Еремеева Людмила Владимировна
учитель начальных классов МБСКОУ СКОШ VIII вида
г. Елец, Липецкая обл.
Урок рисования в 3 классе коррекционной школы VIII вида.
Тема урока: Рисование геометрического узора в квадрате.
Цель урока: Закреплять умения рисовать квадрат и делить его на равные части.
Задачи урока.
Образовательные:
- учить композиционной организации плоскости рабочего листа, проведению наклонных линий в квадрате из угла в угол, соблюдению правил и последовательности выполнения узора в квадрате из геометрических элементов;
- формировать знания о широте применения узоров в повседневной жизни;
- закреплять навыки работы с шаблонами, знание названий геометрических фигур.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, зрительную память, глазомер, пространственное ориентирование в процессе работы над узором;
- корректировать и развивать зрительное восприятие через работу по образцу.
Коррекционные:
- корригировать зрительное внимание через использование таблиц последовательного выполнения узора, мышление через анализ и сравнение;
- корригировать мелкую моторику кистей рук путём проведения пальчиковой гимнастики, зрительно-двигательную координацию через выполнение практической работы;
- корригировать восприятие цвета путем выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы.
Воспитательные:
- воспитывать эстетические чувства и положительную мотивацию к изучаемому предмету;
- воспитывать трудолюбие и аккуратность при выполнении практической работы.
Оборудование: развивающие задания, раздаточный материал (шаблоны), художественные материалы и принадлежности (альбом, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, линейка).
Зрительный ряд: презентация к уроку, компьютер, проектор, таблица «Последовательность выполнения узора в квадрате», педагогический рисунок.
Словарь: узор.
Задание: выполнить узор в квадрате из геометрических элементов.
Ход урока:
1.Оргмомент:
Приветствие, установка рабочей дисциплины, организация рабочего места. - Я приветствую вас на уроке изобразительного искусства. Садитесь. Положите руки на парту и выпрямите спинки.
1.1.Коррекционно-развивающая минутка:
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы здесь видите?
(треугольник, прямоугольник, круг, квадрат)
- Каким общим словом вы можете назвать все эти предметы? (Слайд 2)
(геометрические фигуры)
- Проверьте, все ли эти фигуры лежат у вас на партах?
- Вова, назови, какой геометрической фигуры не хватает у тебя?
- Вика, назови, какой геометрической фигуры не хватает у тебя?
( учитель выдаёт недостающие фигуры)
2. Актуализация опорных знаний учащихся:
- Скажите, какой у нас сейчас урок? (рисование)
-Чем мы занимаемся на уроках рисования? (рисуем)
- Как вы думаете, какое отношение геометрические фигуры имеют к уроку рисования?
-Да, одна из данных геометрических фигур будет главным гостем у нас на уроке, а какая именно попробуйте догадаться.
- У этой фигуры есть углы (убирают круг). (Слайд 2)
- У этой фигуры больше четырёх углов (убирают треугольник). (Слайд 2)
- У этой фигуры все стороны одинаковые (убирают прямоугольник). (Слайд 2)
- Поднимите и назовите фигуру, которая осталась? (квадрат).
- Да, главным героем на уроке будет квадрат. (Слайд 2)
- Согласитесь, рисунок одного квадрата на листе бумаги выглядеть будет достаточно скучно.
- Как можно сделать рисунок более красивым, подумайте? (украсить его).
-Чем можно украсить рисунок (варианты детей).
- То, чем мы будем украшать наш рисунок, зашифровано на доске. (Слайд 3)
- Кто пойдёт к доске и расшифрует это слово? (зашифровано слово УЗОР).
(Слайд 4)
- Узор – это и есть украшение. (Слайд 5)
- Для чего и где в нашей жизни используются узоры? (варианты детей).
-Узоры и орнаменты радуют глаз в наших домах, украшая предметы быта, игрушки, мебель, посуду, одежду. И это не случайно: узоры дают ощущение красоты, гармонии, порядка. Они успокаивают и в то же время поднимают настроение. (Слайды 6-10)
- Итак, мы выяснили, что узоры и орнаменты окружают нас повсюду и используются для украшения нашей повседневной жизни. Давайте посмотрим по сторонам и скажем, где в кабинете можно увидеть узор? (линолеум, филёнка, потолочная плитка).
3. Сообщение темы и цели урока, объяснение:
- На экране изображён узор, который нам сегодня предстоит нарисовать. (Слайд 11)
- Из каких предметов состоит узор?
- Отгадайте загадку и вы узнаете, из каких элементов вы будете выполнять свой узор.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? (квадрат) (Слайд 12)
- Сегодня мы будем рисовать геометрический узор в квадрате.
- Вот такие рисунки получатся у вас в конце нашей работы.
- А где можно использовать такой орнамент? Конечно для коробочки.
- Давайте сначала подготовим наши пальчики к работе.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Давайте ознакомимся с последовательностью рисования: (Слайды 13-24)
- У каждого из вас на парте лежит лист бумаги. Какой он формы? (прямоугольной).
Через середину листа проводят прямую линию сверху вниз.
Через середину листа проводят прямую линию слева направо.
От точки пересечения откладывают вверх, вниз, влево и вправо равные отрезки.
Строят квадрат, который состоит из четырех квадратов меньших размеров.
Квадраты делят на четыре равные части.
Стирают лишние линии.
Закрашивают квадраты, расположенные по углам.
Соединяют квадраты, расположенные по углам, наклонными линиями.
Стирают лишние линии
В центре узора строят квадрат с помощью шаблона.
Подбираем цвета для нашего узора, аккуратно раскрашиваем.
- Скажите, а где и для чего можно использовать данный узор?
Повторение последовательности выполнения рисунка 2-3 учениками с опорой на таблицу «Последовательность выполнения узора в квадрате».
4. Практическая работа.
- Прежде чем приступить к работе, выполним гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
(Самостоятельное выполнение детьми узора в квадрате из растительных элементов.)
Повторение каждого этапа работы и совместное с учителем (педагогический рисунок мелом на доске)
построение узора.
5. Подведение итогов урока:
- Что сегодня вы рисовали?
- В какой геометрической фигуре вы рисовали узор?
- В какой последовательности выполняли рисунок узора?
- Где и для чего можно использовать данный узор?
6. Анализ работ учащихся, подведение итогов;
6.1. Выставление оценок.
6.2. Уборка рабочих мест.
6