СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "СИПР-структура"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке вы найдете подробную инструкцию( Структуру) создания специальной индивидуальной образовательной программы для обучающегося с умственной отсталостью в рамках введения ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "СИПР-структура"»

Титульный лист



Структура СИПР


  1. Общие сведения о ребёнке.


  1. Характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).


  1. Индивидуальный учебный план.


  1. Содержание образования.


4.1. Программы учебных предметов и коррекционных занятий.


4.2. Нравственное воспитание.


4.3. Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.


4.4. Внеурочная деятельность.


  1. Организации реализации потребности в уходе и присмотре.


  1. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.


  1. Программа сотрудничества специалистов с семьей.


  1. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов.


  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.





































2


  1. Общие сведения о ребёнке.


ФИО ребенка:


Возраст ребенка:


Место жительства:


Мать:


Отец:


Год обучения в КГКОУ ШИ 11:


Класс:




    1. Характеристика:




  1. Индивидуальный учебный план:



Обязательная часть:

Предметные области


Учебные предметы

Количество


Всего




часов в неделю



Язык и речевая


Речь и альтернативная




практика


коммуникация




Математика


Математические






представления












Окружающий природный




Окружающий мир


мир












Человек












Окружающий социальный






мир






Домоводство




Искусство


Музыка и движение






Изобразительная






деятельность










Физическая культура


Адаптивная физкультура









Коррекционно-развивающие занятия












Итого:








Часть, формируемая участниками образовательных отношений:










Коррекционные курсы:










Сенсорное развитие










Предметно-практические действия










Двигательное развитие










Альтернативная коммуникация






Итого:










Внеурочная деятельность:












Итого:










3







  1. Содержание образования.


Базовые учебные действия:



Содержание


1 полугодие

2 полугодие





- направленность взгляда:




на говорящего взрослого




на задание




- выполнение инструкций педагога:




«Возьми»




«Посмотри на меня»




«Покажи»




- использование по назначению учебных материалов




- выполнение действия




по подражанию




по образцу




по инструкции




- выполнение задания от начала до конца





4.1.Программы учебных предметов и коррекционных занятий


(Приложение к СИПР)



Пример содержания программ учебных предметов.








Содержание


1 полугодие

2 полугодие






Речь и альтернативная коммуникация





Коммуникация




Установление контакта




- обращение по имени к собеседнику




- приветствие собеседника в ответ на его приветствие:




жестом (помахать рукой из стороны в сторону)




словом «Привет»




Поддержание контакта




- выражение своих желаний («Дай»)




- выражение просьбы о помощи («Помоги»)




- выражение согласия:




жестом (кивок головы)




словом («Да»)




- выражение несогласия:




 жестом (покачать головой из стороны в





сторону)




словом («Нет»)




Завершение контакта




- прощание с собеседником:





4




  • жестом (помахать рукой)

  • словом («Пока»)


Развитие речи


Устная речь


Импрессивная речь


  • понимание имен:


      • педагогов класса


      • учащихся класса


  • понимание названий предметов по темам: «Семья» «Игрушки» «Овощи» «Фрукты» «Одежда»





  • понимание названий действий


  • понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит. Он спит и др.)

Экспрессивная речь


    • употребление отдельных звуков (а, у и др.)


  • употребление звукоподражаний животным


  • употребление простых слов ( дай и др.)


  • называние своего имени


  • употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)


Математические представления



Количественные представления


  • нахождение одинаковых объектов:


    • предметов


    • изображений


  • различение множеств


    • один


    • много


    • пусто


Пространственные представления


  • составление упорядоченного ряда из однородных предметов


  • составление предмета (изображения):


    • из 2-х частей


    • из 3-х частей


Представления о цвете


  • различение цвета предмета:


    • красный


    • желтый


    • зеленый


    • синий


  • группировка предметов по цвету


Представления о форме


  • группировка предметов по форме


  • соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами



5

Представления о величине


  • группировка предметов по величине



Окружающий природный мир



Животный мир


  • различение диких животных:


    • лиса


    • заяц


    • волк


    • медведь


  • различение домашних животных:


    • корова


    • свинья


    • лошадь


    • кот


    • собака


Растительный мир


  • различение отдельных фруктов:


    • яблоко


    • груша


    • банан


    • лимон


    • апельсин


  • различение отдельных овощей:


      • помидор


      • огурец


      • капуста


      • морковь



Человек


Самообслуживание


Прием пищи


  • еда вилкой


Обращение с одеждой и обувью


Раздевание


  • снятие отдельных предметов одежды:


      • свитер


      • футболка


    • расстегивание:


      • молнии


      • кнопок


Одевание


  • застегивание:


    • липучек


    • кнопок


    • пуговиц


    • молнии



6

  • надевание предмета одежды:


    • шапка


    • свитер


    • футболка


Туалет


    • сообщение о желании сходить в туалет


    • пользование туалетной бумагой


Гигиена тела


Уход за полостью рта


    • чистка зубов


    • полоскание полости рта


  • соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:


      • открывание тюбика с зубной пастой

      • намачивание щетки

      • выдавливание зубной пасты на зубную щетку


      • чистка зубов


      • полоскание рта


      • мытье щетки


      • закрывание тюбика с зубной пастой


Уход за волосами



  • расчесывание волос



Представление о себе



  • различение частей тела:


    • рука

    • нога

    • туловище

    • живот

    • голова

    • шея


    • волосы

    • уши


  • различение частей лица:


      • нос

      • рот

      • глаза


      • брови

      • зубы

      • язык



Окружающий социальный мир


  • узнавание предметов одежды:


    • куртка


    • брюки

    • шапка


    • шарф

    • свитер


7

        • футболка


    • узнавание предметов обуви:


        • сапоги

        • ботинки

        • кроссовки

        • тапки


        • сандалии


    • узнавание предметов мебели:


        • стол

        • стул

        • шкаф

        • кровать


        • диван


    • узнавание учебных принадлежностей:


        • кисточка

        • краски

        • карандаши

        • пластилин


        • бумага

        • ножницы

        • шило

        • коврик

        • доска


  • узнавание предметов посуды:


      • кружка

      • тарелка

      • ложка

      • вилка

      • нож

      • кастрюля


      • чайник


  • узнавание предметов бытовой техники:


      • телевизор

      • утюг

      • холодильник

      • компьютер



Музыка и движение


  • узнавание музыкальных инструментов по звучанию:


    • барабан


    • маракас


    • бубенцы


    • бубен


  • различение музыкальных инструментов, контрастных по звучанию:


    • барабан – маракас


    • барабан – бубенцы


    • барабан – бубен


    • маракас – бубенцы



8

      • маракас – бубен


  • различение тихого и громкого звучания музыки


Игра на музыкальных инструментах


  • освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:


      • барабан


      • маракас


      • бубенцы


      • бубен


  • передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:


    • барабан


    • маракас


    • бубенцы


    • бубен


  • сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:


    • барабан


    • маракас


    • бубенцы


    • бубен


Движение под музыку


  • выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:


    • топанье


    • хлопанье


    • покачивание с одной ноги на другую


    • прыганье


    • кружение


    • приседание


  • выполнение под музыку действий с предметами


(платок, кукла, погремушка)



  • соблюдение последовательности простейших танцевальных движений


  • ведение хоровода



Изобразительная деятельность


Рисование


Приемы работы с карандашом и кистью


  • соблюдение последовательности действий при работе с красками:


    • опускание кисти в баночку с водой


    • снятие лишней воды с кисти


    • опускание ворса кисти в краску


    • снятие лишней краски о край баночки


    • рисование на листе бумаги


    • опускание кисти в воду и т.д.


Рисование основных элементов


  • рисование точек



9

  • соединение точек


  • рисование линий


    • вертикальных


    • горизонтальных


Предметное рисование


  • рисование контура предмета:


    • по контурным линиям


    • по опорным точкам


Выполнение работы в контуре


  • закрашивание внутри контура


Лепка


Подготовка материала к работе


  • разминание материала


Деление на части


  • отрывание куска материала от целого куска


  • откручивание куска материала от целого куска


Придание формы


  • катание шарика


  • катание колбаски


  • выдавливание формы формочками


Видоизменение формы


  • сгибание колбаски в кольцо


Аппликация


Работа с бумагой


  • сминание бумаги


  • разрывание бумаги


Работа с клеем


  • намазывание всей поверхности клеем


Работа с шилом


  • выкалывание шилом по контуру


Составление аппликации


  • сборка изображения объекта из нескольких деталей



Адаптивная физкультура


Физическая подготовка


Построение и перестроение


  • принятие основной стойки для построения и перестроения


  • построение в колонну по одному


  • размыкание на вытянутые руки в стороны


  • ходьба в колонне по одному


  • бег в колонне


Общеразвивающие упражнения


    • вдох и выдох через рот


    • вдох и выдох через нос


    • сжимание и разжимание кистей рук


  • одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой


    • круговые движения кистью


    • движения руками в разных направлениях в



10

положении «стоя»


    • круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам


  • наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.


  • наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.


    • наклоны туловища вперед, назад, в стороны


    • ходьба с высоким подниманием колен вверх


    • полуприсед


    • поднимание на носках в положении «стоя»


  • ходьба:


      • по доске, положенной на пол

      • ходьба по гимнастической скамейке


    • прыжки на двух ногах:


        • на месте


        • с продвижением вперед


    • стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке


    • ходьба по кругу, взявшись за руки


  • ходьба в умеренном темпе


    • спокойный бег с правильной координацией движений


    • ползание:


        • на четвереньках


        • на животе


    • лазание по гимнастической стенке:


        • вверх

        • вниз


    • броски мяча двумя руками:


        • вверх


        • о пол


    • ловля мяча двумя руками


    • передача в шеренге:


        • мяча

        • гимнастической палки


Санки


  • передвижение санок за веревку


  • сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения


  • удержание равновесия при спуске санок с горы


  • подъем после падения с санок


Спортивные и подвижные игры


  • соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:


    • бег вокруг батута

    • запрыгивание на батут


  • соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего


  • соблюдение правил игры «Строим дом»:



11

  • соблюдение очередности при переносе модулей


  • составление «башни»


Велосипедная подготовка


  • посадка на трехколесный велосипед


  • управление велосипедом:


    • по прямой


    • поворот по большому радиусу

    • вращение педалей


Предметно-практические действия


Действия с материалами


  • разминание материала (тесто, пластилин)


  • сминание материала (бумага)


  • разрывание материала (бумага)


  • переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую


  • пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую


  • наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити)


Действия с предметами


  • сжимание предмета:


мокрая губка


прищепка

пинцет


  • нанизывание предметов на нить


  • вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия)


  • вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок)


  • закрывание предмета:


коробок

банок (с капроновыми крышками)



Альтернативная коммуникация


  • использование жеста как средства коммуникации


  • использование слова как средства коммуникации


  • использование изображения (фотография, картинка, пиктограмма) как средства коммуникации


4.2. Нравственное воспитание.




Содержание


Наблюдение

Способность

замечатьи

запоминать


происходящее, радоваться новому дню,


замечая

какие

события,

встречи,


изменения происходят в жизни;


на доступном


уровне

осознавать


значимость этих событий для каждого по


отдельности и для всех людей.







12

Доброжелательное отношение к

окружающим, умение устанавливать

контакт, общаться и взаимодействовать с

людьми. Поддержание у ребенка

положительных эмоций и добрых чувств

  • отношении окружающих с

использованиемобщепринятыхформ


общения, как вербальных, так и невербальных.


Умение выбирать деятельность, способ

выражения своих желаний, принимать на

себя посильную ответственность и

понимать результаты своих действий, на


доступном ему уровне, предвидеть

последствия своих действий, понимать,

насколько его действия соотносятся с

нормами и правилами жизни людей.

Контроль за своими эмоциями и

поведением.


Усвоение правил совместной деятельности


  • процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге.


Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающихся и их семей.





4.3. Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.


Содержание



Наблюдение

Осознанное отношение к собственному



здоровью на основе соблюдения правил



гигиены, здоровье сбережения, режима дня



Интерес и бережное отношения к




природе; экологически сообразное




поведения в быту и природе




Готовность безбоязненно обращаться к



врачу по любым вопросам, связанным с



особенностями состояния здоровья




Безопасное поведение в окружающей



среде, простейшие умения поведения в



экстремальных (чрезвычайных) ситуациях



Знания о правилах здорового питания



4.4.

Внеурочная деятельность.





Название мероприятия


Планируемая

Участие ребенка в


деятельность ребенка в

мероприятии



мероприятии














13






  1. Организации реализации потребности в уходе и присмотре.


10.00-11.00


Пн


Вт


Ср


Чт


Пт




  1. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:


Учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, тьютер, учитель музыки, учитель физкультуры.


  1. Программа сотрудничества с семьей.


Задачи





Мероприятия


Отчет о











мероприятии

1.

Повышение


Индивидуальные




осведомленности родителей


консультации





об особенностях развития и

родителей (раз в

триместр,

по



специфических


запросу родителей)





образовательных










потребностях ребенка.









2.

Обеспечение участия семьи

договор о сотрудничестве




в разработке и реализации


между

родителями

и



СИПР.




образовательной









организацией;








участие родителей








в

разработке

СИПР

в







интересах ребенка;







посещение


родителями







уроков/занятий;








консультирование родителей







по

вопросам

обучения

в







домашних

условиях; выбор







единых приемов и подходов;






домашнее визитирование



3.

Организация регулярного

ведение дневника наблюдений



обмен

информацией

о


(краткие записи);




ребенке, о ходе реализации

информирование




СИПР и

результатах

ее


электронными средствами;




освоения.



личные встречи, беседы;







просмотр и обсуждение








видеозаписей с ребенком;









14












4.

Организация

участия

Привлечение родителей к



родителей во

внеурочных

планированию

мероприятий:



мероприятиях.


«Новый год», «Мы – ученики»,





«Мы перешли в следующий





класс», «Первое сентября – день





знаний».






поощрение

активных






родителей





    1. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов:




  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения:


Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:


0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).


1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.


2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого


3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.


4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).


5 – выполняет действие самостоятельно.

























15