Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ржевская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Конспект урока
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
в 1 классе
В.Сутеев «Три котёнка».
А.Шибаёв «Беспокойные соседки»
Подготовила: учитель начальных классов
Степанченко Светлана Николаевна
Ржевка
2017
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебной предметной программе «Литературное чтение/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова - М: Вентана-Граф, 2012» (по системе «Начальная школа XXI века»).
Тема урока: В. Сутеев «Три котёнка». А. Шибаёв «Беспокойные соседки»
Цели деятельности учителя: ознакомить с литературными жанрами (рассказ, стихотворение), содержанием рассказа В. Сутеева «Три котёнка» и стихотворения А. Шибаева «Беспокойные соседки»; ввести в круг детского чтения новые произведения; прививать любовь к чтению; способствовать овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют воспринимать на слух литературные произведения; различать стихотворение, сказку; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; определять значение слова в контексте, определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; ориентироваться в заданиях учебника по значкам; выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений; осуществление анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с окружающими; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний
Слайд №2
Слайд №3
− Сегодня мы начинаем наш урок с небольшой викторины по известным вам произведениям.
1. Жила-была девочка…
И был у неё... Кто у неё был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой?.. (Котёнок.)
С. Я. Маршак «Усатый-полосатый»
Слайд №4
Слайд №5
2. …Щенок спал на коврике около дивана.
Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:
− Мяу!
Щенок поднял голову, посмотрел – никого нет.
И тут кто-то опять сказал:
− Мяу!
− Кто там?
Слайд №6
В. Г. Сутеев «Кто сказал “мяу”?»
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
− Маленький котёнок − забияка и шалун. Чего он только не вытворяет! А представьте себе трёх котят! Это в три раза больше хулиганств и шалостей. Вот эти трое увидели мышь и побежали за ней. Ой, что сейчас будет!..
4.Первичное усвоение новых знаний
Слайд №7
1. Чтение рассказа В. Сутеева «Три котёнка».
Выразительное чтение рассказа учителем.
− Понравился вам рассказ? Какое настроение он вызвал?
Повторное чтение рассказа учениками со средним уровнем развития навыка чтения и выполнение заданий к рассказу.
− Какие слова в тексте пропущены? (Белых, чёрных, мокрых котёнка.)
– Как вы думаете, почему все котята стали белыми?
− Котята планировали свой поступок? (Нет.)
− Какие слова в тексте говорят об этом? («…бросились за ней».)
– Как вы думаете, почему все котята стали чёрными?
– Каким образом котята вновь стали чёрным, серым и белым цветом?
5.Первичное закрепление
1.Повторное выразительное чтение.
− Кто из вас хочет оказаться на месте этих котят?
2. Инсценирование отрывков с элементами пантомимы и звукоподражания.
Работа в группах. В каждой группе по 5 человек: автор, 3 «котёнка», «мышь» («лягушка», «рыба»). У участников маски котят, мыши (лягушки, рыбы).
− Смогли ли ребята-актёры передать повадки котят?
− Что помогло вам понять настроение котят? (Движение, интонации звукоподражания.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3. Чтение стихотворения А. Шибаева «Беспокойные соседки».
− Беспокойными могут быть не только котята, но и буквы.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
− Прочитайте стихотворение самостоятельно.
− Подумайте, что нужно сделать, чтобы из отдельных букв получилось предложение.
– Как превратить буквы г, д, е, ё, ж в предложение? (Соединить буквы в слова, записать предложение с большой буквы, поставить вопросительный знак в конце.)
Запись учениками на доске: «Где ёж?».
– Обратите внимание: в каком порядке построились буквы? (В алфавитном порядке.)
– Прочитайте это вопросительное предложение. Кого ищут буквы?
Работа по карточке (в парах).
− Ёж спрятался вот в этих словах. Найдите «ежа» в словах, подчеркните.
Одёжка, серёжка, стёжка, застёжка.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
III. Итог урока. Рефлексия.
− Назовите авторов произведений. (Александр Александрович Шибаев, Владимир Григорьевич Сутеев.)
− Кто герои рассказа Владимира Григорьевича Сутеева? (Котята.)
– Кто герои стихотворения Александра Александровича Шибаева? (Буквы.)
Одёжка серёжка |
Стёжка застёжка |
Список использованной литературы
1.Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
2.Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
4.Журова Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова.- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 2011.- (Начальная школа XXI).
Источники иллюстраций
Книги: http://4.bp.blogspot.com/-1lvJTU02txk/VheOibolN3I/AAAAAAAAQ8o/qAclqe4GLX8/s1600/min800_pro1_1384292054.jpg
Усатый –полосатый: http://www.booklot.ru/templates/newimg/original/ff507607aebff2d8b824080bc2a82a9e.jpg
Кто сказал мяу: http://www.booklot.ru/templates/newimg/original/4b65fcc746debe7b08e981181d2977ec.png
Три котенка: http://www.booklot.ru/templates/newimg/original/4990229c1be36d3a7747890db4be36d8.png