СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Социализация на основе технологии культуротворческого проекта» ( литературный театр)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Социализация на основе технологии культуротворческого проекта» ( литературный театр). Обобщение опыта работы учителя в качестве руководителя школьной театральной студии.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Социализация на основе технологии культуротворческого проекта» ( литературный театр)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Социализация на основе технологии культуротворческого проекта» ( литературный театр)

Вместо введения

– Идите к обрыву, - сказал он.
Они ответили: 
– Мы боимся.
– Идите к обрыву, – сказал он.
Они подошли. 
Он толкнул их... 
И они взлетели!

Гийом Аполлинер

Кто я? Зачем я? Что я несу миру? Подобные вопросы в переломные периоды развития личности преследуют каждого человека. А уж подростка тем более. Мысли, заключенные в оболочку собственного «Я», мешают друг другу, пожирают самое себя, не находя исхода. Но вдруг происходит «разрыв», и мысль, соединяя тебя со многими другими «Я», становится могучей силой, способной предельно расширить горизонты твоего разума. Чтобы произошел такой «разрыв», нужен толчок, который поможет человеку стать той творческой личностью, которой он был изначально.

В 1992 году для меня и моих учеников таким толчком стала школьная сцена. За прошедшие годы силами участников студии «Литературный театр» были поставлены следующие спектакли по произведениям русских и зарубежных авторов: «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» по «Маленьким трагедиям А.С.Пушкина; «Мастер и Маргарита» по роману М.Булгакова (2 версии: 2002 и 2012 года); «Цезарь и Клеопатра», «Пигмалион», «Избранник судьбы» и «Смуглая леди сонетов» по пьесам Б.Шоу; «Фауст» по трагедии Гёте; «Трудно быть богом» по роману А. и Б.Стругацких; «Жаворонок» по пьесе Ж.Ануя; «Сказки сквозь камни» - психологическая драма о проблемах современных подростков по пьесе О.Ширеновой; «Мисс Красная шапка» - политическая сатира по пьесе Д.Калинина; «Дон Жуан в Египте» по пьесе Н.Гумилева; «Приключение» по лирической пьесе М.Цветаевой; «Поэзия Серебряного века» по произведениям А.Блока, М.Цветаевой, А.Ахматовой, И.Анненского; «Поэзия молодых» по стихам поэтов-выпускников школы и др.

Результатом нашего коллективного творчества стали также литературно-музыкальные композиции «Духовной жаждою томим» и «А жизнь идет сквозь сны и вечность…», за представление которых мы были удостоены дипломов победителей городских и республиканских конкурсов.

Святым гражданским долгом мы с ребятами считаем чтить память о сражавшихся и погибших во время Великой Отечественной войны, посвящая им литературно-музыкальные композиции в дни празднования 9 Мая, успешно выступая на конкурсах и фестивалях, перед ветеранами и подростками.

Нужен ли школе театр? Несомненно. Театр дает понять, увидеть вблизи, что такое творчество и что такое талант. Юному, еще не знающему жизнь человеку помогает поверить, что существуют моменты высокого единения. И, пожалуй, самое главное – дарит друзей. Но само по себе существование в школе театральной студии не самоцель.

В течение ряда лет, общаясь со своими артистами, наблюдаю, как они растут, добиваются успехов как в учебе, так и в избранных ими областях деятельности. Профессию актера избрали в качестве будущей профессии только двое: Влад Золотов и Дмитрий Еналдиев, ставшие студентами театральных вузов в Москве и Владикавказе, но и на всех остальных наше театральное братство наложило свой отпечаток. Например, успешно проявляющие себя в творчестве и мечтающий стать журналистом Рустам Цуциев (11 класс) пришел в театр, чтобы научиться быть более раскованным и непринужденным, выступая перед аудиторией. Алисе Магкоевой (11 класс), очень творческой девочке, игра в театре придала уверенности в себе, что, возможно, помогло выигрывать конкурсы красноречия во время прохождения туров телевизионной викторины «Умники и умницы», призером которой она стала в 2016 году. Явно выраженный «технарь» Сергей Караковский ( выпуск 2003) закончил факультет прикладной математики в СПбГУ, но уже в студенческие годы организовывал фаер-шоу, выступая в качестве режиссера и актера, реализуя творческие потребности своей натуры. Ярким примером развивающего влияния на ученика участия в театральной деятельности является, конечно, Маргарита Тамаева (11 класс), моя ученица, которая стала победителем конкурса исследовательских работ «Национальное достояние России» в 2012, 2013, 2014 г.г., призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 2015 г., победителем телевизионной викторины «Умники и умницы» в 2016 году.

Но это ребята творческие, самодостаточные, для которых участие в творческих театральных проектах стало дополнительным средством самовыражения и обогатило их жизненным опытом. Не менее ценной я считаю практику привлечения к таким проектам учеников, по разным причинам не сумевших реализоваться в социуме, испытывающих сложности в общении с ровесниками и взрослыми, чувствующих себя «изгоями». Они приходят в студию не просто для того чтобы заниматься чем-то интересным, а в надежде обрести уважение у сверстников и учителей, стать более «заметными». Участие в театральных проектах положительно сказывается не только на самосознании этих ребят, но и на качестве их учебы.

Как же я достигаю хороших результатов в работе? Думаю, в своё время мною был сделан методически правильный выбор педагогической технологии творческого проектирования как способа создания среды успешности для моих учеников. Что дает детям такая внеурочная деятельность и как она связана с ФГОС? Мотивацию к познанию и самопознанию. Литература, театр, воспитание личности – это неразрывно связанные понятия. Стать уверенным в себе, уважаемым в социуме человеком, научиться работать в коллективе, понять, что такое ответственность за общее дело, почувствовать вкус к Творчеству и Сотворчеству, Созиданию – это необходимо многим подросткам. СО – значит вместе, и наши театральные постановки именно такие совместные проекты, основанные на сотрудничестве.

Аналитическая часть

Для учителя, работающего в системе обязательных государственных требований, принципиально, что результаты представляемой системы деятельности соответствуют ФГОС основной школы. А именно:

«В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

• приобретению практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникатив-ной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности».

( ПООП ООО, Москва, «Просвещение», 2011, с.23-25)

Основные технологические составляющие системы.

  1. Общие характеристики. Паспорт проекта.

Название: культуротворческий проект «Литературный театр»

Период реализации: более 15 лет

Тип проекта: творческий

Характеристики: постоянный длительный (лонгитюдный), коллективно-индивидуальный

Особенности: разновозрастный

Место реализации: МАОУБ СОШ №7 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением английского языка

Руководитель проекта: учитель Джанаева И.К.

Участники: учащиеся, родители, педагоги и другие.

Опыт распространения проекта: школьные МО учителей русского языка и литературы и классных руководителей, городской семинар заместителей директоров по воспитательной работе, курсы повышения квалификации для учителей республики, республиканский семинар учителей русского языка и литературы, СМИ (сюжеты о театре на сайтах Ossetia.tv, Gradus.Pro, в газетах «Владикавказ» и «Слово», в выпусках студий «Эррасик» и «Пеликан»), мой персональный сайт.


Педагогическая концепция культуротворческого проекта «Литературный театр»

Метод проектов – система образовательной деятельности, при которой учащийся приобретает знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Задачи обучения в рамках представляемого проекта подчинены комплексной цели создания спектакля. Суть метода - в его социокультурном применении. Обучение мотивируется интересом к конечному результату; образование полезно постольку, поскольку оно помогает решать жизненные или познавательные задачи. Предполагается совместная творческая, высокорефлексивная работа учителя и учащегося. Связь с академической успеваемостью высокая, корреляция с обучением отслеживается. Оценкой является реакция зрителей, успех спектакля; каждый участник проекта работает на успех общего дела в своей, ему порученной части.

Метод рационально сочетает теоретические знания и их практическое применение для решения задач деятельностного ряда. Обеспечивается достижение комплекса результатов ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной девиз описываемого метода.

В технологии литературного театра проектное обучение развивает:

  • личную уверенность учащихся;

  • “командный дух”, коммуникабельность и умение сотрудничать;

  • критическое мышление, умение искать пути решения проблемы;

  • исследовательские умения учащихся.

Этапы работы над проектом


Метод проектов

(общая модель)

Работа в проекте

«Литературный театр»

1

Постановка цели и задач.

Предварительный выбор литературного материала, поиск источников и сбор рабочего материала для постановки.

22

Выявление проблемы как противоречия, несоответствия, дефицита.

Чтение, обсуждение, коллективное оценивание материала с учетом специфики формата школьного театра.

33

Формулировка цели, задач.


Формулирование темы в окончательном виде, утверждение рабочего сценария.

44

Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор путей, методов, способов.


Основной этап:

Составление проектного плана работы. Обсуждение сценария, определение сверхзадачи, аналитический и творческий отбор способов и целей работы в группах.

55

Оценка наличных ресурсов, возможностей, средств.


Оценка возможных трудностей, потенциала каждого участника, определение его роли в проекте в соответствии с желаниями и возможностями.

66

Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

Объединение в творческие группы в соответствии с ролью и предпочтениями в проекте (артисты, художники, костюмеры, танцоры, певцы, постановщики спортивных сцен, ответственные за подбор музыки к спектаклю и т.д.).

77

Самообразование (при помощи руководителя).


Репетиционный процесс по группам: при необходимости приобретение дополнительных навыков, привлечение консультантов: родителей, выпускников, руководителей кружков.

88

Исследование:

решение отдельных задач, компоновка.

Завершающий репетиционный процесс, объединяющий все группы, с внесением участниками различных предложений по улучшению качества предстоящей постановки.

99

Представление продукта: предварительное

окончательное


Заключительный этап:

сдача спектакля, желательно приглашение независимого эксперта (учителя, родителей, представителей администрации и т.д.); предъявление широкой публике готового продукта (спектакля, литературно – музыкальной композиции и т.д.).

110

Обобщение результатов, выводы, анализ успехов и ошибок, коррекция


Обсуждение полученных результатов: отзывы зрителей, самоанализ, осмысление опыта переживаний в продолжение проекта.


Методический комментарий

Проект, в котором ведущая роль принадлежит ученикам, возможен при наличии у них энтузиазма, увлеченности (мотивации).

Цель проекта отчетливо понимается всеми участниками (начиная с учителя).

Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети самостоятельно планируют, выполняют, анализируют и оценивают.

Продукт творческого театрального проекта - успешная постановка спектакля.


«Технологическая цепочка»/ «алгоритм»/последовательность действий

Руководитель проекта начинает обсуждение того, что надо сделать для постановки спектакля

Как? Выбирается литературный материал (пьеса) из нескольких прочитанных участниками







Обсуждение, дискуссия с доказательством собственной точки зрения. Привлекается мнение специалистов









«Погружение»: изучение истории страны в ту эпоху, психология в контексте времени, характеры героев. Сообщения, обсуждение







Проектирование режиссерского замысла как совместного видения









Подбор актерской труппы. Основы актерского искусства. Тексты ролей наизусть. Дисциплина репетиций. Конструирование декораций, пошив костюмов. Подготовка афиш, анонсирование действа, распространение билетов, приглашение гостей






Все шаги делаются последовательно, круг проблем постоянно расширяется, и по мере их решения расширяются знания и формируются умения учеников в области литературы, истории, родного языка, психологии, живописи, драматического искусства, дизайна, актерского мастерства, рекламы и т.д.


Роль учителя в проекте «Литературный театр»

Проектирование в школе основывается на организационной и культурной роли учителя, отчасти носителя готовых знаний, но на 90% лидера, организатора, фасилитатора, режиссёра познавательной деятельности своих воспитанников. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом. Развиваются отношения доверия и сотрудничества, творческого взаимопонимания и единомыслия.

Проект позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Сотрудничая в проекте, он личностно и профессионально разрешает множество проблем различного свойства, применяя:

  • методики решения проблем коллективного характера;

  • исследовательские коллективные методы “мозговой атаки”, “круглого стола”, просмотров и др.;

  • организацию совместной работы с учителями различных предметов и руководителями кружков (танцевального, например, при постановке танца для спектакля);

  • привлечение родителей как особого ресурса для консультативной и иной помощи;

  • поиск и отбор нужных источников информации;

  • координационные механизмы для всего процесса;

  • методы поощрения учеников;

  • приёмы поддержания обратной связи для успешной работы учеников над проектом.

Роль ученика в проекте «Литературный театр»

Проектная деятельность учащихся — обязательная составляющая образовательного процесса в моей системе работы. В ходе выполнения проектных заданий учащийся вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Он погружается в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним — и в процесс познания нового и закрепления полученных знаний по предмету.

Ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу в зоне собственного ближайшего развития. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новым знанием.

Проект активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. Достоинством нашего проекта, отражающим его сущность, является активная самостоятельная деятельность учащихся.

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:

  • зачем?

  • для чего (кого)?

  • как?

Первое требование – это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Формулировка проблемы – это и есть ответ на вопрос “зачем?”.
Второе требование - необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов. Т.е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.
Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Третья важная характеристика метода проектов – его самостоятельность, которая определяется с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.

 

 

За время работы  с проектом я увидела преимущества этой системы:

  • снижение тревожности учащихся, образовательной стрессовости;

  • развитие творческих задатков;

  • проект способствует успешности во время ГИА;

  • рост мотивации обучения и социализации;

  • связь полученных знаний с реальной жизнью;

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;

  • практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Проект разрушает школьную рутину


и в заключение

У Гайто Газданова есть прекрасные слова: «Никто не видит мир так, как его видишь ты, потому что ничьи глаза не похожи на твои, ничьё восприятие не похоже на твоё, ничьё чувство не может быть таким, как то, которое ты испытываешь». Эти слова очень просто и точно раскрывают неповторимость каждого индивидуума, своеобразие человеческого восприятия мира и красоты. Каждый ребёнок выражает себя так, как чувствует этот мир, и насколько чувственно это восприятие, настолько это отражается на его личности. А помогает ему в этом школьный театр.

Что мне дает работа с творческими проектами? Это прекрасный стимул для того чтобы не потерять интерес к жизни, избежать профессионального эмоционального выгорания, своеобразная форма самовыражения. Общаясь с учениками, надо показывать им образцы творческого поведения и деятельности. Кроме того, надо заботиться о том, чтобы увлечь этим ребенка, сделать творчество его потребностью. Происходит постоянная внутренняя работа, которая опирается на осознаваемое желание становиться и быть фасилитатором и понимание того, какого уровня уже удалось достичь. Об успешности продвижения учителя по этому пути говорят самоизменения:

  • начинает по-другому смотреть на себя;

  • более полно принимает себя и свои чувства;

  • больше доверяет себе, может лучше управлять собой;

  • проявляет большую гибкость в своем восприятии;

  • ставит для себя более реальные цели;

  • поведение становится более осознанным;

  • начинает больше понимать и принимать других;

  • способен развивать основные качества своей личности в лучшую сторону.

Одним из самых популярных в психологии творчества является утверждение о том, что “творец спит в каждом человеке, но ему не всегда дают проявиться”. Причем мешают не только внешние обстоятельства, но и внутренние барьеры. Стоит избавить человека от этих барьеров, и заключенный в нем творец освободится.


– Идите к обрыву, – сказал он.
Они подошли. 
Он толкнул их... 
И они взлетели!