СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Банк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Направлена на социализацию детей, их адаптацию в современных экономических процессах. Составлена в соответствии с ФГОС ДО.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Банк"»

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга

Отдел образования Верх – Исетского районаг. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 36

620131, г.Екатеринбург, ул Заводская , 44 а, тел. 205-12-60, 205-10-45













Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Банк»

с детьми старшего дошкольного возраста

(подготовительная группа)








Воспитатель: Каримова

Любовь Александровна













Екатеринбург

2016


1. Пояснительная записка

МБДОУ-детский сад № 36 работает по основной общеобразовательной программе, образовательной программе дошкольного образования, принятой Педагогическим советом протокол № 1 от 31.08.2012 года, Утвержденной заведующим МБДОУ – детского сада № 36, приказ № 44 от 03.09.2012 года.

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игре, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, является ведущим видом деятельности.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные, нравственные и физические силы ребенка.

Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.

Сюжетно – ролевая игра «Банк»

Цель: Ознакомление детей с новыми экономическими понятиями в игровой форме. Формирование умения творчески развивать сюжетную линию игры «Банк». Во время игры дети социализируются с экономическим прогрессом реальной жизни в современном мире.

Возраст: Игра рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления

Дети старшего дошкольного возраста уже владеют элементарными навыками математической, творческой, речевой, социальной деятельностью, где в ходе игры проходит их закрепление.

Игра существует как при взаимодействии «ребенок - педагог», так и «ребенок – ребенок». Нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим). Дети осуществляют возможность свободы выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги, как организовать собственное дело, чтобы оно приносило прибыль и т.д.);

Игра возможна в следующих формах проведения:

- организованная игра, позволяет совершенствовать технику игры и расширять ориентировки детей в социальной жизни (воспитатель в игре исполняет роль);

- свободная игровая деятельность, формирует активную позицию ребенка в игре, реализовывать сферы его собственных интересов.

Требование к предметно – пространственной среде при проведении игры «Банк»:

1. Рабочее место кассира - операциониста: стол, стул, касса с деньгами, компьютер, телефон, банковские карты, папка для документов, кассовая книга, бейджик.

2. Рабочее место банкира: стол, стул, компьютер, телефон, папка с документацией, бейджик.

3. Рабочее место охраны: удостоверение охранника, стол, стул, телефон, кнопка для вызова полиции, бейджик.

4. Для клиентов банка: стулья, стол, паспорт, брошюрки, буклеты об услугах банка.

Принципы и средства реализации сюжетно – ролевой игры:

  1. Дистанция позиции при взаимодействии (общение взрослого с ребенком «глаза в глаза», установление оптимального контакта с детьми).

  2. Активность, самостоятельность (участие детей и педагога в создании своего предметного окружения).

  3. Стабильность и динамичность (создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии с настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей ребенка)

  4. Комплексирование и гибкое зонирование (возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющего воспитанникам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу)

  5. Эмоциогенность среды (создание ситуации индивидуального комфорта и эмоционального благополучия)

  6. Открытость (готовность среды к изменению, корректировке, развитию)

Предварительная работа

  1. Прочтение произведения: Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены».

  2. Продуктивные виды деятельности: изготовление банкнот и банковских карточек. Рисование денег своей группы. Беседы с детьми «Как играть». «Какие роли». «Что такое цена». «Перспектива покупок».

3. Экскурсия в банк, беседа с работниками банка

Воспитателем предлагаются следующие приемы и методы для побуждения к игре:

• Беседы, чтение художественной литературы.

• Наглядный метод (демонстрационные пособия)

• Установление причинно-следственных связей (банк - зарплатная карта- наличные деньги и т.д.)

• Педагогические: игровые, проблемные, ситуативный разговор; воображаемые ситуации (где взять деньги на крупную покупку, отказ в предоставлении кредита, займа, сложности при оплате услуг и т.д.)

• Сюрпризные моменты (письмо с просьбой о помощи и т.д.)

• Элементы творчества и новизны (создание собственной сюжетной линии игры, новые понятия и т. д)

Приемы для побуждения интереса к игре:

1. Педагог, в игре, выступает как образец:

- ролевых диалогов, с помощью которых стимулирует потребность в общении между детьми;

- ролевого поведения, когда вступает в ролевые взаимодействия с другими участниками игры (банкир приобретает билет в театр, разговаривает по телефону и т.д.);

- вживание в роль (смена походки, мимики, жестов);

- использование игровой среды: открывает собственное дело.

2. Введение в игру разнообразных событий (срочная внеплановая командировка, открытие нового отдела в банке, пожар и т.д.);

3. Введение правил в игру:

- любое начатое дело должно быть и прибыльным, и полезным;

- все спорные ситуации решать только путем обсуждения друг с другом;

- в игре мы «команда»

4. Внесение новых атрибутов для игры: зарплатные карты, авиабилеты, записные книжки, печати, рекламные буклеты.

Ожидаемый результат проведения игры «Банк»:

- Развиты творческие способности детей, ребенок способен вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.

- Сформированы умения: выстраивает и объединяет события в определенную последовательность; способен договариваться о последующих действиях. Владеет нормами и правилами социального поведения, пытается эмоционально вживаться в незнакомый социальный мир.

- Достаточно хорошо владеет устной речью, в игровой и образовательной деятельности, способен использовать новые понятия.

- Проявляет любознательность; склонен к формированию познавательных действий; обладает развитым воображением. Сформировано представление о работе банка и его работниках.

- Старается выдвигать собственные творческие идеи; может создавать новую пространственной и предметную среду по ходу игры, способен придумывать разнообразные сюжеты игры.

- Владеет основными двигательными движениями, осознает необходимость соблюдения правила безопасного поведения и сохранения здоровья.

2. Аннотация

Сюжетно – ролевая игра «Банк» разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Игра направлена на социализацию детей в экономических процессах современного мира; знании о работе банка. Основное содержание игры детей старшего дошкольного возраста – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.

Воспитатель помогает организовать игру. При выполнении ролей используют разнообразные ролевые действия, передают характер действий эмоционально, ответственно и серьёзно. Дети легко вступают в ролевую беседу с взрослым и сверстниками. Игра проходит с равной степенью заинтересованности для всех её участников, каждый из которых относится ответственно к своей роли. Воспитатель, посредствам многочисленных бесед, развивает и закрепляет у детей разносторонние знания и представления о банке, выполняя при этом роль посредника и наставника. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития. Именно игра создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития.

Игра «Банк» связана, с соответствующими возрасту детей видами деятельности:

- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

-коммуникативная (речевая ситуация, диалог; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира, просмотр презентаций, познание нового)

- восприятие художественной литературы и фольклора (беседы, знакомство с профессиями)

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

- конструирование (мастерская по созданию атрибутов для игры)

- изобразительная (рассматривание сюжетных картин по профессии и т.д)

-музыкальная (импровизация: работники банка посещают филармонию и т. д.)

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка, сохранность здоровья.

Сюжетно – ролевая игра «Банк» позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.

Игра, позволяет формировать умения: выстраивать и объединять события в определенную последовательность; воспитывать навыки умения договариваться о последующих действиях. У детей есть, реальная, возможность овладеть нормами и правилами социального поведения, эмоциональное вживание в незнакомый социальный мир.

Через игру «Банк» продолжать активизировать и обогащать словарь детей новыми понятиями в игровой и образовательной деятельности; совершенствовать речевое общение.

Игра, позволяет формировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Расширять представления детей о работе банка и его работниках.

В процессе игры создаются условия для выдвижения собственных творческих идей, творческого самовыражения детей, их фантазии: создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры, придумывание разнообразных сюжетов игры.

Совершенствование двигательных навыков, а также создание условий для осознания сохранения и бережного отношения к здоровью.
















  1. Содержание сюжетно – ролевой игры «Банк».

Сюжеты игры

Роли

Атрибуты для игры

Игровые действия

Словарная работа

Подготовка к игре

Открытие банка

Кассир – операционист, банкир, охранник, клиенты банка.

Муляжи денег, паспорта, карты, плакат с надписью «БАНК», столы, стулья, папки для документов, удостоверение, компьютер, телефон.

Банкир консультирует по различным вопросам.

Кассир – операционист выдает деньги, клиенты получают их.

Банкир, кассир – операционист, кассовая книга

денежные средства (кредит), кредитная и зарплатная карты, , доход.

Знакомство с профессиями: банкир, кассир – операционист, словарная работа с новыми экономическими понятиями, просмотр презентации о работе банка, изготовление атрибутов.

Экскурсия в банк, беседа с работниками банка

Сюжет для свободной игровой деятельности.


Открытие собственного дела


Индивидуальный предприниматель, туристические агенты, клиенты и т.д.

Столы, стулья, компьютер, туристические путевки, плакат с надписью дела и т.д.

Организуют

собственное дело.

Индивидуальный предприниматель, собственное дело, бизнес – план,

прибыль, налоги, реклама.




Этап игры.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование и самоанализ

Подготовительная часть.


- Ребята, кто из вас был, хоть один раз, в банке?


- Хорошо. А хотели бы вы, и те кто был и, те, кто не был, пойти на экскурсию в банк?







- Может вы мне скажете, чем занимается банк?


-Банк - это финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и оказывающая финансовые услуги людям.


Разнообразные ответы детей.


-Хотим.









Дети высказывают свои предположения.













Дети выражают свои эмоции, чувство об экскурсии.

Беседа: воспитатель подготавливает детей к теме игры.

Об экскурсии воспитатель предупреждает за несколько дней, чтобы они ждали её, чтобы у них создавалось особое настроение. Обсуждает с детьми правила поведения в банке.

Воспитатель заранее решает все организационные вопросы и договаривается с банком об экскурсии.



Разъясняет суть понятия банка и его работу.





Через несколько дней проводится экскурсия.

Детям показывают рабочие места сотрудников, рассказывают, что у каждого своя обязанность.

Ход игры.

После экскурсии в банк.










































- Ребята, мы с вами побывали в настоящем банке, посмотрели как работают его сотрудники. Предлагаю, открыть наш собственный банк.














- Звучит объявление (магнитофон):

«Мы открылись! Мы работаем для наших клиентов!»

- Все работники на рабочих местах?

Банкир консультирует о всех операциях, услугах которые оказывает банк.



































































Воспитатель сообщает, в роли банкира:

«Все желающие открыть собственное дело могут получить в банке денежные кредиты. Подумайте, какое дело вы хотите открыть, чем вам интересно заниматься. Полученными деньгами вы распоряжаетесь как хотите: можете заработать еще больше, можете тратить на что-нибудь, но в конце игры вы должны вернуть деньги банку. Продумайте свой бизнес - план»











Банкир обговаривает с каждым клиентом: какое дело он хочет открыть, почему, сколько денег ему для этого нужно; договаривается, какую сумму нужно будет вернуть в банк в конце игры.


Единогласный ответ детей:

- Мы согласны!





Дети распределили роли, приготовили рабочие места и атрибуты.

















- Все!




Кассир – операционист кассы:

- Здравствуйте! Что бы вы хотели?

Клиент:

- Можно ли у вас оплатить квитанцию за детский сад?

- Да, конечно, можно. Давайте квитанцию. За оплату данной квитанции берется комиссия, в размере 5 рублей. Итого с вас 15 рублей.

- Спасибо. До свидания.

- До свидания. Приходите еще.

Кассир заносит в кассовую книгу доход.

Охранник совершает обход банка.

Банкир встечает клиента и направляет в нужную кассу№ 2.


Кассир:

- Добрый день. Какой у вас вопрос?

- Я хотела бы оформить зарплантую карту.

- Ваш паспорт, пожалуйста.

Поставьте, свою, подпись.

Карта будет готова, через два дня.

- К вам подойти за картой?

- Карту сможет выдать, вам, банкир. Не забудьте взять с собой паспорт.

Воспитатель, являясь инициатором игры, в игровой форме помогает детям развернуть игру, определиться с атрибутами или найти их заместители, выбрать роли.

Воспитатель, взяв на себя определенную роль, своим примером показывает технику игры (На открытие банка в роли банкира выступает воспитатель. В ходе игры эта роль передается одному из детей). Обращаясь к детям, в игровой форме он затягивает детей в игру.


Воспитатель при помощи звукозаписи на магнитофоне приглашает детей включится в игру.







Диалог у кассы №1.



















Действия у кассы № 2.













Количество касс устанавливается участниками игры.

Участники соблюдают правила игры, эмоционально настроены на позитив.















Роль банкира переходит к ребенку. Воспитатель наблюдает игру со стороны.

Если возникли вопросы помогает.

Завершение игры.


Варианты окончания игры:

1. Правило банка «Все, кто взял денежные кредиты, срочно подойдите в банк. Банк начинает свою работу по обратному приему денежных средств.»

2. Игра может переходить к другим видам деятельности: изобразительной (создание плакатов), конструктивной ( мастерская по изготовлению атрибутов к следующим сюжетам игры), музыкальную ( после рабочего дня, сотрудники посещают филармонию).

3. Дети продолжают выстраивать сюжетную линию игры. Например: открытие «Туристического агентства», « Ветеринарной клиники», «Салона красоты» и т. д.


Свободная самостоятельная игра детей: открытие собственного дела

Предлагается, самостоятельная игровая деятельность с новой сюжетной линией игры «Банк» - открытие собственного дела. Дети выбирают, необходимые каждому, атрибуты и игровой материал для игры. Затем дети уже сами создают новое игровое пространство (открываю туристическое агентство, кафе, салон красоты, больницу и т. д.). Дальше разворачивается свободный сюжет игры по собственному замыслу, где они используют все доступные им игровые средства.


4. Сведения об авторе.

Каримова Любовь Александровна – воспитатель, первая квалификационная категория

Место работы: МБДОУ – детский сад № 36

5. Список литературы

1. Образовательной программе дошкольного образования, принятая Педагогическим советом протокол № 1 от 31.08.2012, Утвержденной заведующим МБДОУ – детского сада № 36, приказ № 44 от 03.09.2012

2. Березенкова Т.В. Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет на основе сюжетно-ролевых игр. М.: Учитель, 2016.

3. Краснощекова Н.В./ Сюжетно – ролевые игры для дошкольного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010.