СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «Окончательная отделка фартука. Подготовка к защите проекта». 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке исползуется проблемная ситуация, задания на развития внимания учащихся,выполнение практической работы в группах.Дан подробный теоретический материал по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Окончательная отделка фартука. Подготовка к защите проекта». 5 класс»







Методическая разработка урока

Тема урока:

«Окончательная отделка фартука.

Подготовка к защите проекта».

5 класс






Разработала учитель технологии Шанина Елена Михайловна








5 класс.

Тема: «Окончательная отделка фартука. Подготовка к защите проекта».

Цель урока: Создать условия для приобретения проектных и технологических умений на основе практической деятельности с использованием знаний и опыта учащихся.

Методы: наглядный, проблемный, практический.

Задачи:

  • Познавательные:

- систематизировать и обобщить теоретические знания о видах фартуков, по конструированию и моделированию фартука, о способах отделки фартука, закрепить практические умения по разделу «Создание изделий из текстильных и отделочных материалов. Технология швейных работ».

  • Регулятивные:

- уметь контролировать качество изготовления изделия.

- научить учащихся применять полученные ранее знания при решении конструкторских и технологических задач.

  • Коммуникативные:

- развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;

- слушать и выступать, проявлять инициативу;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся;

уметь анализировать, делать выводы при работе над проектом.

  • Личностные:

- воспитание эстетического вкуса, уверенности в себе, внимательности.

- способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;

- развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: Технология: моделирование фартука; математика: расчеты; геометрия: построение геометрических фигур; история: история одежды; краеведение – русский народный костюм, тверская матрешка, физика - свойства ткани; черчение - работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; ИЗО: сочетание цветов; информатика: применение информационных технологий на уроках труда; экономика - расчет себестоимости изделий.

Оборудование урока и материалы:

Компьютер. М-м. проектор. Экран. Готовые образцы фартуков, различные виды ткани, отделок фартука, раздаточный материал. Карандаши, маркеры.

Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.






Ход урока


  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих и дежурных.

Обратить внимание на организацию рабочего места учащихся.


  1. Обобщение материала, пройденного на прошлом уроке.

Учитель: Сегодня у нас обобщающее занятие.

Вы проделали большой творческий путь, прежде чем получили конечный результат – готовое изделие. Мы в течение этой четверти выполняли творческий проект – фартук.

Соответственно можно выделить 4 шага к успеху:

Мы исследуем (1 неделя ноября)

Мы создаем (2 неделя ноября)

Мы мастерим (1, 2,3 неделя декабря)

Мы модницы (4 неделя декабря)

Вопросы для повторения:

  1. Перечислите детали, из которых состоит фартук

(Нагрудник, нижняя часть, карман, пояс, бретель).

  1. Какие мерки необходимо снять, чтобы построить чертеж фартука?

  2. Задание на поиск нужной информации

Цель заданий – способствовать развитию интереса по самостоятельному поиску информации.

На предыдущем уроке учащимся было дано задание, найти информацию о профессиях, связанных с изготовлением одежды на швейной фабрике. Выступления учащихся:

Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты нескольких профессий, таких как:

Художник-модельер – моделирует одежду. Для выполнения такой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно разбираться в технологии швейного дела, а так же в законах построения костюма, линиях кроя и отделки.

Конструктор – изготовляет чертежи и выкройки.

Технолог – разрабатывает последовательность изготовления одежды, согласно чертежам.

Швея – изготавливает изделие за швейной машиной.

Контролер ОТКа – проверяет качество изделий.

4.Проблемная ситуация:

Учитель вызывает к доске 3 учениц. «Вы пришли в магазин и решили выбрать себе фартук. Я продавец и хочу предложить вам примерить некоторые фартуки. Что мы видим?» На одной девочке фартук сидит хорошо, другой он мал, а третьей – большой.

Что же здесь не так?

- Что мы должны знать, чтобы купить фартук и при этом не выглядеть смешно. – Да, размер.

5. Какие ткани лучше подойдут для фартука?

Ткани лучше использовать натуральные (хлопок, лен), полотенечная ткань, гладкоокрашенные или с рисунком. Они воздухопроницаемы, гигроскопичны (быстро впитывает влагу и быстро сохнет), отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данному виду одежды, обладают хорошей прочностью, легко стираются и утюжатся, не дорого стоят.

6. Какой фартук больше вам нравится? (Учащиеся выбирают фартук с отделкой: из кружева, ленты, вставок, тесьмы, вышивки).


  1. Учащиеся сами формулируют тему урока.

Учитель: Вы можете сформулировать тему урока? «Отделка фартука».


  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще всего сделать это с помощью цветового круга, который строится на четырех основных цветах: красный – зеленый, желтый – синий. Они в круге расположены напротив друг друга и называются контрастными. Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственных цветов. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный основному фону.

Если фартук шьётся из пёстрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причём она должна совпадать с одной из красок ткани.

Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.

Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, серым.

Наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.


Задание на развитие внимания учащихся.

Цель задания – привлечь внимание учащихся к просмотру слайдов.

Показ мультимедийной презентации «Виды отделки фартуков».

Учитель: Запишите в тетради заголовок «Виды отделки». Во время показа слайдов вы записываете виды отделки. Будьте внимательны.

Виды отделок для фартука:

Бейки Выполняются из отделочной ткани, однотонной или с рисунком. Бейки настрачивают по краям деталей или располагают в любом направлении.

Гладкокрашеные бейки на гладкоокрашенных тканях можно сочетать с отделочными стежками.

Тесьма бывает разной ширины, одноцветная и с рисунком. Широкой тесьмой можно обрабатывать срезы изделия, тогда она одновременно служит и для отделки. Узкую тесьму и вьюнчик настрачивают по краю детали в один или несколько рядов или укладывают по рисунку.

Аппликация

В основном используется для отделки детских изделии, в том числе фартуков. Она может быть выполнена из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета. Расположить её можно на любых деталях – карманах, нагруднике, нижней части.

Декоративная строчка

Выполняется нитками в тон ткани или контрастного цвета. Лучше она смотрится на гладкокрашеной ткани. Прокладывают её обычно по контуру мелких деталей – карманов, нагрудника. Можно также отстрочить пояс, бретели.

Вышивка

Украшающие стежки, располагают по прямой линии или по какому – либо рисунку на любой детали фартука. Вышивку можно сочетать с отделочной тесьмой или бейкой.

Оборки и воланы

Делают из основной или отделочной ткани. Их можно настрачивать вдоль бретелей. Оборки можно располагать в любом месте фартука в один или несколько рядов.


  1. Закрепление теоретического материала.

А теперь проверим ваши записи. Проверим, какие виды отделки вы записали: «Тесьма. Бейки. Аппликация. Декоративные строчки. Вышивка, кружева.

Оборки и воланы».

Молодцы!

Примеры на сочетание отделки к фартуку.


  1. Выполнение практической работы: работа в группах.

Вводный инструктаж:

Группам выдаются:

Образцы тканей и отделки, задание для работы в группе, листы с основой фартука.

Задание №1 для работы в группе: Выбрать форму и отделку для изделий.

1 группа – фартук - подарок младшей сестре.

2 группа – фартук для дежурного в школьной столовой;

3 группа – домашний фартук для мамы;

Самостоятельная работа учащихся в группах.

Учащиеся в группе выдвигают идеи, в соответствии с заданием, рисуют фартук желаемого фасона, подбирают к нему отделку.

Текущий инструктаж:

1 обход – проверить, все ли учащиеся приступили к работе.

2 обход – с целью оказания помощи.

3 обход – с целью приема работы.

Учитель контролирует, помогает при необходимости.

- Посмотрим, что получилось у наших модельеров.

Защита готовых мини-проектов. Группы комментируют свою модель.

Молодцы! Справились с заданием. Почувствовали, как легче работать в группе?

А сейчас небольшая пауза: Физкультминутка.

Задание №2 для работы в группе: Экспертная оценка фартука

Сейчас вы выступите в роли контролеров ОТКа. Не забудьте подписать экспертное заключение. Перед вами фартук. Дана характеристика фартука. Используя её, вы должны заполнить таблицы:

Оценка качества машинных работ

Оценка выполненной отделки фартука

Определение себестоимости изделия

Представитель от каждой группы выступит с оценкой фартука.


  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Достигли ли мы поставленной цели?

Выставление оценок с комментированием.

  1. Рефлексия

Что нового узнали на уроке? Чему научились на уроке?

  1. Домашнее задание: Подготовиться к защите проекта.

  2. Уборка рабочих мест.