МБОУ «Средняя школа №13»
Методическая разработка
«Технология организации проектной деятельности
на уроках изобразительного искусства в 5 классе»
Разработчик: Ермакова Э.Ю.,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
г.Дзержинск
2016 год
Технология организации проектной деятельности
на уроках изобразительного искусства в 5 классе.
Аннотация. Методическая разработка «Технология организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе» предназначена для реализации проектной деятельности при изучении раздела IV четверти «Декоративное искусство в современном мире» по программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского, Н.А.Горяевой. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2013.
Выбор темы «Технология организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе» обусловлен произошедшими в последние годы изменениями в обществе и в практике отечественного образования.
В основе разработки лежит метод проектов, реализованный с использованием ИКТ. В разработку включены 4-6 уроков темы «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства», объединенные единым содержанием – созданием декоративной работы.
Актуальность. Использование «Технология организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе» позволяет проявить себя не только учащемуся, но и учителю, использовать свои творческие способности и индивидуальный стиль обучения и организации учебного процесса.
Почему для учащихся 5 класса на уроках изобразительного искусства был выбран проект? Во-первых, учащиеся знакомы с таким видом деятельности, как декоративное творчество из начальной школы и им это интересно, что способствует созданию комфортного эмоционального климата. Во-вторых, есть возможность охватить большой объем дополнительного материала. В-третьих, декоративная работа воспитывает самостоятельность, ответственность, взаимопомощь.
Обучение на основе самостоятельного приобретения опыта пробуждает интерес к занятиям изобразительным искусством, вызывает чувство удовлетворения и даже удовольствия от результатов деятельности и способствует эстетическому развитию ребенка. Поэтому для эффективного усвоения содержания раздела делаю упор на развитие самостоятельности, познавательной активности, коллективной деятельности. Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках ИЗО в 5 классе целесообразно представлять учебный материал в форме проектной деятельности с использованием возможностей ИКТ.
Основной акцент при использовании технологии делается на формирование УУД.
Прохождение различных этапов проекта способствует:
- формированию навыков самообразования и самостоятельности мышления, учит планировать и действовать по выбранному плану, т.е. способствует формированию регулятивных УУД;
- осмыслению того, какая информация нужна для решения задачи, нахождению нужной информации в разных проверенных источниках, выделению главной мысли, обобщению и составлению выводов, т.е. способствует развитию познавательных УУД.
Что же касается коммуникативной составляющей УУД - здесь представлен весь спектр деятельности: умение задавать и отвечать на вопросы, убеждать другого человека, работать в группе.
Реализация: результатом работы или конечным продуктом данного проекта является выставка декоративных работ учащихся, организованная в классе или в интерьере школы, а также презентация проекта перед аудиторией (май).
Вывод. Данная технология позволяет расширить предметные знания учащихся и систематизировать уже имеющиеся, а также развивает дополнительные навыки, связанные с работой в информационном пространстве, умения видеть межпредметные связи и приобретение опыта переносить полученные знания и умения в решение реальных практических задач.
Технологическая карта
Предметное содержание | «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства» |
Тип | по продолжительности: краткосрочный, срок реализации 4 недели |
по основной дидактической цели: урок решения творческих задач |
по форме проведения: урок-проект |
Целевая аудитория | Учащиеся 5 классов |
Виды заданий | Мини-исследование, творческое задание, проблемная задача |
Методы, технологии | Метод проектов, ИКТ |
Форма организации учебной деятельности | Индивидуальная и групповая (работа над созданием продукта, подготовка к публичной презентации), дистанционна (через Дневник.ру). |
Цель | Изучение современного декоративно-прикладного искусства посредством самостоятельного решения проблемных и творческих задач путём создания декоративной работы. |
Задачи | - научить реализации творческих замыслов в конкретных материалах и техниках; - научить разрабатывать и создавать эскизы будущих творческих работ; - формировать умения поэтапного выполнения задуманного панно; - привить практические навыки работы при создании плоскостных и объёмных декоративных композиций; - воспитывать эстетический вкус и чувство радости от творческого созидания. - формировать приобретение опыта публичной защиты творческой работы. |
Планируемые результаты |
Личностные | - Накопление опыта эстетического переживания. - Формирование творческого отношения к проблемам. - Способность и готовность к общению и сотрудничеству в процессе выполнения творческой задачи. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за деятельность в проекте. |
Метапредметные | - Поиск аналогов в декоративно-прикладном искусстве. - Развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения. - Применение методов познания через художественный образ. - Использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации. - Формирование основ самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия и действия товарищей. |
Предметные | - Развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им. - Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. - Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. - Приобретение опыта создания декоративной работы в разных материалах и техниках. |
Таблица планирования деятельности на уроках и этапы проекта:
Этапы | Работа в классе/внеурочная деятельность |
Введение | Познакомить учащихся с темой уроков «Ты сам – мастер». Показать презентации и видеоролики из электронного приложения к учебнику. Показать презентацию «Круглые панно из картонных тарелок». |
Задание | Задать учителю вопросы, которые вызвали затруднение. Записать в альбоме этапы работы над проектом. Придумать название декоративной работы. Выбрать материал и технику выполнения (внеурочная деятельность). |
Этап 1 | Выполнить эскиз декоративного панно «Узор (орнамент) в круге» |
Этап 2 | Перенос эскиза на изделие карандашом. |
Этап 3 | Декоративная роспись изделия. Фон, большие плоскости. |
Этап 4 | Декоративная роспись изделия. Мелкие элементы. Декорирование. |
Этап 5 | Выполнение презентации «Учебный проект» (внеурочная деятельность). |
Подведение итогов | Организация выставки. Защита проекта. Самооценка и оценка декоративных работ. |
Критерии оценки
Критерии | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
Понимание задания: 2-5 баллов | Работа демонстрирует точное понимание задания. Учащиеся хорошо усвоили этапы выполнения декоративной работы. | Работа демонстрирует понимание задания. Учащиеся не совсем усвоили понятие этапы выполнения декоративной работы. | Работа демонстрирует не полное понимание задания. Учащиеся удовлетворительно усвоили этапы выполнения декоративной работы | Работа демонстрирует полное не понимание задания. Учащиеся не усвоили этапы выполнения декоративной работы. |
Практическая декоративная работа: 2-5 баллов | Работа соответствует теме, оригинальны композиция и цветовая гамма. | Работа оригинальна, нарушены некоторые правила композиции в круге. | Работа не оригинальна, нарушены некоторые правила и композиции | Работа не отражает содержание темы, не соблюдены правила композиции, колорит невыразителен и неярок |
Публичная защита работы: 2-5 баллов | Докладчики демонстрируют эрудицию, убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся, стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы. | Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний, не на все вопросы могут найти убедительные ответы | Докладчики излагают материал, нарушая логику повествования, не показывают достаточно глубоких знаний, не могут ответить на вопросы, при ответах теряется | Докладчики обнаруживают полное невладение материалом, не могут ответить на вопросы или при ответах ведут себя агрессивно, некорректно |
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для ОУ под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2013.
Приложение к учебнику/ Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс/ на электронном носителе.
Полат Е.С. Метод проектов: статья // Метод проектов: Научно-методический сборник. – Минск: РИВШ БГУ, 2003 с. 39-47 http://charko.narod.ru/tekst/met_pr/metod_of_projects.pdf
Попова М.В. ИКТ в развитии межкультурной компетенции: статья // http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2009/XII/uch_2009_XII_00053.pdf
ФГОС ООО //http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf
Приложения:






