СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока-игры в 7 классе «Россия в период правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет повторить  и обобщить учебный материал по теме «Россия в период правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых» в игровой форме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока-игры в 7 классе «Россия в период правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых».»

Методическая разработка урока-игры в 7 классе «Россия в период правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых».

Цель урока: повторить учебный материал по теме «Россия в период правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых»

Задачи:

  • образовательные:

- закрепить знание важнейших фактов по изученной теме;

- обобщить и подвести итоги изученного материала;

- систематизировать знания и создать целостность картины событий.

  • развивающие:

- продолжить формирование умений работать с иллюстративным материалом, анализировать, делать выводы;

- создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

  • воспитательные:

- содействовать развитию познавательного интереса к изучению истории России;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группе, коллективе;

- содействовать повышению уровня мотивации на уроках через различные средства обучения.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока.

Учитель: наш сегодняшний уроки посвящен России во время правления первых царей из династии Романовых.

- Назовите их имена и даты правления?

- Вспомните, при каких обстоятельствах произошла смена династии?

Наш урок пройдет в необычной форме, и начнем мы с разминки, вспомним основные даты.

  1. Разминка. Даты на доске. Индивидуальная работа (3-4 минуты на обдумывание, 1 балл).

1613 г. – Начало правления династии Романовых (Михаила Фёдоровича Романова).

1654 г. – Переяславская рада, воссоединение Украины с Россией.

1662 г. - Медный бунт

1667 – 1671 гг. – Восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина.

1598 – 1613 гг. – Смутное время в России.

1649 г. – Земский собор принял свод законов – Соборное уложение.

1648 г. - Соляной бунт

1645- 1676 гг.- правление Алексея Михайловича Романова.

1653-1655 г. - церковная реформа.

  1. Работа с иллюстративным материалом. (см. приложение 1) (групповая работа) (3-4 минуты на обдумывание, 1-2 балла).

  • Отличался мягким характером, добротой и робостью. В 20 лет он испытал личное потрясение, когда он выбрал себе невесту, а матушка не позволила на ней жениться; вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завел в России оранжерею; занимался делам сам только в последние 10 лет своей жизни, так как сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец, патриарх Филарет; стал родоначальником царской династии Романовых по решению Земского собора. (Михаил Федорович Романов)

  • Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года; его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных походах и вести переговоры по важным делам; о нем много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нем неуважительно; закончил свою жизнь на плахе - был казнен на Красной площади в Москве; возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству. (Степан Разин)

  • родился в 1605 г в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода, с детских лет любил слушать библейские рассказы; в 19 лет стал сельским священником, а в 30 лет – монахом Соловецкого монастыря; в 1646 году отправился в Москву к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление и был назначен архимандритом Новоспасского монастыря; в 1653 -1655 г под его руководством в России была проведена церковная реформа. (Патриарх Никон).

  1. Работа с иллюстративным материалом (см. приложение 2) (групповая работа). (5-7 минут, 5 баллов).

? Какое историческое событие изображено? Определите его причины и итоги.

  • В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».

  • А. Кившенко "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство»

  • Э. Лисснер. «Медный бунт».

  1. Верно/ не верно. Исправь. Индивидуальная работа. (1 балл).

  1. Мануфактура – предприятие машинного типа.

  2. Ремесло перерастает в мелкотоварное производство.

  3. Активно развивается торговля.

  4. Преобладают частновладельческие мануфактуры.

  5. Характерно сословное деление.

  6. В основном используется наемный труд.

  1. Верно/ не верно. Аргументируйте ответ. (групповая работа). (3 минуты, 3 балла).

  1. Соборное уложение юридически закрепило крепостное право.

  2. XVII в. - «бунташный век».

  3. В XVII в. усиливаются абсолютистские тенденции.

  1. Внешняя политика.

? Перечислите задачи и направления внешней политики.

Соотнесите. (групповая работа) (5 минут, 3 балла). (см. приложение 3).

Война

Дата

Мирный договор

Итог

Смоленская война

1632-1634 гг.

Поляновский мир

Польше возвращались города, захваченные русскими на начальном этапе войны, но Владислав отказывался от своих претензий на русский престол.

Русско-польская война

1654-1667 гг.

Андрусовское перемирие

России передавались не только смоленские и северские земли, но и признавалась ее власть над Левобережной Украиной и Киевом. Запорожье оставалось под властью обоих государств.

Русско-турецкая война

1677-1681 гг.

Бахчисарайский мирный договор

Турция и Крым признали переход Левобережной Украины и Киева в состав России

Вывод: таким образом, с 1613 г. началось правление новой династии – династии Романовых.

Во время правления первых царей этой династии Михаила Федоровича и Алексей Михайловича произошли изменения во всех сферах жизни общества: усилилась власть царя, юридически оформилось крепостное право, происходит развитие капиталистических отношений, проводится церковная реформа, приведшая к церковному расколу, возрастает социальная активность (многочисленные бунты и восстания).




В конце урока подводятся итоги индивидуального и группового зачета, награждение победителей.

























Приложение 2



Приложение 1.











Приложение 1.

Задание для 1 группы.

О ком идет речь?

Отличался мягким характером, добротой и робостью. В 20 лет он испытал личное потрясение, когда он выбрал себе невесту, а матушка не позволила на ней жениться; вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завел в России оранжерею; занимался делам сам только в последние 10 лет своей жизни, так как сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец, патриарх Филарет.

Стал родоначальником царской династии Романовых по решению Земского собора.

Задание для 2 группы.

О ком идет речь?

Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года; его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных походах и вести переговоры по важным делам; о нем много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нем неуважительно;

Закончил свою жизнь на плахе - был казнен на Красной площади в Москве; возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству.

Задание для 3 группы.

О ком идет речь?

Родился в 1605 г в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода, с детских лет любил слушать библейские рассказы; в 19 лет стал сельским священником, а в 30 лет – монахом Соловецкого монастыря; в 1646 году отправился в Москву к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление и был назначен архимандритом Новоспасского монастыря. В 1653 -1655 гг. под его руководством в России была проведена церковная реформа.


Приложение 3 (таблицу разрезать по линиям).

1632-1634 гг.

Поляновский мир

Польше возвращались города, захваченные русскими на начальном этапе войны, но Владислав отказывался от своих претензий на русский престол.

1654-1667 гг.

Андрусовское перемирие

России передавались не только смоленские и северские земли, но и признавалась ее власть над Левобережной Украиной и Киевом. Запорожье оставалось под властью обоих государств.

1677-1681 гг.

Бахчисарайский мирный договор

Турция и Крым признали переход Левобережной Украины и Киева в состав России