Повторительно-обобщающий урок «История России XVIIв.».
Класс- 7
Цели: закрепить знание учащихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные исторические процессы XVIIв.; проверить знания учащихся и степень усвоения изученного материала.
-развивающая: способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов, исторической карты, видеоряда;
-воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.
Основные понятия: абсолютизм, ассамблеи, дворцовый переворот, кондиции, мануфактуры,
Оборудование: дидактический материал(карточки дат, портреты исторических деятелей, тесты)
Класс заранее делится на 3 команды во главе с капитаном,ребята придумывают название команды Например, «Историки», «Клио»,»Богатыри», «Гренадеры» и т.д.)
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
«Наш сегодняшний уроки посвящен России 17 века. Задача урока - закрепить знание важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий;».
Каждая группа учащихся имеет оценочную карточку:
Ф.И.ученика | Самооценка ученика | Работа в группе (оценивает капитан команды) | Индивидуальный ответ | Тестовое задание | Итоговая оценка (оценивает учитель) |
| | | | | |
Тесты получают так же присутствующие учителя
Оформление доски: Тема: «История России XVII.в.», даты
План урока:
1. Даты.
Учащиеся по очереди выбирают дату и говорят событие истории нашей страны, с которым связаны эти даты.
Вопросы:
1613 г. –
1654 г. –
1662 г -
1667 – 1671 гг. –
1598 – 1613 гг. –
1649 г. –
1648 г-
1645- 1676 гг-
1653-1655г-
Ответы:
1613 г. – Начало правления династии Романовых (Михаила Фёдоровича Романова).
1654 г. – Переяславская рада, воссоединение Украины с Россией.
1662 г- Медный бунт
1667 – 1671 гг. – Восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина.
1598 – 1613 гг. – Смутное время в России.
1649 г. – Земский собор принял свод законов – Соборное уложение.
1648 г- Соляной бунт
1645-1676 гг- правление Алексея Михайловича Романова
1653-1655г- церковная реформа
Портреты – каждой команде предлагается дидактический материал(описание исторической личности, по которому учащиеся должны назвать исторического деятеля, а затем показывается портрет исторического деятеля XVII.в
1-й слайд (Михаил Федорович Романов)
– Отличался мягким характером, добротой и робостью. В 20 лет он испытал личное потрясение, когда он выбрал себе невесту, а матушка не позволила на ней жениться.
- вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй первым завел в России оранжерею.
- занимался делам сам только в последние 10 лет своей жизни, так как сначала главную роль играла его мать, а затем , по возвращении из плена ,его отец, патриарх Филарет.
- стал родоначальником царской династии Романовых по решению Земского собора.
2-й слайд. – (Степан Разин)
-Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года.
-его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных походах и вести переговоры по важным делам.
-о нем много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нем неуважительно
-закончил свою жизнь на плахе- был казнен на Красной площади в Москве;
- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству.
3-й слайд. ( Патриарх Никон)
- родился в 1605 г в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода, с детских лет любил слушать библейские рассказы.
-в 19 лет стал сельским священником, а в 30 лет – монахом Соловецкого монастыря;
-В 1646 году отправился в Москву к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатлениеи был назначен архимандритом Новоспасского монастыря и член.
- в 1653 -1655 г под его руководством в России была проведена церковная реформа.
Физминутка для глаз
Кроссворды- 1 участник от команды решает как можно больше вопросов кроссворда.
« Путешествие в древнюю Москву». Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
| | | | | 1. | | О | | | | | | |
| | | | | | 2. | П | | | | | | |
| | | | | 3. | | О | | | | | | |
| | | | | 4. | | Л | | | | | | |
| | | 5. | | | | Ч | | | | | | |
| | | | | 6. | | Е | | | | | | |
| | | | 7. | | | Н | | | | | | |
8 | | | | | | | | И | | | | | | |
| | | | 9. | | | Е | | | | | | |
В каком городе стоит памятник, на котором есть такая надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия, в лето 1818 года.»?
Кто хозяйничал в Москве в начале 17 века?
Какой город заняли шведы в начале 17 века?
Место, где проходили собрания новгородцев.
Что должно было защищать народное ополчение?
Что стали собирать новгородцы для создания народного ополчения?
Кто занимался хозяйством ополчения и его казной?
Верховным воеводой пригласили князя . . . .
Войска Пожарского штурмом взяли Китай-город, а затем сдался и гарнизон . . . .
(Ответы: 1. Москва,2. Поляки, 3. Новгород, 4. Площадь, 5. Отечество, 6. Деньги, 7. Минин, 8. Пожарский, 9. Кремль)
(Кроссворд Ларионовой Галины Александровны , учитель начальных классов МОУ СОШ № 27 г. Твери http://pedsovet.su/load/140-1-0-2109)
Картины (учитель демонстрирует репродукцию картин, учащиеся называют событие, которому посвящена эта картина)- работа с презентацией. Каждой команде можно задать 1 вопрос, при наличии времени – 2.
Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
ЛИССНЕР Эрнст - Изгнание поляков из Кремля
А. Кившенко "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство»
А.Д.Кившенко . Патриарх Никон исправляет богослужебные книги.1880 г
Картина "Сожжение протопопа Аввакума", написана Г. Мясоедовым.
Суриков Василий Иванович «Степан Разин».
Тематические понятия - учитель раздает листок с перепутанными определениями- 1 участник команды должен правильно собрать его и назвать определение.
Предприятие, основанное на разделениитруда и ручной ремесленной технике (мануфактура).
Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержание).
Форма феодального государства, при которой монарху принадлежит никем и ничем не ограниченная власть (абсолютизм).
Тесты (слайд) решение тестовых заданий , сумма балов засчитывается команде.
Блиц-опрос- конкурс капитанов.
Учащимся предлагается вспомнить людей с именами которых связаны события нашей страны XVII века.
Вопросы:
…………К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.
…………Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.
………. Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников.
…………Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.
…………Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.
…………Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.
……..Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.
………….Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.
………….Этот царь получил прозвище “Тишайший”.
…….. – Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.
………….Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.
………….Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.
…………Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.
……… Обязательные платежи жителей страны в казну государства
…….. Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.
Ответы:
Борис Годунов – К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.
Дмитрий Иванович – Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.
Славяно-греко-латинская академия – Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников.
Григорий Отрепьев – Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.
Болотников Иван Исаевич – Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.
Лжедмитрий II – Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.
Скоморохи – Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.
Пожарский Дмитрий Михайлович – Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.
Романов Алексей Михайлович – Этот царь получил прозвище “Тишайший”.
“Орёл” – Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.
Патриарх Никон – Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.
Богдан Хмельницкий – Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.
Разин Степан Тимофеевич – Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.
Налоги – Обязательные платежи жителей страны в казну государства.
Иван Сусанин – Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.
Подведение итогов.
Домашнее задание: подготовить сообщение о детстве Петре 1, о Великом посольстве, о регентстве царевны Софьи ( на выбор)
Для слабоуспевающих
1. Даты:
1. 1613 г. –
2. 1654 г. –
3. 1662 г -
4. 1667 – 1671 гг. –
5. 1598 – 1613 гг. –
6. 1649 г. –
7. 1648 г-
8. 1645- 1676 гг-
9. 1653-1655г-
2. Тест.Выберите правильный ответ.
1. Церковный раскол XVII века был вызван:
А) введением патриаршества;
Б) реформами патриарха Никона;
В) Реформами Ивана Грозного;
Г) деятельность еретиков.
2. «Поход за зипунами» в Персию возглавил руководитель крестьянского восстания XVII в.:
А) В. Ус;
Б) Е. Пугачев;
В) И. Болотников;
Г) С. Разин.
3. Переяславская Рада положила начало:
А) воссоединению Украины и России;
Б) гетманству Богдана Хмельницкого;
В) сословно- представительной монархии в России;
Г) Речи Посполитой как единому государству.
4. Часть государственного налога, определенного властью для городской или сельской общины и определенного между дворами, называлась:
А) подворной податью;
Б) подушной податью;
В) общинной податью;
Г) поземельной податью.
5. Налог, исчислявшийся из количества закрепленной земли, это:
А) подушная подать;
Б) поземельная подать;
В) подворная подать.
6. Первое высшее учебное заведение в России - это:
А) Московский университет;
Б) Институт благородных девиц;
В) Петербургский университет;
Г) Славяно-греко-латинская академия.
7. Основная форма эксплуатации русских крестьян в XVII веке:
А) полюдье;
Б) отходничество;
В) денежный оброк;
Г) барщина.
8. Руководителем старообрядцев являлся:
А) Никон;
Б) Аввакум;
В) Илларион;
Г) Филарет.
9. Первый театр в России был открыт в правление:
А) Бориса Годунова;
Б) Михаила Романова;
В) Алексея Михайловича;
Г) Петра Первого.
10. Противниками церковной реформы патриарха Никона были:
А) протестанты;
Б) стрельцы;
В) старообрядцы;
Г) католики.
11. Решение о включении Левобережной Украины и Киева в состав России принял:
А) Петр I;
Б) Алексей Михайлович;
В) Иван IV;
Г) Михаил Романов
12. Место, куда свозились товары, называлось:
А) Всероссийским рынком;
Б) мануфактурой;
В) ярмаркой;
Г) посадом.