СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа ориентирована на 5-6 класс по учебнику Л. Босовой ФГОС
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________ Тяпаева Т.А. Протокол № 1 от «22» августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________Шевцова Н.В. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ» с. Рязанка _______________Матросова М.Ю. Приказ № 244 от «26» августа 2016г. |
Рабочая программа
по предмету: «Информатика»
классы: 5-6
разработал учитель: Николаева Людмила Александровна
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 2
от «24» августа 2016 г.
2016 - 2017 учебный год
Лист корректировки учебно-тематического планирования
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочая программа по информатике для 5-6 классов разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по информатике основного общего образования, авторской программы по информатике для 5 – 6 классов. Авторы программы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
в 5–6 классах:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.
Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах. В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета информатика в 5 – 6 классах отводится 70 часов.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения информатики
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; создание письменных сообщений; создание графических объектов; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Компьютер (7 часов)
Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.
Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и его структура.
Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Тема 2. Объекты и системы (8 часов)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.
Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.
Тема 3. Информация вокруг нас (12 часов)
Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Код, кодирование информации. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Хранение информации. Носители информации. Всемирная паутина. Браузеры. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Передача информации.
Обработка информации.
Изменение формы представления информации. Метод координат. Систематизация информации. Поиск информации. Поиск информации в сети Интернет.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания.
Тема 4. Подготовка текстов на компьютере (8 часов)
Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Тема 5. Компьютерная графика (6 часов)
Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации.
Тема 6. Информационные модели (10 часов)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Тема 7. Создание мультимедийных объектов (7 часов)
Мультимедийная презентация.
Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Тема 8. Алгоритмика (8 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Учебно – тематическое планирование
по информатике
Классы: 5-6
Учитель: Николаева Людмила Александровна
Количество часов
Всего _70___ часов; в неделю _2___ час.
Плановых контрольных уроков __, зачетов ___, проектов ___ ч.;
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с авторской программой Л.Л.Босовой
УМК:
Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20011.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20011.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Операционная система Windows XP
Пакет офисных приложений MS Office 2007
Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности
Разделы, темы, основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика |
Тема 1. Компьютер (7 часов) |
|
Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его структура. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 2. Объекты и системы (8 часов) |
|
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 3. Информация вокруг нас (12 часов) |
|
Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Код, кодирование информации. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Хранение информации. Носители информации. Всемирная паутина. Браузеры. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Передача информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Метод координат. Систематизация информации. Поиск информации. Поиск информации в сети Интернет. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 4. Подготовка текстов на компьютере (8 часов) |
|
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 5. Компьютерная графика (6 часов) |
|
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 6. Информационные модели (10 часов) |
|
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 7. Создание мультимедийных объектов (7 часов) | |
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 8. Алгоритмика (8 часов) |
|
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Резерв учебного времени в 5–6 классах: 2 часа |
Учебно-тематическое планирование в 5 классе
№ уро ка | Тема урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |||
Предметные | УУД | Личностные | |||||
1. | Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.
| Общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах | Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе | Введение, §1, §2(3), РТ: №1,4,7,10. Дополнительное задание РТ: №11, №7 к §1 учебника | 05.09 | |
2. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
| Знание основных устройств компьютера и их функций | Основы ИКТ-компетентности | Представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ | §2; РТ: №12,13,23 Дополнительное задание РТ: №24,32; №9 к §2 учебника | 12.09 | |
3. | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» | Представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера | Основы ИКТ-компетентности; умение вводить информацию с клавиатуры | Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати | §3; РТ:№25,26,28,33 Дополнительное задание: РТ: №35 или 36, №37 | 19.09 | |
4. | Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» | Общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером | Основы ИКТ-компетентности; навыки управления компьютером | Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | §4; РТ: №38,39,42,53 Дополнительное задание РТ: №54; №21 к §4 учебника | 26.09 | |
5. | Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» | Общие представление о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации | Понимание единой сущности просистемой; основы ИКТ-компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве | Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | §5; РТ:55, 59, 63, 64, 67 Дополнительное задание РТ: №57, 61, 68, 69 | 03.10 | |
6. | Передача информации. | Общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации | Понимание единой сущности процесса передачи информации | Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | §6 (1); РТ: 70,72,74 Дополнительное задание РТ: №75 | 10.10 | |
7. | Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» | Общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письма | Основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма | Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | §6 (3); РТ:№76, 77 Дополнительное задание РТ: № 78 | 17.10 | |
8. | В мире кодов. Способы кодирования информации | Общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования | Умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую | Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики | §7 (1,2); РТ:№79-98 | 24.10 | |
9. | Метод координат. | Представление о методе координат | Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи | Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики | §7 (3); РТ: №99, 100 Дополнительное задание РТ: № 101 | 14.11 | |
10. | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | Общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации | Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §8 (1, 2); РТ: №102, 104, 105 | 21.11 | |
11. | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» | Понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке | Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | Чувство личной ответственности за качество окружающей среды | §8 (3, 4); РТ: №103, 111 | 28.11 | |
12. | Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст» | Представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке | Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §8 (5); РТ: 110, 112 | 05.12 | |
13. | Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» | Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов | Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §8 (6); РТ: № 113, 114, 115 | 12.12 | |
14. | Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» | Представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы | Основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §8 (7); РТ: №118 Дополнительное задание РТ: №119 | 19.12 | |
15. | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) | Представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы | Основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §9 (1); РТ:№121, 123, 124 | 26.12 | |
16. | Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) | Умение представлять информацию в табличной форме | Основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §9 (2); РТ:№126, 127 Дополнительное задание РТ: №129 | 09.01 | |
17. | Разнообразие наглядных форм представления информации | Умение представлять информацию в наглядной форме | Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §10 (1, 2); №5 и 6 к §10 учебника; РТ№132 Дополнительное задание РТ: №137 | 16.01 | |
18. | Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы» | Умение строить столбиковые и круговые диаграммы | Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §10 (3); РТ: №134, 135, 136 | 23.01 | |
19. | Компьютерная графика. Графический редактор Paint Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | Умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией | Развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §11 (1); РТ:138, 139 | 30.01 | |
20. | Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | Умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации | Развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §11 (1,2); РТ: №142, 143, 144 | 06.02 | |
21. | Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов | Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ-компетентности | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §11 (1, 2); РТ:№145 Дополнительное задание РТ: №146 | 13.02 | |
22. | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | Представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации | Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §12 (1, 2); РТ:№148, 149, 150 | 20.02 | |
23. | Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» | Представление о списках как способе упорядочения информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки | Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные и маркированные списки; ИКТ-компетентность | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §12 (2); РТ: №151, 152 | 27.02 | |
24. | Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | Представление о поиске информации как информационной задаче | Умение поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации | Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение у информации с учётом правовых и этических аспектов её использования | §12 (3); РТ: №153, 154, 155 | 06.03 | |
25. | Кодирование как изменение формы представления информации | Представление о кодировании как изменении формы представления информации | Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи | Понимание роли информационных процессов в современном мире | §12 (4); РТ: №158, 159, 162 | 13.03 | |
26. | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | Представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам | Умение анализировать и делать выводы; ИКТ-компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач | Понимание роли информационных процессов в современном мире | §12 (5); РТ:№165, 166, 174 Дополнительное задание РТ: №173 | 20.03 | |
27. | Преобразование информации путём рассуждений | Представление об обработке информации путём логических рассуждений | Умение анализировать и делать выводы | Понимание роли информационных процессов в современном мире | §12 (6); №15, 16, к §12; РТ: №176, 178 | 03.04 | |
28. | Разработка плана действий. Задачи о переправах. | Представление об обработке информации путём разработки плана действий | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | Понимание роли информационных процессов в современном мире | §12 (7); РТ: №179, 180 Дополнительное задание РТ: №183 | 10.04 | |
29. | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | Представление об обработке информации путём разработки плана действий | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | Понимание роли информационных процессов в современном мире | §12 (7), №20 к §12 учебника; РТ: №181, 184 | 17.04 | |
30. | Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). | Представление об анимации как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | Понимание роли информационных процессов в современном мире | §12 (8), №21 к §12 учебника | 24.04 | |
31. | Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). | Навыки работы с редактором презентаций | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | Понимание роли информационных процессов в современном мире | §12 (8) | 08.05 | |
32- 33. | Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» | Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность | Понимание роли информационных процессов в современном мире | Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике) | 15.05, 22.05 | |
34. | Итоговое тестирование Анализ итогового теста |
|
|
|
| 29.05 | |
Итого: 34 часа |
Учебно-тематическое планирование в 6 классе
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | ||
Предметные | УУД | Личностные | ||||
1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | Общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об объектах окружающего мира и их признаках | Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику; умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе | Введение, §1; РТ: №1,2,5,6,7,11. Дополнительное задание РТ: №13 | 02.09 |
2. | Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | Представления о компьютерных объектах и их признаках | Основы ИКТ-компетентности (основные пользовательские навыки) | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни | §2; РТ: №17,22, 24 Дополнительное задание РТ: №27 | 09.09 |
3. | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | Представления о компьютерных объектах и их признаках | Основы ИКТ-компетентности (основные пользовательские навыки) | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни | §3; РТ:№17,22 24 Дополнительное задание: РТ: №27 | 16.09 |
4. | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | Представления об отношениях между объектами | ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни | §3; РТ: №36,38; задания 1-5 к §3 учебника Дополнительное задание РТ: №39 | 23.09 |
5. | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) | представления об отношениях между объектами | ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умения выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни | §3(3); задания 7-8 к §3; РТ:40(б),43,45 Дополнительное задание РТ: №47 | 30.09 |
6. | Разновидности объекта и их классификация. | представление об отношении «является разновидностью» | ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание значения логического мышления | §4 (1,2); РТ: 51(б), 53, 56; Задания 1-6 к §4 | 07.10 |
7. | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | Подходы к классификации компьютерных объектов | ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание значения логического мышления | §4 (1,2,3); РТ:№57,58 | 14.10 |
8. | Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | Понятие системы, её состава и структуры | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни | §5 (1,2); РТ:№59,6061, 62 | 21.10 |
9. | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | Понятия системы, черного ящика | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни | §5 (3,4); РТ: №65(д-о), №66 Дополнительное задание РТ: № 67 | 28.10 |
10. | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | Понятие интерфейса; представление о компьютере как о системе | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни | §6; РТ: №69, 70, 72 Дополнительное задание РТ: № 74 | 11.11 |
11. | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | Представления о способах познания окружающего мира | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации | Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества | §7; РТ: №75, 76, 79, 82 Дополнительное задание РТ: № 83, 85 | 18.11 |
12. | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | Представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта | Владение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека | §8 (1,2); РТ:86, 89, 91 Дополнительное задание РТ: № 100 | 25.11 |
13. | Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | Умение определять понятия | Владение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека | §8 (3); РТ: № 93, 96, 97 Дополнительное задание РТ: № 99
| 02.12 |
14. | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | Представления о моделях и моделировании | Владение знаково-символическими действиями | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | §9; РТ: №102, 105, 106, 110 Дополнительное задание РТ: №112 | 09.12 |
15. | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» | Представления о знаковых словесных информационных моделях | Владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | §10 (1,2,3); РТ:№113, 114, 115, 116, 117 Дополнительное задание РТ: №119 | 16.12 |
16. | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | Умение представлять информацию в табличной форме | Владение знаково-символическими действиями; умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | §10 (3); задание 4 практической работы 10; РТ:№120, 121 Дополнительное задание РТ: №122 | 23.12 |
17. | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | Представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей | умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимости информации, определения основной и второстепенной информации | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | §11 (1,2,3); РТ:№123, 124, 125, 126 Дополнительное задание РТ: №132 | 13.01 |
18. | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | Представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах | умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимости информации, определения основной и второстепенной информации | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | §11 (4,5); №13,14 к §11 учебника; задание 7 практической работы 11 (а или б - по выбору ученика), задание 2 практической работы 12; РТ: №130 Дополнительное задание РТ: №133 | 20.01 |
19. | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей | умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы) | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | §12; одно из заданий РТ:136,137,138* | 27.01 |
20. | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей | умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы) | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | §12; РТ: №139 | 03.02 |
21. | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов | Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы) | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | §13 (1); вопросы 1-3 к §13; РТ:№141,143 Дополнительное задание: задание 7 практической работы 14 | 10.02 |
22. | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | Представление о графах (ориентированных, неориентированных), взвешенных; о дереве - графе иерархической системы | Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы) | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | §13 (2, 3); РТ:№147, 150, 152, 156 Дополнительное задание РТ: №148, 160 | 17.02 |
23. | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | Представления об исполнителе алгоритмов | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи | Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | §15; РТ: №169, 170, 171 Дополнительное задание РТ: №178 | 24.02 |
24. | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | Представления о различных формах записи алгоритмов | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи | Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | §16; РТ: №179, 180, 182 Дополнительное задание РТ: №184 | 03.03 |
25. | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | Представление о линейных алгоритмах | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи | Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | §17 (1); РТ:№185 (б, в), 188 Дополнительное задание РТ: №173 | 10.03 |
26. | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | Представление об обработке информации путём логических рассуждений | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками) | Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | §17 (6); РТ: №196, 198, 199 Дополнительное задание РТ: №189 | 17.03 |
27. | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» | Представления об алгоритмах с повторениями | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание циклических презентаций) | Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | §17 (3); РТ: №203, 205 Дополнительное задание РТ: №204 | 24.03 |
28. | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | Представление об обработке информации путём разработки плана действий | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов | Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | §18 (1, 2); РТ: №210, 211, 215 | 07.04 |
29. | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной подзадачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов | Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | §18 (3), №6 к §18 учебника; РТ: №216 | 14.04 |
30. | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник | Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной подзадачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов | Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | §18 (4); №9 к §18 (любой рисунок по выбору ученика) Дополнительное задание: №10 к §18 | 21.04 |
31. | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» | Владение понятиями «алгоритм», «исполнитель»; знание базовых алгоритмических структур; | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной подзадачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов | Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | Выбор тематики и подготовка материалов для итогового проекта | 28.04 |
32-35. | Выполнение и защита итогового проекта. |
|
|
|
| 05.05, 12.05, 19.05, 26.05 |
Итого: 35 часов |
Планируемые результаты освоения обучающимися курса информатики в 5-6 классах.
Раздел 1. Введение в информатику
Ученик научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Ученик получит возможность научиться:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Ученик научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
Ученик получит возможность научиться:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Ученик научится:
оперировать объектами файловой системы;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность научиться:
систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Критерии и нормы оценки
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического заданияОтметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии оценки тестовой работы
Отметка «5»: нет ошибок или 1 ошибка;
Отметка «4»: 2-3 ошибки;
Отметка «3»: 4-6 ошибок;
Отметка «2»: более 6 ошибок;
Отметка «1»: работа не выполнена.
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика 5-6 классы. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Экранно-звуковые пособия
Персональный компьютер
Устройства ввода-вывода звуковой информации: колонки, наушники, микрофон
Технические средства обучения
Рабочее место учащегося - 10 компьютеров, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы.
Рабочее место учителя - акустические колонки, мультимедийный проектор, принтер (черно-белой печати, формата А4), сканер.
Комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов. Информатика 5-7. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
операционная система;
файловый менеджер;
почтовый клиент;
браузер;
мультимедиа проигрыватель;
антивирусная программа;
программа-архиватор;
клавиатурный тренажер;
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;
растровый и векторный графические редакторы.
звуковой редактор;
система программирования.
Демонстрационные пособия
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Цифровые образовательные ресурсы учителя (презентации, иллюстрации, наглядные пособия, плакаты, тематические таблицы).
51