Урок по предмету Композиция подготовила преподаватель специальных дисциплин
Проскурякова Елена Николаевна
Тема урока: «Композиция, и ее основы»
Основные аспекты урока:
1. «Введение в курс предмета»
2. «Краткий обзор истории развития композиции»
3. «Теоретические основы»
Цели урока:
Воспитательная: (воспитание в обучающихся любви к мировому искусству, предмету).
Развивающая: (развитие творческих способностей и навыков, целостное композиционное восприятие. целостное композиционное восприятие.).
Обучающая: (обучить основным требованиям, предъявляемым к построению композиции, воспитание в учащихся любви к мировому искусству, предмету).
Задачи:
Достижение поставленных целей.
Заинтересовать учащихся изучением нового предмета.
Точно и в доступной форме раскрыть тему.
План урока:
Организационный момент.
Ознакомление с тематикой урока.
Объяснение нового материала.
Закрепление пройденного.
Подведение итогов.
Оборудование:
Иллюстративный материал с репродукциями работ известных авторов, работы обучающихся из методического фонда.
Форма проведения: беседы.
«Введение в курс предмета»
Композиция в художественном произведении любого вида, и жанра – главный составляющий элемент, организующий и связывающий все его части в единое.
Взаимосвязь и соподчинение частей целому существуют как объективная закономерность в природе и обществе. Эта же закономерность присуща каждому художественному произведению. Есть и другие объективные законы, сознательное, применение которых в творческом процессе, в работе над композицией позволяет художнику достигнуть наибольшей выразительности и жизненности.
Изучение объективных закономерностей искусства, а также приемов и средств выражения, помогающих художнику более глубоко и правдиво отражать жизнь, и составляет основу курса композиции.
Композиция обозначает сочинение, расположение. Понятие композиция применительно к изобразительному искусству означает процесс сочинения художественного произведения, составление его частей во взаимосвязи друг с другом. Характер композиции зависит от идейного замысла художника. От расположения частей элементов произведения зависят выразительность, доходчивость, впечатляемость рисунка, картины, скульптуры.
Композиционная задача художника – достигнуть цельности и выразительности картины, ясности ее восприятия.
Игнорирование объективных закономерностей и средств композиции в работе над композицией разрушает их цельность и идейность, ведет к субъективизму и формализму.
При построении композиции следует учитывать особенности устройства зрительного аппарата человека, восприятия им окружающей действительности, воздушной, световой и пространственной среды.
«Краткий обзор истории развития композиции»
Кто знает где и когда зародились требования к созданию композиции, наверное на этот вопрос будет сложно дать точный ответ, но проследить приемы композиционной грамоты мы можем анализируя произведения ведущих мировых художников работающих в разное время и в разных жанрах изобразительного искусства.
Свою основу формирования композиционная грамота берет еще со средневековья.
Хорошее владение композиционной грамотой интересным построением композиционного строя, демонстрируют нам полотна работ художников работающих в эпоху высокого возрождения.
Долго и упорно можно спорить и говорить о том что верно, а что нет, но все это ведет к дробному восприятию композиции разных эпох.
Уже то, что художники работали в разное время и в разных жанрах говорит о том, что абсолютно одинаковых построенных композиций не бывает, что продиктовывает индивидуальность художника, как мастера своего дела работающего в тот период времени, в который работал мастер.
А теперь мы попробуем разобраться с основными требованиями к построению композиции, на примере иллюстраций и репродукций.
«Теоретические основы»
Основные законы композиции имеют объективный характер. Они существуют и действуют во всех видах и жанрах искусства.
Владея основными законами композиции, можно сделать общий творческий анализ любого художественного произведения.
Закон единства содержания и формы:
Закон цельности:
Закон типизации:
Закон контрастов:
Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.
Правила приемы и средства, композиции:
Сюжетно-композиционный центр картины.
Определение сюжетно-композиционного центра.
Масштабность, как средство выявления сюжетно-композиционного центра.
Прием изоляции.
Свет, как средство выражения.
Равновесие.
Симметрия и асимметрия.
Ритм, как средство выражения в искусстве.
Формат.
Размер.
Горизонт.
Тон.
Цвето-тоновое пятно.
Все эти приемы демонстрируют правильное создание композиции.
А теперь проведем анализ этих приемов на примере репродукций.
Литература:
Е. В. Шорохов «Композиция»
Н. Г. Козлов «Основы композиционной грамоты»
Е. В. Шорохов «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства»