СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Деепричастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Деепричастие как часть речи".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Деепричастие как часть речи"»

  1. МБОУ СОШ №49

  2. Ф. И. О. Шарапова Елена Михайловна

  3. Предмет Русский язык

  4. Класс, профиль 7В с углубленным изучением русского языка

  5. Программно – методическое обеспечение.

Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. – 3 – е изд., стереотип. – М .: Дрофа, 2010: Программа для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5 – 9 классы/ сост. В. В. Бабайцева. –М.: Дрофа, 2010.

Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5 -9 кл.: учебник. Предпрофильное обучение / В. В. Бабайцева. – 8 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 6 – 7 классы: пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская. – 6 – е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007.

Русский язык. 5 – 11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках/ авт. –сост. Н. А. Шарова. –Волгоград: Учитель, 2008.

Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5 – 9 кл./ А. Ю. Купалова, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов. – М.: Дрофа, 2002.

На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку.: Кн. для учащихся / Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.

Хазанова А. С., Цвайг Л. В. Русский язык: Практическое руководство: в 2 частях, часть 1. М.: ВЛАДОС, 1995.

  1. Базовый уровень с углубленным изучением русского языка

  2. Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала по

теме «Деепричастие как часть речи»

  1. Цель:

Обучающие:

- повторить и обобщить изученное по данной теме;

- знать деепричастие и его грамматические особенности;

- совершенствовать умения выделять деепричастие и деепричастные

обороты на письме;

- отработать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя

вид;

- совершенствовать письмо и орфографическую грамотность.

Развивающие:

- совершенствовать умения работать на компьютере;

- научить видеть и выделять главное в работе с языковым материалом;

- развитие умения слушать, анализировать, совершенствовать навыки

монологического высказывания;

- развитие умения анализировать текстовой материал;

- развитие творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

- развитие познавательного интереса к предмету;

- воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к его

богатствам.

9. Методы и приемы:

- работа по изучению и обобщению деепричастия как части речи;

- использование мультимедийной презентации;

- работа с текстом;

- беседа по вопросам;

- работа по таблицам;

- пунктуационный разбор;

- работа с раздаточным материалом;

- тестирование на компьютере.

10. Оборудование:

- диск с мультимедийной презентацией;

- раздаточный материал;

- компьютерное оснащение.

11. Ход урока ИКТ



1. Оргмомент

  1. Актуализация знаний

Слово учителя: - Ребята, нам не раз приходилось работать со словом. Умелое общение с ним – проявление таланта. Неповторимы, индивидуальны произведения тех мастеров слова, в которых оно играет, живет по своим законам значения и изменения.

  1. Определение целей и задач урока

  2. Работа по теме

Дальнейшая работа осуществляется с применением презентации учителя (показ слайдов с одновременным словом учителя, выступлениями обучающихся, выполнением заданий в таблицах, выполнением разборов, творческих заданий, тестирования на компьютере).

- Итак, известный английский поэт Роберт Саути написал стихотворение «Лодорский водопад», в котором создал художественный образ водопада, изображая его словами. Давайте понаблюдаем за этим творением (показ 2 слайда).

5. Чтение стихотворения учителем

6. Работа с текстом

- Какие части речи помогли автору словесно нарисовать водопад?

Лодорский водопад

Как падают воды в Лодоре?

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая

в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Лодоре!


Роберт Саути



Выделите их словесно, запишите те, которые, на ваш взгляд, наиболее эмоционально передают динамику движения воды (просмотр 3 слайда).


Проверка ответов.

- Почему это деепричастие? Как вы определите морфологическую принадлежность данной части речи? (просмотр 4 слайда).


Деепричастие – это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда, совершается действие, названное глаголом – сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая?, что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.


7. Работа по таблице

Задание «Проверь себя» (просмотр 5 слайда).



Признаки глагола

Признаки наречия

1. Совершенный и несовершенный виды.


2. Переходность и непереходность действия.


3. Возвратность и невозвратность.


4. Управляет зависимыми словами.







1. Не изменяется.


2. Не согласуется, не управляется.


3. В предложении бывает обстоятельством.








  1. Индивидуальный опрос

- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

Приведите примеры.

Вывод:

Деепричастие объединяет значения двух частей речи глагола и наречия.


  1. Проверка по таблице (просмотр 6 слайда)

  2. Работа с раздаточным материалом. Пословицы. «Проверь себя через меня».

Задание:

Образуйте от данных глаголов деепричастия, определите вид, допишите пословицы.

  1. (Снять)__________, по волосам не плачут.

  2. Что имеем, не храним, (потерять)________, плачем.

  3. Не (давать) ___________слова-крепись,а, (давать)___- держись.

  4. Не (знать)___________ броду, не суйся в воду.

  5. Не жди добра, (сделать)__________________________________.

  1. Проверка ответов. Оценивание.

На экране правильный вариант ответа (показ 7 слайда)

    1. Снявши голову, по волосам не плачут.

    2. Что имеем, не храним. Потерявши, плачем.

    3. Не давши слово – крепись, а, давши- держись.

    4. Не зная броду, не суйся в воду.

    5. Не жди добра, сделав зло.


  1. Работа по таблице (показ 8 слайда)

-Вспомните словообразование деепричастий, используя таблицу

«Словообразование деепричастий». Заполните ее примерами.


Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Что делая?

Что сделав?

Основа глагола настоящего времени несовершенного вида

+

^ а (я)

Основа неопределенной формы глагола совершенного вида

+

^в, вши, ши, а(я)


  1. Пунктуационный разбор предложений

- Какова синтаксическая роль деепричастий? Докажем.

Следующий этап работы обращает нас к пунктуационному разбору.

- Вспомним его особенности.

Раздаточный материал.

Задание:

Прочитайте предложения, объясните постановку всех знаков

препинания. Расставьте недостающие знаки препинания, составив

схемы данных предложений в тетради.

  1. Засыпая все неровности на земле, пошел снег.


  1. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов,

глуша шум на перекатах.


  1. Снег, погрузив все лесное царство в мир безмолвия и сновидений, создал

бесконечные вереницы белых фигур.

Расскажите о постановке знаков препинания при деепричастных оборотах

согласно схемам.

14. Проверь себя. На экране варианты ответов (показ 9 слайда).

15. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот…

Работа с понятиями (показ 10 слайда)

Одиночное деепричастие не имеет при себе зависимые слова, а

деепричастный оборот – ДА!!!

Деепричастный оборот

=

деепричастие

+

зависимое слово

17. Закрепление. ЗА ДЕЛО!!! (просмотр 11 слайда)


Деление класса на две группы.

Первая группа работает с тестом на компьютере.

Вторая группа работает с текстом (раздаточный материал).


Учитель читает текст, который высвечивается на экране.

Проверяется он к следующему уроку, а тест на компьютере оценивается

после команды завершения работы с учетом критерий оценивания.

На доске вывешены критерии оценивания.


Критерии оценивания

20 – 23 задания – оценка «5»

16 – 19 заданий – оценка «4»

11 – 15 заданий – оценка «3»

менее 11 заданий – оценка «2»


Текст

Вода падала на землю и пр…зрачная св…ркающая на солнце тихо ворча точно воображая себя сильным и бурным п…током быстро б…жала куда(то) (в)лево.

Не(далеко) от холма маленькая речка р…сползалась в лужицу. Горячие лучи и раскале…ая почва жадно вып…вая её отн…мали (у) нее силу. Вся природа затаив дыхание зам…рла в ожидании чего(то). Казалось что оно настанет сейчас и все измен…т к лучшему.

(По А. Чехову.)

Задание:

Спишите предложения данного текста, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание; расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с деепричастными оборотами.


Правильный вариант

Вода падала на землю и прозрачная, сверкающая на солнце, тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда – то влево.

Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу. Горячие лучи и раскаленная почва, жадно выпивая её, отнимали у неё силу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего – то. Казалось, что оно настанет сейчас и все изменит к лучшему.

(По А. Чехову.)





18. Подведение итогов

- Что мы сегодня вспомнили на уроке?

- Что интересного вы открыли для себя, изучая эту часть речи?

Итак, употребление деепричастий в речи помогает уточнить сказанное, вносит добавочное действие при глаголе – сказуемом, дает возможность использовать не только формы глагола, но и помощники его – деепричастия.


  1. Оценивание

  2. Слово учителя (просмотр 12 слайда)

- Д. И. Писарев, известный критик, сказал: «Неправильное употребление слов в речи ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни».

Хочется верить, что знания о деепричастии, помогут нам правильно употреблять формы слова, сделают нашу речь богаче и выразительнее.

  1. Домашнее задание (просмотр 13 слайда)

Написать мини – сочинение на тему «Что было бы с русским языком, если бы из речи исчезли все деепричастные обороты?»


  1. Спасибо всем! Просмотр 14 слайда.