СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"»

А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для формирования понимания различий между добром и злом на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; способствовать развитию умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступков, работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения

Метапредметные:

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассников


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте аннотацию, составленную к произведению А. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

























– Разгадайте кроссворд по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1. Что подносили богатыри царевне?

2. Какой напиток подавали царевне в доме бога-
тырей?

3. Куда поместили гроб с царевной?

4. Где находился дом богатырей?

5. Кто подсказал царевичу, где находится гроб с царевной?

6. На кого охотились богатыри?

7. Кто отвел царевну в лес?

8. Чем угрожала царица Чернавке?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

– «Сказка о попе и работнике его Балде» начинается по классической русской традиции словами:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Далее рассказывается о том, как он прогуливался по базару, где встретился с мужичком по имени Балда и нанял его к себе работником, причем за комичную плату («В год за три щелка тебе по лбу» – такое условие выдвинул мужичок). После этого зажил Балда «в поповом доме» и стал трудиться на совесть. Через некоторое время попа стали одолевать сомнения в выгодности сделки, и он по совету попадьи дает Балде заранее невыполнимое поручение, чтобы избежать даже этих щелчков:

Как наешься ты своей полбы,

Собери-ка с чертей оброк мне полный.

Невозмутимый Балда отправляется за оброком.
У берега моря он находит чертей и хитростью получает с них злополучный оброк, а по возвращении – требует от попа полную плату за труды. Поп вынужденно подставляет свой лоб и получает сполна – так, что после третьего щелчка у него вышибает ум.

Заканчивается сказка моралью:

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Разгадывают кроссворд.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Словарная работа. Аналитическое чтение сказки

Проводит словарную работу по произведению.

– Что вы можете рассказать об интересе А. Пушкина к фольклору?

– Вспомните известные пушкинские сказки и расскажите, почему поэт любил этот жанр устного народного творчества?

– Найдите в толковом словаре значение слова «черный». Укажите, какое значение имеет это слово в следующих строках:

Она, черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

– Составите несколько предложений со словом «черный». Покажите в своих примерах разные значения этого слова.

– Какое значение имеют следующие слова с корнем -черн-: Чернавка, черница, чернорабочий, черника, черновик?

– Определите значение слова «глубокий» в следующих предложениях:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя…

– Постой, –

Отвечает ветер буйный, –

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора…

– Какое значение имеет слово «положила»
в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и в современном русском языке не употребляется?

Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить…

Сотворив обряд печальный,

Вот они во гроб хрустальный

Труп царевны молодой

Положили – и толпой

Понесли в пустую гору…

– К выделенному слову из данной фразы подберите синонимы из предложений.

Фраза: «Не кручинься же…».

Предложения.

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней...

Ясный месяц продолжал:

«Погоди, об ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет.

Ты к нему теперь ступай,

Не печалься же, прощай».

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая…

– Выделенные слова замените такими, которые произносятся в современном русском языке.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился

Издалече наконец

Воротился царь-отец…

Коль старушка, будь нам мать,

Так и будем величать...

Перечитывают тест произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Работают с толковым словарем.




Черная зависть – негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости.

Чернавка – служанка, которая выполняет черную работу.

Черница – монахиня.

Чернорабочий – тот, кто выполняет работу, не требующую какой-либо квалификации (обычно физически тяжелую или грязную).

Черника – мелкий дикорастущий кустарник семейства брусничных с черными съедобными ягодами.

Черновик – черновой текст.




– Глубокая тьма – ночь.


– Глубокая нора – большая нора под землей.













– Положила – приказала.















– Кручинься – тужит.

– Кручинься – печалься.











– Снарядился – собрался в дорогу.

– Величать – называть

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте

IV. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить пересказ любого отрывка.

Выполнить задание в рабочей тетради (с. 29)

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Сохранять учебные задачи

V. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу
по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? Какие герои и эпизоды сказки понравились вам более всего?

– Мотивы каких народных сказок вы вспомнили, читая сказку А. С. Пушкина?

– Выигрывает ли повествование благодаря стихотворной форме изложения?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности