СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс тема "Материки и океаны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая справка: Проблемная ситуация этого урока создаётся в деятельности дете, где они сталкиваются с географическими объектами, название и особенности которых они не знают. Затруднение порождает мотивацию к усвоению новой информации.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс тема "Материки и океаны"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бугульдейская средняя общеобразовательная школа»












Методическая разработка урока

по предмету «Окружающий мир»,

2 класс

авторы учебника А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан.

УМК «Школа 2100»





Тема: «Материки и океаны»















Ф.И.О. педагога: Иванова Ирина Дашиевна,

учитель начальных классов.



Методическая справка: Проблемная ситуация этого урока создаётся в деятельности детей, где они сталкиваются с географическими объектами, название и особенности которых они не знают. Затруднение порождает мотивацию к усвоению новой информации.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  1. Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».

  2. Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, научить уважительно относиться друг к другу.

  4. Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания.

Оборудование:  Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», карта полушарий, глобус, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.

Ход урока:

учитель

ученики

  1. этап – Организационный момент

- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

- Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям во время урока «Окружающий мир».

-Скажите, какие правила нужно не забывать, чтобы урок прошёл эффективно?

- Далее надо выбрать по одному человеку от каждой группы, которые будут следить за выполнением этих правил.

- Прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке.

- Сегодня мы продолжим разговор об этом и познакомимся с новыми названиями.

- Мы должны всё делать дружно. Во время обсуждения внутри группы не забывать о том, что всем нужно высказать своё мнение и выработать общее на их основе.

- Когда высказываются мнения групп, необходимо внимательно выслушать и выразить своё отношение к услышанному.



- Мы говорили о том, что изображают на карте и глобусе. О значении цвета на карте.

2 этап – Актуализация знаний

- Как называются линии, соединяющие два полюса?

- Меридианы.

(ученик показывает на карте).

-На какие два полушария делит нулевой меридиан нашу планету?

- На западное и восточное.

(ученик показывает на карте).

- Как называются линии, пересекающие меридианы?

- Параллели.

(ученик показывает на карте).

- Как называется самая длинная параллель?

- Экватор.

(ученик показывает на карте).

- На какие два полушария делит экватор Землю?

-Северное и Южное.

(ученик показывает на карте).

На доске появляются слова:

- Ось вращения, меридианы, параллели, экватор, полюса.

- Что объединяет все эти слова?

- Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.

-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

- Мы думаем во время путешествий.

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Вы хотите?

Да, конечно.

- А кто первым в мире совершил кругосветное плавание?

-Фернан Магеллан.

- Что доказал он своим плаванием?

-Доказал шарообразность Земли.

-Ребята, давайте представим, что мы садимся на такой великолепный корабль. В путь!


-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?

- Северный тропик и Южный тропик. (ученик показывает на карте).


- Что нам понадобится в путешествии? 

- Глобус или карта, компас.

- Что такое глобус? 

- Модель Земли

- Что такое карта?

-Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.

- Что удобнее взять в дорогу?

- Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.

- В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.

- Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.


- Теперь двигаемся по восточному полушарию.

(Названия появляются на доске).

- Перечислите разные названия географических объектов, с которыми вы встретились.

- Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. 

Чего на поверхности Земли больше: воды или суши?

-Воды.

3 этап - Постановка проблемы.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

(На доске меняются местами слова)

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. 

- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?

-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Какое общее название они имеют?

- Они называются океанами.

- Раньше они были предметом нашего обсуждения?

- Нет.

- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

- Какое общее название они имеют?

- Материки.

- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?

- Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».


- А теперь давайте попробуем, поставим цель урока.

Появляются на доске цели урока.


Наша цель: - Ответим на вопрос

-Как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой.

- Учиться находить и показывать их на карте.

4 этап Совместное «открытие» знаний.

- Ребята, кто знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?

Дети предлагают свои названия.

-Материки.

- Проверим свои предположения по учебнику на стр.96.

Ученики читают и находят ответ.

- Мы нашли нужную информацию.

- Делаем вывод, что же такое материки?

- Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками

- Сколько всего материков?

(работаем по карте.)

- Всего материков шесть.

Все ли материки повстречались нам в пути? ( Добавить на доску название)

- Нет, мы не встретили Антарктиду.

- Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них. Рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129 и Рабочую тетрадь стр. 31, №1.


- Ученики определяют по карте, в каком полушарии лежит основная часть материка , и заполняют таблицу в рабочей тетради.

-Работа в парах . Каждая пара делает выводы по одному материку и заполняет таблицу.

- Затем проверяем и заполняем все свои тетради.

5 этап - Первичное применение нового знания.

- Какой материк самый маленький?

- Это Австралия.

Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк.

- Оппосум – ночной житель Австралии.

Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.

- Какой материк самый большой?

- Евразия.

Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев.

- Как вы думаете, какой материк самый жаркий?

- Африка.

- Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.

- Какие материки находятся в западном полушарии?

- Северная Америка и Южная Америка.

- Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.

-А какой материк самый холодный?

-Антарктида.

-Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов.

6 этап - Первичное закрепление нового материала.

- Чем Евразия и Северная Америка похожи?

- Они располагаются в Северном полушарии.

- Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу?

- Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.

-Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?

- Они обе в южном полушарии.

- На каких материках много равнин?

- Это Южная Америка и Евразия.

- Где самые высокие горы?

- В Евразии. (Гималаи)

7 этап - Изучение нового материала.

Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

- Сколько всего океанов?

- Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?

(Название появляется на доске)



- Мы увидели 4 океана.

- Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану.

- Найдите самый большой и самый маленький океан.

Работа по карте полушарий.

-Самый большой – Тихий океан. Самый маленький – Северный Ледовитый.

- Показать океаны на карте полушарий у доски.

- Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?

- Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку)

Почему его называют самым необычным океаном, вы можете узнать на стр. 101

- Оказывается льды Северного полюса – это океан.

- Какой океан омывает все материки кроме Австралии?

- Атлантический.

- Какой океан омывает сразу четыре материка?

- Индийский. (Африку, Евразию, Австралию, Антарктиду)

- А какой океан омывает сразу пять материков?

- Тихий. (Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Евразию)

- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?

- Это Восточное и Северное.

- А кто знает, какая вода в океанах и морях?

- Солёная.


- Если вам интересно узнать, почему вода в море солёная, поищите ответ в книгах( дома).

- За эту неделю мы обменяемся найденной информацией об океанах и материках

Только ли материки встречаются на океанском просторе?

Есть ещё и острова.

Далеко ли от материков располагаются острова?

Чаще всего находятся рядом.

-А теперь давайте совершим полет в прошлое. В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. вот эти части земли и стали называть части света. А эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. - Европу, Африку и Азию можно объединить в одну группу. Это части Старого Света.

-А вот Америка, Австралия, Антарктида. Именно в данной последователь-ности люди открывали эти земли. Это части нового света.

- Как называются большие части суши вместе с островами?

- Поищите ответ в учебнике на стр. 97

Такие участки называются частями света.

- В каких частях света люди жили с древних времён? Какие части света они различали?

- В Европе, Азии и Африке.

- Почему Европу, Азию и Африку можно объединить в одну группу? (если ученики не знают , учитель может дать название)

- Это части Старого Света.

Какая часть света состоит из двух материков? (Работа с таблицей.)

- Это Америка.

(Северная и Южная)

-Какие части света относятся к новому свету?

- Америка, Австралия, Антарктида.

-Сколько всего частей света?


-Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

- Какие части света находятся на одном материке?

- Европа и Азия на материке Евразия.

8 этап - Самостоятельное применение знаний (работа в парах).

Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте?

- Конечно.

Каждая пара выбирает себе интересное задание и готовит рассказ.

1) - узнать его по очертанию и рассказать о нём.

2) - о самом жарком материке;

3) – о самом большом материке;

4) – в каких частях Евразии с древних времён селились люди;

5) – о материках в Южном полушарии;

6) – о материках в Западном полушарии





- Дети выполняют задание и проверяют его между собой.


Выполните задание 1 и 2 в рабочей тетради.

- Ученики выполняют задание и проверяют выполнение с помощью образца.

9 этап - Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?

- Учащиеся отвечают на вопросы.

10 этап - Домашнее задание.

Откройте дневник в графе «самооценка дня» поставьте значок, как прошёл урок.

Прочитать учебник стр.96-103; подготовить сообщение для рубрики «Это интересно».

-Спасибо за урок! Молодцы!






8