№ МБОУ СОШ №49
Ф. И. О. Шарапова Елена Михайловна
Предмет Русский язык
Класс, профиль 7В с углубленным изучением русского языка
Программно – методическое обеспечение.
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. – 3 – е изд., стереотип. – М .: Дрофа, 2010: Программа для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5 – 9 классы/ сост. В. В. Бабайцева. –М.: Дрофа, 2010.
Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5 -9 кл.: учебник. Предпрофильное обучение / В. В. Бабайцева. – 8 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 6 – 7 классы: пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская. – 6 – е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007.
Русский язык. 5 – 11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках/ авт. –сост. Н. А. Шарова. –Волгоград: Учитель, 2008.
Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5 – 9 кл./ А. Ю. Купалова, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов. – М.: Дрофа, 2002.
На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку.: Кн. для учащихся / Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
Хазанова А. С., Цвайг Л. В. Русский язык: Практическое руководство: в 2 частях, часть 1. М.: ВЛАДОС, 1995.
Базовый уровень с углубленным изучением русского языка
Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала по
теме «Деепричастие как часть речи»
Цель:
Обучающие:
- повторить и обобщить изученное по данной теме;
- знать деепричастие и его грамматические особенности;
- совершенствовать умения выделять деепричастие и деепричастные
обороты на письме;
- отработать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя
вид;
- совершенствовать письмо и орфографическую грамотность.
Развивающие:
- совершенствовать умения работать на компьютере;
- научить видеть и выделять главное в работе с языковым материалом;
- развитие умения слушать, анализировать, совершенствовать навыки
монологического высказывания;
- развитие умения анализировать текстовой материал;
- развитие творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
- развитие познавательного интереса к предмету;
- воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к его
богатствам.
9. Методы и приемы:
- работа по изучению и обобщению деепричастия как части речи;
- использование мультимедийной презентации;
- работа с текстом;
- беседа по вопросам;
- работа по таблицам;
- пунктуационный разбор;
- работа с раздаточным материалом;
- тестирование на компьютере.
10. Оборудование:
- диск с мультимедийной презентацией;
- раздаточный материал;
- компьютерное оснащение.
11. Ход урока ИКТ
1. Оргмомент
Актуализация знаний
Слово учителя: - Ребята, нам не раз приходилось работать со словом. Умелое общение с ним – проявление таланта. Неповторимы, индивидуальны произведения тех мастеров слова, в которых оно играет, живет по своим законам значения и изменения.
Определение целей и задач урока
Работа по теме
Дальнейшая работа осуществляется с применением презентации учителя (показ слайдов с одновременным словом учителя, выступлениями обучающихся, выполнением заданий в таблицах, выполнением разборов, творческих заданий, тестирования на компьютере).
- Итак, известный английский поэт Роберт Саути написал стихотворение «Лодорский водопад», в котором создал художественный образ водопада, изображая его словами. Давайте понаблюдаем за этим творением (показ 2 слайда).
5. Чтение стихотворения учителем
6. Работа с текстом
- Какие части речи помогли автору словесно нарисовать водопад?
Лодорский водопад
Как падают воды в Лодоре?
Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая
в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Лодоре!
Роберт Саути
Выделите их словесно, запишите те, которые, на ваш взгляд, наиболее эмоционально передают динамику движения воды (просмотр 3 слайда).
Проверка ответов.
- Почему это деепричастие? Как вы определите морфологическую принадлежность данной части речи? (просмотр 4 слайда).
Деепричастие – это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда, совершается действие, названное глаголом – сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая?, что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.
7. Работа по таблице
Задание «Проверь себя» (просмотр 5 слайда).
Признаки глагола | Признаки наречия |
1. Совершенный и несовершенный виды. 2. Переходность и непереходность действия. 3. Возвратность и невозвратность. 4. Управляет зависимыми словами. | 1. Не изменяется. 2. Не согласуется, не управляется. 3. В предложении бывает обстоятельством. |
Индивидуальный опрос
- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
Приведите примеры.
Вывод:
Деепричастие объединяет значения двух частей речи глагола и наречия.
Проверка по таблице (просмотр 6 слайда)
Работа с раздаточным материалом. Пословицы. «Проверь себя через меня».
Задание:
Образуйте от данных глаголов деепричастия, определите вид, допишите пословицы.
(Снять)__________, по волосам не плачут.
Что имеем, не храним, (потерять)________, плачем.
Не (давать) ___________слова-крепись,а, (давать)___- держись.
Не (знать)___________ броду, не суйся в воду.
Не жди добра, (сделать)__________________________________.
Проверка ответов. Оценивание.
На экране правильный вариант ответа (показ 7 слайда)
Снявши голову, по волосам не плачут.
Что имеем, не храним. Потерявши, плачем.
Не давши слово – крепись, а, давши- держись.
Не зная броду, не суйся в воду.
Не жди добра, сделав зло.
Работа по таблице (показ 8 слайда)
-Вспомните словообразование деепричастий, используя таблицу
«Словообразование деепричастий». Заполните ее примерами.
Деепричастия несовершенного вида | Деепричастия совершенного вида |
Что делая? | Что сделав? |
Основа глагола настоящего времени несовершенного вида + ^ а (я) | Основа неопределенной формы глагола совершенного вида + ^в, вши, ши, а(я) |
Пунктуационный разбор предложений
- Какова синтаксическая роль деепричастий? Докажем.
Следующий этап работы обращает нас к пунктуационному разбору.
- Вспомним его особенности.
Раздаточный материал.
Задание:
Прочитайте предложения, объясните постановку всех знаков
препинания. Расставьте недостающие знаки препинания, составив
схемы данных предложений в тетради.
Засыпая все неровности на земле, пошел снег.
Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов,
глуша шум на перекатах.
Снег, погрузив все лесное царство в мир безмолвия и сновидений, создал
бесконечные вереницы белых фигур.
Расскажите о постановке знаков препинания при деепричастных оборотах
согласно схемам.
14. Проверь себя. На экране варианты ответов (показ 9 слайда).
15. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот…
Работа с понятиями (показ 10 слайда)
Одиночное деепричастие не имеет при себе зависимые слова, а
деепричастный оборот – ДА!!!
Деепричастный оборот
=
деепричастие
+
зависимое слово
17. Закрепление. ЗА ДЕЛО!!! (просмотр 11 слайда)
Деление класса на две группы.
Первая группа работает с тестом на компьютере.
Вторая группа работает с текстом (раздаточный материал).
Учитель читает текст, который высвечивается на экране.
Проверяется он к следующему уроку, а тест на компьютере оценивается
после команды завершения работы с учетом критерий оценивания.
На доске вывешены критерии оценивания.
Критерии оценивания
20 – 23 задания – оценка «5»
16 – 19 заданий – оценка «4»
11 – 15 заданий – оценка «3»
менее 11 заданий – оценка «2»
Текст
Вода падала на землю и пр…зрачная св…ркающая на солнце тихо ворча точно воображая себя сильным и бурным п…током быстро б…жала куда(то) (в)лево.
Не(далеко) от холма маленькая речка р…сползалась в лужицу. Горячие лучи и раскале…ая почва жадно вып…вая её отн…мали (у) нее силу. Вся природа затаив дыхание зам…рла в ожидании чего(то). Казалось что оно настанет сейчас и все измен…т к лучшему.
(По А. Чехову.)
Задание:
Спишите предложения данного текста, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание; расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с деепричастными оборотами.
Правильный вариант
Вода падала на землю и прозрачная, сверкающая на солнце, тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда – то влево.
Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу. Горячие лучи и раскаленная почва, жадно выпивая её, отнимали у неё силу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего – то. Казалось, что оно настанет сейчас и все изменит к лучшему.
(По А. Чехову.)
18. Подведение итогов
- Что мы сегодня вспомнили на уроке?
- Что интересного вы открыли для себя, изучая эту часть речи?
Итак, употребление деепричастий в речи помогает уточнить сказанное, вносит добавочное действие при глаголе – сказуемом, дает возможность использовать не только формы глагола, но и помощники его – деепричастия.
Оценивание
Слово учителя (просмотр 12 слайда)
- Д. И. Писарев, известный критик, сказал: «Неправильное употребление слов в речи ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни».
Хочется верить, что знания о деепричастии, помогут нам правильно употреблять формы слова, сделают нашу речь богаче и выразительнее.
Домашнее задание (просмотр 13 слайда)
Написать мини – сочинение на тему «Что было бы с русским языком, если бы из речи исчезли все деепричастные обороты?»
Спасибо всем! Просмотр 14 слайда.