СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: "Публицистический стиль: сфера использования, функции. Жанр интервью".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публицистический стиль: сфера использования, функции. Жанр интервью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Публицистический стиль: сфера использования, функции. Жанр интервью".»

8 класс

Тема: Публицистический стиль: сфера использования, функции и др.

Жанр интервью.

Цель: повторить и углубить знания учащихся о публицистическом

стиле, его признаках, функциях; формировать умение опреде-

лять стиль публицистического текста; дополнить информацию

об устной и письменной речи; развивать связную устную речь;

развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: учебник, таблицы на доске, раздаточный материал.


Ход урока


1.Актуализация опорных знаний учащихся.

1)Беседа.

- Что такое текст?

- Чем отличается он от предложения?

- Как связываются предложения в тексте?

- Какие стили речи вам известны?

Стили речи



Разговорный


стиль

Книжные стили

- научный

- художественный

- публицистический

- официально-деловой

Таблица 1:




- Где используются эти стили? (повторение)



2) Работа с раздаточным материалом (в парах).

Учащиеся получают карточки с текстами разных стилей, они должны назвать каждый стиль и объяснить, по каким признакам того или иного стиля определили его.


Карточка 1.

Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности.

(Художественный стиль)


Карточка 2.

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди друзей, коллег, сослуживцев, родных?

(Публицистический стиль)


Карточка 3.

Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. Каких только нет! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок.

(Разговорный стиль)


Карточка 4.

Я, Иванов И.И., главный инженер, прошу предоставить мне отпуск за свой счёт с 01.02.09 по 04.02.09 по семейным обстоятельствам.


Иванов. 31.01.09.


(Официально-деловой стиль)


Карточка 5.

Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата.

Многие степные растения имеют густое опушение, предохраняющее от чрезмерного испарения.

(Научный стиль)


Вопросы:

- Как отличили один стиль от другого?

- Где используется публицистический стиль?


2. Объявление темы и цели урока.


3. Работа над темой урока.


1) Запись в тетради:

ПУБЛИЦИСТИКА – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.


Публицистический стиль сочетает функцию сообщения с функцией информации.

«Журналист – прежде всего современник. Он обязан им быть. Он живёт в сфере вопросов, которые могут быть разрешены в современности», - говорил русский философ и литературовед М.Бахтин. (Примеры использования публицистического стиля: журналистское расследование, программы «Глас народа», «Совершенно секретно» и др.)


- Прокомментируйте высказывание М.Бахтина.


2) Работа с материалом учебника.

3) Работа с таблицей (раздаточный материал и на доске).

- Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

- Где реализуется публицистический стиль?

- Каковы задачи данного стиля?

- Какие языковые средства используются в публицистическом стиле?

- Назовите стилевые черты стиля.

- Какими жанрами оперирует публицистический стиль?


Таблица 2:


Жанры


публицистического стиля





Статья в газете, журнале

Очерк, заметка, зарисовка

Репортаж

Фельетон

Интервью

Ораторская речь

Судебная речь

Выступление по радио, ТВ

Доклад


4) Задание: пользуясь таблицей на доске, расскажите о жанрах публицистического стиля – какие из них вам наиболее знакомы, в каких сферах жизнедеятельности используется каждый из них, о каких из них вы слышите впервые?


5)Запись в тетради:

Заметка – краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни.

Репортаж – живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни.

Интервью – беседа в форме вопросов и ответов, предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению.

Статья – небольшое сочинение; по типу речи – это рассуждение.

Очерк – небольшое литературное произведение; краткое описание жизненных фактов.

Зарисовка – рассказ об интересных людях.


- Какие общие черты данных жанров вы можете назвать? (Произведения небольшие, описывают, в основном, факты или события современной жизни.)


6) Практическая работа:

Составьте предложения (или одно предложение, поместив в него большее количество данных слов) со следующими словами

(слова записаны на доске):

- электорат;

- кандидат в депутаты;

- правительство;

- экономика;

- сообщать;

- место событий;

- президент;

- постановить.


Проверка написанного: чтение учащимися составленных предложений.




7) Правка текста.

(Каждому ученику даётся карточка с текстом публицистического стиля, в который «подмешаны» слова из других стилей. Задача учащихся – исправить ошибки.

Задание выполняется в классе устно, затем можно дать домой для письменного выполнения.)


4. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание – творческое. Учащимся предлагалось подготовить небольшое ток-шоу (5-10 минут) на одну из общественных проблем. В работе должен был использоваться жанр публицистического стиля – интервью.


5. Подведение итогов урока.

(Метод «Микрофон»)

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- Что нового вы узнали?

- Было ли вам интересно готовить творческое домашнее задание?


6. Домашнее задание:

Правка текста (письменно).