СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка с презентацией для 7 класса Повторительно-обобщающий урок «История России XVIIв.».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка с презентацией для 7 класса Повторительно-обобщающий урок «История России XVIIв.».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка с презентацией для 7 класса Повторительно-обобщающий урок «История России XVIIв.».»


Повторительно-обобщающий урок «История России XVIIв.».

Класс- 7

Цели: закрепить знание учащихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные исторические процессы XVIIв.; проверить знания учащихся и степень усвоения изученного материала.

-развивающая: способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов, исторической карты, видеоряда;

-воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.


Основные понятия: абсолютизм, ассамблеи, дворцовый переворот, кондиции, мануфактуры,

Оборудование: дидактический материал(карточки дат, портреты исторических деятелей, тесты)

Класс заранее делится на 3 команды во главе с капитаном,ребята придумывают название команды Например, «Историки», «Клио»,»Богатыри», «Гренадеры» и т.д.)

Ход урока.


  1. Организационный момент.


Вступительное слово учителя:

  1. «Наш сегодняшний уроки посвящен России 17 века. Задача урока - закрепить знание важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий;».

Каждая группа учащихся имеет оценочную карточку:

Ф.И.ученика

Самооценка ученика

Работа в группе (оценивает капитан команды)

Индивидуальный

ответ

Тестовое задание


Итоговая оценка

(оценивает учитель)








Тесты получают так же присутствующие учителя

Оформление доски: Тема: «История России XVII.в.», даты


План урока:

1. Даты.

Учащиеся по очереди выбирают дату и говорят событие истории нашей страны, с которым связаны эти даты.

Вопросы:

  1. 1613 г. –

  2. 1654 г. –

  3. 1662 г -

  4. 1667 – 1671 гг. –

  5. 1598 – 1613 гг. –

  6. 1649 г. –

  7. 1648 г-

  8. 1645- 1676 гг-

  9. 1653-1655г-

Ответы:

  1. 1613 г. – Начало правления династии Романовых (Михаила Фёдоровича Романова).

  2. 1654 г. – Переяславская рада, воссоединение Украины с Россией.

  3. 1662 г- Медный бунт

  4. 1667 – 1671 гг. – Восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина.

  5. 1598 – 1613 гг. – Смутное время в России.

  6. 1649 г. – Земский собор принял свод законов – Соборное уложение.

  7. 1648 г- Соляной бунт

  8. 1645-1676 гг- правление Алексея Михайловича Романова

  9. 1653-1655г- церковная реформа

  1. Портреты – каждой команде предлагается дидактический материал(описание исторической личности, по которому учащиеся должны назвать исторического деятеля, а затем показывается портрет исторического деятеля XVII

1-й слайд (Михаил Федорович Романов)

– Отличался мягким характером, добротой и робостью. В 20 лет он испытал личное потрясение, когда он выбрал себе невесту, а матушка не позволила на ней жениться.

- вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй первым завел в России оранжерею.

- занимался делам сам только в последние 10 лет своей жизни, так как сначала главную роль играла его мать, а затем , по возвращении из плена ,его отец, патриарх Филарет.

- стал родоначальником царской династии Романовых по решению Земского собора.

2-й слайд. – (Степан Разин)

-Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года.

-его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных походах и вести переговоры по важным делам.

-о нем много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нем неуважительно

-закончил свою жизнь на плахе- был казнен на Красной площади в Москве;

- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству.

3-й слайд. ( Патриарх Никон)

- родился в 1605 г в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода, с детских лет любил слушать библейские рассказы.

-в 19 лет стал сельским священником, а в 30 лет – монахом Соловецкого монастыря;

-В 1646 году отправился в Москву к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатлениеи был назначен архимандритом Новоспасского монастыря и член.

- в 1653 -1655 г под его руководством в России была проведена церковная реформа.


Физминутка для глаз


  1. Кроссворды- 1 участник от команды решает как можно больше вопросов кроссворда.

« Путешествие в древнюю Москву». Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.






1.


О













2.

П












3.


О












4.


Л










5.




Ч












6.


Е











7.



Н







8








И











9.



Е








  1. В каком городе стоит памятник, на котором есть такая надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия, в лето 1818 года.»?

  2. Кто хозяйничал в Москве в начале 17 века?

  3. Какой город заняли шведы в начале 17 века?

  4. Место, где проходили собрания новгородцев.

  5. Что должно было защищать народное ополчение?

  6. Что стали собирать новгородцы для создания народного ополчения?

  7. Кто занимался хозяйством ополчения и его казной?

  8. Верховным воеводой пригласили князя . . . .

  9. Войска Пожарского штурмом взяли Китай-город, а затем сдался и гарнизон . . . .

(Ответы: 1. Москва,2. Поляки, 3. Новгород, 4. Площадь, 5. Отечество, 6. Деньги, 7. Минин, 8. Пожарский, 9. Кремль)


(Кроссворд Ларионовой Галины Александровны , учитель начальных классов МОУ СОШ № 27 г. Твери http://pedsovet.su/load/140-1-0-2109)


  1. Картины (учитель демонстрирует репродукцию картин, учащиеся называют событие, которому посвящена эта картина)- работа с презентацией. Каждой команде можно задать 1 вопрос, при наличии времени – 2.

  • Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»

  • ЛИССНЕР Эрнст - Изгнание поляков из Кремля

  • А. Кившенко "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство»

  • А.Д.Кившенко . Патриарх Никон исправляет богослужебные книги.1880 г

  • Картина "Сожжение протопопа Аввакума", написана Г. Мясоедовым.

  • Суриков Василий Иванович «Степан Разин».

  1. Тематические понятия - учитель раздает листок с перепутанными определениями- 1 участник команды должен правильно собрать его и назвать определение.

  • Предприятие, основанное на разделениитруда и ручной ремесленной технике (мануфактура).

  • Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержание).

  • Форма феодального государства, при которой монарху принадлежит никем и ничем не ограниченная власть (абсолютизм).


  1. Тесты (слайд) решение тестовых заданий , сумма балов засчитывается команде.



  1. Блиц-опрос- конкурс капитанов.

Учащимся предлагается вспомнить людей с именами которых связаны события нашей страны XVII века.

Вопросы:

  1. …………К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.

  2. …………Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.

  3. ………. Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников.

  4. …………Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.

  5. …………Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.

  6. …………Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.

  7. ……..Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.

  8. ………….Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.

  9. ………….Этот царь получил прозвище “Тишайший”.

  10. …….. – Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.

  11. ………….Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.

  12. ………….Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.

  13. …………Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.

  14. ……… Обязательные платежи жителей страны в казну государства

  15. …….. Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.

Ответы:

  1. Борис Годунов – К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.

  2. Дмитрий Иванович – Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.

  3. Славяно-греко-латинская академия – Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников.

  4. Григорий Отрепьев – Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.

  5. Болотников Иван Исаевич – Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.

  6. Лжедмитрий II – Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.

  7. Скоморохи – Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.

  8. Пожарский Дмитрий Михайлович – Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.

  9. Романов Алексей Михайлович – Этот царь получил прозвище “Тишайший”.

  10. Орёл” – Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.

  11. Патриарх Никон – Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.

  12. Богдан Хмельницкий – Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.

  13. Разин Степан Тимофеевич – Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.

  14. Налоги – Обязательные платежи жителей страны в казну государства.

  15. Иван Сусанин – Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.


Подведение итогов.


Домашнее задание: подготовить сообщение о детстве Петре 1, о Великом посольстве, о регентстве царевны Софьи ( на выбор)



























Для слабоуспевающих

1. Даты:

1. 1613 г. –

2. 1654 г. –

3. 1662 г -

4. 1667 – 1671 гг. –

5. 1598 – 1613 гг. –

6. 1649 г. –

7. 1648 г-

8. 1645- 1676 гг-

9. 1653-1655г-


2. Тест.Выберите правильный ответ.


1. Церковный раскол XVII века был вызван:

А) введением патриаршества;

Б) реформами патриарха Никона;

В) Реформами Ивана Грозного;

Г) деятельность еретиков.


2. «Поход за зипунами» в Персию возглавил руководитель крестьянского восстания XVII в.:

А) В. Ус;

Б) Е. Пугачев;

В) И. Болотников;

Г) С. Разин.


3. Переяславская Рада положила начало:

А) воссоединению Украины и России;

Б) гетманству Богдана Хмельницкого;

В) сословно- представительной монархии в России;

Г) Речи Посполитой как единому государству.


4. Часть государственного налога, определенного властью для городской или сельской общины и определенного между дворами, называлась:

А) подворной податью;

Б) подушной податью;

В) общинной податью;

Г) поземельной податью.


5. Налог, исчислявшийся из количества закрепленной земли, это:

А) подушная подать;

Б) поземельная подать;

В) подворная подать.


6. Первое высшее учебное заведение в России - это:

А) Московский университет;

Б) Институт благородных девиц;

В) Петербургский университет;

Г) Славяно-греко-латинская академия.


7. Основная форма эксплуатации русских крестьян в XVII веке:

А) полюдье;

Б) отходничество;

В) денежный оброк;

Г) барщина.


8. Руководителем старообрядцев являлся:

А) Никон;

Б) Аввакум;

В) Илларион;

Г) Филарет.


9. Первый театр в России был открыт в правление:

А) Бориса Годунова;

Б) Михаила Романова;

В) Алексея Михайловича;

Г) Петра Первого.


10. Противниками церковной реформы патриарха Никона были:

А) протестанты;

Б) стрельцы;

В) старообрядцы;

Г) католики.


11. Решение о включении Левобережной Украины и Киева в состав России принял:

А) Петр I;

Б) Алексей Михайлович;

В) Иван IV;

Г) Михаил Романов


12. Место, куда свозились товары, называлось:

А) Всероссийским рынком;

Б) мануфактурой;

В) ярмаркой;

Г) посадом.