СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания на тему " Коррупция и борьба с ней"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока представлена на областной конкурс   методических разработок  педагогов образовательных организаций Пензенской области по формированию антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры школьников.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания на тему " Коррупция и борьба с ней"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8
имени Павла Александровича Щипанова города Кузнецка












Областной конкурс методических разработок педагогов образовательных организаций Пензенской области по формированию антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры школьников

Номинация: «Лучшая методическая разработка урока»


Тема: «Коррупция и борьба с ней»


Автор: Леонова Кристина Сергеевна

учитель истории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

имени Павла Александровича Щипанова

города Кузнецка




Кузнецк

2017


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработка урока представлена на областной конкурс методических разработок педагогов образовательных организаций Пензенской области по формированию антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры школьников.

Данная методическая разработка урока обществознания предназначена для учителей, работающих с учащимися старшего звена.

Автором разработана рабочая программа по предмету «Обществознание», где III раздел называется «Человек и закон». В рамках этого раздела изучается такая отрасль как уголовное право.

Тема урока «Коррупция и борьба с ней» (1 час) включена в программу с целью формирования у учащихся антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативное отношение к коррупции.

Актуальность темы: в настоящее время наблюдается заметный рост общественного интереса в России к проблеме коррупции. Ее природа, причины и последствия, антикоррупционные меры являются предметом не утихающих споров среди политиков, государственных деятелей, журналистов и населения. «Концепцией национальной безопасности Российской Федерации» коррупция отнесена к одной из угроз национальной безопасности страны. Задачей школы является формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения у старшеклассников.

Взяточничество, злоупотребление властью, служебным положением – это общественно опасные деяния, которые приносят экономический, социальный, психологический, моральный ущерб.

В условиях построения правового государства, к которому стремиться Россия (см. Конституцию РФ), особенно остро стоит проблема законности, а точнее верховенства закона. Имеет ли моральное право государственный или муниципальный чиновник, преступающий закон, требовать от остальных членов общества соблюдения правопорядка? Конечно, нет. Возникает проблема: тот, кто должен опираться в своей деятельности на закон становится главным его нарушителем.

Проблема законности в отношении чиновников имеет несколько аспектов. Один из них – противостояние коррупции.

Почему такие преступления совершаются? Что или кто способствует этому? Почему люди относятся к данным преступлениям снисходительно? Можно ли добиться «выздоровления» общества от этого недуга? Эти и многие другие вопросы, связанные с проблемой коррупции, волнуют меня, студентов и заставляют задуматься над возможностями её решения.

Для реализации цели нужно решить задачи урока:

1)образовательные:

- сформировать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

- сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

2) развивающие:

- развивать умения применять правовые знания в новой ситуации;

- формировать умения работы с опорным конспектом, развивать умения анализировать текст, структурировать информацию;

- развивать умения выдвигать гипотезы и отбирать аргументы, отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблемы.

3) воспитательные:

- воспитывать уважение к закону, сознательное отношение к нему законопослушных граждан. стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;

Тема урока «Коррупция и борьба с ней» изучается в 11 классе. Но её можно включать и в 10 и 9 классах при изучении отрасли уголовного права. Также эта тема может использоваться при изучении тем социально-экономического цикла, которые включены в учебный план 9-11 классов. Например, в рамках изучения темы «Политические элиты», «Функции государства в экономике», при знакомстве с темой «Социальная структура общества» и других.

Ожидаемые результаты этого урока – изменение оценки школьниками коррупционной деятельности в сторону её порицания.

Технологическая карта урока


Тема урока

Коррупция и борьба с ней

Учебник

Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И Городецкая и др; под редакцией Л.Н. Боголюбов., Л.Н Лазебниковой; Российской академией наук, Российской академией образования, издательство «Просвещение» 7 –е -М, 2011.

Разработчик урока

Леонова Кристина Сергеевна

Тип урока

Урок изучения нового

Вид урока

Традиционный (изучение нового материала)

Цель урока

Сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции

Задачи урока

1)образовательные:

- сформировать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

- сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

2) развивающие:

- развивать умения применять правовые знания в новой ситуации;

- формировать умения работы с опорным конспектом, развивать умения анализировать текст, структурировать информацию;

- развивать умения выдвигать гипотезы и отбирать аргументы, отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблемы.

3) воспитательные:

- воспитывать уважение к закону, сознательное отношение к нему законопослушных граждан. стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;

Основные термины

и понятия темы

Понятийный аппарат: коррупция, причины коррупции, виды коррупции взятка, лихоимство, мздоимство, злоупотребление служебными полномочиями.

Планируемые результаты


  • Познавательные УУД:

    • овладеют базовыми понятиями, умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию.

  • Регулятивные УУД

    • планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.

  • Коммуникативные УУД

  • охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоциональной окраской, умеют организовать общение..

  • Личностные УУД

  • сформирована полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

  • формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.

Организация пространства

(смешанное обучение,"перевернутый урок", асинхронное обучение,

синхронное обучение)

Синхронное обучение (обучение, при котором взаимодействие между обучающимися и обучаемыми происходит в одно и то же время).

Виды деятельности на уроке

(коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала)

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные технологии

(развивающее обучение,

личностно-ориентированное обучение, метод проектов,

разноуровневое обучение, модульное обучение, дистанционные технологии, мобильное обучение, системы управления учебным процессом (LMS), облачные технологии, здоровьесберегающие технологии)

Развивающее обучение. Метод проектов – педагогической технологии, формирующей основные компетенции учащихся, развивающей навыки самопрезентации и умение общаться, а значит – работает на социализацию личности ученика.

Проблемное обучение.

Дифференцированное обучение различных категорий обучающихся (одаренных детей,

детей из социально неблагополучных семей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации, детей из семей мигрантов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением).

Дифференцированное обучение.

Правила работы на уроке (если они существуют)

Работа в группах.

Используемые виды контроля

и оценивания на уроке (контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем);

самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся).

Фронтальный, индивидуальный, групповой, коллективная; репродуктивный (читать, пересказать, вспомнить); поисковый (самостоятельная работа с учебником, доказать свою точку зрения, оценить, сравнить, сделать вывод)

Необходимое оборудование


учительский компьютер, интерактивная доска SmartBoard, проектор, ОС WindowsXP, MSOffice 2007;

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме, схемы на доске

Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет


Рефлексия

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (Анализирует деятельность по достижению цели)

Организационная структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические приемы и их содержание

Формируемые УУД

(универсальные учебные действия)

Организационный этап.

Приветствие: проверяет готовность обучающихся к уроку; Создаёт мотивацию к учебной деятельности; включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Проявляют интерес к материалу изучения.

Исходя из своего опыта, высказывают собственные мысли.


Личностные: формирование дисциплины и внимания

Коммуникативные: определять цели и функции участников групп, слушать и обсуждать разные точки зрения: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Создаёт проблемную ситуации, в результате, которого учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, выдвигают цель урока.

Обратите внимание на экран

демонстрация видеофрагмента из к/ф «Ревизор».

- О чем идет речь в данной поэме?

- Почему чиновники дают взятки ревизору?

- Как ведет себя ревизор и почему?

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

Анализируют. Останавливают свой выбор на цели, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования





Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы, формулируют тему урока


Проблемная ситуация.

Вопросы и побудительные предложения помогают ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать проблему.

Регулятивные:

планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.


Открываем тетради, записываем дату и тему урока.


Какие ассоциации возникают у вас в связи с термином "коррупции" (ассоциативный ряд фиксируется на доске в виде кластера)

Подкуп






корысть











Сформулируйте цель нашего урока.




Подумайте, на какие вопросы мы должны с вами сегодня ответить?


Ответы детей: Коррупция и борьба с ней.



Предлагают варианты ответов.

Вымога-

тельство




Правонару-шение





Коррупция






Взяточни-

чество

Продаж-

ность









Ответы учеников: изучить, что такое коррупция, выявить особенности проявления, причины и последствия коррупции.


Что такое коррупция?

Каковы причины возникновения коррупции?

Основные виды коррупции?

Как бороться с коррупцией?






ТРКМ(технология развития критиеского мышления)

Составление кластера.

Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Ключевые слова – по ним делаем предположения о теме или материале урока.







Познавательные: использование знаний.

Познавательные: получать информацию представленную в различных формах




















Коммуникативные: выражают свои взгляды с эмоциональной окраской, умеют организовать общение.

Познавательные:

    • произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

    • определяют основную и второстепенную информацию







Актуализация знаний














































































































































































































































































































Первичное усвоение новых знаний.







































































































Первичное закрепление.






























Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.




































Рефлексия (подведение итогов занятия).














Информация о домашнем задании, инструктаж



1. Знакомство с понятием

Обратимся к компетентным источникам различные справоч­ные издания и документы для определения термина.























































Учащимся предлагается выбрать из всех определений наиболее существенные признаки данного понятия.

































2.Рассматриваются исторические корни коррупции в России.







































































































3.Проблема коррупции актуальна и для нашего государства, замедляет развитие общества.

Предлагаются статистические данные о распространении коррупции в России.

Прокомментируйте диаграмму.











4.Знакомство с видами коррупции. 1 ряд – 1и2 ситуация

2ряд – 3и 4,3 ряд – 5и 6.































































































































1. Задание коллективное: составить кластер по теме "Виды коррупции" (выступают желающие с каждого ряда и определяют свой вид коррупции)






















2.Учитель сообщает дополнительную информацию об основных признаках коррупционного действия:
















3. Способы борьбы с коррупцией.


Вы – подростки, которые стоят перед выбором будущей профессии. Пройдет 5-6 лет, и вы, дипломированные специалисты, начнете работать. Возможно, кто-то из вас займет высокий пост, кто-то займется предпринимательской деятельностью…

Какие способы борьбы с коррупцией вы бы смогли предложить?












































1.Учитель еще раз обращает внимание на составленные кластеры и презентацию.

Что приводит к коррупции?

Учитель следит за правильностью речи, в случае необходимости уточняет и корректирует информацию.



2.Работа в парах.

Задание: составить синквейн о коррупции.












Учитель предлагает ученикам сделать самостоятельно вывод урока. Выслушивает ответы учащихся и подводит итог.

































А теперь, хотелось бы, чтобы вы оценили наш сегодняшний урок по 5-ти бальной шкале, напишите, пожалуйста, на ваших стикерах оценку и наклейте ее на доску.

Выставление оценок:

Учитель отмечает оценками тех, кто активно работал

Объясняет сущность домашнего задания.

Предоставляет разно уровневое задание.

Домашнее задание.

1.Учитель выдает письменное задание на листочках.

Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

По выбору: 1.Написать эссе  « Мое отношение к  коррупции».

2. подготовить рекламу на тему "Скажем коррупции "Нет!"

Изображение и представление рекламы на листах формата А3

С помощью гаджетов выполняют задание учителя, зачитывают ответы и делают вывод, определение записывают в тетрадь

Учащиеся, дают различные определения понятия.

Коррупция — это:

подкуп должностных лиц (Словарь РАН, Л.П.Крысин);

продажность политических деятелей и чиновников (Большой толковый словарь современного русского языка, Д.И.Ушаков);

совращение, подкуп; порча, повреждение; упадок (Словарь латинских слов и выражений);

гниение, искажение, извращение; продажность (Словарь Мюллера);

взяточничество, т.е. противозаконная передача денежных или других средств от одного лица другому с целью получения льгот, привилегий, протекции и т.п. (Словарь совре­менных заимствований);

злоупотребление государственной властью в личных целях, т.е. продажность госу­дарственных служащих (от лат. corruptio — подкуп);

преступная деятельность в сфере политики, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения (Политология. Энциклопедический словарь);

преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (Советский энциклопедический словарь).

1.преступная, противозаконная деятельность, с целью личного обогащения.

2.подкуп.

3. продажность

4.злоупотребление государственной властью

5.участники – должностные лица, политические деятели,чиновники.

Запись определения в тетрадь

Коррупция (от лат. corruptio — подкуп) — в сфере политики — преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.




Учащиеся выступают с заранее под­готовленными сообщениями, относящи­мися к двум различным эпохам.

Отрывки из сообщений: /. Допетровская Русь.

Мздоимство на Руси упоминается в лето­писях уже в XIII в. В тексте Псковской грамо­ты внеправовые действия со стороны долж­ностных лиц обычно сопровождались угро­зой Страшного Суда во время «второго при­шествия Христа».

Впервые закон, определивший наказание за подкуп судей, появился в «Судебнике» 1497 г.

В Соборном уложении (1649) названы должностные преступления и преступления против порядка управления: взятка, вынесе­ние ложных приговоров, подделка докумен­тов, лжеприсяга, нарушение порядка судо­производства и т.д. За них предусматривались штрафы, телесные наказания и тюремное заключение.

2. Эпоха Петра I.

2 марта 1711 г. был учрежден Правитель­ствующий Сенат как хранитель государствен­ных интересов. Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711г., была вве­дена должность фискалов, на них лежала обязанность «над всеми делами тайно надсма­тривать», проведывая и обличая на суде «вся­кие преступления, взятки, кражу казны и про­чее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе». В 1714 г. — издан указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспе­чение чиновников и повышено их денежное содержание. В акте было отмечено, что взя­точничество приносит государству «вред» и «убыток» и квалифицировалось как престу­пление.

К борьбе с коррупцией Петр I пытался привлечь все население страны. Разрешалось доносить лично ему о лихоимстве, за что доносчик получал вознаграждение. Были учреждены Майорские розыскные канцеля­рии, формировавшиеся из лично известных Петру I боевых офицеров. Но их работа не являлась стабильной, так как офицеры не были освобождены от службы в армии.

В целях предупреждения взяточничества Петр I ввел новый порядок прохождения государственной службы для воевод: они не могли находиться на данной службе более двух лет, если не было письменной просьбы жителей города о том, чтобы это должност­ное лицо продолжало исполнять свои обя­занности.





Работа с диаграммой. Желающие делают комментарий и основные выводы к диаграмме.















Вывод: Коррупция затрагивает все сферы общественной жизни.







Ученики читают и определяют виды коррупции.( на основании правовых ситуаций и дополнительной информации о формах коррупции)


Ситуации:

1.При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Садыков И.Р.заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р.

(взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД)

2.Государственный служащий  Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

(Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями.  Растрата государственных средств – матер. урон бюджету государства )

3. Родственникам  больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».

 (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.)

4.Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя  Соловьева К.Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти)

5.Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников.

6.Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей  партии «Солидарность»,  во время предвыборной кампании  добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами  были закрыты.  ( злоупотребление полномочиями. Последствия: причинен существенный вред охраняемым законом правам  интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии, в справедливость)




(Бытовая коррупция, Деловая коррупция, Коррупция верховной власти )






















Ученики записывают в тетрадь.

Обоюдное согласие участников действия.

- Наличие взаимных обязательств.

- Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.

- Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.

- Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

- Обе стороны стремятся скрыть свои действия.





Ученики обсуждают в группах проблему и выступают с предложениями.

Примерные ответы:

1) - Для того, чтобы борьба с коррупцией приносила результаты, нужно желание всех людей. Ведь взяточничество существует не только благодаря тем, кто берет, но и тем, кто дает. Многие предпочитают решать свои дела в "ускоренном режиме", предлагая деньги. Часто это проще, нежели ждать разрешения дел на общих основаниях.

2) - В первую очередь нужно воспитать самих себя и перестать решать проблемы финансовым путем. Если б не было взяткодателей, то не было бы и тех, кто их получает. Мы сами приучаем к деньгам, к разного рода вознаграждениям тех, кто может решить наши проблемы.

3) - В наше время в очень многие места большие очереди, какой- то документ можно ждать годами; чтобы пробиться куда-то, нужны большие старания. Чтобы облегчить свои действия или сделать что-то очень быстро, люди дают деньги. И это вправду ускоряет нужный процесс.

4) - Большинство людей чаще всего рассматривают коррупцию с точки зрения компенсации низкой оплаты чиновника. Однако, вокруг нас много людей, получают маленькую зарплату!

5) - На мой взгляд, ликвидировать коррупцию можно, только ликвидировав ее причину – неблагополучное состояние общества. Если мы хотим, чтобы наша республика успешно развивалась, надо бороться с коррупцией.

6) - Понятия чести и незапятнанной репутации должны стать незыблемыми для каждого гражданина страны. Надо устранить пробелы в правовом воспитании населения. Надо формировать этику граждан.


Анализируют проблему, организуют поиск решения, выдвигают гипотезы.


Ученики выделяют причины коррупции на основании полученных знаний на уроке.

- большой разрыв в доходах населения;

- резкое падение заработной платы;

- ослабление государственного контроля;

- неопределенность норм рыночного поведения,

- пробелы в законодательстве.



Пример ответа учащихся:


  1. Коррупция


  1. Вредная, незаконная

  2. Поглощает разрушает искушает


  1. Вечная спутница любого дела


  1. Подкупность



Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Выполняют самооценку деятельности на уроке



















Записывают задание, задают вопросы если непонятно.

Частично –поисковый(эвристический) метод обучения заключается в следующих характерных признаках:

а)знания детям нужно добывать самостоятельно;

б)учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

в) ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие задачи, разрешают проблемные ситуации, проводят анализ, сравнение, обобщение, приходят к выводу, в результате данной работы у учеников формируются осознанные прочные знания.











Анализ. Анализ производится для выделения ряда признаков понятия

Синтез. Практическая сборка признаков понятия в единое целое с учетом их правильного взаимного расположения.

























Активный метод обучения, стимулирующий познавательную деятельность обучения.

















































































































































Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст (сходно с заданиями ЕГЭ, где нужно анализируя данные графика, диаграммы, выбрать правильный ответ или

составить вопросы к данным таблицы, диаграммы).













Ученик при выполнении заданий последовательно осуществил все этапы работы с текстом:

• выявил необходимую информацию;

• осмыслил текстовую и подтекстовую информацию;

• определил собственное отношение к информации.
















































































ТРКМ(технология развития критиеского мышления)

Составление кластера.

Это способ графической организации материала.







































Проблемная ситуация. Вопросы и побудительные предложения помогают ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и решить проблему.































































Проблемная ситуация. Вопросы и побудительные предложения помогают ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и решить проблему.




ТРКМ(технология развития критиеского мышления)

синквейн

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания, анализируют объекты с целью выделения существенных признаков






































































Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания.























































































Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Регулятивные:

планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


























































Регулятивные:

планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.








Познавательные: использовать знания по теме.

Регулятивные: коллективно ставить познавательную цель учебной деятельности, искать и фиксировать необходимую информацию

коммуникативные: слушать и слышать чужое мнение, доказывать и защищать свое.









































Познавательные: использовать знания по теме.

Регулятивные: коллективно ставить познавательную цель учебной деятельности, искать и фиксировать необходимую информацию

коммуникативные: слушать и слышать чужое мнение, доказывать и защищать свое. Личностные УУД: уметь осуществлять совместную информационную деятельность, творчески оценивать личностные достижения, реализовать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового.






Познавательные: использовать знания по теме, создают алгоритм деятельности; структурируют знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;









































Познавательные: использовать полученные знания.

Личностные УУД:, творчески оценивать личностные достижения

формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы









Познавательные: использовать полученные знания.



коммуникативные: слушать и слышать чужое мнение


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, данная методическая разработка формирует у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитывает негативное отношение к коррупции; формирует знания о законодательной базе борьбы с коррупцией в современной России.

Позволяет школьникам понимать смысл термина «коррупция» и систематизировать изученный материал по коррупции; владеть различными коммуникативными техниками в процессе трансляции результатов учебного исследования и дискуссии по проблемным вопросам борьбы с коррупцией в России;

Ведь в наших интересах вырастить здоровое поколение, как с физической стороны, так и с психологической. Также важно не потерять ни одного талантливого школьника и предложить ему разные формы последующей научной работы. Лишь в этом случае мы сможем вывести страну на более высокий и престижный уровень развития образования.


Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (принята всенародным голосованием) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, № 6 - ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета.- 1993.- 25 декабря.

  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ( в ред. от 3 апреля 2017 г.)// "Российская газета" от 30 декабря 2008 г. N 266

  3. Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы"( в ред. от 15 июля 2015 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1729


Научная и учебная литература

  1. Гриб В.Г., Окс Л.Е. "Противодействие коррупции". — М., 2011. – 192 с.:

  2. Наумов С.Н. Основы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. – М.: Спутник, 2011. – 100 С

  3. Качкина Т.Б. Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т.Б., Качкин А.В. – Ульяновск, 2009.-65с

  4. Качкина Т.Б. Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: учебное пособие /Т.Б. Качкина, А.В. Качкин – Ульяновск: печатный двор, 2010.-80с.

Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ

  1. А. И. Мизерия «История борьбы с коррупцией в России», Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции / И.В. Бочарников //Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. - №9- 78 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ
"О противодействии коррупции"

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

4) функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.


Ситуации 1

1.При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Садыков И.Р.заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р.

(взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД)

2.Государственный служащий  Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

(Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями.  Растрата государственных средств – матер. урон бюджету государства )

3. Родственникам  больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».

 (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.)

4.Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя  Соловьева К.Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти)

5.Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников.

6.Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей  партии «Солидарность»,  во время предвыборной кампании  добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами  были закрыты.  ( злоупотребление полномочиями. Последствия: причинен существенный вред охраняемым законом правам  интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии, в справедливость)

Ситуации 2


1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

Формы коррупции

Коррупция имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. Говорить о том, что коррупция возникла в современной России, не приходится, поскольку она существовала столько же, сколько существует государственность, только проявлялась она в разных формах.

Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции были мздоимство - получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия). Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти, при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут бесконечно варьироваться .: Кандрин В.А. Причины и последствия коррупции в российской экономике. - Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2005.

В наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др. Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных нравов.

Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупционных отношений часто выступают не госчиновники, а предприниматели. Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная); вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям. Ключевская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. - Ставрополь, 2007

К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли. В случае, когда обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной организации, принято говорить о "вертикальной" коррупции. Она, как правило, выступает в качестве моста между коррупцией вершинной и низовой. Масштабная низовая коррупция и бюрократический рэкет предельно опасны, поскольку, во-первых, создают благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивают вертикальную коррупцию.

Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях:

1. Когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение, предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует:

сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом;

незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;

сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан;

усложненность бюрократических процедур;

монополия ведомств на предоставление услуг;

структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство;

обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.

2. Когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм. В этих ситуациях коррупции способствует отсутствие удобных процедур реализации гражданином своих обязательств, а также неадекватность штрафов, способствующих уклонению от их уплаты с помощью взяток.

Никаких других законов, кроме законов административного права, при этих действиях чиновник не нарушает. Это следует понимать как то, что взятка в этом пространстве чаще всего выступает как официальная оплата дополнительных услуг. Например, установление платы за выдачу и оформление каких-либо документов, в несколько раз превышающей затраты на эту операцию, причем администрацией цена устанавливается самостоятельно, без утверждения комитетом по ценам и антимонопольным комитетом, поскольку в этом случае администрация в оказании этой услуги выступает как исключительный монополист.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. - М., 2007. С. 367.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: Монография.

Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

-вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

-служебного мошенничества и других формах хищения;

-получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;

-оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков внимания";

-поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в -решении вопросов партнеров;

-латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за -ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

-вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

-устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

-получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

Возможность возникновения коррупции напрямую связана с непрозрачностью процесса, что в бюджетном процессе прямо ведет к произволу чиновников: выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета, находится в руках чиновников, велико искушение получить "откат", вот вам и коррупция.

В России также существует «политическая коррупция», которая находит своё отражение, прежде всего, на выборах. Например, одно из наиболее ярких проявлений - это покупка мест в списках. Наша система списочная, голосование за списки, стимулировала вот такую разновидность коррупции. Специфика избирательного процесса состоит в том, что мотивация его участников настолько велика, что они часто идут на прямые нарушения закона.

В подавляющем большинстве случаев эти нарушения остаются безнаказанными (исключение - на выборах в Санкт-Петербурге в 2000г. один кандидат был лишен регистрации судебным решением за прямой подкуп избирателей). Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунеева. - М.: Юрист, 2001. - 426 с.

Приведем специфические формы проявления коррупции, используемые на выборах:

1. Использование административного ресурса:

неравный доступ к СМИ - местные СМИ находятся под контролем администрации, которая определяет какому кандидату и в каком объеме предоставлять время на местном ТВ и радио;

давление на избирательные комиссии - большинство в окружных и участковых избирательных комиссиях - это либо представители администрации, либо люди от нее зависимые. Администрация указывает, какому кандидату надо помогать, а какому - нет;

давление на органы внутренних дел - администрация указывает, какие пикеты арестовывать, какие агитационные материалы изымать;

давление на бизнес-структуры - те компании, которые поддерживаютнеугодных администрации кандидатов, подвергаются всяческим проверкам налоговой инспекции, СЭС и др.;

прямое давление - прямые телефонные звонки неугодным кандидатам.

2. Подкуп избирателей со стороны кандидатов:

прямой подкуп - людям даются деньги, либо подарки, а они голосуют, как надо.

непрямой подкуп - кандидатом создается благотворительный фонд, который в период предвыборной агитации раздает гуманитарную помощь; с избирателями заключаются договора на оказание услуг с последующей выплатой премиальных в случае победы кандидата.

3. Коррупция в СМИ - меньшую часть средств за публикацию СМИ получают легально через счет кандидата, большую часть они получают наличными непосредственно от кандидата.

4. Финансирование избирательных кампаний - поскольку средств, определенных по закону для проведения полноценной избирательной кампании недостаточно, то кандидаты и избирательные объединения рассчитываются с исполнителями непосредственно, а не через счет кандидата.

В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате), разрешением жизненно важных споров. Это обстоятельство предопределяет специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на указанную проблему и специалисты в области административного и муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу статуса государственных и муниципальных должностных лиц.