Урок по литературному чтению И.А.Бунин «Листопад» завершает блок « Поэтическая тетрадь». Это стихотворение очень образное и яркое. В данном произведение можно проследить все приемы, которые используются при написания стихотворения: сравнение, олицетворение, аллитерация, много эпитетов, изменение ритма . Все это дает возможность в большей степени разнообразить работу над произведением. При работе над произведением используются следующие формы организации учебного процесса: беседа, работа в парах, групповая работа , игровая форма. Данное стихотворение помогает увидеть красоту родной природы, учиться чувствовать настроение автора и, следовательно, воспитывать в себе любовь и уважение к родной природе и Родине.
Образовательное учреждение | МОУ « Торбаевская СОШ» |
Учитель | Трухачёва Жанна Ринатовна |
Предмет | Литературное чтение |
Издательство, автор учебника | Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,М., Просвещение,2015 |
Тема | И. А. Бунин «Листопад» |
Класс | 4 |
Цель | Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад». Учиться анализировать изучаемое произведение. |
Задачи | Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения. Развивать образное мышление, речь, воображение. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному. Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы. |
Планируемый результат | Предметные: Совершенствование умения анализировать лирическое стихотворение, совершенствование навыка сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащение словарного запаса. Личностные: Проявлять интерес к поэзии. Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Метапредметные: Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Планировать деятельность на уроке под руководством учителя. Работать в паре, группе, уметь оценивать товарища. Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, русский язык, музыка, изобразительное искусство |
Оборудование | Литературное чтение 4класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, доска, компьютер, проектор, аудиозапись стихотворения. |
Организация работы | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах. |
Ход урока |
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Организационный момент. |
Цель: организовать и настроить учащихся на урок. | Выполняют действия, предложенные учителем. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой. | Девчонки и мальчишки! Начинаем урок чтения. Самый наш любимый урок… -Проверяем посадку и готовность к уроку. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? - Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. Художница осень взмахнула кистью, Жёлтым обрызгала лёгкие листья, Небо пронзила сизо-лиловым, Речку покрыла лаком свинцовым. Из пёстрых узорчатых листьев клёна Ковёр расстелила на фоне зелёном. 2. Речевая разминка. | Умение подготовиться к уроку | |
| | Предлагает прочитать текст с разной интонацией, разделив детей на группы. | (Лес) (Слайд 2) 1 группа – с удивлением; 2 группа – с восхищением; 3 группа – с грустной интонацией. | Умение читать вслух | |
3. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. |
Цель: проверить и воспроизвести коррекцию знаний учащихся; подвести детей к формулированию темы и учебных задач урока. | Отвечают на предложенные вопросы, высказывают предположения по поводу темы и учебных задач урока. | Предлагает назвать имя поэта, высказать предположения по поводу тему и учебных задач урока. | О чем сегодня мы будем говорить на уроке?(осени) На доске запись: НИНУБ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА Назовите имя поэта, чье стихотворение мы будем читать. (Слайд 3) Какие произведения данного автора читали? А как называется произведение, узнаем из толкового словаря Ожегова. Толкование этого явления представлено так: (зачитываю). Выскажите предположения по поводу темы нашего урока. Какие учебные задачи поставим перед собой?(слайд4) | Умение прогнозировать содержание произведения | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, (Познавательные УУД) воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) |
4. Изучение нового материала. |
Цель: освоить новые знания и учиться применять их на практике. | Слушают биографию поэта. Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя. | Проводит словарную работу, включает аудиозапись отрывка, ставит перед учащимися задачу обратить внимание на краски, которые использует поэт. Просит высказать своё впечатление после прочтения стихотворения. Задаёт вопросы на первичное восприятие. | 1. О жизни и творчестве поэта рассказывают заранее подготовленные учащиеся. (Слайд 5) 2.Словарная работа Но прежде чем вы начнете слушать это стихотворение, выскажите ваши предположения, о чем будет говориться в данном произведении? (ответы детей). Кто оказался прав узнаем после прослушивания. Хочу также обратить ваше внимание на то, что в произведении вам встретятся новые, может быть непонятные слова. Давайте их разберем. Работа с новыми словами: Лазурь – яркий светло-синий цвет (демонстрация цвета) Багряный – темно красный цвет (демонстрация цвета) Лиловый – фиолетовый цвет, цвет фиалки и сирени (демонстрация цвета) Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный. Эпитет, сравнение (слад 6) 3. Звучит аудиозапись отрывка стихотворения. Ну, и кто оказался прав среди ребят? | Осознанное чтение | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД). корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения (Регулятивные УУД) высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, (Познавательные УУД) воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) |
5.Анализ стихотворения |
. | Отвечают на вопросы учителя, высказывая свои предположения. Доказывают свои предположения строчками из произведения. | Предлагает детям проанализировать стихотворение, доказывая свои предположения строчками из текста. | - Опишите, пожалуйста, картины, возникшие перед глазами. С чем автор сравнивает лес? (с теремом) Почему? Что между лесом и теремом общего? (как стена, оконца, резьба, вышки)(слайд7-8) Что хотел показать этим сравнением И.А. Бунин? (сказочность и красоту леса) Какие эпитеты подбирает автор, чтобы достичь этой цели? (золотой, багряный, завороженный, лазурный, воздушная паутина, мертвая тишина) Какие запахи и звуки наполняют лес? (свежесть, мертвая тишина, слышно шуршание листика) С чем автор сравнивает осень? Почему? (тихая вдова – одинокая, печальная, грустная) Какое настроение рождает вид осеннего леса? (дети выражают свои чувства и мысли) Прочтите последние восемь строк. Какие звуки повторяются?(ш-ж) Для чего это ввел автор?(показать шелест листьев) Рассказ учителя о художниках , которые изображали листопад, осень,о Поленове, Остроухове, Левитане(слайды 11-13) - Посмотрите на картины, представленные вашему вниманию (на доске три картины осени) и скажите, какая из них подходит к описанию осени И.А. Бунина и почему? | Знание понятий олицетворение, эпитеты. | |
6.Физкультминутка |
. Цель: снятие умственного и физического перенапряжения. | Слушают мелодию, выполняют | Организует выполнение зарядки для глаз и правильной осанки. | Ветер старый клен качает. Вправо , влево наклоняет. Раз- наклон, два- наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает, И листочки обрывает. Листья желтые летя, В нашем парке листопад! Запись музыкальной пьесы «Октябрь» П.Чайковского из цикла «Времена года». | | |
7. Самостоятельное применений полученных знаний. |
Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике. Игра “Найди пару” | Вспоминают, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Обсуждают, в каком темпе и как тихо или громко надо читать. Затем читают друг другу в парах. Потом несколько учеников читают вслух. Оценивают свою работу. Работают в парах, подбирают сравнения, опираясь на текст стихотворения. | Предлагает вспомнить, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Спрашивает, в каком темпе надо читать стихотворение. Почему. Громко или тихо будем читать. Почему. Затем прочитать друг другу в парах. Потом несколько учеников читают вслух. Предлагает оценить свою работу. Объясняет правила игры. | Работа в парах. Вы должны прочитать отрывок из стихотворения друг другу, поделив его на две части, не забудьте оценить соседа. Как нужно читать стихотворение? Как мы будем читать быстро или медленно? Почему не следует торопливо читать стихотворение? Какую половину стихотворения будем читать громче, какую тише? Почему вторую половину следует читать тише? Чтение стихотворения вслух «по цепочке» Работа в парах. Игра “Найди пару” Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина. Самопроверка по эталону. (Слайд 15) | Выразительное чтение. Умение работать в парах. | воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи (Познавательные УУД) Уметь делать выводы в результате совместной работы(Познавательные УУД) оценивать уровень владения тем или иным учебным действием Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; (Регулятивные УУД) Учиться выполнять различные роли в группе. (Коммуникативные УУД). |
9. Рефлексия деятельности. |
Цель: подвести итог проделанной работы на уроке. Домашнее задание. | Работают в группах, выполняют предложенное учителем задание, презентуют свои работы. Оценивают свою работу на уроке с помощью желтых и зеленых листочков. | Организует работу в группах, помогает в презентации работ групп. Организует игру «Экскурсия в лес». Благодарит за работу. | - Сейчас вы будете работать в группах . Задание: Нарисуйте ваши представления, которые у вас возникли после прочтения стихотворения “Листопад”. А сейчас мы мысленно отправимся на экскурсию в осенний лес. Закройте, пожалуйста, глаза. Попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью листочков, лежащих в нашей корзинке. Выбираете желтый листочек, значит, вам все было понятно, и работа была интересной, а если зеленый, то вы испытывали какие – то затруднения. Прикрепите свои листочки к нашему замечательному дереву. Подведем итог урока. Справились ли мы с учебными задачами? Домашнее задание: На счет 5 – заканчиваем урок. Мне очень понравилась ваша работа. Вы молодцы и умницы! Спасибо за урок! | Умение работать в группе. | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. (Личностные УУД) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;(Личностные УУД) анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека(Регулятивные УУД) |