СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по химии "Приготовление растворов заданной концентрации"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен конспект урока по химии для обучающихся 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по химии "Приготовление растворов заданной концентрации"»














Методическая разработка урока в 8 классе

(в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)







Высотина Оксана Викторовна,

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Мезенская СОШ»




  1. УМК: Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

  2. Тема урока: Приготовление растворов заданной концентрации

  3. Тип урока: урок-практикум

  4. Цель урока: Ознакомление учащихся с технологией приготовления растворов заданной концентрации

  5. Задачи урока:

* повторить правила ТБ при выполнении практической работы в кабинете химии;

* совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием;

*закрепить теоретические знания о растворах и способах выражения их концентрации;

* развивать навыки решения задач

* продолжить формирование умения описывать наблюдения и делать выводы.

  1. Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир

  2. Развитие навыков сотрудничества

Метапредметные:

  1. Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме

  2. Формирование умения принимать и сохранять установленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, грамотно презентовать проделанную работу

Предметные:

  1. Формирование практических навыков приготовления растворов с определенной массовой долей растворенного вещества, умения рассчитывать массы необходимых компонентов растворов.

  2. Развитие навыков работы с лабораторным оборудованием.

  1. Методы обучения: интерактивный, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

  2. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и групповая

  3. Средства обучения: дидактический материал, презентация, лабораторное оборудование, инструктивные карты, рабочие листы.

  4. Оборудование: интерактивная доска, презентация Smart Notebook, лабораторное оборудование (вода, поваренная соль, колбы, стеклянные палочки, химические стаканы, фильтровальная бумага, воронка, набор ареометров)




  1. Конспект урока «Приготовление растворов заданной концентрации»


Подготовка к уроку:

на рабочий стол учащихся: технические весы с разновесами, фильтровальная бумага, поваренная соль в фарфоровых чашечках, шпатель, мерный цилиндр, колба на 250 мл, стеклянная палочка, стакан с водой, рабочий лист, мобильный телефон, инструктивные карточки с заданиями, набор задач по теме урока

на отдельный стол: набор ареометров, алгоритм работы с ареометрами, фильтровальная бумага, пять цилиндров, лабораторный журнал. (лаборатория ЦОК приготовленных растворов)

на демонстрационном столе: колбы с растворами (ф/фт, сульфата меди, дихромата калия, хромата калия, хлорида хрома), мобильный телефон


Структура урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня у нас немного необычный урок. К нам приехали гости, это учителя химии из школ Мезенского, Пинежского и Лешуконского районов. Давайте поприветствуем их.

  1. Актуализация опорных знаний.

Ну а сейчас все внимание на слайд. Я предлагаю вам отгадать ребус (слайд 1):

- Как вы думаете, почему я загадала именно это слово? (Потому что мы изучаем тему «Растворы», будем работать с растворами)

- Что вы видите на моем столе? (Растворы).

- Чем они отличаются друг от друга? (цветом, растворимым веществом)

- А что вам известно о растворах? (понятие, классификация, состав, способы выражения состава растворов)

У: Я предлагаю проверить ваши теоретические знания немного необычным способом.

Задание 1

У: У каждой группы на столе есть конверт. В нем находится тест (Приложение 1), состоящий из 7 вопросов, к каждому из которых прилагается три варианта ответа. Каждому ответу присвоена определенная цифра. Выбирая вариант ответа, записывайте в ряд цифры, которыми они зашифрованы. Затем добавьте перед выписанными цифрами – цифры 8921. Наберите получившийся номер на своем телефоне и если мой телефон зазвонит, это будет означать, что вы верно справились с тестом и готовы работать дальше. ( Для тех, кто справился быстрее, загадка: Мы говорим: "В морях вода" и ошибаемся всегда. Почему? (В морской воде находятся многие соли)

  1. Этап целеполагания.

У: "Теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда”. (Пётр Леонидович Капица)

Посмотрите, пожалуйста, на ваши рабочие столы и попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (СЛАЙД 2) Верно, сегодня у нас урок-практикум «Приготовление растворов заданной концентрации»

А какие учебные задачи вы будете сегодня решать? (СЛАЙД 3) (Учащиеся приходят к выводу о том, что они в ходе урока должны приготовить раствор соли, а для этого им необходимо произвести соответствующие расчет и повторить технику безопасности)

  1. Основная часть урока

Инструктаж к работе:

1. Прежде чем вы приступите к работе, давайте обозначим последовательность ваших действий. Что вы сделаете в первую очередь, а что во вторую? (1.произвести необходимые расчеты: рассчитать массу вещества, массу растворителя, объем растворителя 2. взвесить на весах рассчитанную массу вещества 3. отмерить необходимый объем воды 4. растворить поваренную соль в воде)

2. А сейчас предлагаю вспомнить формулы, которые вам потребуются для расчетов ( один человек работает у доски – осуществляет выбор необходимых формул.)

3. Каких правил мы должны придерживаться при работе с техническими весами? (Остальные повторяют правила взвешивания на технических весах).


Инструктаж по технике безопасности:

У: Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть». При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности. (СЛАЙД 5) (повторяем правила безопасности при работе с лабораторным оборудованием)

У: Мы вспомнили все, что нам необходимо и можем приступать к работе

Задание 2

У: Каждой группе необходимо приготовить 100 г раствора с определенной концентрацией поваренной соли в нем – первая группа – 4%, вторая – 5%, третья – 8%, четвертая – 10%, пятая – 15% (СЛАЙД 4). Инструкцию к работе вы найдете в своих рабочих листах, которые к окончанию нашего урока должны содержать отчет о проделанной работе.

Ну а судить о том, насколько качественно вы приготовили раствор, будут у нас представители лаборатории Центра Оценки Качества Приготовленных Растворов (двое учащихся). Они исследуют плотность приготовленных вами растворов, сопоставят их со справочными данными и дадут оценку вашей работе.

Фронтальное выполнение работы: (Учащиеся выполняют необходимые расчеты, готовят растворы, сдают в ЦОКПР. Эксперты измеряют с помощью ареометра плотность приготовленного раствора, сравнивают полученные данные со справочными и оценивают работу учащихся по приготовлению раствора)

Задание 3

У: Пока приготовленные вами растворы проходят экспертизу, предлагаю решить каждой группе задачу практического содержания:

А) Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для того их погружают в раствор поваренной соли NaCL. Всплывшие семена бракуют. Рассчитайте массовую долю соли в растворе, содержащем 80г воды и 8г соли.

Б) Спиртовой раствор йода, используемый для обработки поверхности кожи вокруг ран в целях дезинфекции, содержит спирт и йод. Вычислите массу йода, необходимую для приготовления 50 г 5% -го раствора йода.

В) Для подкормки комнатных растений применяют водный раствор аммиачной селитры. Рассчитайте массу аммиачной селитры и воды, которая потребуется для приготовления 700 г 1 %-го раствора.

Г) Для выделки кож используют 24 % водный раствор хлорида натрия. Найдите массу раствора, содержащего760 г воды.

Д) Вам известно, что при ожогах щелочами пораженный участок кожи промывают водой, а затем нейтрализуют раствором уксусной кислоты. Вычислите массовую долю (в %) уксусной кислоты в этом растворе, если для его приготовления взяли 197 г воды и 3 г кислоты

V.Подведение итогов работы.

- отчет экспертов из лаборатории ЦОК приготовленных растворов, оценка работ учащихся (СЛАЙД)

У: Существует ли зависимость между концентрацией раствора и его плотностью? Если да, то какая? (прямопропорциональная)

- проверка ответов к задачам (через слайды)

VI. Рефлексия

- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества). - Что нужно знать, чтобы приготовить раствор с заданной долей растворенного вещества? (Необходимо взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.) - Где мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.) - Людям каких профессий необходимо владеть навыками приготовления растворов? (маляр, провизор, строитель, фармацевт и т.д.)(СЛАЙД)

VII. Домашнее задание: разноуровневое

на «4»

№ варианта

Масса раствора

Массовая доля (%)

Масса раств. вещества

Масса растворителя

1

?

?

200

200

2

?

40

200

?

3

200

20

?

?

4

200

25

?

?

5

?

?

10

190

6

?

10

5

?

7

200

30

?

?

8

?

17

50

?

9

?

20

80

?

10

400

5

?

?

11

?

?

30

120

12

?

13

80

?


На «5»

1.Для промывания глаз при попадании в них щелочи применяют 2 % раствор борной кислоты. Вычислите массу воды, необходимую для приготовления указанного раствора из 50 г 4,7 % -го раствора борной кислоты.

2.В качестве приправы к пище применяют 3 % уксус. Рассчитайте массу воды, необходимую для приготовления уксуса из 100г 80 % раствора уксусной кислоты, приняв плотность раствора уксусной кислоты равной 1 г/мл.

3.Бабушка узнала новый способ зимнего хранения яблок. Яблоки нужно погрузить на несколько секунд в раствор хлорида кальция. Чтобы приготовить такой раствор, смешивают 300 г 0,1 % раствора хлорида кальция с 200 г 0,3 % раствора хлорида кальция. Определите массовую долю хлорида кальция в полученном растворе.






























Приложение 1


Тест

Вопрос с вариантами ответов

цифра

1

Раствор – это



А) однородная смесь, состоящая из двух компонентов



Б) неоднородная смесь, состоящая из двух и более компонентов



В) однородная смесь, состоящая из двух и более компонентов


2

По агрегатному состоянию различают растворы



А) жидкие, газообразные, твердые



Б) только газообразные и жидкие



В) только жидкие


3

Растворителем может быть



А) только спирт



Б) вода, спирт, бензин и др. вещества



В) только вода


4

При растворении вещества в воде происходит процесс:



А) химический



Б) физический



В) физико-химический


5

Состав раствора может быть выражен



А) количественно



Б) количественно и качественно



В) качественно


6

Для количественной оценки состава раствора используют понятие



А) массовая доля растворителя



Б) массовая доля раствора



В) массовая доля растворенного вещества


7

Масса раствора равна



А) массе растворенного вещества



Б) сумме масс растворенного вещества и растворителя



В) массе растворителя









Алгоритм измерения плотности жидкости ареометром

1.Возьмите мерный цилиндр на 200 мл и наполните его водой из колбы

2. Опустите ареометр в мерный цилиндр так, чтобы он свободно плавал в жидкости

3. Зафиксируйте показания ареометра – они соответствуют плотности жидкости

4. Выньте ареометр из мерного цилиндра и высушите его фильтровальной бумагой.

5. Измерение плотности каждого раствора повторите трижды (для чистоты эксперимента).

6. Рассчитайте среднее значение.



Заполните таблицу:

Массовая доля вещества

Знач. плот (справочн.)

г/см3

Значение плотности

(согласно измерений ареометром)

Оценка

качества

раствора

№ 1

№ 2

№ 3

сред. знач.


4%

1,027






5%

1,034






8%

1,056






10%

1,071






15%

1,106









Ответы к задачам:

Формулировка задач

Ответ

Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для того их погружают в раствор поваренной соли NaCI. Всплывшие семена бракуют. Рассчитайте массовую долю соли в растворе, содержащем 80г воды и 8г соли.

9,1%

Спиртовой раствор йода, используемый для обработки поверхности кожи вокруг ран в целях дезинфекции, содержит спирт и йод. Вычислите массу йода, необходимую для приготовления 50 г 5% -го раствора йода.

2,5 г

Для подкормки комнатных растений применяют водный раствор аммиачной селитры. Рассчитайте массу аммиачной селитры и воды, которая потребуется для приготовления 700 г 1 %-го раствора.

7 г

693 г

Для выделки кож используют водный раствор хлорида натрия. Найдите массу раствора, содержащего760 г воды и 24 г соли.

784 г

Вам известно, что при ожогах щелочами пораженный участок кожи промывают водой, а затем нейтрализуют раствором уксусной кислоты. Вычислите массовую долю (в %) уксусной кислоты в этом растворе, если для его приготовления взяли 197 г воды и 3 г кислоты

1,5%




Правила взвешивания на технических весах

  1. Перед началом работы проверьте, в порядке ли набор разновесов, находятся ли весы в равновесии, и, если нет, уравновесьте их с помощью бумаги (или специальных механизмов).

  2. Вещество взвешивайте обязательно на листе фильтровальной бумаги.

  3. Располагая на весах взвешиваемый предмет или разновесы, придерживайте чашу весов (но не стрелку), чтобы избежать резких колебаний в ту или иную сторону.

  4. Разновесы кладите только пинцетом. Снимая разновесы с весов, помещайте их в отведенное место в футляре.

  5. При взвешивании разновесы всегда помещайте на правой чаше весов, а взвешиваемое вещество(предмет)-на левой.

  6. Приведите весы в равновесие.

  7. По окончанию взвешивания чаши весов необходимо

протереть.








Правила взвешивания на технических весах

  1. Перед началом работы проверьте, в порядке ли набор разновесов, находятся ли весы в равновесии, и, если нет, уравновесьте их с помощью бумаги (или специальных механизмов).

  2. Вещество взвешивайте обязательно на листе фильтровальной бумаги.

  3. Располагая на весах взвешиваемый предмет или разновесы, придерживайте чашу весов (но не стрелку), чтобы избежать резких колебаний в ту или иную сторону.

  4. Разновесы кладите только пинцетом. Снимая разновесы с весов, помещайте их в отведенное место в футляре.

  5. При взвешивании разновесы всегда помещайте на правой чаше весов, а взвешиваемое вещество(предмет)-на левой.

  6. Приведите весы в равновесие.

  7. По окончанию взвешивания чаши весов необходимо

протереть.










Алгоритм измерения плотности жидкости ареометром

1.Возьмите мерный цилиндр на 200 мл и наполните его водой из колбы

2. Опустите ареометр в мерный цилиндр так, чтобы он свободно плавал в жидкости

3. Зафиксируйте показания ареометра – они соответствуют плотности жидкости

4. Выньте ареометр из мерного цилиндра и высушите его фильтровальной бумагой.

5. Измерение плотности каждого раствора повторите трижды (для чистоты эксперимента).

6. Рассчитайте среднее значение.




















Алгоритм измерения плотности жидкости ареометром

1.Возьмите мерный цилиндр на 200 мл и наполните его водой из колбы

2. Опустите ареометр в мерный цилиндр так, чтобы он свободно плавал в жидкости

3. Зафиксируйте показания ареометра – они соответствуют плотности жидкости

4. Выньте ареометр из мерного цилиндра и высушите его фильтровальной бумагой.

5. Измерение плотности каждого раствора повторите трижды (для чистоты эксперимента).

6. Рассчитайте среднее значение.