СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока " Имя существительное- самостоятельная часть речи" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий  обобщающего урока (групповая работа)  по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное- самостоятельная часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока " Имя существительное- самостоятельная часть речи" 4 класс»


Открытый урок «Русский язык» 4 класс

Тема урока: « Имя существительное- самостоятельная часть речи».

Учитель начальных классов I категории Подшивалова Наталья Львовна

МБОУ «СОШ №62» г. Ижевск

Цель:осмысление морфологических признаков имени существительного, его роли в предложении, тексте

Задачи:

продолжить работу над умением анализировать;

• развивать умения применять приобретённые знания на практике;

• воспитывать навыки культуры общения на уроке

Оборудование: карточки-снежинки(самост.часть речи, кто? что?, изменяется по числам, изменяется по родам, одушевленное- неодушевленное, нарицательное- собственное, изменяется по падежам, существительное), проектор, слайд- шоу с изображением зимних пейзажей, карточки: ж.р., м.р., ср.р., карточки- слова: снеговик, вьюга, облако, снег, снежинка, метелица, пуховик, варежка, холод, стужа, ненастье, морозец, поземка, карточки со словами:

Мороз- хороводы- серебро-

Шуба- вьюги- узор-

Погода- снегопад- зимы-

Снега- облака- шапка-

Варежка- холода- сугробы-

На проекторе запись:

Зима в России- удивительное время года. Я не могу забыть огромные сугробы, ледяные горки, холод, который пробирается сквозь шапку и шубу. У меня на Родине нет такой зима. Я очень часто вспоминаю о зима. Я обязательно приеду к вам еще следующей зима.

Шлю привет из Африки!

Ваш Братиас.


Именительный падеж (кто? что?) зима


Родительный падеж (кого? чего?) зимы


Дательный падеж (кому? чему?) зиме


Винительный падеж (кого? что?) зиму


Творительный падеж ( кем? чем?) зимой


Предложный падеж ( о ком? о чем?) о зиме


Ход урока:

  1. Организационный момент.


-«Урок тишины»


-Тетрадь перед собой я положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!


Открыли тетради, записали число, классная работа (на что нужно обратить внимание при записывании числа? (Безударная гласная)

  1. Записываем слова под диктовку:

Мороз, холод, серебро, береза, снежинка, вьюга, метель, зима, снегопад, хлопья.

Взаимопроверка тетрадей по образцу, слова записаны на доске.


  1. Что общего у этих слов? (Существительное). Да, а о чем по-вашему мы сегодня будем говорить на уроке? ( осущ., и его признаках).Правильно, но работать вы сегодня будете в группе, и от работы каждого зависит результат всей команды.

Настроились на сотрудничество и послушали задание. Главная героиня урока- имя существительное(на доску вывешивается снежинка с надписью »имя существительное», вокруг нее снежинки меньшего размера). Вспомните все признаки имени существительного, одна снежинка- один признак. Даю 5 минут на работу.


Самостоятельная часть речи


А какая еще есть группа частей речи (служебная)? Хорошо, предлагаю сыграть в игру «Верите ли вы?» посмотрите на доску, записаны слова:

А, но, для, за, под Верите ли вы, что это тоже самостоятельная часть речи? Докажите, что нет (нельзя задать вопрос, не употребляется в тексте самостоятельно, ничего не обозначает)


Кто? Что?


1,2 группа записывают 5 слов, которые отвечают на вопрос кто?

3, 4 группа записывают существительные- что?



Дети работают в своих тетрадях, проверка осуществляется в устной форме, по кругу дети проговаривают по одному слову.


Одушевленное существительное


Неодушевленное существительное



Составить словосочетания:

- с одушевленным существительным

- с неодушевленным существительным


Каждый ученик записывает в тетради задание, устно каждый проговаривает по одному примеру.


Изменение по родам



Распределить слова по родам:


М.р. ср.рж.р.


Снеговик, вьюга, облако, снег, снежинка, метелица, пуховик, варежка, холод, стужа, ненастье, морозец, поземка.( от группы к доске выходит по одному человеку, они должны правильно распределить слова на 3столбика. В это время остальные дети в группе записывают 3 слова разного рода в свою тетрадь. 3 ученика из 4 группы проверяют у доски.

Изменение по числам


Игра «Наоборот». Нужно поставить слово в форму множественного или единственного числа. В группе по кругу записывают слова, проверяем в устной форме. По очереди зачитывается слово одной группой, а второе слово читает другая группа.


Мороз- хороводы- серебро-

Шуба- вьюги- узор-

Погода- снегопад- зимы-

Снега- облака- шапка-

Варежка- холода- сугробы-



Нарицательное


Собственное


Составьте предложение со словами:


Надежда и надежда, роза и Роза, любовь и Любовь, москвич и «Москвич».


Молодцы! А сейчас давайте отдохнем и проведем физкультминутку


А пока мы отдыхали, к нам пришло письмо из Африки.

Посмотрите на экран( на мониторе появляется письмо).


Зима в России - удивительное время года. Я не могу забыть огромные сугробы, ледяные горки, холод, который пробирается сквозь шапку и шубу. У меня на Родине нет такой зима. Я очень часто вспоминаю о зима. Я обязательно приеду к вам еще следующей зима.

Шлю привет из Африки!

Ваш Братиас.


Какую ошибку допустил наш друг, а как бы мы сказали, исправьте и прочитайте на правильном русском языке.


( на экране показано склонение слова зима).


Что происходит со словом зима ? (оно изменяется, изменяются окончания). В русском языке существуют падежи, их 6, но с ними мы познакомимся на следующий год.


Мы вспомнили признаки имени существительного, давайте составим план морфологического разбора. (переворачивается центральная снежинка и на ней составляется план).


План морфологического разбора имени существительного.


  1. Начальная форма (кто? что?В ед. ч.)- существительное.


  1. Постоянные признаки: род, одушевленное- неодушевленное, собственное- нарицательное.


Непостоянные признаки: число.

Молодцы, хорошо поработали