СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Технология организации проектной деятельности на уроках ИЗО в 5 классе"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит пакет документов, необходимых для организации проектной деятельности в 5 классе по предмету ИЗО.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Технология организации проектной деятельности на уроках ИЗО в 5 классе"»

МБОУ «Средняя школа №13»












Методическая разработка


«Технология организации проектной деятельности

на уроках изобразительного искусства в 5 классе»


Разработчик: Ермакова Э.Ю.,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории
























г.Дзержинск

2016 год

Технология организации проектной деятельности

на уроках изобразительного искусства в 5 классе.


Аннотация. Методическая разработка «Технология организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе» предназначена для реализации проектной деятельности при изучении раздела IV четверти «Декоративное искусство в современном мире» по программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского, Н.А.Горяевой. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2013.

Выбор темы «Технология организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе» обусловлен произошедшими в последние годы изменениями в обществе и в практике отечественного образования.

В основе разработки лежит метод проектов, реализованный с использованием ИКТ. В разработку включены 4-6 уроков темы «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства», объединенные единым содержанием – созданием декоративной работы.

Актуальность. Использование «Технология организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе» позволяет проявить себя не только учащемуся, но и учителю, использовать свои творческие способности и индивидуальный стиль обучения и организации учебного процесса.

Почему для учащихся 5 класса на уроках изобразительного искусства был выбран проект? Во-первых, учащиеся знакомы с таким видом деятельности, как декоративное творчество из начальной школы и им это интересно, что способствует созданию комфортного эмоционального климата. Во-вторых, есть возможность охватить большой объем дополнительного материала. В-третьих, декоративная работа воспитывает самостоятельность, ответственность, взаимопомощь.

Обучение на основе самостоятельного приобретения опыта пробуждает интерес к занятиям изобразительным искусством, вызывает чувство удовлетворения и даже удовольствия от результатов деятельности и способствует эстетическому развитию ребенка. Поэтому для эффективного усвоения содержания раздела делаю упор на развитие самостоятельности, познавательной активности, коллективной деятельности. Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках ИЗО в 5 классе целесообразно представлять учебный материал в форме проектной деятельности с использованием возможностей ИКТ.

Основной акцент при использовании технологии делается на формирование УУД.

Прохождение различных этапов проекта способствует:

- формированию навыков самообразования и самостоятельности мышления, учит планировать и действовать по выбранному плану, т.е. способствует формированию регулятивных УУД;

- осмыслению того, какая информация нужна для решения задачи, нахождению нужной информации в разных проверенных источниках, выделению главной мысли, обобщению и составлению выводов, т.е. способствует развитию познавательных УУД.

Что же касается коммуникативной составляющей УУД - здесь представлен весь спектр деятельности: умение задавать и отвечать на вопросы, убеждать другого человека, работать в группе.

Реализация: результатом работы или конечным продуктом данного проекта является выставка декоративных работ учащихся, организованная в классе или в интерьере школы, а также презентация проекта перед аудиторией (май).

Вывод. Данная технология позволяет расширить предметные знания учащихся и систематизировать уже имеющиеся, а также развивает дополнительные навыки, связанные с работой в информационном пространстве, умения видеть межпредметные связи и приобретение опыта переносить полученные знания и умения в решение реальных практических задач.

Технологическая карта

Предметное

содержание

«Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства»

Тип

по продолжительности: краткосрочный, срок реализации 4 недели

по основной дидактической цели: урок решения творческих задач

по форме проведения: урок-проект

Целевая

аудитория

Учащиеся 5 классов

Виды заданий

Мини-исследование, творческое задание, проблемная задача

Методы,

технологии

Метод проектов, ИКТ

Форма организации учебной деятельности

Индивидуальная и групповая (работа над созданием продукта, подготовка к публичной презентации), дистанционна (через Дневник.ру).

Цель

Изучение современного декоративно-прикладного искусства посредством самостоятельного решения проблемных и творческих задач путём создания декоративной работы.

Задачи

- научить реализации творческих замыслов в конкретных материалах и техниках;

- научить разрабатывать и создавать эскизы будущих творческих работ;

- формировать умения поэтапного выполнения задуманного панно;

- привить практические навыки работы при создании плоскостных и объёмных декоративных композиций;

- воспитывать эстетический вкус и чувство радости от творческого созидания.

- формировать приобретение опыта публичной защиты творческой работы.

Планируемые результаты

Личностные

- Накопление опыта эстетического переживания.

- Формирование творческого отношения к проблемам.

- Способность и готовность к общению и сотрудничеству в процессе выполнения творческой задачи.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за деятельность в проекте.

Метапредметные

- Поиск аналогов в декоративно-прикладном искусстве.

- Развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения.

- Применение методов познания через художественный образ.

- Использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации.

- Формирование основ самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия и действия товарищей.

Предметные

- Развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им.

- Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

- Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

- Приобретение опыта создания декоративной работы в разных материалах и техниках.

Таблица планирования деятельности на уроках и этапы проекта:


Этапы

Работа в классе/внеурочная деятельность

Введение

Познакомить учащихся с темой уроков «Ты сам – мастер».

Показать презентации и видеоролики из электронного приложения к учебнику.

Показать презентацию «Круглые панно из картонных тарелок».

Задание

Задать учителю вопросы, которые вызвали затруднение.

Записать в альбоме этапы работы над проектом.

Придумать название декоративной работы.

Выбрать материал и технику выполнения (внеурочная деятельность).

Этап 1

Выполнить эскиз декоративного панно «Узор (орнамент) в круге»

Этап 2

Перенос эскиза на изделие карандашом.

Этап 3

Декоративная роспись изделия. Фон, большие плоскости.

Этап 4

Декоративная роспись изделия. Мелкие элементы. Декорирование.

Этап 5

Выполнение презентации «Учебный проект» (внеурочная деятельность).

Подведение итогов

Организация выставки. Защита проекта.

Самооценка и оценка декоративных работ.


Критерии оценки


Критерии

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

Понимание задания:

2-5 баллов

Работа демонстрирует точное понимание задания. Учащиеся хорошо усвоили этапы выполнения декоративной работы.

Работа демонстрирует понимание задания. Учащиеся не совсем усвоили понятие этапы выполнения декоративной работы.

Работа демонстрирует не полное понимание задания. Учащиеся удовлетворительно усвоили этапы выполнения декоративной работы

Работа демонстрирует полное не понимание задания. Учащиеся не усвоили этапы выполнения декоративной работы.

Практическая декоративная работа:

2-5 баллов

Работа соответствует теме, оригинальны композиция и цветовая гамма.

Работа оригинальна, нарушены некоторые правила композиции в круге.

Работа не оригинальна, нарушены некоторые правила и композиции

Работа не отражает содержание темы, не соблюдены правила композиции, колорит невыразителен и неярок

Публичная защита

работы:

2-5 баллов

Докладчики демонстрируют эрудицию, убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся, стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы.

Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний, не на все вопросы могут найти убедительные ответы

Докладчики излагают материал, нарушая логику повествования, не показывают достаточно глубоких знаний, не могут ответить на вопросы, при ответах теряется

Докладчики обнаруживают полное невладение материалом, не могут ответить на вопросы или при ответах ведут себя агрессивно, некорректно


Список литературы и Интернет-ресурсов:


  1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для ОУ под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

  2. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2013.

  3. Приложение к учебнику/ Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс/ на электронном носителе.

  4. Полат Е.С. Метод проектов: статья // Метод проектов: Научно-методический сборник. – Минск: РИВШ БГУ, 2003 с. 39-47 http://charko.narod.ru/tekst/met_pr/metod_of_projects.pdf

  5. Попова М.В. ИКТ в развитии межкультурной компетенции: статья // http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2009/XII/uch_2009_XII_00053.pdf

  6. ФГОС ООО //http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf


Приложения: