государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Челябинской области «Политехнический колледж»
(ГАПОУ ЧО ПК)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практико-ориентированное занятие
«ЖИЗНЬ ПО СОБСТВЕННОМУ ВЫБОРУ»

Разработчик:
педагог-психолог Васильева Ю.В.
Магнитогорск, 2018
Асоциальное поведение является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшую острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики асоциального поведения в образовательной среде.
Для повышения качества социально-педагогической поддержки и профилактики асоциального поведения среди несовершеннолетних необходимо смещение акцентов профилактической работы в сторону успешной адаптации и социализации развивающейся личности. Психологический игровой тренинг – как автомобильный аккумулятор – помогает накапливать новые знания, навыки, умения, чтобы затем привести личность в состояние эффективной деятельности. Деятельность же, в свою очередь, помогает постоянно "подзаряжаться" эмоциями, ощущениями, знаниями, осмысливать их и открывать для себя нечто новое. Смысл подобного тренинга в некой ДИНАМИЧЕСКОЙ акции – упражнении, игре, активно ориентированной задаче.
Две базовые составляющие уже названы:
• действие, активность;
• эмоциональная и когнитивная рефлексия по итогам действия.
Именно проанализировав действия, чувства, мысли, ощущения, действия (как свои, так и товарищей по группе), мы открываем что-то новое в себе и узнаем о поведенческих типах окружающих нас людей. К этим составляющим прибавим и третьего "кита", на котором базируется весь процесс эффективного тренинга. Речь идет о трансформации представлений о себе, своих возможностях, поведении, с тем чтобы применить новое знание в будущем.
Так возникает тренинговая триада: ДЕЙСТВИЕ-РЕФЛЕКСИЯ-ТРАНСФОРМАЦИЯ.
Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в адаптации и социализации развивающейся личности
. Задачи:
- интеграция индивидуального опыта;
-совершенствование саморегуляции;
-осознание эмоций, приобретение опыта отреагирования эмоций;
-выработка жизненно важных умений и навыков невербального общения;
-устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;
-расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности
-повышение уровня социальной адаптации.
Организация:
Занятие предусматривают особую организацию рабочего пространства с расположением стульев для участников по кругу, комфортные условия и возможностью свободного перемещения участников занятий.
Количество участников: 18-20 человек.
Структура занятия
Каждое занятие состоит из трех частей:
• Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, если понадобится, подбирать упражнения для разминки самостоятельно в зависимости от особенностей каждой конкретной группы.
• Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
• Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. В сценарии тренинга приведены примерные вопросы для завершения каждого занятия, ориентированные на содержание. Однако ведущий может предлагать и свои варианты вопросов, обращая особое внимание на то, что, по его мнению, осталось не до конца понятым или недосказанным. Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
Формы и методы работы на занятии
Работа на занятии может проходить в парах и микрогруппах, организованных по усмотрению ведущего или по желанию участников группы с последующим обсуждением работы всеми участниками.
«Психологическая скульптура»;
«Метод групповой дискуссии»;
«Игровые методы»;
«Мозговой штурм»;
«Моделирование поведения»;
Элементы арт-терапии;
Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Правила групповой работы на занятиях
Предлагаются ведущим (педагогом), обсуждаются членами группы на начальном этапе занятия, принимаются и действуют на протяжении всего занятия. За нарушения правил группа может разработать систему наказаний (например, приседания, рассказать стих, спеть песню и т.д.).
1.Доверительный стиль общения.
2.Общение по принципу «здесь и сейчас».
3.Персонификация высказываний.
4.Искренность в общении.
5.Свобода и ответственность.
6.Недопустимость оценок участников.
7.Конфиденциальность.
8. Активность.
Оборудование
Проектор, экран, бумага, ручки, карандаши, мяч.
Длительность занятия: 1,5 – 2 часа.
Порядок работы
Вступительное слово ведущего с обсуждением правил работы группы.
Упражнение «Психологическая скульптура «Жизнь – это… ».
Упражнение «Пантомима манифеста Матери Терезы».
Просмотр видеосюжета «10 людей с жесткими мутациями», рефлексия.
Упражнение «Хочу, могу, буду жить, чтобы…»
Ролевая игра «Донорское сердце».
Упражнение «Что будет если я….»
Составление «Дерева Зависимости».
Упражнение «Ассоциации по теме».
Упражнения на отреагирование эмоций (обиды, гнева, страха).
Упражнение «10 заповедей: как не попасть в зависимость».
Упражнение «Подарок».
Рефлексия.
1. «Правила группы»
Цель: координация группового взаимодействия.
Время: 3 минуты.
Оборудование: слайд презентации и лист А4 с уже написанными правилами.
• Один говорит – все слушают.
• Слушать друг друга, не перебивая. Говорить только от своего лица.
• Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нём в третьем лице.
• Не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятии.
• Избегать критики при выполнении упражнений, если возникнет такая возможность что-то покритиковать – дождаться обсуждения.
• В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своём отказе.
• Быть активным на словах и в действии.
Каждый из вас может внести свои дополнения или изменения. Все согласны с этими правилами? Если все согласны – вывешиваем эти правила на видное место.
2. Упражнение «Психологическая скульптура «Жизнь – это…» »
Цель: стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия, отработка навыков работы в команде.
Время: 5-7 минут. Материалы: Не требуются.
Инструкция: «Попытайтесь создать живую скульптуру, скульптуру, олицетворяющую ЖИЗНЬ. Скульптура должна быть выразительной и точно напоминать придуманную вами идею».
Ход работы: группа разбивается на 3-4 подгруппы, каждая работает самостоятельно, далее презентация своей скульптуры, остальные угадывают основную идею подгруппы.
3. Упражнение «Пантомима манифеста Матери Терезы».
Цель: стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия, отработка навыков невербального общения.
Время: 10 минут. Материалы: Не требуются.
Ход работы: Ведущий раздает желающим листы бумаги, на которых обозначено смысловое понимание жизни по манифесту Матери Терезы. Выступающие используя мимику, пантомиму и другие невербальные средства общения стараются донести смысл до остальных ребят, объясняя до тех пор, пока слово не будет угадано. В конце ведущий зачитывает сам манифест, отраженный на слайде.
4. Просмотр видеосюжета «10 людей с жесткими мутациями».
Цель: осознание разнообразия человеческого существования, ценности человеческой жизни, стимуляция размышлений о смысле жизни.
Время: 10 минут.
Рефлексия: какие мысли возникали во время просмотра? Какие эмоции? Что заставляет этих людей жить дальше, бороться с трудностями? Какие выводы вы можете сделать (разнообразие усиливает все стороны жизни человека, все люди нуждаются в поддержке и дружбе, все люди нуждаются друг в друге, каждый человек способен чувствовать и думать, ценность человека не зависит от его способностей и достижений).
5. Упражнение «Хочу, могу, буду жить, чтобы…»
Цель: стимуляция самовыражения, доверительной атмосферы в группе, осознание своих мыслей, эмоций через образы и символы.
Время: 10 минут. Мяч.
Ход работы: работа идет в кругу, ведущий кидает мяч любому участнику, сопровождая конкретной фразой, участники перебрасывают мяч, заканчивая фразу. Набор фраз «я Хочу жить, чтобы…», «я Могу жить, потому что…», «я Буду жить, чтобы…».
Рефлексия: во время упражнения я понял? Самым эффективным считаю, …
6. Ролевая игра «Донорское сердце»
Цель: развитие умений и навыков толерантного отношения к другим людям, повышение ценности человеческой жизни.
Время: 20 минут.
Ход работы: Вступительное слово ведущего.
Условие: все участники являются врачами НИИ, отделения патологии сердца. Предстоит операция по пересадки сердца. Сердце только 1. Каждый из больных ждет своей очереди.
Женские роли:
1) девочка-японка, 9 лет, гениальная скрипачка.
2) врач отделения патологии сердца, кандидат медицинских наук, занимается разработкой лекарства, возглавляет отдел 35 лет, на опробацию требуется полгода.
3) беременная 16 летняя девушка. Не знает, кто отец ребенка. Т.к. одновременно встречалась с 2 парнями.
4) официантка, 1 8 лет, поздний ребенок в семье, родители пенсионеры.
Мужские роли:
35-летний католический священник;
Учитель русского языка и литературы, 44 года, жена умерла, 11 лет сыну, 9 лет дочери, один воспитывает детей.
Затем происходит обсуждение поставленных вопросов.
1этап: определиться самому, кому нужнее донорское сердце.
2 этап: в микрогруппе найти аргументы для доказательства своей позиции. На чем основан выбор – принцип?
.
Вывод делает ведущий: Для решения этого вопроса существует принцип «очередность постановки на учет», запись на операцию.
Каждый человек имеет право жить! Не зависимо от пола, возраста, семейного положения!
7. Упражнение «Что было бы, если...»
Цель: осознание эмоций и способов совладания с ними.
Время: 10-15 минут.
Варианты проведения:
1. Каждый участник выбирает для себя тему и делает по ней коллаж. Можно работать в группах. Готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы.
2. Работа по кругу с перекидыванием мяча, участник, поймавший мяч продолжает предложение и кидает другому.
3. Предложить участникам написать историю по данной теме или показать пантомиму.
Если я в ярости, то... Если я в печали, то... Если я боюсь, то... Если у меня нет желания что-либо делать, то... Если я кого-то не выношу, то... Если я горжусь собой, то... Если я хочу с кем-то познакомиться, то... Если я с чем-то хорошо справился, то...Если я что-то преодолел, то... Если со мной случится несчастье, что я больше не смогу жить так, как сейчас, то... Если я пойму, что в школе я больше не успеваю и, собственно, мне следовало бы уйти из нее, ... Если я когда-нибудь серьезно заболею, ... Если я вдруг разочаруюсь, ... Если я потеряю свою лучшую подругу (друга), ... Если я в отчаянии, …Если я в стрессовом состоянии, …Если я чувствую себя исключенным из группы, ...Если я одинок, ... Если я завидую, ... Если мне скучно, ... Если я не уверен в себе, ... Если я ревную, ... Если мной кто-то восхищается, ...
8. Составление «Дерева Зависимости».
Цель: осознание внутренних причин формирования психологических зависимостей.
Время: 3-5 минут.
Ход работы: Ведущий предлагает, рисуя на доске или флипчарте образную метафору происхождения психологических зависимостей, выводя участников к пониманию необходимости конструктивного выражения негативных эмоций. Эскиз дерева зависимостей представляется на слайде презентации.
9. Упражнение «Ассоциации по теме»
Цель: осознание внутренних причин формирования психологических зависимостей.
Время: 5-7 минут.
Ход работы: ребята разбиваются на 4 подгруппы и их просят рассказать о спонтанных ассоциациях по теме «Наркомания и наркотики», «Табакокурение», «Алкоголизм». Затем они на листе бумаги по вертикали на каждую букву слова записывают понятия по данной теме, которые им приходят в голову. По завершению каждая подгруппа презентует свою работу.
10. Упражнения на отреагирование эмоций (обиды, гнева, страха).
Цель: осознание внутренних причин формирования психологических зависимостей.
Время: 10-15 минут.
Ход работы: индивидуальное выполнение заданий
Нарисовать свой страх, то что заставляет бояться, затем зачеркать все изображение, чтобы не было ничего видно, затем смять лист, разорвать на кусочки и выкинуть (по возможности сжечь).
Вспомнить ситуацию, когда вам было больно, обидно, когда вы рассердились на кого-либо и нужно теперь все выплеснуть через топот, клопки руками и криком (вариант крика «я имею право на гнев», «я могу выражать свой гнев»).
Упражнение «Отпускаем обиду»: участники поднимают руки вверх и стоят так до тех пор, пока не придет осознание того, что руки нужно опустить, так же как отпустить обиду. Обсуждение, легко ли было опустить руки, какие были мысли, переживания).
11. Упражнение «10 заповедей: как не попасть в зависимость»
Цель: формирование установки на здоровый образ жизни.
Время: 5-10 минут.
Ход работы: группа разбивается на 3-4 подгруппы, раздаются листы бумаги, карандаши. Ведущий дает инструкцию: вам необходимо придумать 10 заповедей, неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком, чтобы не стать рабом вредных привычек. Варианты выполнения: 1. по заданной теме представить коллаж, готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы. 2. предложить участникам написать историю по данной теме или показать пантомиму.
12. Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Ход: Ведущий: «Я приглашаю всех участников в один большой круг. Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе за эффективное взаимодействие. Давайте скажем, что каждый из Вас подарит группе. Я, например, дарю Вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что бы он хотел подарить группе. Давайте наградим себя за успешную игру аплодисментами!
13. Рефлексия занятия
Ход работы: Ведущий: «Наш тренинг подошёл к завершению. Хочу спросить у Вас». Участники по кругу дают свой ответ на поставленные вопросы:
Что нового, важного Вы сегодня узнали?
Что сегодня было для Вас трудным на занятии?
Что полезного вынесли для себя из группы?
Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
Время выполнения: 5 минут.
Ну, вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007.-272с.:ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).
Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб.: - Питер., 1996.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга .- М, 1999.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально – психологический тренинг: Учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
Кипнис М. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями. Тренируем общение, способность влиять и убеждать.- СПб.: Питер, 2009.-224с.
Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Луганск: Глобус, 2000.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб. : Издательство «Речь», 2007. — 224 с.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье: Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 256 с.
Практикум по психологическим играм под ред. Битяновой М. Р. - Питер. 2002г.
Фопель Клаус «Создание команды. Психологические игры и упражнения» Пер. с нем. — М. : Генезис, 2003. — 400 с.
ДЛЯ ЗАМЕТОК
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Жизнь – это возможность, воспользуйся.
Жизнь – это красота, восхитись ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, осуществи ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь - это долг твой насущный, исполни его.
Жизнь – это игра, стань же игроком.
Жизнь – это богатство, не транжирь его напрасно.
Жизнь – это имущество, береги его.
Жизнь – это любовь, насладись ею сполна.
Жизнь – это завет, исполни его.
Жизнь – это множество бедствий, превозмоги все.
Жизнь – это песня, спой ее до конца.
Жизнь – это борьба, стань же борцом.
Жизнь – это бездна неведомого, вступи в нее без страха.
Жизнь – это удача, лови ее миг.
Жизнь – это твоя жизнь, борись за нее.
Манифест матери Терезы.