I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте аннотацию, составленную к произведению А. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». – Разгадайте кроссворд по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 1. Что подносили богатыри царевне? 2. Какой напиток подавали царевне в доме бога- тырей? 3. Куда поместили гроб с царевной? 4. Где находился дом богатырей? 5. Кто подсказал царевичу, где находится гроб с царевной? 6. На кого охотились богатыри? 7. Кто отвел царевну в лес? 8. Чем угрожала царица Чернавке? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. – «Сказка о попе и работнике его Балде» начинается по классической русской традиции словами: Жил-был поп, Толоконный лоб. Далее рассказывается о том, как он прогуливался по базару, где встретился с мужичком по имени Балда и нанял его к себе работником, причем за комичную плату («В год за три щелка тебе по лбу» – такое условие выдвинул мужичок). После этого зажил Балда «в поповом доме» и стал трудиться на совесть. Через некоторое время попа стали одолевать сомнения в выгодности сделки, и он по совету попадьи дает Балде заранее невыполнимое поручение, чтобы избежать даже этих щелчков: Как наешься ты своей полбы, Собери-ка с чертей оброк мне полный. Невозмутимый Балда отправляется за оброком. У берега моря он находит чертей и хитростью получает с них злополучный оброк, а по возвращении – требует от попа полную плату за труды. Поп вынужденно подставляет свой лоб и получает сполна – так, что после третьего щелчка у него вышибает ум. Заканчивается сказка моралью: А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Разгадывают кроссворд.  | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
III. Словарная работа. Аналитическое чтение сказки | Проводит словарную работу по произведению. – Что вы можете рассказать об интересе А. Пушкина к фольклору? – Вспомните известные пушкинские сказки и расскажите, почему поэт любил этот жанр устного народного творчества? – Найдите в толковом словаре значение слова «черный». Укажите, какое значение имеет это слово в следующих строках: Она, черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. – Составите несколько предложений со словом «черный». Покажите в своих примерах разные значения этого слова. – Какое значение имеют следующие слова с корнем -черн-: Чернавка, черница, чернорабочий, черника, черновик? – Определите значение слова «глубокий» в следующих предложениях: Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя… – Постой, – Отвечает ветер буйный, – Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора… – Какое значение имеет слово «положила» в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и в современном русском языке не употребляется? Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить… Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили – и толпой Понесли в пустую гору… – К выделенному слову из данной фразы подберите синонимы из предложений. Фраза: «Не кручинься же…». Предложения. И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней... Ясный месяц продолжал: «Погоди, об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, Не печалься же, прощай». Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая… – Выделенные слова замените такими, которые произносятся в современном русском языке. Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился… Издалече наконец Воротился царь-отец… Коль старушка, будь нам мать, Так и будем величать... | Перечитывают тест произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Работают с толковым словарем. Черная зависть – негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Чернавка – служанка, которая выполняет черную работу. Черница – монахиня. Чернорабочий – тот, кто выполняет работу, не требующую какой-либо квалификации (обычно физически тяжелую или грязную). Черника – мелкий дикорастущий кустарник семейства брусничных с черными съедобными ягодами. Черновик – черновой текст. – Глубокая тьма – ночь. – Глубокая нора – большая нора под землей. – Положила – приказала. – Кручинься – тужит. – Кручинься – печалься. – Снарядился – собрался в дорогу. – Величать – называть | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте |
V. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? Какие герои и эпизоды сказки понравились вам более всего? – Мотивы каких народных сказок вы вспомнили, читая сказку А. С. Пушкина? – Выигрывает ли повествование благодаря стихотворной форме изложения? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |