СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока композиция

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по предмету композиция в помощь начинающим педагогам

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока композиция»

Урок по предмету Композиция подготовила преподаватель специальных дисциплин

Проскурякова Елена Николаевна


Тема урока: «Композиция, и ее основы»


Основные аспекты урока:

1. «Введение в курс предмета»

2. «Краткий обзор истории развития композиции»

3. «Теоретические основы»


Цели урока:

  1. Воспитательная: (воспитание в обучающихся любви к мировому искусству, предмету).

  2. Развивающая: (развитие творческих способностей и навыков, целостное композиционное восприятие. целостное композиционное восприятие.).

  3. Обучающая: (обучить основным требованиям, предъявляемым к построению композиции, воспитание в учащихся любви к мировому искусству, предмету).



Задачи:

  1. Достижение поставленных целей.

  2. Заинтересовать учащихся изучением нового предмета.

  3. Точно и в доступной форме раскрыть тему.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Ознакомление с тематикой урока.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление пройденного.

  5. Подведение итогов.


Оборудование:

Иллюстративный материал с репродукциями работ известных авторов, работы обучающихся из методического фонда.


Форма проведения: беседы.




  1. «Введение в курс предмета»


Композиция в художественном произведении любого вида, и жанра – главный составляющий элемент, организующий и связывающий все его части в единое.

Взаимосвязь и соподчинение частей целому существуют как объективная закономерность в природе и обществе. Эта же закономерность присуща каждому художественному произведению. Есть и другие объективные законы, сознательное, применение которых в творческом процессе, в работе над композицией позволяет художнику достигнуть наибольшей выразительности и жизненности.

Изучение объективных закономерностей искусства, а также приемов и средств выражения, помогающих художнику более глубоко и правдиво отражать жизнь, и составляет основу курса композиции.

Композиция обозначает сочинение, расположение. Понятие композиция применительно к изобразительному искусству означает процесс сочинения художественного произведения, составление его частей во взаимосвязи друг с другом. Характер композиции зависит от идейного замысла художника. От расположения частей элементов произведения зависят выразительность, доходчивость, впечатляемость рисунка, картины, скульптуры.

Композиционная задача художника – достигнуть цельности и выразительности картины, ясности ее восприятия.

Игнорирование объективных закономерностей и средств композиции в работе над композицией разрушает их цельность и идейность, ведет к субъективизму и формализму.

При построении композиции следует учитывать особенности устройства зрительного аппарата человека, восприятия им окружающей действительности, воздушной, световой и пространственной среды.





  1. «Краткий обзор истории развития композиции»


Кто знает где и когда зародились требования к созданию композиции, наверное на этот вопрос будет сложно дать точный ответ, но проследить приемы композиционной грамоты мы можем анализируя произведения ведущих мировых художников работающих в разное время и в разных жанрах изобразительного искусства.


Свою основу формирования композиционная грамота берет еще со средневековья.


Хорошее владение композиционной грамотой интересным построением композиционного строя, демонстрируют нам полотна работ художников работающих в эпоху высокого возрождения.


Долго и упорно можно спорить и говорить о том что верно, а что нет, но все это ведет к дробному восприятию композиции разных эпох.


Уже то, что художники работали в разное время и в разных жанрах говорит о том, что абсолютно одинаковых построенных композиций не бывает, что продиктовывает индивидуальность художника, как мастера своего дела работающего в тот период времени, в который работал мастер.

А теперь мы попробуем разобраться с основными требованиями к построению композиции, на примере иллюстраций и репродукций.



  1. «Теоретические основы»


Основные законы композиции имеют объективный характер. Они существуют и действуют во всех видах и жанрах искусства.

Владея основными законами композиции, можно сделать общий творческий анализ любого художественного произведения.


  1. Закон единства содержания и формы:

  2. Закон цельности:

  3. Закон типизации:

  4. Закон контрастов:

  5. Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.



Правила приемы и средства, композиции:

  1. Сюжетно-композиционный центр картины.

  2. Определение сюжетно-композиционного центра.

  3. Масштабность, как средство выявления сюжетно-композиционного центра.

  4. Прием изоляции.

  5. Свет, как средство выражения.

  6. Равновесие.

  7. Симметрия и асимметрия.

  8. Ритм, как средство выражения в искусстве.

  9. Формат.

  10. Размер.

  11. Горизонт.

  12. Тон.

  13. Цвето-тоновое пятно.


Все эти приемы демонстрируют правильное создание композиции.

А теперь проведем анализ этих приемов на примере репродукций.




Литература:

  1. Е. В. Шорохов «Композиция»

  2. Н. Г. Козлов «Основы композиционной грамоты»

  3. Е. В. Шорохов «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства»