 | Департамент профессионального образования Томской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Томский политехнический техникум» |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме: Копирование элементов объекта массивом
Технология «Педагогическая мастерская»
Учебная дисциплина: ОП.02 Компьютерная графика
Специальность: 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация
промышленного оборудования (по отраслям)
НоминацияАвтор: Метелькова Елена Александровна

Томск
2016
Рассмотрено на заседании ЦМК естественнонаучных дисциплин Протокол № ______ «_____» ________ 2016 г. Председатель ЦМК _______________С.И.Пирогова | Одобрено и рекомендовано к использованию методическим советом техникума «_____»_______________20___г. Зам. директора по УМР ______________Е.А.Метелькова |
Копирование элементов объекта массивом: Методическая разработка урока.- ТПТ.-2016.
Разработал: Е.А.Метелькова, преподаватель ОГБПОУ «ТПТ»
Рецензент:
Методическая разработка урока «Копирование элементов объекта массивом (технология «Педагогическая мастерская»)» составлена в соответствии с требованиями ФГОС для специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Основой новых ФГОС является компетентность, т.е. профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность выпускника выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме нормами. Компетентностный подход предполагает изменение формы организации образовательного процесса, переход к активно-деятельностным технологиям преподавания. В силу этого возникает необходимость разработки принципиально нового методического обеспечения.
634027, г. Томск тел. : (3822) 72-43-24
ул. Смирнова, 44 e-mail: metelkova@tpt.tom.ru
План урока
Специальность: 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Курс: 1
УД: Компьютерная графика
Тема программы: Построение фрагментов чертежей
Тема занятия: Копирование элементов объекта массивом
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: практическая работа
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, в микрогруппах, фронтальная
Методы обучения: интерактивный, поисковый, практический
Используемые технологии: педагогическая мастерская
Результаты освоения дисциплины по ФГОС:
студент должен знать | студент должен уметь |
правила работы на персональном компьютере при создании чертежей с учетом прикладных программ | создавать, редактировать и оформлять чертежи на персональном компьютере с использованием прикладных программ |
Цели урока, его развивающие и воспитательные задачи:
1. К концу урока студенты будут:
-знать понятие массива, способы копирования элементов объекта;
-уметь выполнять копирование элементов объекта по окружности, по сетке.
2. В ходе урока содействовать развитию: внимания, наблюдательности, качеств технического и логического (анализ, синтез, сравнение, аналогия) мышления;
созданию условий для формирования познавательной активности; умения выполнять самоконтроль, рефлексию своей деятельности.
3. В ходе урока способствовать воспитанию: умения самопрезентации, ответственности, умения работать в коллективе; привитие интереса к будущей специальности.
4. В ходе урока создать условия для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.
ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.
Место проведения: лаборатория информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности
Время проведения: 2 часа (90 минут)
Междисциплинарные связи
Обеспечивающие УД/МДК: | Обеспечиваемые УД/МДК: |
- ОП.01 Инженерная графика - ЕН.02 Информатика | - ОП.12 Детали машин - МДК.02.01 Эксплуатация промышленного оборудования |
Материально-дидактическое оснащение урока:
Информационно-дидактический материал
Технологическая карта урока
Д-1 Упражнение «Истина-Ложь»
Д-2 Лист ассоциаций
Д-3 Цитаты к уроку
Д-4, Д-5 Рабочая тетрадь (на 2 листах)
Д-6 Оценочный лист
Д-7 Синквейн
Оборудование
ПО: САПР КОМПАС 3D LT V12;
Натурные образцы:
2.1.Однорядный радиальный шарикоподшипник и зубчатое колесо на валу,
2.2. Фланец,
2.3. Накидная гайка,
2.4. Радиально-упорный роликовый подшипник (конический);
Маркеры, магниты, цветные листы для мета-плана;
Доска магнитная под маркер.
Источники информации (для преподавателя)
1. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/В.И.Садкина.-Изд. 2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2015.-87с.: табл.-(Золотая педагогическая коллекция).
2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Качкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская.- С.-Пб: КАРО, 2015.-176с. (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»).-сс.124-147.
3. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html Технология «Педагогические мастерские»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы урока | Цель этапа | Время (мин) | Содержание деятельности | Формы и методы | Средства обучения | Формируемые компетенции | Измерители |
преподавателя | студента |
Организационный момент | Организовать и настроить студентов на работу | 1 | Проверяет готовность студентов к уроку | Знакомятся с ходом урока, загружают ПО КОМПАС 3D LT V12 | Фронтальная | Вербальные | | Внимание, активность студентов |
Актуализация опорных знаний | Подготовить к восприятию нового материала | 4 | Дает инструкцию по выполнению упражнения | Заполняют таблицу двоичных ответов, определяя истинность утверждений | Индивидуальная | Упражнение «ИСТИНА-ЛОЖЬ» Приложение Д-1 | ОК 2,3 | Столбец двоичных ответов |
Самоконтроль | Проверка правильности выполненного задания; обсуждение утверждений, вызвавших затруднение | 2 | Предоставляет студентам возможность проверить результаты упражнения через подсказку: утверждения под номером, являющимся делителем числа 6, ложны, остальные истинны. Привлекает студентов к обсуждению результатов упражнения | Проверяют полученные результаты в соответствии с подсказкой, называют утверждения, вызвавшие затруднение | Индивидуальная Фронтальная Беседа | Вербальные Приложение Д-1 | ОК 2,3 | Столбец двоичных ответов, активность студентов |
М-1 Индукция (наведение) | Создать эмоциональный настрой, мотивацию студентов к поисковой деятельности | 3 | Демонстрирует рисунок «молоток»: какие ассоциации у вас возникают? Демонстрирует цитаты, формулирует проблему | Формулируют возникшие аасоциации Знакомятся с ситуацией, предлагают варианты решения | Фронтальная | Приложения Д-2, Д-3 Оборудование 2.1, 2.2 | ОК 1 | Активность студентов |
М-2 Самоконструкция | Создать варианты индивидуальных гипотез обучающихся | 10 | Мотивирует на поиск решения проблемы | Выполняют задания 1-4 в рабочей тетради по теме | Индивидуальная Поисковый | Приложение Д-4 Оборудование 2.1- 2.4 | ОК 1-4 | Рабочая тетрадь по теме |
М-3 Социоконструкция | Обобщить индивидуальные модели разрешения проблемной ситуации в парах | 5 | Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Отметьте сходные гипотезы. Координирует работу в парах по необходимости | Работают в парах, обобщая возможные варианты решения на основе сходства с выделением маркером | В парах Поисковый | Приложение Д-4 Оборудование 2.1- 2.4 Маркеры КОМПАС 3D LT V12 | ОК 1-5 | Рабочая тетрадь по теме, активность в паре |
М-4 Социализация | Обобщить все модели разрешения проблемной ситуации и представить общее решение | 10 | Организует работу в группах: объединитесь в группы по три-четыре человека и поделитесь полученными результатами. Оформите общий проект решения, сформулировав ответы на задания 1 и 4. Координирует работу в группах | Группируют общие идеи. Оформляют общее решение | Микрогруппы | Приложение Д-4 Оборудование 2.1- 2.4 Маркеры | ОК 1-6 ПК 3.2 | Рабочая тетрадь по теме, активность в группе |
М-5 Афиширование | Уметь представить результат группы присутствующим | 10 | Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления | Представляют результаты в технике мета-план на доске, знакомят с ними присутствующих | Фронтальная Беседа | Магнитная доска Магниты Оборудование 2.1- 2.2 | ОК 1-7 ПК 3.2 | Мета-план, активность студентов |
М-6 Разрыв | Способствовать осознанию обучающимися наличия нескольких вариантов решения проблемы, подвигнуть их к углублению в данную проблему | 35 | Фиксирует внимание на возникших познавательных противоречиях. Организует работу с источником по разрешению противоречий - задание 5. Координирует индивидуальную практическую работу обучающихся | Осознают возникшие противоречия. Работают с источниками информации, закрепляют и применяют знания, умения в редакторе | Индивидуальная Практический Поисковый | Приложение Д-5 КОМПАС 3D LT V12 | ОК 1-7 ПК 1.5 ПК 3.2 ПК 3.4 | Рабочая тетрадь по теме, активность студентов на рабочих местах |
Самоконтроль и самооценка. Подведение итогов урока | Проверка полноты и правильности выполненного задания Формирование навыков самооценки, содействие воспитанию объективности | 5 | Предоставляет студентам оценочные листы. Разъясняет, из каких показателей состоит оценка деятельности каждого, и каковы критерии оценивания. | Заполняют оценочный лист, анализируют работу на каждом этапе, и личный вклад | Индивидуальная | Приложения Д-5, Д-6 | ОК 2,3 ПК 3.4 | Таблица результатов |
М-7 Рефлексия | Проанализировать степень достижения цели, работу групп и отдельных обучающихся. Дать возможность обучающимся описать свои ощущения, эмоции от проведенного урока | 5 | Предлагает студентам оценить свои внутренние ощущения от урока, по вопросу комфортности индивидуальной и совместной деятельности, проанализировать соотнести цитаты и результаты урока, выбрать термин урока и составить с ним синквейн | Выражают свое отношение к уроку, анализируют цитаты урока, выбирают термин урока и оформляют синквейн, озвучивают свои варианты синквейна | Фронтальная Беседа Индивидуальная | Вербальные средства Приложения Д-2, Д-7 | ОК 1, 6, 7 ПК 3.4 | Активность студентов, лист синквейна |
Приложение Д-1
Упражнение «ИСТИНА-ЛОЖЬ»
Ф.И.О. обучающегося______________________________________________________
№ п/п | Определите, верны или неверны указанные утверждения. Ответ запишите в двоичной форме. | Ответ (1 или 0) |
1 | КОМПАС 3Д относится к растровым графическим редакторам. | |
2 | КОМПАС 3Д позволяет создать только чертежи. | |
3 | Недостатком векторной графики является большой объем созданных файлов. | |
4 | Сочетание клавиш Ctrl+Enter осуществляет ввод объекта. | |
5 | При нанесении размеров допускается ввод текста. | |
6 | Инструмент Усечь кривую находится на панели Геометрия. | |
7 | Параллельные прямые находятся на расширенной панели инструмента Вспомогательные прямые. | |
8 | Инструмент Копия указанием находится на панели Редактирование. | |
9 | Инструмент Симметрия позволяет сократить шаги построения. | |
10 | Для копирования объекта необходимо его выделить. | |
Приложение Д-2

Приложение Д-3
Всякая экономия в конечном счете
сводится к экономиии времени.
К.Маркс
Лень - двигатель прогресса.
«Лень» А.Вознесенский
Время - деньги.
Англ.поговорка
Приложение Д-4
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
 |  |  |  |  |
Рис.1. Однорядный радиальный шарикоподшипник и зубчатое колесо на валу | Рис.2. Фланец | Рис.3. Накидная гайка | Рис.4. Радиально-упорный роликовый подшипник (конический) | Рис.5. Решетка |
Задание 1. Сравните объекты, изображённые на рисунках 1-5. Опишите характеристики, общие для всех объектов. |
Задание 2. Перечислите параметры объектов, которые существенно отличают один объект от другого. |
| | | | |
Задание 3. Укажите, присутствуют ли характеристики, указанные в задании 1, на Рис.6. Если присутствуют, то указать, какие. |  Рис.6. Велосипедное колесо |
Задание 4. Укажите инструменты для сокращения шагов построения объектов на рисунках 1-5. Укажите название панели с данными инструментами. |
Приложение Д-5
Задание 5. 5.1. В рабочей тетради отметьте маркером на рисунках 7-9 базовые компоненты массива1. 5.2. Выполните построение объектов во фрагменте, загрузив КОМПАС. 5.3. Нанесите размеры. |
 |  |  |
Рис.7. Фланец | Рис.8. Решетка | Рис.9. Диск делительный |
5.4. Укажите инструменты, которые применили для сокращения шагов построения. |
| | |
Приложение Д-6
О
ценочный лист
Ф.И.О. обучающегося______________________________________________________
№ п/п | Критерии оценки | Баллы | Отметка |
1 | Работа в группе (задания 1-4): -Активно, 1 балл -Пассивно, 0 баллов | | Х |
2 | Презентация решения у доски (1/0) | | Х |
3 | Выполнение индивидуального практического задания 5: | Х | Х |
-Верная отметка базового элемента массива в рабочей тетради (по 1 баллу) рисунок 7 рисунок 8 рисунок 9 | Х | Х |
| Х |
| Х |
| Х |
-Наличие построенного объекта (по 1 баллу) рисунок 7 рисунок 8 рисунок 9 | Х | Х |
| Х |
| Х |
| Х |
-Соответствие размеров образцу (по 1 баллу) рисунок 7 рисунок 8 рисунок 9 | Х | Х |
| Х |
| Х |
| Х |
-Применение специального инструментария, сокращающего шаги построения (по 1 баллу) рисунок 7 рисунок 8 рисунок 9 | Х | Х |
| Х |
| Х |
| Х |
Соблюдение временного регламента выполнение задания, минимум за 10 минут до конца урока - 1 балл | | Х |
ВСЕГО | | |
Шкала перевода баллов в отметку
Процент результативности | Качественная оценка достижений обучающегося |
баллы | отметка |
90-100 | 14-15 | 5 |
80-89 | 12-13 | 4 |
70-79 | 10-11 | 3 |
менее 70 | 0-9 | 2 |
Приложение Д-7

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
1 Масси́в (фр. massif — мощный, сплошной, лат. massa — ком, кусок) — совокупность множества однородных предметов, составляющих единое целое.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2