Отец как воспитатель
Беседа учителя с родителями.
II.Обсуждение педагогических ситуаций.
III.Слово учителя к родителям.
Беседа учителя с родителями.
Обсуждение таких вопросов:
1.Какими чертами и качествами характера ребёнка вы гордитесь? Кто из членов семьи приложил больше усилий к его воспитанию?
2. Какие недостатки в воспитании сана или дочки вы видите? Как пытаетесь их исправить?
3. Являетесь вы с женой единомышленниками в воспитании?
4. Чем занимаетесь с детьми в свободное время?
5.Можете ли вы спокойно разговаривать с ребёнком спокойно в любой ситуации.
6. Какие позитивные изменения в воспитании своего ребёнка вы заметили в последнее время? Кто сыграл в этом роль? (родители, учитель, друзья)?
II. Обсуждение педагогических ситуаций.
Я часто придумывал задачи из жизни для своего сына. Однажды говорю:
« Серёжа, реши такую задачу: твой товарищ Игорь поймал три щуки. Одну по дороге отдал соседке. Она старенькая и живёт одна. Сколько щук он принёс домой?» Решил Сергей задачу и улыбнулся: «Какой глупый! Поймал большую щуку и отдал чужой тётке» « А помниш , весной мы наловили много рыбы и тоже отнесли соседке Марии Тимофеевне», -«Так там были только ерши и окуни. Мама все пальцы исколола и не захотела чистить остальные»… Я, признаться, растерялся. Задал он мне задачку. Выходит, что-то упущено, незамечено… Мы с сыном долго говорили. Кажется, поняли друг друга.
1.Что, по-вашему, отец упустил в воспитании сына?
2. О чём бы вы поговорили с сыном или дочкой в похожей ситуации?
3.Задавали ли вам дети подобные вопросы? Какие?
III.Слово учителя к родителям.
Роль отца в воспитании детей особенная. Каждый малыш желает видеть его человеком сильным, справедливым, ярко выраженным, с чувством ответственности.
Видный русский писатель и историк Н. М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты». Как ребёнок нуждается в том, чтобы о нём заботились, и это даёт ему ощущение надёжности и прочности мира, так и взрослый мужчина испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья счастливы, есть у них чувство удовлетворённости. Вот почему Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы, бодрость. Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Когда же отец советуется с сыном, учитывает его мнение, берет его с собой на мужские прогулки (например, рыбалка), учит его, то у мальчика «вырастают крылья» ― он готов стараться, он гордится отцом, начинает уважать себя, становится увереннее, становится мужчиной. «Отец должен быть для своих детей другом и наперсником, а не тираном» ― В. Джоберти.
Если бы каждый отец знал и понимал, какую огромную потребность чувствует ребёнок, когда он хочет, чтобы рядом был мудрый, мужественный мужчина. В. Сухомлинский в своём произведении «Слово до батькiв» приводит убедительные примеры, например:
« - Вы не представляете, как нужен был мне в детстве отец. Я создала его в творческом воображении. Так легче было жить. Отца я представляла добрым, но суровым, требовательным. Хотелось, чтобы он взял когда-нибудь дневник и сказал: «Ну, что там у тебя, дочка?..» Особенно тяжело было, когда я болела. Как ждала я, когда подойдёт к кровати, большой, сильный мужчина, положит руку на голову и утешит : «Ничего, дочка, выздоравливай…»' Наше задание состоит в том, чтобы в воспитании опираться на безупречный отцовский авторитет, учить видеть и открывать в своём отце те черты, которые создают человеческие ценности – гордость и честь семьи. В. Сухомлинский утверждает, что познание моральных богатств в отце – незаменимые уроки гражданской чести.
Пример 1. Когда закончился учебный год, отец сказал Васе:
- Сегодня поедем на поле нашей семьи, сынок.
-Разве у нас есть своё поле?- спрашивает сын.
-Есть.
Добирались долго: поездом, автобусом. Наконец вдоль опушки увидели широкое ровное пшеничное поле.
- Это наше поле, - сказал отец, - здесь твой прадед дрался с фашистами. Выбили отсюда врага. На этом поле – его кровь. А после войны работал на этом поле твой дедушка, чтобы вырастить пшеницу и дать вдоволь хлеба истощённым войною людям. Теперь работаю я, чтобы люди были сытые и счастливы.
Задумчиво, сурово, совсем по-новому смотрел сын на поле, которое до сих пор казалось ему обычным.
Возможно, в этот миг мальчик понял, что обозначает служить своему народу. И в прадеде, деде, отце увидел защитников Родины, честных и трудолюбивых людей. Если каждый сын, после посещения такого поля, будет смотреть на своего отца влюблёнными глазами, то не будет места непослушанию, неуважению.
Пример 2 «…Идёт урок. Учительница по очереди спрашивает первоклассников про их родителей. Услышав вопрос об отце, Петя побледнел.
Оказывается, накануне, возвращаясь со школы, мальчик встретил отца возле бара пьяного. Разве может быть счастливым хоть один человек, пока маленький Петя, плачет над пьяным отцом, а на вопрос учительницы обливается холодным потом! Задумываемся мы над тем, что в такие минуты ломается вера маленького человека во всё светлое, радостное…?»'
Помните, что ребёнок счастлив только тогда, когда он верит. Непослушание, грубость возникают в поведении в те моменты, когда ломается вера в самого дорогого человека. Мера послушности ребёнка определяется мерой родительской ответственности.
Знайте, уважаемые родители, и помните, что дети переживают ваше падение как личное горе, воспринимают вашу радость как свою. Берегите детскую душу и укрепляйте веру в человека.
Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».
'
https://ihappymama.ru/rol-ottsa-v-vospitanii-rebyonka/
' В. Джоберти https://www.inpearls.ru/author/23908
'Сухомлинский В. А «Слово до батькiв» //Избр. произв т. 5,- с. 500-503