СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка проведения урока написания письма Вода- драгоценный источник жизни

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Методическая разработка проведения урока написания письма

Вода- драгоценный источник жизни

 

Цель: дать понятие учащимся о воде как драгоценном источнике жизни, подготовить к  написанию письма, воспитывать ответственное  отношение к сохранности водных ресурсов

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проведения урока написания письма Вода- драгоценный источник жизни»

Дрёмина Л.В.

Учитель русского языка и литературы

Методическая разработка проведения урока написания письма

Вода- драгоценный источник жизни


Цель: дать понятие учащимся о воде как драгоценном источнике жизни, подготовить к написанию письма, воспитывать ответственное отношение к сохранности водных ресурсов


Оборудование: компьютер, проектор, презентация, аудиозапись песни «Живи, родник» В.Добрынина


I. Организационный этап.

Сегодня наш урок посвящен написанию письма. Мы вспомним особенности эпистолярного жанра, будем учиться писать письма.


II. Словарный диктант

Почтальон, адресат, письмо, до свидания, надпись, этикет, писчая, послание, переписка, личный, эпистолярный, авиапочта, индекс, сообщить, подписать, общение, обращение, здравствуй, письменный.

- Какой темой объединены слова в диктанте? Составьте с одним из слов предложение, произведите его синтаксический разбор.


III. Повторение понятия»эпистолярный жанр»

Эпистолярный жанр. Что же это такое?

- Эпистолярный - имеющий форму письма, переписки.

В этой теме речь пойдёт о письмах. Умеем ли мы писать письма? Любим ли получать письма? В наше время глобальной компьютеризации и повсеместной электронной почты не потеряем ли мы навыки написания писем? Что такое письмо? А это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстояние. 

Запишите:

Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.


IV. Беседа

В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы. 
Георг Лихтенберг

- Какие бывают письма?

Письма подразделяются на три общие категории:

  • личные – своим любимым, членам семьи, друзьям близким и не очень (используют неформальный стиль),

  • полуофициальные – переписка с различными организациями по вопросам, касающимся лично вас (например, с банком о состоянии вашего счета, с органом соцзащиты о положенных льготах, с торговой сетью о получении товара и т.п.),

  • деловые (служебные) письма – нужен официально-деловой стиль изложения и предъявляются строгие требования к оформлению.


- Какова структура письма, его композиция?


 1 часть – это приветствие и (или) обращение – имя того, кому предназначено письмо.

2 часть – это вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

3 часть - основная – изложение информации, интересующей адресата.

4 часть - заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощения и т.д.

Заканчивается письмо подписью и датой.


- Скажите, вам приходилось писать письма? Какие правила написания письма существуют?


Правила написания письма:

  1. Необходимо отвечать на все полученные письма.

  2. Если Вам нечего написать адресанту в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.

  3. Если Вы набрали письмо на компьютере, следует добавить подпись или финальную строчку своим почерком.

  4. Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.

  5. Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.

  6. Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.

  7. Недопустимо вскрывать конверт с письмом, которое не Вам адресовано.


V. Шутке – минутка. Отгадайте загадку


Что в гору не вкатить, 
В решете не удержать
И в руках не унести? (Вода)


- Сегодня мы с вами будем говорить о воде и ее удивительных свойствах. 

По словам известного философа Платона, вода - источник и гробница всего сущего во вселенной. Символ непроявленного, первичной материи. Жидкость все проверяющая


- А что же такое вода? Предлагаю закончить предложение «Вода – это…». 

Записывают предложения, зачитывают ответы.


 Чтение определения воды по словарю. В предложениях, которые  прозвучали сейчас, мы услышали многое о воде. А вот как написано в словаре:


Бесцветная прозрачная жидкость, представляющая собою химическое соединение водорода и кислорода и содержащаяся в атмосфере, почве, живых организмах и т.п. // Жидкость, используемая для утоления жажды, приготовления пищи и т.п. (по Т.Ф.Ефремовой)


Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал о воде так:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами».

-Согласны вы с писателем?


- Вспомните, какие есть свойства у воды?

  • прозрачная,

  • бесцветная,

  • текучая,

  • без запаха,

  • принимает любую форму, в которую её налить,

  • растворяет вещества,

  • может замерзать,

  • может испаряться,

  • вода расширяется и сжимается.


- В каких состояниях может существовать вода?


(Вода на Земле может существовать в трёх основных состояниях — жидком, газообразном, твёрдом. Это водяной пар и облака в небе, морская вода и айсберги, ледники и реки, росинки на траве и морозные узоры на окне, барабанящий по крыше дождь и искрящиеся на солнце снежинки, серебристый иней и хрустальные сосульки, молочный туман и стремительный водопад…) - Для чего мы используем воду? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим домашних животных. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды требуется фабрикам и заводам и т.п.)  - Какое значение имеет вода в жизни человека и в природе? (Вода покрывает две трети поверхности Земли и оказывает влияние на все процессы, которые происходят на нашей планете. Вода - второе по значимости вещество после кислорода для человеческого организма. Неслучайно человек может жить без пищи более 4 недель, а без воды — не более недели. Без воды не было бы такого многообразия живых организмов, и они не могли бы долгое время существовать на Земле.  Любая вода является источником жизни. Она растворяет, уничтожает, очищает, смывает и восстанавливает. Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, В виде дождя вода несет плодородие. В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Вода - это жизнь!)

Сообщение. Интересные факты о воде.

- по нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки; 
- принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды; 
- каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды; 
- разовый смыв в туалете – 8-10 литров воды; 
- во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды; 
- каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды; 
- через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.


- На нашей планете много воды. Она покрывает две трети поверхности Земли. Почему нужно беречь воду? Население нашей планеты сейчас употребляет около 7–8 млрд. тонн воды каждые сутки. При рациональном использовании водные ресурсы неисчерпаемы.   Ежегодно огромное количество использованных и загрязненных сточных вод сбрасывается в водоемы, загрязняя реки и озера, способствуя концентрированию загрязняющих веществ в воде.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в настоящее время 1,2 млрд. человек не имеют чистой питьевой воды в необходимом количестве, миллионы людей умирают ежегодно от болезней, вызванных растворенными в воде веществами.
Для того чтобы избежать водного кризиса, разрабатываются новые технологии очистки и дезинфекции воды, её опреснения, а также методы её повторного использования. И если мы объединим наши усилия по защите водных ресурсов, по бережному отношению к природе в целом, мы сохраним главное сокровище Земли - воду!


Звучит запись песни «Живи, родник» В.Добрынина


VI. Практическая часть. Сочинение-письмо.


Жанр сочинения-письма позволяет автору более свободно и непринужденно, не сковываясь строгой логикой, изложить свои мысли. В жанре письма можно писать на разные темы, например, рассказ о каких-то волнующих вас проблемах. Это может быть письмо к ровеснику или старшему товарищу, или открытое письмо к какому-то деятелю, или письмо в редакцию и т. п.

Мы с вами будем писать письмо о том, почему вода является драгоценным источником. Обратимся к памятке «Как написать письмо».

1. Решите: кому вы будете писать.

2. Подумайте: о чем нужно сообщить, что нужно спросить и т. д.

3. Изложите всю информацию по порядку, для этого составьте план письма.

4. Напишите письмо в соответствии с планом.

5. Прочитайте, отредактируйте текст.

6. Перепишите аккуратно письмо, поставьте подпись и дату.


VII. Подведение итогов урока

- Какой проблеме был посвящен урок?

- Над какими вопросами вы задумались?

- О чем расскажите своим близким?


Каждому человеку приятно получить письмо от друзей, родных, поделиться радостями и горестями. Конечно, в наш век много других способов общения и переписки, но не забывайте о письмах. “Писание писем — единственный способ сочетать уединение с хорошей компанией»,- говорил Джордж Гордон Байрон.


Домашнее задание.

Напиши письмо о том, почему вода является драгоценным источником


Источники:


http://daz.su/nash-otvet/kultura/20/index.aspx

http://delo-ved.ru/deloproizvodstvo/oformlenie-dokumentov/kak-pravilno-napisat-pismo.htmlhttp://www.knigge.ru/etiket_pisma.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/124

http://interesko.info/osnovnye-svojstva-vody/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%B0

























Приложение

Письмо

Почему вода является драгоценным источником


Дорогой мой друг!

Спасибо тебе за письмо! У меня все хорошо, учеба в порядке. У тебя как дела? Напиши!

В своем письме ты просил помочь тебе с докладом на тему «Почему вода является драгоценным источником». Сейчас обдумаю все и напишу несколько строк, прочитай, пожалуйста.

Почему вода является драгоценным источником? Наша жизнь неотъемлема от нее. Она участвует почти во всех природных процессах. Дороже воды нет ничего на свете! Только там, где есть вода, есть жизнь.

Русский поэт А.Майков писал о воде так:

«Золото, золото падает с неба!» —

Дети кричат и бегут за дождем... —

Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Поэт называет летний дождь золотом. Это синоним неслыханной удачи и богатства. Считалось, что чистая вода, особенно роса, родниковая и дождевая вода имеет целебные свойства и являются даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса). Дождь олицетворял достаток, щедрый урожай хлеба – настоящее золото крестьянина, обещающее сытую жизнь. Ведь летний золотой дождь позже превратится в золотое пшеничное зерно. Дождь,несет воду, необходимую всему живому на земле.

Человек ежедневно пользуется водой. Каждое утро открывает кран, наполняет любой сосуд и использует воду, не задумываясь о ней, откуда она. Он использует ее для питья и пищи, для умывания, для отдыха.

Вода присутствует не только в водоёмах, но и в воздухе, в почве, в растениях и во всех живых существах, в том числе и людях Она является важнейшим строительным материалом для тканей растений, животных и человека. Живой мир состоит из воды на 70-95%. Человеческое тело также состоит на две трети из воды. Кроме того, с ее помощью в живые организмы поступают необходимые для него питательные вещества.

Без воды не было бы такого многообразия живых организмов, и они не могли бы долгое время существовать на Земле. Вода- это источник жизни.

Без воды человек не может прожить и неделю. Однако не все люди имеют чистой питьевой воды. Настает водный кризис! Без воды не будет жизни на Земле! Водные запасы истощаются. В будущем половина населения всего мира будет испытывать нехватку в воде.

Люди неразумно используют воду. Загрязняются реки, моря, океаны в результате жизнедеятельности человека.

Конечно, чтобы избежать водного кризиса на планете, ученые разрабатывают новые технологии очистки воды. Этого мало. Вода расходуется очень быстро. Потому и призываю всех людей на планете: «Берегите воду! Она не вечна!»

Вот, дорогой друг, ты прочитал моё сочинение. Думаю, тебе что-нибудь из написанного пригодится. Ведь мы с тобой друзья, а друзья должны помогать друг другу.

Жду твоего ответа. Напиши мне о своём докладе. С наилучшими пожеланиями Ирина.