Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №25 г. Орла
ТЬЮТОР
КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ
(выступление на ШМО классных руководителей)
Алексашина
Ирина Владимировна,
методист
Орёл, 2016
Тьютор как новая педагогическая профессия.
Школьное образование должно соответствовать «целям опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме.
Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе — учитель-предметник, классный руководитель или психолог? Кто подскажет, как перейти на индивидуальное обучение в условиях классно-урочной системы? Кто даст универсальный рецепт индивидуализации образовательного процесса?
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что «понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».
Будущий выпускник как никто нуждается в помощи, но кого? Классного руководителя, учителя - предметника, социального педагога, педагога-психолога… Так кто же он – учитель «Новой школы»? «Консультант», «помощник», «сопроводитель»? Получается, что практически все эти функции вбирает в себя должность тьютора.
Кто такой тьютор, и нужен ли он российским школьникам.
Итак, тьютор. Об этом сейчас стали много говорить и писать, поскольку, вполне возможно, что в ближайшем будущем это слово станет практически русифицированным термином. Поскольку тьюторы, как функции, появятся в российских школах. Тьюторство пришло из Великобритании. Тьютор - наставник, воспитатель, советчик, помощник.
Вообще, тьютор - понятие для педагогики не новое. Оно в западноевропейской педагогике существует, но, вообще, слово древнегреческого происхождения. Это защитник, это человек, который оберегает, заботится. Каменский, известный классик педагогики, считал, что в устройстве школы должно быть всё целесообразно. И мы должны учиться у природы в организации своей деятельности.
В Британии тьютор прикрепляется к ученику сразу по прибытии в среднюю школу и ведёт его вплоть до поступления в высшее образовательное учреждение. Но и в ВУЗе тьютор не оставляет подопечного, он помогает работать над проектами. В Оксфорде 60 процентов учебного времени отводится на работу с тьютором, а остальные 40 - на лекции и семинары. Тьютор в понимании англичан - наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник ученика на пути выбора дальнейшего образовательного направления.
Пять главных принципов тьюторского сопровождения.
В осуществлении тьюторского сопровождения соблюдается ряд принципов. Это
Модульность,
Гибкость
Непрерывность
Индивидуализация
Открытость
1.Модуль понимается как завершённый цикл деятельности учащихся. В соответствии с представлениями ряда исследователей (в частности, Дж. Дьюи) о ведущих формах познавательной активности детей выделяются три базовых образовательных модуля: исследовательский (его также называют знаковым, научным), коммуникативный ( в центре внимания – общение), игровой ( или ролевой, в котором знания получают через живое действие)
Формы работы в научном модуле – от простых и привычных в школьной жизни, однако вызывающих затруднения, до освоения технологии учебного исследования. От культуры создания доклада, сообщения, реферата, конспекта, анализа материала в учебных пособиях, составления биографии и т.п. до прохождения полного алгоритма исследования с формулированием проблемы, выделением объекта и предмета изучения, выдвижением гипотезы, методов и приёмов, планирования работы, анализа и публичной защиты полученных результатов.
Осваивая коммуникативный модуль, учащийся учится задавать вопросы, брать интервью, участвовать в групповых дискуссиях, круглых столах, конференциях.
Богатый образовательный опыт можно приобрести, проигрывая вымышленные ситуации в деловой или ролевой игре, тренинге, на театральной сцене.
Задача тьютора – «провести» воспитанника через разные способы работы, осмыслить успехи и неудачи. Путём анализа пройденного пути прояснить «индивидуальный образовательный профиль», собственные предпочтения и сформировать навыки работы в каждом модуле.
2.Гибкость. Этот принцип проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на расширение социальных контактов, в неизменной поддержке инициативы в выборе способов деятельности.
3. Соблюдение принципа непрерывности обеспечивает последовательность, цикличность, своевременность процесса развития познавательного интереса.
4. Учёт принципа индивидуализации позволяет ориентироваться на личностные образовательные запросы учащегося, его особенности, интересы и склонности, общую направленность.
5. Открытость реализуется в создании условий для управления школьником собственной познавательной и образовательной деятельностью.
Какие функции тьютора предполагаются?
Тьютор изучает личность учащегося, организует его работу, помогает ребёнку осмыслить его способности, свой потенциал, уверенность в себе приобрести.
Помогает составить индивидуальный план своих достижений, организует индивидуальные консультации с родителями, с ребёнком, организует тематические беседы, помогает разрешить конфликтные ситуации с учителями. Здесь мы говорим о конфликтных ситуациях с учителями. Вообще, заострять внимание на этих конфликтах правильно ли? Потому что все-таки авторитет учителя должен всячески поддерживаться в глазах ребёнка. А раз здесь он является неким арбитром (он, с одной стороны, партнёр ребёнку, с другой - он арбитр), он должен в иерархии школы стоять над учителем. Учитель не может быть своим собственным арбитром. Но тогда возникает вопрос - взаимосвязь и разделение функций между классным руководителем и тьютором»
Функции тьютора
Выделяют следующие инвариантные функции, которые тьютор должен исполнять.
· Управленческая функция.
· Диагностическая функция.
· Функция целеполагания.
· Мотивационная функция.
· Функция планирования.
· Коммуникативная функция.
· Функция контроля.
· Функция рефлексии.
· Методическая функция.
Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.
К действиям составляющих данную функцию относятся:
создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);
разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;
анализ и описание собственного тьюторского опыта;
внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.
В отличие от деятельности традиционного педагога высшей школы, деятельность тьютора гораздо больше связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения управленческой функции.
Компетентность тьютора.
Термин «компетентность» трактуется по-разному:
· сочетание умений и навыков, знаний и способностей, необходимых для успешного выполнения конкретных рабочих ролей и задач;
· абсолютная возможность выполнения конкретной работы в соответствии с предписанными стандартами;
· попытка ответить на простые и очевидные вопросы: «Что делают люди? Что они должны делать? Как готовить специалистов?»;
· совокупность умений и навыков, мотивов поведения и социальных ролей работника;
· критерий для определения и оценки вклада специалистов в успех организации.
Интегральный взгляд на эти и другие подходы к компетентности определяет ее как некую характеристику любого работника.
Требования к компетентности тьютора в образовательном процессе.
В деятельности тьютора хорошие навыки и способности значат больше теоретических познаний. Это связано с несколькими обстоятельствами.
· Деятельность тьютора осуществляется в реальном времени и связана с людьми. Это требует быстрых решений без промедления, без рассуждений, обусловленных устойчивыми навыками.
· Тьютор - больше организатор образовательной, мыслительной и других видов деятельности обучающихся, чем теоретик-консультант. Эта роль требует больше хороших навыков, чем знаний.
Можно найти много отличий между требованиями к компетентности тьютора и обычного преподавателя. Перечислим некоторые из них:
· От тьютора требуется в большей степени управление активностью обучающихся, чем своей.
· Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребностей обучающихся.
· У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя (например осуществление целеполагания вместе с обучающимися и др.).
· От тьютора требуется проявление многих высоких личностных качеств, что обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между тьютором и обучающимися.
Лет 6-7 назад слово «тьютор» стали применять в плане наставничества педагогов.
Тьютор - педагог, который овладел чем-то инновационным, и он это инновационное несёт другим педагогам.
Может быть, не в полной мере, что вкладывается наукой в этот термин, но частично функции тьюторства методистам присущи. Потому что, вообще говоря, функционалом руководителя МО классных руководителей является методическое сопровождение воспитательного процесса.. Мы иногда говорим о проблемах, которые возникают у детей в школе, но обходим стороной те проблемы, которые возникают у классного руководителя в его работе. И здесь он тоже должен иметь человека, к которому он может обратиться за помощью.
Т.е. тьютор - это посредник между классным руководителем и учеником. То, что классный руководитель не успевает пообщаться подробно, индивидуально с каждым ребёнком из 30 учащихся, то это обязан делать тьютор. В таком случае он помогает и ученику, и учителю, классному руководителю.
Сфера тьюторской работы строится на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой) практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
В содержание такой работы тьютора, входят следующие этапы взаимодействия с учащимся:
построение временной «растяжки» (мое прошлое — настоящее — будущее);
планирование шагов по достижению образа будущего;
сохранение независимости от чужих решений;
совместный с тьютором анализ и рефлексия решений и действий подопечного;
выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и структурами под решение своих задач;
процедура договаривания с другими о нормах жизни и действия;
переформатирование и переозначивание своих результатов и целей.
На первый взгляд, культурным аналогом образовательных целей по построению условий проявления образовательных возможностей является формирование в английской системе обучения таких компетентностей как:
усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности деятельности;
способность определить краткосрочные намерения, спланировать деятельность по их реализации;
использовать план и внешнюю поддержку;
Результативность тьюторской деятельности трудно представить, если мы смотрим на них из традиционного педагогического подхода, в котором все действия и сразу результативны и все действия — целевые.
Нерв тьюторской работы (как задача поколения) — в построении образовательного пространства, где выбор опробования своих возможностей человеком — главное содержание.
Тьютор своими действиями обеспечивает:
чтобы подготовка и реализация замысла были связаны по смыслу и разделены во времени;
чтобы подопечный был инициативен в выборе средств; в новой ситуации он перестраивал свои средства, а не просто заменял их или отказывался от действий; это обеспечит понимание критериев оценивания его работы другими;
Тьютор как консультант помогает понять учащемуся, что и как из выполненной работы может стать продуктом, фиксирует внимание на других точках зрения;
Отражение результата тьюторской работы в отметке невозможно. Это могут быть такие новые «культурные» формы поведения как: новый выбор, сдвижка точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новых возможностей, отказ от стереотипов коммуникации и оценки, принятие решения;
Продуктами тьюторской работы являются портфолио, индивидуальные учебные планы и программы, исследования и проекты подопечных, тьюторский дневник и т.д.
Реализация тьюторского сопровождения в младшей, средней и старшей школе.
Если в европейской традиции позиция тьютора представляет собой взаимосвязь двух профессиональных линий: создание и координацию организационных условий для самостоятельного продвижения учащегося в образовании и кураторство внешних связей, то отечественный тьютор – это педагог, владеющий специальными технологиями тьюторского сопровождения управленческой деятельности. Очевидно, что они опираются на фундаментальные положения возрастной психологии и педагогики, теории учебной деятельности, построения научного знания и выстраиваются в цепочку ключевых, взаимосвязанных этапов:
начальная школа: тьюторское сопровождение познавательного интереса;
средняя школа: помощь в движении обучающегося к самообразованию, сопровождение проектной и исследовательской, творческой деятельности,
старшая школа: работа в русле профильности, координация подготовки в вуз, выбор профессиональных стратегий.
Сейчас понятие тьютор имеет два наполнения:
А) Как посредник между классным руководителем и ребенком, и родителем тоже.
Б) И второе - это помощник учителей, классных руководителей, носитель инновационной идеи, носитель внедрения, получения нового качества образования. Ни у кого не вызывает сомнения, что нужно повышать квалификацию учителя, в связи с тем, что новые задачи образования, в связи с тем, что нужно соответствовать новым требованиям жизни и так далее.
И тогда напрашивается вопрос: тьютор - насколько это инородное тело для педагогического сообщества школы? Насколько он впишется в это педагогическое сообщество? А нельзя ли эти тьюторские функции передать самому учителю или классному руководителю, освободив его от некоторых обязанностей, которыми он перегружен? Ведь сам тьютор должен обладать и педагогическим образованием, и психологическим образованием, и ещё некоторыми функциями, которые должна сформировать наука у этого профессионала. Он должен ими владеть. Но ведь очень много у нас прекрасных учителей в школе, которые с удовольствием занимались бы тьюторством, если им представится не только такая возможность, но их обучат этому профессиональному делу.
Тьютор - это учитель, классный руководитель.
Учитель в образовательном процессе выполняет разнообразные роли. Каждая роль — это совокупность определенных социально ожидаемых действий. Назовём несколько ролей педагога в школе, то есть те ролевые действия, которые учитель обычно выполняет по отношению к ученикам.
( записываются на доске свои и предлагаемые учителями варианты. Список ролей может быть таким: дидакт, ментор, носитель и передатчик опыта, воспитатель, оценщик, контролер, нянька, руководитель, старший товарищ, надзиратель.)
Вопрос: как вы думаете, что объединяет эти понятия, какой главный принцип действий педагога?
Не правда ли, почти все эти роли основаны на позиции «над учеником»? В ней учитель выступает активным субъектом, вкладывающим в пассивного ученика некое содержание, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить.
Нет ничего более противоположного, чем учитель и тьютор. Хотя это утверждение не отменяет другого: учитель и тьютор – взаимодополняющие позиции в целостном построении образования. Учитель – это тот, кто знает чему, как и зачем учить. Тьютор – это тот же ученик, но который знает чему, как и зачем учиться. Частица «СЯ» в этом контексте меняет всё.
Тьютор – не тот, кто умеет учиться – он умеет учиться и передавать свой опыт самообразования тому, кто тоже находится в процессе самообразования.
Тьютор – не тот, кто передаёт знание, пусть даже добытое в результате самообразования. Но тот кто передаёт опыт учения.
Вот и получается, что быть тьютором в рамках какого-либо школьного предмета можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в позиции изучающего, а не знающего, изучающего не методику преподавания, а сам предмет и изучающего – самостоятельно и для себя.
Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только – для очередного подопечного.