Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ржевская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Конспект урока
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
в 1 классе
Ю. Дмитриев «Медвежата»
Г. Снегирёв «Медвежата»
Подготовила: учитель начальных классов
Степанченко Светлана Николаевна
Ржевка
2017
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебной предметной программе «Литературное чтение/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова - М: Вентана-Граф, 2012» (по системе «Начальная школа XXI века»).
Цели деятельности учителя: способствовать развитию воображения, памяти, логического мышления, любознательности, наблюдательности; создать условия для обогащения словарного запаса, совершенствования навыков чтения, воспитания уважительного отношения к близким, доброго отношения к животным.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют отвечать на вопросы по содержанию текста; называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознанное восприятие литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию прослушанного произведения; логические – построение рассуждений.
Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с окружающими; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.
Личностные: различают основные нравственно-этические понятия; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
– Представьте, что мы с вами оказались в холодном лесу. Небо затянуто тучами, солнце редко дарит земле тепло и свет.
Отгадайте загадку и попробуйте догадаться, о ком будет текст:
Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу (Медведь.)
II. Построение проекта выхода из затруднений.
− Что вы знаете о жизни медведей?
1.Рассказ учителя:
Бурого медведя можно назвать одним из самых известных хищников. У медведя мощное тело, высокая холка, крупная голова с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными длинными когтями. Шерсть густая. Цвет от светло до темно бурого, почти черного.
Медведь ходит, одновременно наступая двумя лапами с каждой стороны. От этого его походка выглядит вперевалку с боку на бок, ступни направлены немного внутрь. За это его и прозвали косолапым. Несмотря на это он быстро бегает, превосходно плавает и хорошо лазает по деревьям.
Медведь - зверь очень любопытный, но осторожный и сообразительный, встретив в лесу свежий след человека, не преминет пройти по нему, чтобы выяснить, что делал в его угодьях непрошеный гость.
К зиме медведь нагуливает подкожный жир и с осени залегает в спячку в берлогу. Бытует мнение, что медведь сосёт лапу во время спячки и поэтому не голодает. Но на самом деле зимой происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап медведя, при этом старая кожа шелушится, и сильно чешется, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения, животное облизывает свои лапы.
Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи, таких медведей называют шатунами. Шатуны очень опасны, они голодны и нападают на любого, кто встретится им на пути.
Медвежата рождаются зимой в берлоге. Рождаются они слепые и глухие, но уже через некоторое время начинают слышать, позднее - видеть, а когда весной выходят из берлоги, они уже могут есть не только материнское молоко, но и ягоды, зелень и насекомых. Детеныши держатся с мамой до 3 лет.
2. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Медвежата» учителем.
– Что нового вы узнали из этого рассказа?
Учитель читает стихотворение В. Орлова:
Про маленького Мишку –
упрямого сынишку
Вечер по лесу плывёт,
Звёздочками светится,
Сыну песенку поёт
Бурая медведица:
– На траву упала шишка.
Баю, бай, усни, сынишка.
– Не нужна мне шишка! –
Зарычал сынишка! –
Не хочу, не буду спать!
Лучше я пойду гулять!
– Когда медвежата первый раз выходят из берлоги? (В апреле, когда растает снег.)
-Чем опасен медведь-шатун?
3. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Медвежата» хорошо читающими детьми.
4. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
– Расскажите о медвежатах по плану:
1. Почему маленьких (только что родившихся) медвежат никто не видел?
2. Какими появляются на свет медвежата?
3. Чем они питаются?
Вперевалку зверь идёт А когда приходит осень,
По малину и по мёд – Лезет в яму до весны,
Любит сладкое он очень. Где он спит и видит сны.
– Пофантазируйте, что снится медведю?
– А вот писатель Р. Фархади думает так, послушайте.
Учитель читает отрывок из рассказа Р. Фархади:
Сон медвежонка
Снится медвежонку, что он идёт по лесу. Вокруг – цветы, пахнет земляникой, мёдом. Проснулся медвежонок и побежал из берлоги. Остановил его папа-медведь:
– Ещё зима за окном. Спи.
Заснул медвежонок. Опять ему снится весна. Проснулся и побежал из берлоги. Мама-медведица насилу его остановила.
– Ещё не время вставать. Зима не прошла, метель метёт, лёд синеет. Спи.
Только успел заснуть медвежонок, а ему опять весна снится. Вылез из берлоги и убежал в лес. А в лесу тепло. Ручейки бегут, птицы поют, подснежники расцветают. Медвежонок радуется, прыгает. Не зря ему такой сон снился.
Физкультминутка
5. Чтение рассказа Г. Снегирёва «Медвежата» учителем и хорошо читающими учениками.
6. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
7. Беседа.
Вспомните сказки, где главный герой – медведь. (Колобок, теремок, Маша и медведь, Винни Пух и т.д)
III. Рефлексия деятельности.
Игра «Чьи это мамы?».
Белка – бельчонок.
Зайчиха – зайчонок.
Лисица – лисёнок.
Лошадь – жеребёнок.
Медведица – медвежонок.
Список использованной литературы
1.Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
2.Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
4.Журова Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова.- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 2011.- (Начальная школа XXI).
Источники иллюстраций
1.Доклад о буром медведе для детей: http://www.7gy.ru/knigi-dlya-detej/detyam-o-zhivotnyh/791-doklad-o-burom-medvede-dlya-detei.html
2.Бурый медведь: http://www.7gy.ru/knigi-dlya-detej/detyam-o-zhivotnyh/791-doklad-o-burom-medvede-dlya-detei.html
3.Лес: http://www.2fons.ru/pic/201405/1024x600/2fons.ru-252.jpg
4.Маша и медведь: http://img1.liveinternet.ru/images/foto/c/1/apps/4/999/4999265_10.jpg
5.Колобок: http://для-детей.net/upload/medialibrary/992/kolobok-i-medved.jpg
6.Теремок: http://cdn4.imgbb.ru/user/151/1515663/201410/be3cf6901e30648f0855e6121210d60e.png