авторы учебника А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан.
Ф.И.О. педагога: Иванова Ирина Дашиевна,
учитель начальных классов.
учитель | ученики |
этап – Организационный момент |
- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. - Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям во время урока «Окружающий мир». -Скажите, какие правила нужно не забывать, чтобы урок прошёл эффективно? - Далее надо выбрать по одному человеку от каждой группы, которые будут следить за выполнением этих правил. - Прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке. - Сегодня мы продолжим разговор об этом и познакомимся с новыми названиями. | - Мы должны всё делать дружно. Во время обсуждения внутри группы не забывать о том, что всем нужно высказать своё мнение и выработать общее на их основе. - Когда высказываются мнения групп, необходимо внимательно выслушать и выразить своё отношение к услышанному.
- Мы говорили о том, что изображают на карте и глобусе. О значении цвета на карте. |
2 этап – Актуализация знаний |
- Как называются линии, соединяющие два полюса? | - Меридианы. (ученик показывает на карте). |
-На какие два полушария делит нулевой меридиан нашу планету? | - На западное и восточное. (ученик показывает на карте). |
- Как называются линии, пересекающие меридианы? | - Параллели. (ученик показывает на карте). |
- Как называется самая длинная параллель? | - Экватор. (ученик показывает на карте). |
- На какие два полушария делит экватор Землю? | -Северное и Южное. (ученик показывает на карте). |
На доске появляются слова: - Ось вращения, меридианы, параллели, экватор, полюса. - Что объединяет все эти слова? | - Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты. |
-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование? | - Мы думаем во время путешествий. |
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Вы хотите? | Да, конечно. |
- А кто первым в мире совершил кругосветное плавание? | -Фернан Магеллан. |
- Что доказал он своим плаванием? | -Доказал шарообразность Земли. |
-Ребята, давайте представим, что мы садимся на такой великолепный корабль. В путь! | |
-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии? | - Северный тропик и Южный тропик. (ученик показывает на карте). |
- Что нам понадобится в путешествии? | - Глобус или карта, компас. |
- Что такое глобус? | - Модель Земли |
- Что такое карта? | -Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости. |
- Что удобнее взять в дорогу? | - Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. |
- В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария. | - Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку. |
- Теперь двигаемся по восточному полушарию. (Названия появляются на доске). - Перечислите разные названия географических объектов, с которыми вы встретились. | - Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. |
Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? | -Воды. |
3 этап - Постановка проблемы. |
- На какие две группы можно разделить увиденное и почему? (На доске меняются местами слова) | Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка. Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. |
- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них? | -Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого. |
- Какое общее название они имеют? | - Они называются океанами. |
- Раньше они были предметом нашего обсуждения? | - Нет. |
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? | - Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой. |
- Какое общее название они имеют? | - Материки. |
- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок? | - Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды. |
- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны». | |
- А теперь давайте попробуем, поставим цель урока. Появляются на доске цели урока. | Наша цель: - Ответим на вопрос -Как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. - Учиться находить и показывать их на карте. |
4 этап Совместное «открытие» знаний. |
- Ребята, кто знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой? | Дети предлагают свои названия. -Материки. |
- Проверим свои предположения по учебнику на стр.96. | Ученики читают и находят ответ. - Мы нашли нужную информацию. |
- Делаем вывод, что же такое материки? | - Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками |
- Сколько всего материков? (работаем по карте.) | - Всего материков шесть. |
Все ли материки повстречались нам в пути? ( Добавить на доску название) | - Нет, мы не встретили Антарктиду. |
- Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них. Рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129 и Рабочую тетрадь стр. 31, №1. | - Ученики определяют по карте, в каком полушарии лежит основная часть материка , и заполняют таблицу в рабочей тетради. -Работа в парах . Каждая пара делает выводы по одному материку и заполняет таблицу. - Затем проверяем и заполняем все свои тетради. |
5 этап - Первичное применение нового знания. |
- Какой материк самый маленький? | - Это Австралия. |
Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк. |
- Оппосум – ночной житель Австралии. |
Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии. |
- Какой материк самый большой? | - Евразия. |
Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев. |
- Как вы думаете, какой материк самый жаркий? | - Африка. |
- Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах. |
- Какие материки находятся в западном полушарии? | - Северная Америка и Южная Америка. |
- Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи. |
-А какой материк самый холодный? | -Антарктида. |
-Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов. |
6 этап - Первичное закрепление нового материала. |
- Чем Евразия и Северная Америка похожи? | - Они располагаются в Северном полушарии. |
- Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу? | - Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном. |
-Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу? | - Они обе в южном полушарии. |
- На каких материках много равнин? | - Это Южная Америка и Евразия. |
- Где самые высокие горы? | - В Евразии. (Гималаи) |
7 этап - Изучение нового материала. |
Давайте рассмотрим океаны и сравним их. - Сколько всего океанов? - Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания? (Название появляется на доске) |
- Мы увидели 4 океана. - Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. |
- Найдите самый большой и самый маленький океан. Работа по карте полушарий. | -Самый большой – Тихий океан. Самый маленький – Северный Ледовитый. |
- Показать океаны на карте полушарий у доски. |
- Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан? | - Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку) |
Почему его называют самым необычным океаном, вы можете узнать на стр. 101 | - Оказывается льды Северного полюса – это океан. |
- Какой океан омывает все материки кроме Австралии? | - Атлантический. |
- Какой океан омывает сразу четыре материка? | - Индийский. (Африку, Евразию, Австралию, Антарктиду) |
- А какой океан омывает сразу пять материков? | - Тихий. (Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Евразию) |
- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу? | - Это Восточное и Северное. |
- А кто знает, какая вода в океанах и морях? | - Солёная. |
- Если вам интересно узнать, почему вода в море солёная, поищите ответ в книгах( дома). | - За эту неделю мы обменяемся найденной информацией об океанах и материках |
Только ли материки встречаются на океанском просторе? | Есть ещё и острова. |
Далеко ли от материков располагаются острова? | Чаще всего находятся рядом. |
-А теперь давайте совершим полет в прошлое. В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. вот эти части земли и стали называть части света. А эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. - Европу, Африку и Азию можно объединить в одну группу. Это части Старого Света. -А вот Америка, Австралия, Антарктида. Именно в данной последователь-ности люди открывали эти земли. Это части нового света. |
- Как называются большие части суши вместе с островами? - Поищите ответ в учебнике на стр. 97 | Такие участки называются частями света. |
- В каких частях света люди жили с древних времён? Какие части света они различали? | - В Европе, Азии и Африке. |
- Почему Европу, Азию и Африку можно объединить в одну группу? (если ученики не знают , учитель может дать название) | - Это части Старого Света. |
Какая часть света состоит из двух материков? (Работа с таблицей.) | - Это Америка. (Северная и Южная) |
-Какие части света относятся к новому свету? | - Америка, Австралия, Антарктида. |
-Сколько всего частей света? | -Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. |
- Какие части света находятся на одном материке? | - Европа и Азия на материке Евразия. |
8 этап - Самостоятельное применение знаний (работа в парах). |
Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте? | - Конечно. |
Каждая пара выбирает себе интересное задание и готовит рассказ. 1) - узнать его по очертанию и рассказать о нём. 2) - о самом жарком материке; 3) – о самом большом материке; 4) – в каких частях Евразии с древних времён селились люди; 5) – о материках в Южном полушарии; 6) – о материках в Западном полушарии |
- Дети выполняют задание и проверяют его между собой. |
Выполните задание 1 и 2 в рабочей тетради. | - Ученики выполняют задание и проверяют выполнение с помощью образца. |
9 этап - Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока. |
- Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты? | - Учащиеся отвечают на вопросы. |
10 этап - Домашнее задание. |
Откройте дневник в графе «самооценка дня» поставьте значок, как прошёл урок. Прочитать учебник стр.96-103; подготовить сообщение для рубрики «Это интересно». -Спасибо за урок! Молодцы! |