Практико-ориентированный подход в обучении физике
Яшина В.А. преподаватель физики
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель
Введение
- Реальная жизнь ставит перед выпускниками учебных заведений непростую задачу - быть востребованными на рынке труда. Любому производству требуются профессионалы, умеющие комплексно решать производственные задачи. Современная система образования предполагает развитие у студентов самостоятельности, мобильности, творческого мышления, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сферах. Общеобразовательная подготовка в СПО - база для изучения дисциплин профессионального и обще профессионального цикла.
- В современных условиях особенно актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. Такой набор позволит обучающимся адаптироваться к жизни, относиться к ней активно, творчески.
Новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавателем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность становится успешной, а знания востребованными.
- Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению
- Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
- 1) мотивационное обеспечение учебного процесса; 2) связь обучения с практикой; 3) сознательность и активность студентов в обучении, 4) деятельностный подход. Целью практико-ориентированного подхода при обучении физике является
- формирование, у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;
- формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
- В системе практико-ориентированного обучения формируется практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний
Возможные направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках физики
- обновленный дидактический материал , работая с которым студенты приобретают навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решению проблемных ситуаций, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Например, задания типа «Установите соответствия» или «Установите правильную последовательность». В результате на различных этапах урока, обучающиеся являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия преподавателя, а активными участниками процесса познания. .
- Использование на занятиях по физике качественных и расчетных задач с производственным содержанием
- Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации изучаемых физических явлений ;
- Рассмотрение физических принципов работы оборудования
- Описание известных явлений в окружающем мире и профессиональной деятельности
- D:\Яшина В.А. ГБПОУ СИХТ Аттестация 2017\межпредметные связи\Межпредметные связи.pptx
Качественные — это задачи, для решения которых не требуется вычислений
- помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе
- помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни
- способствуют развитию литературно и технически грамотной речи
- формируют у обучающихся умение ясно, логически и точно излагать мысли
- активизируют внимание учащихся
- 1) Свариваемые поверхности из металла, обладающие малой вязкостью (сталь и др.) предварительно нагревают до пластического состояния и производят сжатие (осадку). Чем объясняется прочность получаемого таким образом соединения? 2) Почему термос, т.е. сосуд с двойными стенками, обеспечивает сохранение температуры помещенных в него продуктов без подогрева? 3) Почему запрещается наливать (сливать) бензин в цистерны, не имеющие заземления?
Практические задачи-задачи, решить которые обучающимся помогают их личные наблюдения, задачи, которые представляют для ребят интерес с практической точки зрения
1. Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А. Какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки?
2. На каком физическом законе основана контактная сварка?
3. Высокое напряжение необходимо только при «зажигании» электрической дуги, ток в дуге придерживается при низком напряжении. Откуда берутся свободные электроны при горении дуги?
4. Сварочный аппарат присоединен к источнику тока медными проводами длиной 20м и сечением 25 мм2 , по которым идет ток силой 12А. Определить напряжение в сети.
5. Определить мощность сварочного трансформатора, если напряжение в сети 380В, а сила тока 50А.Какой ток удобнее применить для сварки: переменный пли постоянный? Почему? Что такое сварка с обратной полярностью? Когда ее применяют?
6. Почему сердечники трансформаторов набирают из отдельных листов или лент, изолированных лаком, окалиной или химическим способом. Почему толщину листов или лент подбирают в зависимости от частоты потребляемого тока?
Практико-ориентированные задачи и вопросы к урокам
ПО задачи делятся на четыре основных вида:
- физическая задача с политехническим содержанием
- Задача с производственно-техническим содержанием
- физическая задача с практическим содержанием или задача-опыт.
- Задача – качественный вопрос
Практико-ориентированные задачи можно использовать
- В процессе изложения нового материала
- При закреплении и повторении материала
- В качестве домашнего задания
- При устной проверке знаний
- При проведении письменных контрольных работ
Практические задачи – -задачи, решить которые учащимся помогают их
- личные наблюдения, задачи, которые представляют для ребят интерес с практической точки зрения
Практико-ориентированные задачи
- Помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе и в технике.
- Помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни
- Способствуют развитию литературно и технически грамотной речи
- Формируют у учащихся умение ясно, логически и точно излагать мысли
- Активизируют внимание учащихся.
Кроме решения задач, использую следующие виды деятельности:
- Составление кроссвордов
- Сочинений к изученной теме,
- Создание проектов, исследовательских работ
- Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,
- Написание рефератов, докладов , сообщений,
- Составление опорных конспектов
Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.
- Создание электронных презентаций
Конкурс творческих работ « Физика в моей профессии», « Физика в повседневной жизни»
- Ежегодное проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания
Физические законы надо объяснять на примерах из окружающей жизни
Организация проектной и исследовательской деятельности также является важным средством реализации практико-ориентированного подхода при обучении физике
- Данный вид работы с обучающимися формирует у них умения по самостоятельному добыванию, осмыслению и анализу знаний. Включение студентов в проектную деятельность позволяет преподавателю одновременно решать множество образовательных задач, связанных с формированием предметных и метапредметных умений, ценностно-смысловых и других компетентностей обучающихся. Не случайно, организация преподавателем проектной деятельности учащихся является одним из критериев его собственного профессионализма.
Исследовательская деятельность обучающихся
- Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.
Тема должна быть:
- интересна обучающемуся,
- увлекать его;
- выполнима, решение её должно быть получено участникам исследования;
- оригинальной,
- в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- доступной,
- соответствовать возрастным особенностям
Структура исследовательской работы
- Формируется цель исследования,
- затем выдвигается гипотеза, которую нужно подтвердить или опровергнуть.
- Затем определяются задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.
- Характеристика того, что известно по данному исследованию, даётся в обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа нескольких работ.
- Описание того, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы, представляет собой методику исследования, которая описывается в тексте.
- Далее представляются собственные данные, полученные при исследовании, которые обрабатываются.
- Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и защитой.
Усвоение учебного материала
* урок-лекция – 5%;
* при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%;
* наглядных и аудиоматериалов – 20%;
* аудиовизуальных материалов – 30-40%;
* работа в дискуссионных группах – 50%;
* практика через действие – 75%;
* использования мультимедийных технологий – 80-85%
- При обучении человек усваивает:
- 10% прочитанного,
- 20% услышанного,
- 30% увиденного,
- 90% того, что он сделал сам
Заключение
- Реализация практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.