СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Социальная хореография"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Танец как средство реабилитации для лиц с ограниченными физическими возможностями – этой теме посвящена и практическая, и научная работа Л.А. Атанесян. Леник Амаяковна - специалист по социальной работе, инструктор по лечебной физкультуре, заместитель директора фонда поддержки образования и творчества инвалидов «Общение» и председатель региональной общественной организации инвалидов «Аревик». Творческая студия «Аревик» в Санкт-Петербурге – во многом уникальная площадка, где проводятся занятия по «восстановительной ритмопластике, или «социальной хореографии» для лиц с ограниченными возможностями движения». В своей работе Л.А. Атанесян исходит из проверенного факта – «человеку с ограниченными возможностями движения танец придает особое настроение и особые силы: не просто для выживания, а для полноценной, радостной и по-настоящему счастливой жизни».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Социальная хореография"»

СОЦИАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ


Танец как средство реабилитации для лиц с ограниченными физическими возможностями – этой теме посвящена и практическая, и научная работа Л.А. Атанесян. Леник Амаяковна - специалист по социальной работе, инструктор по лечебной физкультуре, заместитель директора фонда поддержки образования и творчества инвалидов «Общение» и председатель региональной общественной организации инвалидов «Аревик». Творческая студия «Аревик» в Санкт-Петербурге – во многом уникальная площадка, где проводятся занятия по «восстановительной ритмопластике, или «социальной хореографии» для лиц с ограниченными возможностями движения». В своей работе Л.А. Атанесян исходит из проверенного факта – «человеку с ограниченными возможностями движения танец придает особое настроение и особые силы: не просто для выживания, а для полноценной, радостной и по-настоящему счастливой жизни».

Не секрет, что в наше время все больше детей рождается с диагнозом «ДЦП», который сопровождается записью: «инвалид». Это значит, что у человека нарушен процесс согласования движений тела в пространстве – нарушена двигательная координация. Для реабилитации таких детей исключительно важно использование техники музыкально-хореографической ритмопластики – разумеется, с учетом индивидуального подхода.


На основании многолетнего опыта работы могу сказать, что почти при всех двигательных, а также спинномозговых нарушениях, которые мы наблюдали у детей, особое внимание мы придавали тренировке тончайших танцевально-двигательных навыков, и это способствовало расширению физических возможностей, а также укрепляло уверенность в себе у ребят. Последнее – очень важно, поскольку танцевальные движения, помимо прочего, предотвращают появление различных психологических комплексов.


В коррекционных школах для детей с проблемами здоровья хореография как предмет была бы наиболее актуальной: социальная хореография могла бы стать бесценным дополнением к медико-социальной и социально-педагогической реабилитации, широко используемых сегодня. Однако предмет «социальная хореография» отсутствует, и наша организация считает, что введение его – один из актуальных сегодня вопросов, так как танец – проверенное нами средство реабилитации и интеграции инвалида в общество.


Дополнительным аргументом может служить мое собственное исследование «Обще-восстановительная ритмопластика (социальная хореография) для детей с ограниченными возможностями движения». Его цель - выявление возможностей социальной хореографии как одного из направлений социально-культурной деятельности. В качестве эмпирической базы послужили наблюдения в ряде коллективов, где в течение многих лет проходят музыкально-хореографические занятия со здоровыми детьми и детьми, у которых возможности движения ограничены. Это российская общественная организация инвалидов «Аревик», Ленинградский областной колледж культуры и искусств, танцевальная студия «Маленькая балерина», ансамбль танца «Импульс», ансамбль песни, танца и творчества «Общение».


Исследование базируется на следующей гипотезе: социальная хореография это искусство, специфика которого определяется разносторонним воздействием на человека с тем, чтобы он выразил целостность своего внутреннего «я». При этом в основу положены два ведущих принципа:


- освоение различных навыков по видам танца не требует наличия у детей «природных данных» или определенных «стандартов»;


- танцы как средство реабилитации предполагают особую интеграцию - объединение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями движения.


Следует отметить, что, например, народные интегрированные танцы не только знакомят детей с культурой и традициями того или иного народа, но и развивают чувство толерантности, а предмет «хореография» как способ социальной реабилитации без труда объединяется с таким предметом, как «мировая художественная литература».


Исследование позволяет мне сделать следующие выводы:


– Обще-восстановительные танцы – эффективное средство реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями движения, которые они могут исполнять наравне со своими здоровыми сверстниками (этот факт подтвержден независимой экспертизой).


– Следует вводить социальную хореографию в систему подготовки специалистов по социальной работе для последующей деятельности в коррекционных школах и специализированных учреждениях.


Инвалидность – не приговор. Искусство танца доступно каждому ребенку, независимо от его физических возможностей. Убедившись в этом, мы передаем опыт нашей работы по обще-восстановительной ритмопластике и интегративной танце-терапии не только в нашей стране, но и в ближнем (Армения) и дальнем (Германия) зарубежье.