ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ГУСЕВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методика проведения недели
по Внутренним незаразным болезням
для студентов 3 и 4 курса ветеринарного отделения
Методическая разработка
Гусев
2015
Подготовила преподаватель высшей категории Шаркова Светлана Абильдаевна
Рецензент: Болдасова Валентина Николаевна зав. учебно – методическим отделом
В методической разработке в доступной форме описана подготовка и методика проведения недели Внутренних незаразных болезней.
Рекомендовано для преподавателей профессиональных образовательных организаций.
Аннотация
Принцип проведения недели: каждый студент является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Прогнозируемый результат: приобретение каждым студентом веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, инициативности, терпимости; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
Большинство мероприятий недели направлены на развитие познавательного интереса интеллекта студентов, способствуют овладению наиболее эффективными приемами умственной деятельности, формированию таких качеств как гибкость, критичность, самостоятельность мышления.
В целях развития практических умений и навыков в области применения ветеринарных знаний в рамках недели используются задания профессионального характера. Часть мероприятий предусматривает развитие врачебного мышления будущего ветеринарного специалиста.
Неоспоримо значение недели внутренних незаразных болезней для выявления индивидуальных способностей и склонностей студентов.
В конце недели после окончательного подведения результатов объявляются общие итоги. Отмечаются победители по группам, победители в отдельных конкурсах, а также наиболее активные и позитивные студенты.
Содержание
Введение…………………………………………………….....................5
Основная часть
2.1.Пояснительная записка………………………………………………..7
2.2.Профессиональный конкурс «Терапия в вопросах и ответах»……..10
2.3.Открытое кружковое занятие по теме «УЗИ диагностика мелких животных»…………………………………………………………………14
2.4. Конкурс проектов «Путешествие в будущее»………………………16
2.5. Заключительный этап…………………………....................................22
3. Заключение……………………………………………………………….....23
4. Приложение…………………………………………………………………24
4.1. Фотофиксация………………………………………………….............24
Введение
Предметные недели - одна из форм активизации учебной деятельности студентов. Через игровые формы внеклассных и внеурочных мероприятий обучаемые привлекаются к углубленному изучению дисциплины. Такой вид внеклассной работы нацелен на формирование познавательных интересов, повышение общеобразовательного уровня, развития творческой активности студентов. Достоинством проведения предметных недель является создание благоприятной творческой атмосферы и привлечение внимания студенческого коллектива к учебным дисциплинам.
Воспитание познавательной активности, мотивации студентов, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок требуют своего раскрытия в коллективных делах, и проведение недели помогает решать эти вопросы. Важная роль познавательных творческих дел - формирование сознательного увлечённого действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: книги, учению, различным средствам самообразования, проведение недели также помогает проявиться личностным качествам каждого. Мероприятия, проводимые в течение недели, развивают у студентов такие качества как целеустремлённость, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищескую заботливость, душевную щедрость. Поэтому неслучайно проведение недели стало традиционным в нашем учебном заведении.
Если студенту интересно мероприятие, то нет необходимости делать мероприятие обязательным, поэтому многие конкурсы и игры прошли только для тех, кто по-настоящему интересуется ветеринарией.
Предметные неделя является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в колледже, она способствует углублению знаний студентов, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по внутренним незаразным болезням имеет большое воспитательное значение, так как цель ее не только в том, чтобы осветить ее какой-то узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать студентов ветеринарными дисциплинами, вовлечь их в серьезную творческую, самостоятельную работу. Проведение таких мероприятий воспитывает ответственность перед друзьями за выполнение задания, чувство переживания, сочувствие.
Неделя внутренних незаразных болезней проводилась с целью активизации познавательной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей студентов, формированию общих и профессиональных компетенций.
Основные задачи недели:
-углубление и расширение знаний студентов по внутренним незаразным болезням;
- формирование общих компетенций у студентов;
- формирование профессиональных компетенций;
- реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению;
- создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учеников в творческой деятельности.
Решить эти задачи невозможно без соответствующего организационно-методического обеспечения всего комплекса мероприятий недели, без разработки четких стратегических планов, прогнозирования результатов работы, неформального подведения итогов.
Максимальный эффект внеклассного мероприятия достижим, если придерживаться таких принципов, как массовость, зрелищность, дифференцированный подход, интерактивность.
Основная часть
2.1.Пояснительная записка
«Сделать внеклассную работу
насколько возможно интересной для ребёнка
и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших
и важнейших задач обучения»
К.Ушинский
Основной целью проведения недели Внутренних незаразных болезней является формирование профессионализма будущего ветеринарного специалиста, формирование врачебного мышления, так как успешное распознавание и лечение болезней животных зависят от ряда условий, в том числе от полноты клинического обследования пациента. Чем полнее и глубже исследовано животное, тем больше данных у ветеринарного специалиста для постановки точного диагноза. Поэтому для наших студентов очень важно знать характерные особенности производства, при работе с больными животными правильно обращаться с ними, знать методы фиксации и строго соблюдать методы личной и общей безопасности.
Профессиональный конкурс «Терапия в вопросах и ответах» предусматривает полное клиническое обследование животных, проведение гематологического исследование крови и исследование мочи, студенты обучающиеся на ветеринарном отделении не только проводят обследование, но и могут сделать клиническое заключение о состоянии животного на момент обследования.
Иметь практический опыт работы на современном ветеринарном оборудовании так же очень важно для будущего ветеринарного специалиста на таких аппаратах как УЗИ, гематологический анализатор, экспресс – анализатор мочи, на мероприятиях недели проводится исследование животных на этих аппаратах.
Очень актуально развивать у студентов навыки создания индивидуального проекта, активизировать умение публично выступать, развивать интеллектуальные способности личности студента, что и происходит при проведении конкурса «Путешествие в будущее».
2.2.Подготовительный этап
План проведения недели
Внутренних незаразных болезней
Дата | Событие | Время проведения | Участники | Место проведения |
Понедельник | Профессиональный конкурс « Терапия в вопросах и ответах» | 14. 40 | Группа ВФ -31, ВФ - 32 | Ветеринарная клиника колледжа |
Вторник | Открытое кружковое занятие по МДК 2.2 Методики клинической диагностики и лечения внутренних незаразных болезней. | 14.40 | Группа ВФ -31, ВФ - 32 | Ветеринарная лаборатория и клиника колледжа |
Среда | Конкурс проектов «Путешествие в будущее» | 13.10 | Группа ВФ -21, ВФ -31, ВФ - 32 | Аудитория 106 |
Четверг | Финальный конкурс проектов | 14.40 | Группа ВФ -21, ВФ -31, ВФ - 32 | Аудитория 106 |
Пятница | Подведение итогов | 13.10 | Группа ВФ -31, ВФ - 32 | Аудитория 106 |
Профессиональный конкурс «Терапия в вопросах и ответах» предусматривает участие двух команд, которые формируются из студентов двух групп третьего ветеринарного отделения. Команды состоит из капитана команды и 8 участников. Ребята заранее придумывают название команды, девиз, мастерят эмблему. Подготавливают ветеринарное оборудование для диагностического исследования крови и мочи - гематологический анализатор, экспресс анализатор мочи, тестовые полоски, лабораторную посуду, перевязочные материалы, шприцы, катетеры для взятия крови, дезинфицирующие материалы, спиртовые тампоны, пробирки. Преподаватель разрабатывает профессиональные задачи и термины клинической диагностики.
2. Открытое кружковое занятие по теме «УЗИ диагностика мелких животных» проводится в ветеринарной лаборатории колледжа. Студенты выступают с подготовленными докладами или рефератами по выбранной теме, электронная презентация. Проводится заранее подготовка больного животного и УЗИ аппарат.
3. Для проведения конкурса проектов «Путешествие в будущее» студенты самостоятельно по заданию готовят видео – материалы, фотографии, рисунки, схемы, макеты в виде проекта для реализации бизнес - идеи по своей будущей специальности Ветеринарии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«ТЕРАПИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»

Профессиональный конкурс «Терапия в вопросах и ответах»
При проведении конкурса преследовались следующие цели:
Развивать логическое мышление при ответе на задание.
Развивать умение концентрировать внимание на главном.
Развивать чувства коллективизма, умения работать в коллективе, честности и деловитости.
Воспитывать любовь и уважение к избранной специальности.
Условия конкурса:
Профессиональный конкурс проводится в три этапа. Участвуют студенты третьего курса ветеринарного отделения групп ВФ-31 и ВФ-32. Выбирается жюри из студентов старших курсов, состоит из 3 судей. Студенты групп заранее в подготовительном периоде формируют команды, которые выбирают название команды, эмблему для команды, капитана команды.
1.1.Задание для первого этапа по определению внутренних незаразных болезней животных выбирают капитаны команды из предложенных вариантов, отвечает вся команда после совещания в течение 20 секунд. За правильно поставленный диагноз по определению болезни команда получает 10 баллов. Если диагноз поставлен неправильно, команда получает 0 баллов.
1.2.Во втором этапе команды подбирают термины для методов клинической диагностики. За правильно определенные термины команда получает 10 баллов. Если определено правильно только часть терминов клинической диагностики команда зарабатывает только 5 баллов. Если термины определены неверно, команда получает 0 баллов.
1.3.На третьем этапе команды проводят диагностическое исследование крови и мочи с последующим заключением о состоянии здоровья пациента. Если диагностическое исследование проведено с соблюдением всех ветеринарных правил, команда получает 20 баллов. Если имеются замечания по проведению исследования, получают 10 баллов.
2. По итогам конкурса жюри объявляет победителя.
Профессиональный конкурс « Терапия в вопросах и ответах»
Оценочный лист:
Этапы конкурса | Команда ВФ-31 | Команда ВФ-32 |
Подготовительный этап (название, эмблема) | | |
1 этап | | |
2 этап | | |
3 этап | | |
Всего баллов | | |
Открытое кружковое занятие
по МДК 2.2 Методики клинической диагностики и лечения внутренних незаразных болезней.

Открытое кружковое занятие
по МДК 2.2 Методики клинической диагностики и лечения внутренних незаразных болезней.
Тема занятия УЗИ диагностика мелких домашних животных.
Цели проведения:
- стимулирование инновационной деятельности будущего ветеринарного специалиста, закрепление знаний полученных на учебных занятиях по клинической диагностике мелких домашних животных.
Задачи занятия:
- обучение навыкам проведения ультразвуковой диагностики мелких животных
- активизация познавательной деятельности;
- закрепление общих и профессиональных компетенций будущего специалиста, проявление к ней устойчивого интереса.
План проведения.
Введение (слово преподавателя).
Выступление студентов.
2.1.Доклад по теме «Мочекаменная болезнь» (Миленкова Д.).
2.2.Доклад «Ультразвуковая диагностика мочевого пузыря» (Деменева Н.).
3.Проведение ультразвуковой диагностики мочевого пузыря у кота.
Конкурс проектов «Путешествие в будущее»

Проведение конкурса «Путешествие в будущее»
Конкурс бизнес – идей «Путешествие в будущее» проводился с целью развития фантазии, воображения, творческой активности студентов; стимулирования предпринимательской и инновационной деятельности будущего ветеринарного специалиста, а также развития интеллектуальной способности личности студента. Предусматривалось решение таких задач как обучение навыкам профессионального творческого мышления и управляемого воображения; развития когнитивного потенциала личности; активизация познавательной деятельности, ориентированной на личностную и творческую самореализацию; формирование ИК – компетенции студентов через создание творческих работ с помощью компьютерных технологий. Главной задачей ветеринарного специалиста является здоровая и полезная продукция животноводства. Поэтому как будущие ветеринарные фельдшеры, студенты стараются получить необходимые знания на занятиях. Но и после занятий наши студенты уделяют много времени для получения еще большего объема знаний по своей специальности, потому что это интересно, познавательно и очень важно для дальнейшей жизни. Многие наши студенты планируют после окончания учебы в колледже организовать свои предприятия различного характера от ветеринарной клиники до животноводческой фермы, на этой конференции мы имели возможность познакомиться с теми проектами, которые могут осуществить наши студенты, заглянуть одним глазком в будущую мечту.
В подготовке и проведении конференции принимали участие студенты 2 и 3 курсов ветеринарного отделения. Студенты самостоятельно по заданию подготовили видео – материалы, фотографии, рисунки, схемы, макеты в виде проекта для реализации бизнес - идеи по своей будущей специальности Ветеринарии.
Посмотреть на работы студентов собрались преподаватели и студенты других групп и совсем не зря, потому что участники конференции удивили, воодушевили и зарядили своей энергией всех гостей. Участники конференции Шапошникова Юлия, Вертель Генрих и Колодин Никита поразили своими оригинальными идеями проектирования ветеринарной клиники от приемной, рентген – кабинета, процедурной до комнаты для реабилитации после травм, переломов, ветеринарной клиники, где предусмотрели всё необходимое для привлечения клиентов в виде рекламы, беседы с персоналом, комнаты отдыха, душевой, чтобы не только клиенты чувствовали себя комфортно на приеме у ветеринарного врача, но и сами специалисты были как у себя дома. Всё это было продемонстрировано нашему вниманию в виде 3D - моделирования. Очень всем понравился элитный зоосалон «Четвероногий стиляга», где студентка Архангельская Евгения показала с долей юмора СПА процедуры, маникюр для собак, модные стрижки и аксессуары в виде очков от солнца, накладных челок и костюмов. Юля Бечкова представила нашему вниманию Конно - спортивный комплекс "Horse-life", где показала не только месторасположение, структуру комплекса, закрытый и открытый манежи, стадион, летние и зимние конюшни, но и иппотерапию – метод реабилитации посредством лечения верховой ездой. Также не оставил никого равнодушными приют для бездомных животных «Лучший друг», с которым выступил Архипов Юрий. Юра студент 2 курса, имеет опыт обучения в КГТУ, откуда пришел учиться к нам. Очень любит всех животных, птиц, поэтому стал вегетарианцем, волонтером, участвует в работе группы помощи бездомным животным города Балтийска. Вся презентация просто пропитана любовью к животным, птицам, эта презентация была не только самой продолжительной так как, включала 73 слайда, но и самой впечатляющей и оставила глубокий след в наших душах.
О проекте «Новая жизнь» презентовала Миленкова Дарья, студентка 3 го курса ветеринарного отделения, человек целеустремленный и смотрящий вперед широко открытыми глазами, её проект представлял целый животноводческий комплекс от молочной фермы, оборудованной современной техникой фирмы DeLaval до коттеджей, для тех кто будет работать на молочной фабрике. Даша предусмотрела в своем проекте все, и заготовку кормов для животных и отдельно расположенную под землей водонапорную башню с серебряными фильтрами, чтобы животные получали только воду высшего качества и меньше болели, также планировала сдачу продукции на собственную фабрику и выпуск экологически чистых пищевых продуктов.
У всех присутствующих на мероприятии остались только положительные эмоции, улыбки на лицах, все пожелали участникам в дальнейшей жизни обязательно осуществить свою мечту.
1.Общие положения.
1.1. Цель конкурса – развитие фантазии, воображения, творческой активности; стимулирование предпринимательской и инновационной деятельности будущего ветеринарного специалиста, а также развитие интеллектуальной способности личности студента.
1.2. Задачи конкурса:
-обучение навыкам профессионального творческого мышления и управляемого воображения;
- развитие когниктивного потенциала личности;
- активизация познавательной деятельности, ориентированной на личностную и творческую самореализацию;
- формирование ИК – компетенции студентов через создание творческих работ с помощью компьютерных технологий.
2. Участники конкурса
2.1. В конкурсе принимают участие студенты 2 и 3 курса ветеринарного отделения.
3. Порядок проведения конкурса и участия в нем.
3.1. Для участия в конкурсе принимаются:
- рисунки;
- фотографии;
- мультимедиа;
- макет.
3.2. Участники представляют на конкурс презентацию, рисунки или фотографии проекта реализации бизнес – идеи по своей будущей специальности Ветеринарии.
3.3. Работы оцениваются по следующим критериям:
1) самостоятельность работы – 5 баллов;
2) оригинальность идеи – 5 баллов;
3) сложность выполнения работы – 2 балла;
4) возможность практической реализации – 2 балла
4.Подведение итогов.
4.1.Оценивание работ проводится жюри. Жюри формируется из студентов старших курсов и состоит из 3-х человек.
4.2.По итогам конкурса выявляются победители, которые затем участвуют в конкурсе среди 2 и 3 курсов на неделе ВНБ.
Критерии оценки работ:
| Баллы | ВФ -21 | ВФ-31 | ВФ-32 |
Самостоятельность работы | 5 | | | |
Оригинальность идеи (творческий подход, глубина представленного материала) | 5 | | | |
Сложность выполнения (единый стиль презентации, наличие титульного листа, оптимальное сочетание цветовых решений фон-текст, фон-графические объекты) | 2 | | | |
Возможность практической реализации | 2 | | | |
Итого: | | | | |
Заключительный этап
С 12 мая в Гусевском агропромышленном колледже проходила неделя внутренних незаразных болезней. Провела неделю преподаватель Шаркова С. А.
В начале недели стартовал профессиональный конкурс «Терапия в вопросах и ответах», где соревновались студенты 3 курса ветеринарного отделения: проводили клиническое обследование больного животного, измеряли температуру, пульс, дыхания, исследовали кровь на современном диагностическом оборудовании. Победителями выступили – команда группы ВФ-31 «Диагносты».
Следующим познавательным моментом недели было УЗИ исследование мелких домашних животных, студенты провели мастер-класс по постановке диагноза на мочекаменную болезнь у кота.
Не менее интересно было на демонстрации проектов на конкурсе «Путешествие в будущее». Для будущих ветеринарных специалистов такая тема как открытие собственной ветеринарной клиники, косметического салона, кинологического клуба или молочной фабрики в настоящее время очень актуальна. При разработке проектов ребята предусмотрели всё – жильё для работников фермы, рекламу будущего заведения, какое оборудование и ресурсы необходимы. И это очень радует! Наши студенты способны мечту сделать явью!
Все участники недели награждены дипломами и сертификатами
Заключение
Систематизация теоретического и практического опыта проведения недели по дисциплине в современной образовательной организации, убедила нас в том, что она является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеклассной работе по дисциплинам углубляются познавательные интересы студентов, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеклассная работа по дисциплинам способствует более эффективному усвоению содержания образования, построенного на принципе культурсообразности.
В данной методической разработке раскрываются принципы проведения недели по внутренним незаразным болезням с точки зрения системного подхода. Выделены следующие принципы внеклассной работы: принцип коммуникативной активности студентов, принцип учёта уровня подготовки студентов по специальности и преемственности внеклассной работы с уроками внутренних незаразных болезней, принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, принцип междисциплинарных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по внутренним незаразным болезням.
В целом проведение недели по внутренним незаразным болезням формирует у студентов колледжа расширение и углубление знаний в овладении ветеринарной специальности; стимулирование интереса студентов к изучению ветеринарных дисциплин; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально – волевую и духовно – нравственную; развитие самостоятельности, творческих способностей; воспитание любви и уважения к животным.
Приложение
Фотофиксация





ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ГУСЕВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Доклад по теме «Мочекаменная болезнь»
Подготовила студентка ВФ – 31
Миленкова Дарья
Гусев
2014
Содержание:
Описание болезни…………………………………...2
Какие бывают камни………………………………..3
Симптомы……………………………………………4
Лечение………………………………………………5
Литературный обзор………………………………...8
Описание болезни:
Мочекаменная болезнь (уролитиаз) – это заболевание, которое характеризуется образованием мочевых камней или песка в почках, мочевом пузыре или их задержанием в просвете мочеточников и уретре.
Факторы возникновения болезни:
Генетическая предрасположенность. Кошки произошли от африканской дикой кошки, и у них сохранились способность легко поддерживать жидкостный баланс в организме и ослабленное чувство жажды. Это приводит к большой концентрации мочи, что, в свою очередь, способствует образованию камней.
Рацион животного — питание с низким потреблением жидкости, вода и корм с повышенным содержанием минералов.
Малоподвижный образ жизни.
Неправильный обмен веществ – ожирение.
Инфекции и воспалительные процессы в мочевыделительной системе.
Что такое мочевой камень?
Мочевые камни формируются из кристаллов, присутствующих в мочевом пузыре. Кристаллы образуются при насыщении мочи минеральными веществами в результате нарушений обмена веществ или кормления рационом, создающим благоприятные условия для формирования мочевых конкрементов.
Долгое время считалось, что сухие корма способствуют образованию мочевых камней у кошек. Как теперь уже хорошо известно, при правильном подборе состава высококачественные корма, в том числе сухие, помогают защитить мочевыводящие пути животного.
Что касается мочевых камней, то необходимо помнить, что они могут быть разных типов.
Какими бывают камни?
У кошек наиболее часто встречаются:
Струвиты (трипельфосфаты) – твердые или рыхлые образования в виде вытянутой призмы с ромбовидными краями, которые образуются и растут в щелочной моче. Струвиты составляют 80% камней, присущи кошкам от 1 до 6 лет. Основная причина — несбалансированное питание, избыток в корме магния и фосфора.

Оксалаты (соли щавелевой кислоты) встречаются реже. Оксалат кальция - образование округлой формы в виде раскрытой розы. Встречается в основном у кошек старше 7 лет, чаще всего — у длинношерстных бирманских, гималайских и персидских. Причина — повышение уровня кальция в моче (закисление мочи) вследствие неправильного кормления.

Камни мочекислого аммония - встречаются очень редко. Также как и камни цистина.
Камни могут быть различного размера, одиночными или множественными, одного или нескольких типов. Для назначения правильного лечения очень важно определить тип камней.
Симптомы:
Песок и камни могут образовываться в течение длительного времени. При этом животное не чувствует никакого дискомфорта, у него ничего не болит. Боли при мочеиспускании появляются тогда, тогда камни закупоривают просвет уретры. В это время хозяева животного могут заметить такие характерные признаки мочекаменной болезни:
животное долго не может сходить в туалет, моча льется тонкой струйкой, в ней может быть кровь а также небольшие оксалаты;
на затрудненное мочеиспускание указывает поза, в которой сидит животное: кот может немного выгибать спину, мышцы тела напряжены, голова слегка опущена. Также животное может мяукать.
животное часто вылизывает отверстие уретры, чтобы облегчить мочеиспускание;
животное очень часто ходит в туалет;
животное мочится в различных местах.
В самых тяжелых случаях камень может полностью перекрыть уретру. В этом случае животное вообще не может сходить в туалет. Также кот становится пугливым, забивается в угол, отказывается от еды. Кроме того, у животного наблюдается повышение температуры, его живот опухает.
Лечение:
1. Восстановление оттока мочи. Для этого необходимо устранить закупорку мочеиспускательного канала катетером и промыть просвет уретры антисептическим раствором. Обычно это делается под общей анестезией. В запущенных случаях проводится операция по уретротомии (создание искусственного выводного канала) или цитотомия — полостная операция по удалению крупных камней из мочевого пузыря.
2. Стабилизация общего состояния. Для восстановления водно-электролитного баланса и снятия интоксикации ставится внутривенная капельница (от 1 до 5 дней – в зависимости от состояния животного) и проводится противовоспалительная и антибактериальная терапия (до двух недель).
3. После стабилизации состояния назначается пожизненная профилактика: диета (лечебный корм), фитотерапия (мочегонные сборы и т.д.), а также регулярная (раз в 3-6 месяцев) диагностика: анализ мочи, УЗИ почек и мочевого пузыря.
Литературный обзор:
1. Кондрахин И.П., Левченко В.И. Диагностика и терапия внутренних болезней животных.— М.: Аквариум- Принт, 2005.
2. Марквелл П.И., Бриджит СМ. Заболевания нижних отделов мочевыводящих путей у кошек. Диетотерапия // WALTHAM Focus, 1999; 4: 32—33.
3. Старченков С.В. Болезни мелких животных: диагностика, лечение и профилактика. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ГУСЕВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Доклад по теме
«Ультразвуковая диагностика»
Подготовила студентка ВФ – 31
Деменева Надежда
Гусев
2014
Оглавление
Ультразвуковое исследование органов
Исследование сердца
Исследование селезёнки
Исследование сетки у крупного рогатого скота
Исследование печени
Исследование почек и мочевого пузыря
Литература
Ультразвуковое исследование органов
Для успешного проведения ультразвукового исследования, распознавания эхоизображения и получения высококачественных эхограмм необходимо, прежде всего, хорошее знание топографической анатомии животных разных видов. Также следует соблюдать общие правила проведения УЗИ, которое условно можно разделить на несколько этапов.
Подготовительный этап. Включает в себя собирание анамнеза, изучение клинической картины болезни и подготовку пациента к исследованию. Сведения можно получить от владельца животного (обслуживающего персонала), от ветеринарного специалиста, проводившего исследование и направившего пациента на УЗИ или из сопроводительных документов. Это не исключает, а даже является целесообразным, личное клиническое исследование пациентаврачом, который будет проводить ультразвуковую диагностику. Полученная при этом информация позволит сократить продолжительность манипуляций и избрать оптимальную тактику УЗИ.
Подготовка пациента включает в себя ограничение употребления газообразующих кормов, 8-12-часовое голодание животного, его фиксирование согласно общепринятых правил (желательно в естественном стоячем положении), выстригание волосяного покрова в месте проекции исследуемого органа и нанесение на участок тела жидкости, улучшающей контакт ультразвукового датчика с поверхностью. В качестве контактного вещества может служить специальный гель, глицерин или жидкий вазелин. При трансректальном УЗИ крупных животных контактную жидкость не используют.
Немаловажным представляется и правильный выбор ультразвукового датчика, при этом следует руководствоваться тем, что чем глубже находится исследуемый орган, тем меньшей частоты используют ультразвук. Для исследования глубоко лежащих тканей у крупных животных необходимы датчики с частотой в 2,25; 2,5; 3,5 и 5 МГц, чаще используют 3,5 МГц. Для УЗИ поверхностно лежащих тканей (кожа, мышцы, связки и др.) и мелких животных следует применять датчики, позволяющие получать ультразвук частотой 5; 7,5 или 10 МГц. эхограмме если врач владеет основами метода, техникой исследования и хорошо знает ультразвуковую анатомию. Решающим фактором на этом этапе УЗИ является личный опыт специалиста. Различают эхопозитивное и эхонегативное изображение различной интенсивности. Под эхопозитивным понимают более светлое, а эхонегативным - более темное изображение исследуемого органа (при работе аппарата в негативном режиме). При наличии большого количества соединительной и жировой ткани ультразвуковая картина будет светлой. Кровь, моча и другие биологические жидкости на эхограмме будут наоборот, более темными. Разграничение "нормы" и "патологии". Патологические изменения, которые могут отразиться на эхограммах, крайне многообразны. Вместе с тем, наиболее часто они характеризуются увеличением или уменьшением границ исследуемого органа, его деформацией, появлением затемнений и просветлений, которые не встречаются при УЗИ здоровых животных. Эхографическая диагностика болезней в значительной степени основывается на знании строения и функции органов в ультразвуковом изображении. В связи с этим в настоящей работе приведены эхограммы только здоровых животных, поскольку знание нормы служит своеобразным шаблоном для выявления патологии.
Сердце. Ультразвуковому исследованию сердце животных наиболее доступно слева в области сердечной вырезки легкого. У лошади и собак УЗИ лучше проводить в 4-5-м межреберьях на 1-3 см выше локтевого бугра. При этом можно оценить состояние перикарда, наличие в сердечной сорочке вы- потной жидкости, работу двухстворчатого и полулунных клапанов, а также размер соответствующих отверстий. У мелких животных вполне удовлетворительно определяются границы сердца как слева, так и справа.
У крупных животных участки сердца, прикрытые легкими, не доступны исследованию, поскольку ультразвук плохо проникает через органы, содержащие значительные количества газов. В настоящее время выпускаются ультразвуковые приспособления для проведения контрастной эхокардиографии. Контрастные вещества, введенные внутривенно, проникают в стенки альвеол и способствуют прохождению ультразвука через легкое.
Селезенка. Селезенка у крупного рогатого скота доступна для УЗИ слева в 6-м и 7-м межреберьях на уровне и ниже линии локтя. У лошади исследование следует проводить слева в 17-13-м межреберьях каудальнее легкого. У собаки — также слева за последней реберной дугой сверху вниз. Пульпа органа на эхограмме дает однородную слабоэхопозитивную картину. На ее фоне видны сосуды в форме овальных эхонегативных образований. Капсула селезенки имеет вид хорошо заметной эхогенной линии. Это позволяет достаточно точно определить толщину органа. У здорового крупного рогатого скота она составляет 1,5-2 см у молодняка 8-12-месячного возраста и 2-3,5 см у коров. При целом ряде инфекционных заболеваний и новообразованиях устанавливают значительное утолщение селезенки.
Сетка у крупного рогатого скота. С помощью УЗИ можно установить топографию, состояние стенки и моторику органа. Исследование следует проводить в области мечевидного отростка слева и справа в 6-9-м межреберьях ниже линии локтевого бугра. Ультразвуковая картина сетки характеризуется в основном эхопозитивными сигналами различной интенсивности, при этом хорошо заметна стенка органа.
Моторику оценивают в течение 3 мин. и регистрируют количество, силу и продолжительность сокращений. У здоровых животных устанавливается, как правило, два периода сокращений сетки. Первый короткий, от 1,8 до 3,6 с, характеризуется неполным сокращением и незначительным расслаблением сетки. Второй период наступает сразу же за первым, он более сильный и продолжительный, от 2,9 до 5,4 с. Пауза между вторым и первым сокращениями составляет в среднем 44,9 с (от 25 до 76 с), в этот момент обычно наступает сокращение рубца, что также можно наблюдать посредством УЗИ [В.В.Влизло, 1995].
Нарушение моторики сетки регистрируется при всех заболеваниях, протекающих с дистонией преджелудков. При травматическом ретикулопери- тоните на эхограмме можно выявить наличие экссудата в брюшной полости, отложения фибрина, абсцессы. Инородное тело в сетке посредством эхографии обычно не обнаруживается.
Печень. Наиболее информативным является УЗИ печени у крупного рогатого скота, овец, коз, собак и молодняка свиней. Гораздо сложнее проводить исследование у лошади, поскольку орган не прилегает непосредственно к реберной части брюшной стенки. Основными показаниями к проведению УЗИ печени у животных являются: увеличение границ печени и размеров селезенки (гепато- и спленомегалия); асцит, кожный зуд; желтушность кожи и слизистых оболочек; абдоминальная колика и синдромы, при которых ведущим симптомом является диарея; отклонения со стороны биохимических тестов, характерных для патологии печени; длительное применение медикаментов; прицельная диагностическая пункционная биопсия печени, желчного пузыря и последующая оценка их состояния.
При УЗИ печени оценивают ее размеры, характер контуров, состояние венозной сети, эхогенность паренхимы. Оценивая состояние желчного пузыря обращают внимание на его форму, размер, состояние стенок, наличие внутри- полостных включений.
У крупного рогатого скота УЗИ печени проводят справа за последним ребром в 12-м, 11-ми 10-м межреберьях по линии маклока, а также сверху- вниз в межреберьях с 12-го по 6-е. Все структурные компоненты печени, желчный пузырь и сосуды дают характерную ультразвуковую картину при исследовании органа по последним трем межреберьям . С 9-го по 6-е межреберья в дорсальной части печень прикрыта легкими, через которые ультразвук не проникает. Поэтому орган обнаруживается только за задней границей легкого.
У овец и коз УЗИ печени проводят также справа за последним ребром и с 12-го по 7-е межреберья. У собак и котов орган доступен эхографии за реберной дугой и в последних межреберьях. У свиней исследование печени можно проводить как справа (область мечевидного отростка, по межреберьям с 12-го по 7-е), так и слева (передняя область живота несколько дорсальнее грудной кости, между хрящевыми концами 9-11 ребер). При этом хорошо различимы левая и правая медиальные, а также левая латеральная доли. Эхография печени у лошади малоинформативна и позволяет определить только часть нижнеи и задней границ органа при исследовании справа в межреберных промежутках с 14-го по 11-й. Желчный пузырь у крупного рогатого скота обнаруживают в 10-м или в 11-м, а у мелкого рогатого скота — в 10-м или 9-м межреберьях несколько выше линии плечевого сустава.
Печеночная ткань у здоровых животных хорошо проводит ультразвук. Эхограмма органа состоит из большого количества мелких и слабой интенсивности эхосигналов, которые равномерно размещаются друг возле друга, формируя контуры органа. Печеночные сосуды имеют вид эхонегативных (темного цвета) образований. Желчный пузырь обычно овальной или грушевидной формы. На эхограмме его стенка заметна в виде светлой (эхопо- зитивной) ровной линии, а собственно желчь эхонегативная. Размер пузыря зависит от наполнения желчью При увеличении печени (гепатомегалии) происходит сдвиг задней и нижней границ. Одним из приемов установления гепатомегалии у крупного рогатого скота посредством УЗИ является определение расстояния от линии остистых отростков грудных позвонков до верхней и нижней границы печени по определенному межреберью. Эти показатели у здоровых коров приведены в таблице. У других видов животных при увеличении печень опускается по меж- реберьям, выходит за последнее ребро и реберную дугу.
Исследование печени в краниальной части на границе с сеткой имеет важное значение для диагностики абсцессов, которые чаще возникают как осложнение травматического ретикулоперитонита. Сформировавшиеся абсцессы имеют толстую эхопозитивную капсулу и темный эхонегативный экссудат внутри. Информативна эхография печени также при эхинококкозе, новообразованиях, гематомах в органе. Подтверждают диагноз после прицельной биопсии и получения содержимого патологического очага.
При жировой гепатодистрофии значительно возрастает количество эхопозитивных сигналов из-за увеличения рассеивания и отражения ультразвуковых волн. Такая эхографическая картина обозначается как "светлая печень" .
Усиление эхосигналов характерно и ддя цирроза, однако края печени при этом плотные и бугристые, а сам орган может быть как увеличен, так и уменьшен в размере.
Почки и мочевой пузырь. У мелкого рогатого скота обе почки доступны исследованию в правой голодной ямке. У собак УЗИ соответствующих почек проводят слева и справа в верхней части подвздошной области. При этом использование выпуклых зондов с частотой ультразвуковых волн 5 МГц позволяет получить наиболее четкое изображение. У взрослого крупного рогатого скота исследование правой почки следует проводить в правой голодной ямке линейным датчиком с частотой волн 3,5 МГц. Левой - ректально с помощью соответствующего линейного датчика частотой 5 МГц.
Капсула почек имеет вид светлой, эхопозитивной линии. Корковое и мозговое вещество представлено гомогенной, эхобедной структурой. Посредством УЗИ устанавливают топографию почек, их размер и форму.
Мочевой пузырь и уретра у крупных животных доступны исследованию через прямую кишку. У собак и кошек УЗИ мочевого пузыря следует проводить снаружи слева и справа в паховой области. При этом лучше использовать линейные датчики с частотой 3,5 или 5 МГц. Оценивают размер пузыря, состояние его стенки и наличие патологических образований. При мочекаменной болезни у собак мочевой пузырь увеличен в размере, на фоне эхонегатив- ной мочи обнаруживаются эхопозитивные камни различной величины. Размер патологических образований можно определить с помощью маркеров с точностью до нескольких миллиметров.
Литература
Дымко Е.Ф., Ермаханов А. Перспективы применения ультразвука в диагностике болезней животных
Клиническая ультразвуковая диагностика: Рук. для врачей: В 2 т. Т. 1/ Н.М.Мухарлямов, Ю.Н.Беленков, О.Ю.Атьков и др.; под ред. Н.М. Мухар- лямова
Стекольников А.А., Стоилов П.Г. Ультразвуковая диагностика при заболевании органов брюшной полости у собак и кошек: Уч.-мет. Рекомендации.
Профессиональные задачи для конкурса.
Вариант 1.
Симптомы. В типичных случаях протекает остро, реже подостро. Признаки болезни появляются внезапно, иногда во время работы или тренинга. У больных животных быстро нарастает общее угнетение, теряется аппетит, дыхание становится резко учащенным и напряженным, появляются гиперемия и желтушность слизистых оболочек. Лихорадка постоянного типа: с первого дня болезни при типичном стадийном развитии и до стадии разрешения она держится на высоком уровне независимо от времени суток, у лошади обычно в пределах 41— 42 °С. Пульс учащен против нормы на 10—20 в 1 минуту. Сердечный толчок стучащий, второй тон сердца усилен.
В первые часы и дни болезни отмечают сухой болезненный кашель, который в дальнейшем становится менее болезненным, глухим и влажным, характерно двустороннее истечение из носовых отверстий бурого или красновато-бурого цвета геморрагически-фибринозного экссудата. При аускультации устанавливают жесткое везикулярное или бронхиальное дыхание, крепитацию, влажные хрипы.
В стадиях красной и серой гепатизации прослушивают сухие хрипы, бронхиальное дыхание или обнаруживают отсутствие дыхательных шумов в участках гепатизации. Перкуссией в легких обнаруживают с тимпаническим оттенком звук. По мере рассасывания экссудата и выздоровления животного тупой перкуторный звук сменяется притупленным, затем тимпаническим и нормальным легочным.
Поставьте клинический диагноз.
Вариант 2.
Симптомы. Молодняк отстает в росте, движения напряженные, болезненные, конечности и позвоночник искривлены, грудная клетка деформирована, живот отвислый. Отмечают извращение аппетита. На грудинных концах ребер появляются утолщения. У поросят часто наблюдают тетанию вследствие резкого снижения в крови содержания кальция. У козлят преимущественно утолщаются кости черепа, у жеребят ярче, чем у молодняка других видов, проявляются лизуха, утолщение суставов. В крови снижение содержания кальция, фосфора, гемоглобина.
Вариант3.
У взрослых животных болезнь протекает бессимптомно. У молодняка 20…30-дневного возраста угнетение, понижение тонуса мышц, тахикардия, учащенное дыхание, потеря аппетита, мышечная дрожь, запрокидывание головы, молодняк худеет и гибнет. В крови недостаток микроэлемента селена. Назовите диагноз.
Вариант 4.
Проводя клиническое обследование больной кошки врач обнаружил следующие симптомы: животное чихает, общее угнетение, потеря аппетита, повышение температуры тела, отечность и гиперемию слизистой оболочки носа, истечение из носа обильные, слизистые, прозрачные. О каком заболевании идет речь?
Вариант 5.
Изо рта у больных появляется неприятный сладковатый или гнилостный (трупный) запах. Нарушается акт приема корма и жевание, при этом наблюдаются болезненность и беспокойство, отказ от корма. У рогатого скота отмечаются чавканье и слюнотечение. Изо рта выделяется пенистая слюна или в виде тонких нитей.
При визуальной оценке слизистой оболочки рта, языка, щек легко определяют форму болезни.
Острое заболевание обычно протекает доброкачественно и через 6—10 дней заканчивается выздоровлением. Затяжное течение бывает при множественных некрозах слизистой оболочки и глубоких тканей. Течение вторичного заболевания связано с особенностями основной болезни.
Вариант 6.
Животное внезапно прекращает прием корма, отмечаются испуг и беспокойство, исчезают жвачка и отрыжка. Наблюдаются пустые жевательные движения, изо рта обильно вытекает пенистая слюна. Появляются и нарастают признаки вздутия рубца. Животное часто бьет тазовыми конечностями по животу, у него прогрессирует одышка, изменяется конфигурация живота за счет все большего выпячивания левой голодной ямки .В шейной части тела можно обнаружить сферическое утолщение. Поставьте клинический диагноз.
0