Методическая разработка урока литературного чтения
в 3 классе по развивающей системе Л.В.Занкова
по теме «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка
(по сказке «Серая Шейка»)»
Думанская Елена Александровна
«Школа молодого учителя», г. Новочеркасск
МБОУ СОШ № 11 им. А.М. Позынича
Цель урока: создание условий для художественного анализа произведения и эмоционально-нравственной отзывчивости обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
Личностные:
- развивать чувство сопереживания, сострадания героям, уметь оценивать поступки героев, осознавать свою нравственную позицию («А как бы поступил я в данной ситуации?»)
Метапредметные:
Познавательные
-находить в тексте ответ на заданный вопрос;
-уметь выделять главное;
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Регулятивные
- принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
- выполнять свои действия по образцу (синквейн);
- контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- оценивать результаты работы;
Коммуникативные
-участвовать в учебном диалоге;
-выражать свои мысли в учебном диалоге;
-проявлять самостоятельность в парной работе.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, задания для групповой работы, иллюстрации к сказке, портрет писателя.
Ход урока
Организационный момент. Настройка детей, проверка рабочего места.
- В жизни все лучшее начинается с улыбки, с доброго слова. Улыбнитесь друг другу!
Мы продолжим работу над произведением Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»
Проверка домашнего задания. Мозговой штурм.
Где жил в детстве Д.Н.Мамин - Сибиряк?
Какой пейзаж видел маленький Дмитрий из окна своего дома?
Какое влияние оказывал на него отец?
В будущем Д.Мамин - Сибиряк создал свою семью. Что вы знаете о его семье?
Какую книгу посвятил он своей дочери?
О чем писал в своих сказках и рассказах Д.Мамин - Сибиряк?
(Обучающиеся отвечают на вопросы)
Работа по теме урока
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. С каким из этих героев вы познакомились на предыдущем уроке литературного чтения. (На доске герои разных сказок, ответ - Серая Шейка)
Посмотрите видеофрагмент сказки «Серая Шейка» и предположите дальнейшее развитие событий (демонстрация видеофрагмента)
- Кто такая Серая Шейка? (утка)
- Серая шейка была взрослой уткой или ребенком? У неё были родители? Одинаково ли родители относятся к своей дочери? Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами. (Карточки со словами на доске)
Утка Селезень
доброта эгоизм
забота равнодушие
любовь не способность к жертве
храбрость не тревожит себя грустными мыслями
- Посмотрите на их жизненные позиции. Одинаковы ли они?
(Ответы детей)
- Мы можем подвести итог, что Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать. А селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил порассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех».
- В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда: если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том, что полезно, а что вредно для организма, стараться не тревожиться и не волноваться ни о чем, есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем. Давайте посмотрим в толковом словаре, что значит новое слово.
(Знакомство обучающихся с новым понятием)
- Действительно, «обыватель» - это человек, который выражает внешнее сочувствие, внешнюю заинтересованность в жизни других – однако никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека. Хорошо ли находиться рядом с таким человеком? Можете ли вы привести примеры из жизни?
Работа по составлению синквейна.
- Вам нужно объединиться в группы и составить синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь селезня, утки. Одна группа пишет про Утку, вторая про Селезня, третья про Серую Шейку. Напоминание, что такое синквейн на слайде. Работаем 5 минут. Зачитайте свои варианты.
- Ваше мнение мне ясно, а как вы думаете, на чьей стороне автор? Докажите свою точку зрения цитатой из текста.
- Обратимся к последнему абзацу первой части. Почему для Серой шейки, по мнению Селезня было бы лучше, если бы её съела лиса?
- Как вы думаете, приходила ли такая мысль Серой Шейке?
Физминутка
На носочки встанем, облачко достанем.
На корточки присядем, травушку погладим.
Руками-крыльями взмахнем, как утята поклюем.
В стайки соберемся, друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть, и готовы в дальний путь
Выборочное чтение по учебнику.
- Какие времена года описываются в сказке?
- На доске вы видите два времени года – осень и зима. Послушайте два музыкальных отрывка и соотнесите каждый отрывок к рисунку. Докажите.
- Найдите описание осени в тексте. Какие слова и выражения доказывают, что это осень?
(Потемнели березки. Покраснели осины. Холодный осенний ветер, тяжелые осенние облака, мелкий осенний дождь. Вода замерзла у берегов. Тонкий, как стекло лед. Утки улетели.)
- Как называется художественное описание картин природы? (пейзаж)
- Как пейзаж помогает понять переживания Серой Шейки?
(- Неужели я совсем одна? - думала Серая Шейка, заливаясь слезами.)
- Найдите описание зимы. Какие сравнения использует автор при описании зимнего пейзажа? (Холод прикрыл горную реку, точно зеркальным стеклом. Земля покрыта белоснежным ковром. Деревья убрались инеем, точно серебряным пухом. Ели стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.)
- Как пейзаж помогает понять переживания Серой Шейки? (Она трепетала при мысли, что полынья вот-вот замерзнет).
- Есть в этой части подтверждение тому, что Мамин-Сибиряк тонко чувствовал и красиво описывал природу? Какие приемы применяет? (сравнение, олицетворение). (Дети находят в тексте подтверждение, читают)
- Какими словами заканчиваются первые 3 главы этой сказки?
1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою». – Селезень
2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка
3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц
- Получается, что никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка.
- А была ли Лиса единственной угрозой жизни Серой Шейки? (Нет, Серая Шейка может погибнуть еще от холода, а, если река совсем замерзнет, то и от голода).
- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?
- Вам понравился Акинтич? Какой это человек?
(Добродушный, для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота).
Работа по парам.
- Ребята, вас сейчас ждет творческое задание. Представьте себе, что вы Серая Шейка, которая состарилась, у нее есть внуки-утята. Напишите ребятам письмо. Что бы вы могли рассказать? О чем предупредить? Что посоветовать?
(Работа по парам, 5-7 мин, после по желанию зачитывание получившихся писем).
Итог урока.
- Д.Мамин-Сибиряк очень тонко чувствовал природу и был хорошим психологом передавая внутренне состояние главной героини. В этом и состоит его особенная манера написания сказки. Мы с вами убедились в том, что автор отличный наблюдатель и подмечает особенности поведения животных, красоту времен года.
- С каким настроением мы читали сказку на прошлом уроке? (Было грустно, переживали за уточку, боялись)
- Какое настроение у вас сегодня? Как закончилась сказка?
- Что вас тронуло в этой сказке?- Что поразило?
- Что порадовало?
- Что и кто у вас вызвал возмущение и недовольство?
- Смогла бы Серая Шейка одна пережить холод и одиночество?
- Какие выводы для себя мы можем сделать? (Хорошо, когда в трудную минуту рядом оказывается друг, нельзя пользоваться беспомощностью более слабого, нужно оставаться сильным в любой ситуации).
Рефлексия.
- Предлагаю вам оценить вашу работу на уроке с помощью уже знакомой нам игры «Чемодан – мясорубка - корзина». На доске три соответствующие картинки. Приклейте свой жетон к тому рисунку, который соответствует вашим мыслям: Чемодан (Буду хранить полученную информацию, пригодится в будущем), Мясорубка (Нужно время, чтобы осмыслить полученную информацию и выводы), Корзина (Все выброшу). Спасибо вам за урок!
Домашнее задание.
Для домашней работы я представляю вам несколько вариантов, каждый может выбрать для себя понравившийся вариант.
Попробовать написать хокку по теме «Осень»
Найти интересные факты из жизни уток, оформить.
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки.