СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе по теме: «Религия как одна из форм культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет по методической работе в 11 классе на уроках обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе по теме: «Религия как одна из форм культуры»»

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе по теме:

«Религия как одна из форм культуры»



Цели урока:


Обучающая:

  • Определить роль религии как одной из форм культуры.

  • Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия

  • Научить учеников анализировать и обобщать полученную информацию


Воспитательная:

  • Подвести учеников к пониманию важности религии в современном обществе, и как одной из форм культуры, так и главной ценности в жизни.

  • Подвести учеников к мысли о том, что религия не ограничивается лишь внешним ритуалом

Развивающая:

  • Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками, литературой и компьютерной программой MicrosoftOfficePowerPoint.

  • Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.


 Задачи урока:

  • Познакомиться с сущностью основных типов религий.

  • Показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий.

  • Объяснить сущность принципа свободы совести.

  • Отметить основные отличия православия от католицизма

Основные понятия урока: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, вера, религиозный культ, церковь, секты, свобода совести.


Ход урока


Лекция.

Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно- нравственных ценностей нации.                                                              

Тема нашего урока: «Религия как одна из форм культуры». Мы познакомимся и повторим какие мировые религии существуют и развиваются в мире. Изучим основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия.   Попытаемся обобщить информацию и просмотрим подготовленные презентации и выслушаем доклады. ( домашнее задание)

Духовная культура понимается как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания степень развитости самого человека


Актуализация опорных знаний по теме «Религия».

Предлагается ученикам вспомнить знания по теме «Религия», полученные в предыдущих классах?


  1. Охарактеризуйте ранние формы религии? (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм)

  2. В чём их отличие ранних форм религии от мировых?

  3. Какие религии вы можете вспомнить?



Формирование новых знаний.


Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

ВЕРА – свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и в других формах сознания.

Религиозная вера складывается из:
     1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
    2) знания наиболее существенных положений вероучения;
    3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
    4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.


К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).   
          Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.    


     О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.
     1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий

     2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным

  1. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.


    Лекция.

Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ». 
     Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии



После знакомства с основными понятиями, связанными с религией в целом, рассмотрим основные отличия православия и католицизма. Результаты представим в виде сводной таблицы



Закрепление и обобщение

отвечаем на вопросы:

1. Почему христианство, ислам и буддизм названы мировыми религиями?
2. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
3. Каковы между ними различия?
4. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

6. Итог урока