так _ победителям - отлично, остальным участникам проявившим хорошую активность и подготовившим презентации ставиться хорошо и отлично , участники активно участвующие в игре , но не достигшие победы получают оценку хорошо.

Пассивные участники могут получить в качестве домашнего задания какие либо задачи , тесты и другие задания.





































Заключение.

Проведение контроля знаний студентов при помощи активных форм работы уроках в форме игровая технология позволяет развивать большой интерес к дисциплинам и способствует развитию творческих возможностей студентов. В процессе подготовки такого занятия повторяется большой объём изученного материала. Правильное сочетание категорий в раундах , игровых заставок делает урок насыщенным, а за студентами оставляет право добровольного выбора участия. На таких занятиях неактивные студенты, неуверенные в своих знаниях, включатся в работу сразу и эффект бывает положительным. Домашние задания, выполненные студентами подвергаются анализу со стороны преподавателя и самих студентов , что способствует воспитанию ответственности .На таком занятии студентам приходится много говорить, доказывать свою точку зрения и стремиться к получению высоких баллов. Такая работа повышает ответственность студента за результаты своего труда и подготавливает его к будущей профессиональной деятельности.

































Перечень литературы и средств обучения.

1.Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. Учебник.-М.:Банки и биржи ЮНИТИ, 2008

2.Колесникова В.И. Банковское дело .- М., Финансы и статистика, 2008

3.Сенгагов В.К. Учебник «Финансы, денежное обращение и кредит». «Просвет»- М.,2001

4.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2009

5.Педагогические технологии: Учеб.пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ.ред. В.С.Кукушина. – М., 2009

6.Поляк Г.Б. «Финансы, денежное обращение, кредит» ЮНИТИ – М.,2008