Методическая разработка урока по истории России в 8 классе.
Этапы | Содержание и ход урока | Развитие компетентностей |
I. Мотивационный этап. | Слайд № 1 - Добрый день! И снова у нас урок истории, тема которого «Крымская война 1853- 1856 г.г.». Многие подростки рассуждают так: « И зачем мне учить эту проклятую историю, в будущем мне она не пригодится. Буду работать слесарем, доктором, продавцом и эти даты, эти события мне совсем не нужны» - Вы тоже так считаете? | Работа с информацией, делает выводы, интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности |
-Вот почему очень хочется поделиться с вами легендой о манкурте из повести Ч. Айтматова «Буранный полустанок» Слайд № 2 Кочевые народы жуаньжуаны, захватившие киргизские племена в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой- надеванием на голову верблюжьей кожи. Обычно эта участь постигала молодых воинов. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливая каждую волосинку под корень. Затем забивали верблюда и еще парную шкуру натягивали на голову, как современную плавательную шапочку. После обреченного заковывали деревянной шейной колодкой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться к земле головой. В этом виде их отвозили подальше в степь, чтоб не слышать их душераздирающих криков, и бросали их там со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своем погибали, а те, кто выживали, лишались на всю жизнь памяти, превращались в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого. Погибали они не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове верблюжьей кожей. Обритые волосы начинали прорастать. Жесткие и прямые азиатские волосы не находя выхода загибались и снова уходили концами в кожу головы. Такие мучения сопровождались помутнением рассудка. На пятые сутки выживших рабов подбирали, откармливали, ставили на ноги, восстанавливали силу. Это и был раб манкурт, насильно лишенный памяти и поэтому весьма ценный, стоивший десяти невольников. Манкурт не знал, кто он, откуда родом, не ведал своего имени, не помнил мать и отца. Но он был физически силен, много и хорошо работал, не помышлял о побеге. Если до родных доходил слух, что такой- то превращен в манкурта, то близкие люди даже не пытались спасти или выкупить его, ибо это означало вернуть себе чучело вместо человека. Куда легче снять пленному голову или причинить любой другой вред, нежели отбить человеку память, разрушить в нем разум, вырвать корни. Но кочевые народы жуаньжуаны нашли самую варварскую пытку, нашли способ отнимать у людей живую память, нанося тем самым человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний. - Попробуйте основную мысль этой легенды выразить одним предложением. В этой легенде звучит грозное предостережение человечеству и касается оно не только памяти обыденной, но и исторической. - Знакомство с «Рабочим листом урока» |
Слайд № 3 Работа в группах. С.М. Соловьев сказал: «Если к каждому человеку можно обратиться с вопросом: «Скажи нам, с кем ты знаком и мы скажем тебе, кто ты таков», то к целому народу можно обратиться со следующими словами …«Расскажи нам свою историю, и мы расскажем тебе, кто ты таков» Завершите фразу римского философа Марка Туллия: «Не знать, что было до твоего рождения, значит…навсегда остаться ребенком» |
II. Организационно- деятельностный этап. | Слайд № 4 - Крымская война 1853—1856 годов вошла в учебники по мировой истории ещё как Восточная. О её «роковых минутах» написано немало достоверных страниц в России и Франции, Великобритании и Турции, в странах Балканского полуострова... Эпицентром драматических событий тех лет стали героические события Севастопольской обороны 1854—1855 гг. Дерзкая отвага осаждающих столкнулась с мужественной стойкостью осаждённых. В Европе это противостояние на крымской земле стали сравнивать с осадой Трои. В России же впервые осознали, что далекий экзотический полуостров — тоже российская земля. Именно тогда, в дни героической обороны Севастополя, произошло духовное присоединение Крыма к России. - в ходе нашего урока давайте подумаем над словами французского посла в Вене барона де Буркне: «Никак нельзя сообразить…кто же тут победитель, а кто побежденный!» Слайд № 5 | Решение проблемы, формулирует проблему с помощью учителя. Работа с информацией, владеет способами и систематизации информации, Коммуникация, совместно с членами группы получает результат взаимодействия |
Слайд № 6 В Крымской войне видное место занимает оборона Севастополя. В продолжение более чем 11 месяцев русские солдаты и моряки в борьбе с численно превосходящими силами противника отстаивали Севастополь, показав изумительный героизм, отвагу и мужество. Недаром, Севастополь – в переводе с греческого означает «город, достойный поклонения». Корнилов, объезжая войска, вместо «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» и войска отвечали: « Умрем, ваше превосходительство». И это был не эффект. Главнокомандующий Горчаков обратился к солдатам и матросам 2-го бастиона: «Много ли вас на бастионе?» один из солдат ответил: «Дня на три хватит, ваше сиятельство». Содержание ответа и его спокойный тон показывали духовные силы севастопольцев. |
Оставляя город, русские войска взорвали все, что могло пригодиться противникам. Врагу досталась только груда камней и пепла. Несмотря на овладение Севастополем, англичане и французы не решились предпринимать активные действия. Война вступила в фазу затишья. |
Прочитайте документы, ответьте на вопросы Какую тактику применяли? К каким последствиям она приводила? Приведите примеры героизма русских солдат и матросов (создание бастионов, подземная минная война – 7 км галерей,120 взрывов, выдвижение войск вперед – строительство редутов, вылазки в стан врага – до 200 человек в день, умелая организация огня) |
Используя документы, подтвердите фактами слова журналиста. Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития». (Речь идет о техническом превосходстве флота и армии Англии и Франции над Россией (паровой флот и броня кораблей, нарезные орудия и стрелковое оружие, снабжение армии, тактическая выучка войск и т.д.) Все это вместе взятое оказалось сильнее самоотверженности и храбрости российских солдат и офицеров). |
- Слайд № 8 - Если мы решили говорить языком той эпохи, то давайте, обратим внимание на понятия, характеризующие этот сложный период. Восточный вопрос- упадок Османской империи и определение судьбы её провинций. Тактика – искусство ведения боя. Бастион – крепостное военное укрепление пятиугольной формы. Абордаж – атака корабля противника при непосредственном сближении для рукопашного боя. Эскадра – крупное соединение военных кораблей. Каземат – защищенное от снарядов помещение в крепости. Батарея – артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а так же позиция, которую занимает такое подразделение. | Работа с информацией, демонстрирует понимание полученной информации. |
- Слайд № 9 Мы были рядом и очень жаль, что не посетители такие исторические места. | Раб.с инф., планирует поиск. |
- Слайд № 10 -Парижский мир разочаровал многих не только в России, но и в Европе. Французский посол в Вене барон де Буркне сказал: «Никак нельзя сообразить…кто же тут победитель, а кто побежденный!» Россия, не смотря на поражение, не понесла серьезных территориальных и финансовых потерь. | Работа с информацией, критически относиться к полученной информации. |
III. Рефлексивный этап. | Слайд № 11 Содержательный итог урока. Немецкий философ Л. Фейербах сказал: « Взгляд в прошлое - всегда укол в сердце» Можно ли связать слова Фейербаха с темой сегодняшнего урока? Согласны ли вы с данным высказыванием? Почему? Такое отношение к прошлому присуще людям, ощущающим кровную принадлежность к своему народу и человечеству, свою личную сопричастность к судьбам страны. Слайд № 12 Составьте итоговый текст урока по следующей схеме: В результате урока мне открылись: Три самых важных имени - Нахимов, Корнилов, Тотлебен. Три самых важных события – Крымская война, оборона Севастополя, Парижский мир. Три самых важных качества – смелость, мужество, милосердие, патриотизм, честь и достоинство, ответственность, самообладание. Три самых важных чувства – любовь, гордость, интерес, обида, печаль, восторг. Оценивание «Рабочий лист урока» Домашнее задание. - Творческое на выбор: эссе «Можно ли было избежать Крымской войны?», «Какое решение приняли бы вы на месте защитников Севастополя» «Создай музей» обороны Севастополя. - Составление хронологической таблицы «События Крымской войны» по учебнику § 14 - тест «Крымская война» | Решение проблемы, анализирует результат и процесс деятельности. |