Муниципальное бюджетное образовательноу учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка №27»
Тема: Приём «Оценка текста» как условие развития интереса к самому процессу чтения.
Составил:
Иванченко Марина Николаевна
учитель 1 квалификационнной категории
МБОУ «СОШ №38»
Г. Ангарск
Если все читать и читать без конца, не обдумывая затем прочитанного, то оно не пускает корней и по большей части гибнет.
Шопенгауэр А.
Образовательная система «Школа 2100», в частности литературное чтение, с его технологией продуктивного чтения позволяет не просто читать, а обдумывать содержание прочитанного, выращивать из школьников вдумчивых читателей.
Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.
Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Перед учителем начальных классов встаёт проблема, с одной стороны - развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать у обучающихся, с другой стороны - научить понимать текст, читать между строк, улавливать авторскую позицию, отношение автора, извлекать уроки из прочитанного и многое другое.
Решению этих проблем, частично, может помочь такой прием, как «Оценка текста». Данный приём педагогической техники является одним из ключевых в технике активно-продуктивного обучения. Этот приём хорошо виден на примере знакомства с текстом Гимна Российской Федерации.
Представьте себе, что текст Гимна РФ попал в руки иностранца, который ничего не знает о нашей стране. И ему нужно не только ознакомиться с гимном, но и ответить на поставленые вопросы.
- Какой он может себе представить Россию, исходя из текста Гимна?
- Идеи каких статей Конституции отражены в тексте Гимна Российской Федерации
Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия его критичного осмысления.
Оценивать содержание текста можно по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
Одним из важных приемов оценки текста является осмысление заголовка. Заглавие направляет внимание читателя к тому, что будет изложено далее. Оно является первым провожатым читателя в художественном мире произведения.
Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием текста представлен на слайде. Конечно, вопросы могут видоизменяться.
1. Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).
2. Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.
3. Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова.
4. Скажите, являются ли выделенные вами ключевые слова и их заместители самыми информативными элементами в тексте.
Следующий прием оценки текста - ключевые слова текста.
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого текста, ответить на ряд вопросов.
Некоторые вопросы вы можете увидеть на слайде:
- Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом?
- Предположите, почему они выделены?
- Какие слова чаще всего встречается в данном тексте?
- Что можно узнать, предположить по этим словам?
Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия его критичного осмысления. Применяя такой приём при работе с произведением, у детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи.
Оценка текста.
А теперь давайте побудем в роли учеников и оценим текст:
1. По иллюстрации. ( Слайд с иллюстрацией)
-Что изображено на рисунке?
-В какое время года изобразил художник луг?
-В какое время дня изобразил художник луг на своей иллюстрации?
-Каким предложением вы бы подписали эту иллюстрацию?
-Как вы думаете, есть ли «секреты» у одуванчиков?
-Назовите эти секреты.
2.По заглавию. (Слайд с заглавием текста)
- Что можно предположить о теме, содержании рассказа, если автор его – Михаил Пришвин?
- Почему рассказ называется « Золотой луг»?
- Скажите, что отразилось в заглавии рассказа – тема или основная мысль?
- Объясните значение словосочетания «золотой луг»?
- Предположите, от чего луг бывает «золотым»?
- Назовите слова синонимы к слову «золотой».
А теперь поработайте в группах.
3. По ключевым словам. (Работа в группах). Текст и вопросы выдаются каждой группе и могут дублироваться на слайде.
- Какие слова выделены жирным шрифтом?
- Предположите, почему они выделены?
- Какие слова чаще всего встречаются в данном тексте?
- Что удалось сделать мальчику в рассказе?
-В чём заключалось его «открытие»?
-Почему к вечеру луг становился зелёным?
-Какой любимый цветок мальчиков?

Михаил Михайлович Пришвин
Золотой луг.
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.
– Сережа! – позову я его деловито.
Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
В заключении хочется добавить, что работа ребенка над текстами проходит в индивидуальном темпе. Выбор произведений для чтения, система работы в тетрадях ориентированы на индивидуальность ребенка. «Чтение – это глубоко личный процесс в виде диалога читателя и писателя, каждый должен научиться интерпретации текста, которую затем необходимо соотнести с объективным авторским смыслом».
Спасибо за внимание!
Михаил Михайлович Пришвин.
Золотой луг.
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.
– Сережа! – позову я его деловито.
Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
- Какие слова выделены жирным шрифтом?
- Предположите, почему они выделены?
- Какие слова чаще всего встречаются в данном тексте?
- Что удалось сделать мальчику в рассказе?
-В чём заключалось его «открытие»?
-Почему к вечеру луг становился зелёным?
-Какой любимый цветок мальчиков?