По лестнице добра
Баба-яга изображается в наших сказках двояко: или как злое существо, людоедка, или, чаще, как помощница героя. Она живёт в лесу в избушке на курьих ножках или в тереме, огороженном частоколом, с воткнутыми на нём человеческими черепами; вместо дверей у ворот – ноги человеческие, вместо запоров – руки, вместо замков – рот с острыми зубами: это останки женихов, сватавшихся за дочерей Бабы-яги и павших жертвой её людоедства.
Баба-яга – вещая ведьма: она знает прошедшее и будущее, знает, где скрыты красавицы, которых ищут герои сказок, как достать те диковинки, которые им нужны. Во многих сказках она даёт герою советы и прямо помогает ему: даёт клубочек, который может привести его в нужное место; полотенце, гребень и щётку, с помощью которых можно спастись от преследований врага. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы-яги.
Можно ли на основании текста сказать
про Бабу-ягу что-то плохое? А хорошее?
Какое суждение можно сформулировать
о Бабе-яге как герое сказки?
Ребята, как вы думаете, вы легко отличите доброе от злого, справедливое от несправедливого? – спросила Виктория Александровна.
Ребята
Конечно! Всё ясно! Все знают, что такое добро, а что – зло. Этому ещё сказки учат. В них даже малыши сразу узнают, кто плохой, а кто хороший!
Виктория Александровна
Тогда я вас удивлю! Представляете, оказывается, уже 2,5 тысячи лет существует целая наука – этика, которая изучает вопросы добра и зла!
1. Как ответили ребята на вопрос Виктории Александровны?
2. О какой науке рассказала Виктория Александровна ребятам?
3. Какое возникло противоречие?
4. Какой вопрос можно задать на основе этого противоречия?
Сравни свои рассуждения с предлагаемым образцом.
Сравни свою формулировку проблемы с авторской .
Образец
Как этика помогает отличить добро и зло?
Авторский вариант проблемы:
«Зачем нужна наука этика?»
Право
система правил, которые человеку необходимо выполнять
Совесть
Мораль
нормы отношения человека к другим людям
Задание . Сформулируй своими словами определения понятий.
Сделать правильный, справедливый выбор.
Задание: определи смысл выражений, подчеркни то из них, которое не относится к общечеловеческим ценностям (повышенный уровень).
1. Совесть – лучший контролёр.
2. Совершить моральный выбор.
3. Использовать право сильного.
Совесть не позволяет совершить плохой поступок.
Использовать силу против более слабого.
Общечеловеческие ценности – это нормы отношений между людьми и правила поведения, которые признаются всеми.
?
Какие понятия, из рассмотренных на уроке, можно отнести к этике?
Мораль, добро и зло, совесть
Изучает ли этика мораль и поступки человека?
Как отличить добро и зло?
Помогает ли этика поступать по совести?
Виды вопросов
Уточняющий
Ответ легко найти в тексте
Собирательный
Ответ нужно собрать в разных частях текста
Объясняющий
По подсказкам в тексте ответ надо сформулировать самому
Смысловой
Для ответа надо понять смысл текста, идею автора
Проблемный
Однозначного ответа на вопрос нет
Необходимый уровень
Уточняющий – что решил подарить маме мальчик?
Собирательный – как оценивали ребята поступок мальчика?
Объясняющий – почему мальчик, задумав хорошее дело, не смог поступить правильно?
Смысловой – чему может научить нас эта история?
Повышенный уровень
Объясняющие вопросы (необходимо оценить поступок):
Он совершил хороший поступок?
Как вы теперь оцениваете его поступок?
Смысловые вопросы (раскрывают идею автора):
Вам не показалось, что, отвечая на эти вопросы, вы как будто бы поднимались по лесенке вверх?
Вы смотрели на ситуацию каждый раз с новой высоты?
Задание в рабочей тетради №2
- Составь к тексту уточняющий, собирательный и объясняющий вопросы ( необходимый уровень ).
- Найди в тексте вопросы, определи, к какому виду они относятся и объясни своё решение ( повышенный уровень ).
Что такое этика, какие вопросы она решает?
Сравни свои ответы с предлагаемым образцом.
Новое знание – этика изучает поступки, действия разных людей и пытается определить, что можно назвать плохим, а что – хорошим.
образец
Задание в Рабочей тетради
Выпиши две общечеловеческие ценности и добавь к ним ещё одну, подчеркни её. Запиши вопрос, на который ищут ответ учёные-философы, изучая этику ( необходимый уровень ).
Озаглавь схему, подчеркни в ней ключевые слова, которые подтверждают предложенное тобой название.
Приведи примеры, подтверждающие, что представления людей Древнего мира о добре и зле отличались от представлений современных людей ( повышенный уровень ).
Как с помощью этики определить, что такое добро, а что – зло?
Сравни свои ответы с предлагаемым образцом.
Образец
Необходимый уровень
Общечеловеческие ценности: милосердие, справедливость, забота о близких .
Вопрос: как развивалась мораль на протяжении всей истории человечества.
Изменение моральных ценностей
Новое знание – для каждого периода времени были характерны свои представления о добре и зле, но постепенно стали формироваться общечеловеческие ценности.
Этика изучает общечеловеческие ценности
Этика изучает, как изменялись моральные нормы
Этика помогает отличить хороший поступок от плохого
Этика определяет общечеловеческие ценности , знание которых помогает правильно поступать по отношению к людям.
Задание
Подумай, что нового об этике ты узнал в ходе урока. Какой вывод по проблеме урока можно сделать, опираясь на эти знания?
Сравни свой вывод с выводом авторов учебника.
Вывод авторов
Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно выстроить своё поведение в жизненных ситуациях, когда человеку надо сделать нравственный выбор.
Кто в этих ситуациях поступает неэтично?
Почему?
а) Саша очень любит свою собаку. Однажды он накормил собаку своими любимыми конфетами. Собака заболела, ветеринар прописал ей уколы.
б) Встретились две одноклассницы:
– Даша, приходи к нам завтра на пикник, мы будем шашлык готовить!
– Спасибо, у нас пост, мы сейчас мясо не едим.
– Глупости какие! Подумаешь, разочек поешь! Мы твоим ничего не скажем!
а) Сашин поступок нельзя назвать неэтичным, потому что он не хотел причинить зла своей собаке. Этика изучает поступки в отношении людей, а не животных.
б) Подруга Даши поступила неэтично, потому что она неуважительно отнеслась к традициям её семьи. Подруга предложила Даше поступить нечестно – скрыть правду о нарушении религиозной нормы.
Образец
Сравни свои ответы и рассуждения с предлагаемым образцом.
Какую проблему мы решали на уроке ?
Какой ответ можно дать по проблеме урока ?