СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Применение технологии организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке объединены теоретическая часть (которая, по моему мнению, будет полезна всем классам математкии) и практическая часть (некоторые разработки для уроков математкиик в 5 классах)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Применение технологии организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке"»

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова»

Факультет дополнительного образования






Кафедра методики естественнонаучного образования и

информационных технологий






Итоговая аттестационная работа

Применение технологии организации

самостоятельной деятельности обучающихся на уроке




Выполнил:

слушатель группы М-3

Баева Светлана Сергеевна

учитель математики

МБОУ «Средняя школа № 8

им. Н.В. Пономарёвой»



Ульяновск

2017

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………. …. 2

  2. Применение технологии организации самостоятельной деятельности

обучающихся на уроке……………………………………………………………..... 5

    1. Анализ подходов к определению понятия «самостоятельная работа»………………………………………………………………… 5

    2. Организация самостоятельной работы, формирование

самостоятельной деятельности на уроке……………………………. 8

      1. Проблемы и пути развития самостоятельности, требования к ней………………………………………………………………… 8

      2. Принципы развития самостоятельности………………………. 11

      3. Виды и формы самостоятельной работы……………………… 13

      4. Оценка деятельности обучающихся…………………………………18

      5. Организация самостоятельной работы или как научить самостоятельности………………………………………………. 22

  1. Практическая часть…………………………………………………………….. 25

  2. Заключение………………………………………………………………………29

  3. Список литературы……………………………………………………………...30










Введение

Для того чтобы уметь связывать теорию с практикой, с повседневной и всесторонней работой на общую пользу, для этого надо много и самостоятельно учиться.

Н.К. Крупская


Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса к учёбе.

В связи с этим, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию.

Идеальным результатом обучения становится достижение такого уровня, когда учащийся готов к самообразованию, самовоспитанию, что невозможно без универсального качества личности — самостоятельности.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современная парадигма образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности ученика как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни. Знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Данная проблема актуальна для современной школы, потому что она ещё не достаточно разработана, не изучена до конца. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, следовательно, эта проблема актуальна и для общества в целом.

Главным принципом работы учителя математики является организация деятельности школьников, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.

Цель данной работы: выявление условий, формирующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроках математики.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи работы:

  1. Выявление и изучение литературы по проблемам самостоятельной деятельности учащихся;

  2. Отбор, систематизация, разработка путей и способов развития самостоятельности учащихся на уроках математики.























Применение технологии организации

самостоятельной деятельности учащихся на уроке

Анализ подходов к определению понятия

«самостоятельная работа»


В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца ХVIII века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся – центральный в педагогической системе К. Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения.

Великий русский педагог уделял серьёзное внимание идее развития самостоятельности у учащихся в обучении. Самостоятельность К. Д. Ушинский противопоставлял скуке, которая являлась, по его мнению, источником многих детских пороков и проступков. «…В душе дитяти, — пишет он, — сильнее всего выказывается стремление к самостоятельной деятельности» [1, 90]. В системе обучения и воспитания К. Д. Ушинский рекомендует умело организовывать опыт самостоятельной деятельности детей с учётом их особенностей.

Самостоятельную деятельность учащихся, выполнение ими самостоятельных работ К. Д. Ушинский считает «единственно прочным основанием всякого прочного учения» [1, 226]. При этом он подчёркивает необходимость учёта возрастных особенностей учащихся.

Н. Ф. Бунаков, один из наиболее видных представителей демократического направления в русской педагогике второй половины XIX века, высоко ценил разные виды самостоятельной работы в школе, особенно те, которые проводятся в старших классах и осуществляются учащимися «втихомолку». Именно такие работы составляют «самый естественный переход от обучения к самообучению», приучают к самостоятельному труду и сосредоточенности.

В своей практике Н. Ф. Бунаков вводил самостоятельные работы, начиная с первого года обучения, постепенно усложняя деятельность детей.

В несколько ином аспекте рассматривалась идея самостоятельной деятельности учащихся в организации обучения Л. Н. Толстым. Он создает свою оригинальную концепцию обучения детей. Исходным положением этой концепции является учет жизненного опыта ребенка, предоставление ему максимальной свободы в действиях на основе широкого развертывания в процессе обучения самостоятельной работы как средства развития творческих сил и способностей учащихся.

Организовав экспериментальное обучение в Яснополянской школе, Л. Н. Толстой делает ряд выводов по методике преподавания, которые не утратили своей актуальности и сегодня. Предложенное им развертывание учебного материала идентично пути получения открытий в науке и требует самостоятельных действий учащихся при усвоении этого учебного материала под руководством учителя.

Один из ведущих педагогов Пидкасистый П. И. в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» он рассматривает следующее определение: «самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации» [2, 26].

Педагог-психолог Зимняя И.А. определяет, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. При этом самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе [3, 249].

Различные аспекты проблемы самостоятельной работы учащихся исследовались Б. П. Есиповым, М. А. Даниловым, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, Н. А. Полоеноковой, А. В. Усовой и др. Однако мнения ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определяют её через понятие «метод обучения», другие - через систему приемов учения.

Некоторые ученые рассматривают самостоятельную работу как средство развития обобщенных умений, познавательной самостоятельности, творческой активности и социализации личности, связывают её со способностью к самоорганизации (Г.Н. Алова, З.А. Вологодская, А.А.Дикая, М.Е. Дуранов, В.М. Железяко, В.А. Козаков, В.Я. Ляудис, В.П. Чихачев и др.).

Наиболее полное определение самостоятельной работы дается В. И. Андреевым. Его точка зрения обусловливается тем, что в процессе самостоятельной работы учащихся могут быть применены самые разнообразные методы и приемы обучения, и поэтому, по его мнению, подводить самостоятельную работу под понятие «метод» в качестве родового понятия некорректно. Также он считает, что понятие «средство» является не основным, а лишь вспомогательным, частным признаком и не может быть взято за родовое понятие.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.





















Организация самостоятельной работы,

формирование самостоятельной деятельности на уроке

Проблемы и пути развития самостоятельности,

требования к ней

Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требования сегодняшнего дня. Введение ФГОС, ГИА, ЕГЭ требует усвоение обязательных стандартов по математике каждым учеником. Положительный исход аттестации выпускника напрямую зависит от уровня его самостоятельной деятельности. Развитая самостоятельность учащихся – ключ к их успехам.

Проблема самостоятельной работы учащихся и ее организация на уроке имеет богатую историю и свои традиции ее решения. По мнению ряда исследователей, самостоятельная работа есть синтез формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности, вида деятельности и организационной формы. Только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться.

Самостоятельность - это способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации, это одно из ведущих качеств личности. Самостоятельность открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.

Основой ученической компетентности является самостоятельная деятельность, когда ученик по собственной инициативе выбирает предмет, объем, форму и источники для занятий. По каким критериям можно определить, сформирована она или нет? И как ее сформировать? Самостоятельным не рождаются. Это качество формируется. Само по себе оно «произрастает» редко. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь прежде всего на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.

Учебная компетентность складывается только в условиях личностно ориентированного обучения, сущность которого — содействовать становлению личностных образовательных смыслов, или потребностей, школьника. Личностный смысл, потребность, или «пристрастное отношение» к жизненным ценностям, является «устойчивым регулятором... поведенческого репертуара» человека (Н.М. Борытко).

Развитие самостоятельности неразрывно связано с учебной деятельностью учащихся. Сформировать самостоятельность, не вовлекая ученика в учебную деятельность, принципиально невозможно. Поэтому первостепенной задачей учителя на первой ступени обучения является сегодня формирование умений и навыков познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках. В основной школе учитель уже работает над развитием умений и навыков познавательной активности и самостоятельности учащихся планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся, активизируется необходимость совершенствования навыков самостоятельной деятельности учащихся, познавательной активности, активизируется необходимость воспитания у учащихся способности к самостоятельному получению знаний.

Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поиска, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизируя познавательную деятельность обучающих.

Пути развития самостоятельности:

  • Надо учить в любом задании узнавать изученное ранее.

  • Развития самостоятельности – обучение деятельности.

  • Развития самостоятельности – «включение» ребят в разнообразную познавательную деятельность.

  • Развития самостоятельности – поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности.

Сегодня книжные магазины переполнены книгами с готовыми домашними заданиями, а на уроках основная масса детей предпочитает списывать с доски в тетрадь, не напрягая себя осмыслением. Поэтому одна из основных задач учителя — организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия. Только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться. Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы.




























Принципы развития самостоятельности

Принцип обязательности

Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: решить задачу, сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, привести примеры, работать с учебником и т.п.

Принцип посильности

Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в «зоне ближайшего развития» ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.

Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы

Начинаем учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваиваем все более сложные методы самостоятельной работы.

Принцип интересности

Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти тем путем, который ему больше нравится:

  • одни дети с удовольствием решают задачи;

  • другие любят практическую работу;

  • третьи предпочитают дополнительную литературу или работу в Интернете.

Надо разрешать детям преимущественно использовать их любимый метод, грамотно направляя их.





Принцип постоянной занятости

Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

Принцип использования эмоции

Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

Принцип поощрения

Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации. Для разных детей значимы разные поощрения, например:

  • высокие оценки,

  • публичное признание их хорошей работы,

  • помещение работ на выставку,

  • победа в конкурсе или соревновании,

  • назначение помощником учителя при экспериментах,

  • позволение самостоятельно проводить некоторые демонстрационные опыты,

  • быть консультантом учащихся при выполнении лабораторных работ и т.д.

Модернизация образовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, самостоятельности их познавательных и созидательных способностей. Это учитель должен отражать при разработке рабочей программы по предмету. При составлении календарно-тематического плана и плана к каждому уроку нужно предусмотреть самостоятельную деятельность учащихся на каждом этапе урока. При составлении поурочного плана особое внимание придавать самостоятельным работам: указывается их типы, уровень, зная их классификации.





Виды и формы самостоятельной работы

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.

Виды самостоятельной работы

- по дидактическим целям:

  • обучающие;

  • тренировочные;

  • закрепляющие;

  • повторительные;

  • развивающие;

  • творческие.

- по уровню самостоятельности учащихся:

  • по образцу (репродуктивные);

  • реконструктивные, вариативные;

  • эвристические (частично-поисковые);

  • исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы и др.)

- по степени индивидуальности:

  • общеклассные (по вариантам, дифференцируемые);

  • групповые (в группах, парах);

  • индивидуальные.

- по источнику и методу приобретения знаний:

  • работа с книгой (в классе, дома);

  • решение и составление задач;

  • лабораторные и практические работы;

  • подготовка докладов, рефератов.

- по месту выполнения:

  • классные;

  • домашние.

- по форме выполнения:

  • устные;

  • письменные;

  • тесты.

Основные требования к современному уроку:

  • пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей школьников, соотношение самостоятельной и коллективной работы;

  • организация самостоятельной работы учащихся;

  • приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Данные требования к современному уроку будут реализованы, если учитель эффективно использует на каждом этапе урока активные форма обучения навыкам самостоятельной работы учащихся.

Задача учителя - учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.

Формы самостоятельной работы на уроках математики.

1. Работа с учебником.

  • чтение текста;

  • чтение про себя;

  • воспроизведение прочитанного;

  • обсуждение прочитанного;

  • разбивка прочитанного на смысловые части;

  • составление плана прочитанного;

  • работа с оглавлением, с предложенным указателем;

  • работа над понятием, термином.

2. Выполнение письменных самостоятельных работ на уроке:

  • выполнение упражнений, задач на закрепление темы;

  • составление задач, уравнений, упражнений, схем, таблиц;

  • работа над ошибками;

  • работа по чертежу, графику, таблице, схеме;

  • лабораторные и практические работы;

  • тестовые задания.

3. Практические работы.

- математический диктант.

Исходить из заданий изучаемого пункта:

  • включать задания на повторение, слабо усвоенный материал;

  • все задания максимально приближать к изучаемому материалу;

  • усвоение приема самоконтроля.

- уроки - отчеты:

  • домашнее задание дается вперед в течение двух недель на карточке.

- практическая работа по закреплению знаний, умений и навыков на заключительном этапе.

- составление схем, таблиц.

- тесты.

Требования:

  • определенность;

  • простота;

  • однозначность;

  • равнотрудность.

Современный учебный процесс не мыслим без системы тестового контроля. Использование тестов позволяет сэкономить время, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровня сформированности некоторых умений и навыков.

- лабораторная работа:

  • построение графиков и их применение;

  • использование моделей, чертежных инструментов;

  • обработка данных по формуле и средних результатов;

  • применение таблиц, справочников;

  • связь с другими дисциплинами.



- творческие «особые задания» (в классе всегда есть ребята, которым учитель уделяет особое внимание, «олимпийский резерв». Раз особое внимание – то и особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом. Выполняется оно в специальной тетради, включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности. Практические примеры: составление кроссвордов, презентации, познавательные вопросы, новые задачи).




























Оценка деятельности учащихся

Для осуществления целенаправленного управления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Оценка знаний учащихся является мощным стимулом учения.

Оценка играет немаловажную роль и в решении проблемы включения учащихся в самостоятельную работу.

Рассмотрим наиболее существенные педагогические требования к контролю знаний учащихся, к оценке их самостоятельной работы:

  • Оценка отражает результат личной учебной деятельности, максимально учитывает индивидуальные особенности учащихся.

  • Оценка должна быть объективной (объективность оценок лежит в увеличении их числа).

  • Гласность оценки, ее аргументация, проставление в дневник.

  • Стимулирующий характер оценки.

  • Постоянно знакомить учащихся с критериями оценивания устных и письменных работ.

  • Включение приема самооценки своих результатов и взаимопроверки, сопоставление результатов оценивания.

  • Сочетание количественной и качественной оценки.

  • Единство требований учителей.

Самостоятельность как качество личности в силу своей природы не может развиваться в условиях постоянной опеки учителя. Поэтому основная функция педагога в условиях реализации ФГОС – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучится.

Одним из факторов организации самостоятельной работы учащихся на уроке во взаимоотношении между учащимися и учителем, между самими учащимися, которые определяют формы организации учебной деятельности. Учитывая, что уровень познавательной самостоятельности у учащихся различен, необходимо вовлекать ученика в разные виды взаимоотношений:

Учитель- ученик – класс

Учитель- класс- ученик

Учитель- группа – ученик

Учитель- ученик

Указанные виды отношений могут быть реализованы во фронтальной, коллективной, групповой, индивидуальной форме организации учебной деятельности.

1. На этапе изучения нового материала Г-Ф, Г-К, И-Ф, И-К.

2.На этапе закрепления знаний:

а).Ф- И, Ф-Г, Г-И, И-Г изучения понятия и его применения,

б). Ф-Г-И, Г-И, К-Г теоремы, их доказательство, применение к решению задач,

в). Ф-Г-И , Г-И, Ф-И приемы и способы решения задач и.т.д.

3 . На этапе проверки знаний Г-Ф или И-Ф

Взаимосвязь Г-Ф обуславливает выполнение каждой группой своих заданий с последующим фронтальным обсуждением результатов: анализ ошибок, рациональных способов решения задач, несколько подходов к решению задачи. Эффективно используются на уроке комбинации нескольких форм.

Полезно попросить школьников ответить на вопросы анкеты, цель которой - определение уровня владения навыками самостоятельной работе, отношение к ней учеников.

Одна из вариантов предложена ниже.

Анкета (навыки владения самостоятельной работой учащихся на уроках)

1. Умеешь ли ты работать самостоятельно:

а) обобщать и систематизировать учебный материал?

б) анализировать, обдумывать, умения выражать свои мысли

в) выделять главное?

г) сравнивать?

д) самостоятельно выводить формулы?

е) самостоятельно решать задачи, выполнять упражнения?

ж) выступать с докладами, сообщениями перед аудиторией?

з) анализировать, обдумывать, умения выражать свои мысли?

и) работать с книгами, сравнивая и анализируя прочитанное?

к) использовать Интернет ресурсы?

2. Какие виды самостоятельной работы тебя привлекают?

а) письменные проверочные работы (диктант, контрольная работа, тест),

б) лабораторные работы,

в) доказательство утверждений,

г) составление презентаций,

д) составление схем, таблиц, диаграмм,

ж.) подготовка сообщений,

е) работа с книгой.

Таким образом, обеспечивая переход от одной формы деятельности к другой на разных этапах урока, создаются условия для перехода ученика на более высокий уровень самостоятельности, самообразования. На уроках изучения нового материала, закрепления знаний учитель работает над формированием и развитием навыков самостоятельной работы, а на заключительном этапе изучения темы появляется возможность расширения кругозора учащихся, совершенствования умений и навыков состоятельной работы.

Необходимо помнить, что один урок не может решить всех задач обучения ученика навыкам самостоятельной работы, нужна система в работе, преемственность в обучении, четкое понимание роли самостоятельной работы ученика в учебном процессе. Ведь результат успешности обучения школьника прямо зависим от уровня его самостоятельности. Невозможно ожидать от учеников оригинальных, красивых решений, ответов, если учитель предварительно не продемонстрировал школьникам собственного интереса к предмету, его важности. Так и равнодушие учителя к результатам самостоятельной работы ученика не может вызвать развития его самостоятельности.

























Организация самостоятельной работы

или как научить самостоятельности

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Как же научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, основополагающий. Можно говорить об удачности и неудачности учебников, упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное умение и желание работать. Ведь если умение работать с учебной литературой учащиеся перенесут и на чтение научно-популярных книг, это вызовет у них заинтересованность в учебе, интерес к предмету, желание овладеть значительно большим объемом знаний.

Задачи педагога:

- создать условия для самостоятельной работы;

- вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;

- обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;

- предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

Условия творческой деятельности: обмен и борьба мнений, свобода критики, снятие психологической инерции, проведение детального анализа, не избегать вопроса "почему?", сам педагог творческая личность, сотворчество педагога и воспитанника, мотивация.

Способы стимулирования творческой активности: создание благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют проявлению многоаспектного мышления; обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям; использование личного примера творческого подхода решению проблем; предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Принципы развития творческого воображения: прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки; новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании; содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми; в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилам грамматики; следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абстрактные достоинства; необходимо стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Время само предоставило нам больше самостоятельности. Наша задача научить этой же самостоятельности и наших учеников, тогда им будет легче вступать в жизнь.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать молодежь на общественно-полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной научной картины мира, а также знаний о практическом применении наук. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке.

























Практическая часть

В настоящее время в помощь учителю математики выпущено много разнообразных таблиц, материалов для организации самостоятельной работы. Всё это призвано обеспечить самостоятельную работу каждого ученика, лучше организовать учебный процесс, эффективность обучения.

Важным этапом каждого занятия является контроль усвоения предыдущего материала, часто сочетающийся с контролем подготовленности класса к восприятию нового материала.

Одним из средств, используемых мной на уроках, являются карточки. Каждый ученик получает карточку с заданием. В самом начале изучения темы они содержат задания и задачи подобные тем, которые решали и решены либо в классе, либо в тексте учебника. По мере изучения темы карточки содержат более сложные, требующие самостоятельного поиска, информации и рассуждений. Например, карточка одного варианта на повторение формул по теме «Периметр и площадь прямоугольника»:

1) Заполните таблицу, где а и b – стороны прямоугольника.

а

b

S

Р

27 см

8 см





2) Начертите две неравные фигуры, имеющие одинаковую площадь 4 см2.



Карточки содержат задания для слабых учащихся, средних и сильных (разноуровневые).

Использую математические диктанты. Обычно в диктанте бывают от пяти до десяти заданий или вопросов. Занимает диктант менее 10 мин., но после него можно оценивать работы всех учеников (причём либо проверяю сама, либо осуществляется взаимопроверка). Например,

24 : ( 18 – 17 ) : ( 27 : 9 ) * 4

( 19 + 9 ) : 7 + ( 21 + 21 ) : 6 – 9

( 49 – 9 ) : 5 + ( 72 – 63 ) : 9

( 36 + 18 ) : 9 * ( 56 : 8 ) – 21

81 : 9 + ( 13 + 14): 9 + 54: 9 – 36: 9



И это не поверхностная работа, так как обязательная для диктантов краткость ответов может сочетаться с вопросами любой группы. В диктанты можно включать не только вопросы для устного счёта, но и более сложные задания.

Если математические диктанты проводятся регулярно, то они дисциплинируют учеников и обеспечивают систематический оперативный контроль за их работой.

При проведении самостоятельных работ использую таблицы (справочные, иллюстрированные, таблицы-задания), а ещё проверочные тесты. Например, на тему «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» (часть теста):

  1. Выберите из записей числовое выражение:

а) (20-7)+а;                     в) х+10=28;

б) 32:16+7;                       г) свой ответ.

  1. Значение выражения (у-312)+59 при у = 700 равно:

а) 471;                       в) 437;

б) 447;                       г) свой ответ.

  1. Миша в лесу нашёл поймал 15 грибов, а Саша на m грибов больше. Сколько всего грибов насобирали Саша и Миша вместе? Вычислите при m=11.

а) 26;                       в) 41;

б) 25;                       г) свой ответ.

  1. Переместительное свойство сложения с помощью букв записывается так:

а) а+(b+с)=(а+b)+с;                       в)  а+b=b+а;                      

б) а-b=b-а;                                      г) свой ответ.

  1. Свойство вычитания суммы из числа с помощью букв записывается так:

а) а-(b+с)=а-b+с;                       в)  а-(b+с)=а-b-с;                      

б) (а+b)-с=а-b-с;                        г) свой ответ.

  1. Если разность х-20 есть натуральное число, то какие значения может принимать х?

а) 18;                       в) 25;

б) 13;                       г) свой ответ.

  1. Найдите по формуле пути значение скорости υ, если

      t=6 ч, s=240 км.

а) 30 км/ч;                        в) 40 км/ч;

б) 1440 км;                       г) свой ответ.

8………..


После изучения новой темы я провожу самостоятельную работу, цель которой не столько выставление оценок, сколько выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Поэтому самостоятельную работу провожу, раздавая задания по вариантам. После того как учащиеся начали работать, я подхожу к тем ребятам, которые не знают с чего начать, и снова объясняю решение примера. Если на самостоятельную работу остаётся мало времени, и многие ещё не успели выполнить задание, то на проверку сдают только желающие. Остальные должны переписать задание в тетрадь и решить их дома. И только те учащиеся, которые не выполнили задание к следующему уроку, получают неудовлетворительную оценку.

Инструментом для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника, являются занимательные задачи (задачи "на соображение", "на догадку", головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи). Их я успешно использую на уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления. Предлагая учащимся занимательные задачи, стараюсь развивать у них логическое мышление. Примерами таких задач могут быть:

Задача 1. Догадайтесь, какая цифра в выражении заменена буквой А? 9А : 1А = А.

Задача 2. Пусть записано подряд семь цифр от 1 до 7: 1234567.

Соедините их знаками “плюс” и “минус” так, чтобы получилось 40. Попробуйте найти другие расстановки знаков между теми же цифрами, при которых получилось бы не 40, а 55.

Провожу уроки – повторения в виде игр (дети делятся на команды, садятся по группам, каждая команда придумывает название; раздаю листочки для самооценок, сама считаю баллы на доске; дети выполняют различные задания, соответствующие повторению; в конце урока – рефлексия). Совсем недавно был проведён подобный урок математики в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей».















Заключение


Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.

Жизнь человека – это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.

Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать стиль поведения.

Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. Чтобы найти выход.

Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, его музыку, его тайные смыслы?

Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ – искать, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить их думать.

Результат нашей совместной работы скажется: научившись думать самостоятельно, наши ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы. Мы не сможем их всегда опекать, они окончат школу и уйдут, но механизм работы мысли уже приведен в действие.

Вот тогда, может быть, и будет реализовано назначение образования. Появятся новые вопросы. И мы будем жить дальше.





Список литературы

1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2 —М-Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948.

2. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя – М.: Лотос, 2001.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. - Мн., 2002

5. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

6. Учительский портал (педагогические статьи) http://www.uchportal.ru/publ/15-27

7. Ссылка http://nenuda.ru/организация-самостоятельной-работы-обучающихся.html