СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Многообразие вирусов человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача урока - осознание учащимися  профилактики вирусных заболеваний, необходимости своевременной вакцинации как основной защиты от многообразных, опасных заболеваний человека. Урок с использованием мультимедийного оборудования (презентация, фрагмент видеофильма), приемов работы в группах.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Многообразие вирусов человека"»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Эту задачу решает применение современных информационных технологий в обучении, так как позволяет сделать урок интересным и увлекательными, развивает мотивацию.

Именно данная форма работы целесообразна для изучения темы «Многообразие вирусов человека»

Предлагаемая методическая разработка урока предполагает использование мультимедийного оборудования, презентации учебного материала, что позволяет разнообразить урок, сделать его более ярким, запоминающимся, даёт возможность рационально использовать время на уроке, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся в результате более ясной и динамичной подачи материала, работая эстетично и интересно, эффективнее усваивают программный материал.

Также используется дидактический материал для групповой работы учащихся. Это обеспечивает более высокий уровень результативности и продуктивности учебной работы:

  • повышается уровень осмысления материала;

  • увеличивается уровень качества реализации интеллектуальных возможностей каждого учащегося;

  • осуществляется перенос знаний и умений;

  • формируется позитивное отношение к изучаемому материалу, более дружественная обстановка в рабочей группе.

Основной задачей данного урока является осознание учащимися профилактики вирусных заболеваний, необходимости своевременной вакцинации как основной защиты от многообразных, опасных заболеваний человека.

Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке:

При подготовке и проведении урока используются информационные и иллюстративные материалы Интернет-ресурсов.

Программные средства  Microsoft Power Point, Microsoft Word  используются для подготовки материалов к уроку.

Тема урока: Многообразие вирусов человека.

Цели:

  • Образовательная: сформировать знания о многообразии вирусов человека, способах профилактики вирусных инфекций, ознакомиться с историей открытия вакцины.

  • Развивающая: развивать умение работать с текстом, формировать познавательный интерес обучающихся к теме.

  • Воспитательная: воспитывать культуру общения, потребность в здоровом образе жизни.

Методическая цель: формирование позитивной мотивации обучения.

Тип урока: комбинированный.

Материалы, оборудование: дидактический материал, проектор, ноутбук, презентация «Многообразие вирусов человека», видеофильм – Е.Комаровский «Прививки», .


Ход урока

I. Организационный момент. Проверка явки учащихся и их готовности к занятию.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

  1. Мотивация преподавателя:

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? 

Предполагаемый ответ учащихся: О вирусных заболеваниях человека.

Преподаватель – А для начала вспомним, что собой представляют вирусы? Какова особенность строения и жизнедеятельности? – и предлагает учащимся письменно ответить на этот вопрос.


  1. Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам:

Фамилия ____________________, группа № ___

Строение вирусов.

  1. Термин «вирусы» переводится с латинского языка…

  2. Ученый, открывший вирусы …

  3. Белковая оболочка вируса называется…

  4. В сердцевине вируса находиться … или …

  5. Универсальный механизм проникновения вируса в клетку это –…

  6. Средой обитания для вируса является …

  7. По способу питания вирусы – это …

  8. Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют …

  9. Наследственным материалом  вируса является …

  10.  Свойство вирусов, позволяющее приобретать много разновидностей – …

После того, как учащиеся сдали свои работы преподаватель с помощью слайд-показа проводит работу по проверки знаний (см.слайд-показ).

III. Изучение нового материала.

Работа в группах.

Учащиеся делятся на 5 групп и каждой группе дается информационная карточка с описанием определенной болезни:

Оспа или натуральная оспа, чёрная оспа — смертельно опасная вирусная болезнь, относящаяся к карантинным инфекциям.

Было время когда оспа косила массы людей, а выживших оставляла слепыми и обезображенными. Описание болезни содержится уже в древних китайских и священных индийских текстах. Учёные предполагают, что "родина" натуральной оспы - Древний Китай и Древняя Индия. Эта болезнь казалась жестокой неизбежностью, недаром в народе бытовала поговорка "Любовь и оспа минуют лишь немногих".

Начальный период характеризуется ознобом, повышением температуры тела, сильными рвущими болями в пояснице, конечностях, сильной жаждой, головокружением, головной болью, рвотой. Позже появляются пузырьковые высыпания по всему телу. после исчезновения которых остаются втянутые рубцы — оспины. Возбудитель оспы устойчив к воздействию внешней среды, особенно к высушиванию и низким температурам. Он может длительное время, в течение ряда месяцев, сохраняться в корочках и чешуйках, взятых с оспин на коже больных, и в замороженном состоянии остается жизнеспособным несколько лет.

Натуральная оспа представляет собой особо опасную инфекцию. К оспе восприимчивы все люди, если у них нет иммунитета, полученного в результате перенесенного ранее заболевания или вакцинации. Является воздушно-капельной инфекцией, однако возможно заражение при непосредственном соприкосновении с пораженной кожей больного или инфицированными им предметами. Заразность больного наблюдается на протяжении всего заболевания. Трупы умерших от оспы также сохраняют высокую заразность.


Краснуха — высокозаразное острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом краснухи. Наиболее часто болеют непривитые дети 2-9 лет. Особенно опасна краснуха в первые 3 месяца беременности — при этом нередко развиваются тяжелые врожденные пороки развития ребенка, возможна внутриутробная гибель плода.

Источником инфекции является больной человек. Пути передачи — воздушно-капельный (при разговоре с больным, поцелуях) и вертикальный (от матери к плоду). Возможен также контактный путь заражения — через детские игрушки.

Вирус краснухи проникает в организм через слизистые оболочки дыхательных путей и разносится кровью по всему организму, вызывая увеличение лимфатических узлов, в особенности на шеи. Иногда возникает незначительный насморк и сухой кашель, чувство першения в горле, слезотечение. Характерно появление сыпи на коже.

Осложнения краснухи крайне редки. К ним относятся: пневмонии, отиты, ангины. Очень редко (в основном у взрослых) возникают поражения головного мозга — энцефалиты. Краснуха у беременных не представляет серьезной опасности для будущей матери, но значительно увеличивает риск пороков развития плода.

Лечение обычно проводится в домашних условиях. необходим постельный режим. Специальное лечение не назначают. При появлении осложнений необходима срочная госпитализация. Прогноз заболевания в большинстве случаев благоприятный. Повторное заражение краснухой невозможно.

Для предотвращения распространения инфекции заболевших краснухой изолируют в течение 5 дней с момента появления сыпи. Важно предотвратить контакт больного ребёнка с беременными женщинами. Вакцинация от краснухи входит в календарь прививок.


Эпидемический паротит (заушница, свинка) - вирусное инфекционное заболевание, при котором по­ражаются слюнные железы и другие железистые орга­ны, а также центральная нервная система.

Источником инфекции является больной человек. Возбудитель передается от больного человека здо­ровому воздушно-капельным путем, через слюну при поцелуе.

Наиболее часто заболевают дети от 5 до 15 лет. Пос­ле перенесенной свинки у человека остается стойкая невосприимчивость к данному недугу.

Скученность в жилых помещениях, плохие быто­вые и санитарные условия способствуют возникнове­нию свинки. Особенно часто возникает свинка зимой и весной.

При данной болезни возбудитель находится в кро­ви, в слюнных железах и других органах, часто может находиться у мальчиков в яичках.

Недуг начинается с повышения температуры тела до 3 8 - 3 9 °С, припухает околоушная слюнная железа с одной или обеих сторон. Сама припухлость, если ее пощупать плотноватая на ощупь, эластичная, напоминает тесто под рукой; при ощупывании опухоли ребенок ощуща­ет боль.

Лицо ребенка отечно, шея тоже. Кожа над болез­ненной железой натянута, блестящая. Ребенок жалу­ется на боль в ухе или шее. Эти боли усиливаются при жевании и глотании.

Еще одним грозным проявлением при свинке мо­жет быть воспаление мозговых оболочек (так называ­емый менингит), когда у ребенка появляются резкая головная боль, частая рвота, бывают и нарушение со­знания, бред.

При повышении температуры тела, припухлостях около ушей необходимо вызвать врача на дом.

Ребенка изолируют дома в отдельной комнате, устанавливают постельный режим.

Детей необходимо прививать от свинки в поликли­нике в установленные сроки.


Полиомиелит — острое вирусное заболевание с поражением нервной системы. В настоящее время встречается оно очень редко в связи с тем, что принята обязательная вакцинация детей в раннем возрасте против вируса-возбудителя. Однако возможно возникновение единичных случаев болезни у людей с несформировавшимся иммунитетом после прививки или же у тех, кто в детстве получал медотвод от вакцинации (в связи с другими болезнями или аллергическими реакциями). У людей ранее привитых формируется пожизненный иммунитет и возникновение болезни невозможно.

Сам вирус полиомиелита распространяется легко водным путем и заражение возможно через воду, пищу и немытые руки. Первоначально при заражении вирусом поражается желудочно-кишечный тракт: развивается незначительное кишечное расстройство, лихорадка и легкое недомогание. Из кишечника вирус всасывается в кровь, после чего (в среднем через 2-3 недели) появляются симптомы поражения центральной нервной системы (ЦНС). Крайний вариант – паралич. Параличи мышц конечностей буквально приводят к инвалидности человека — неспособности самостоятельно передвигаться и обслуживать себя. Кроме параличей скелетной мускулатуры, возможно развитие паралича диафрагмы, глотки, языка, межреберных мышц. Эти проявления особенно опасны из-за возможной патологии дыхания и глотания. Таких больных необходимо вовремя перевести на искусственную легочную вентиляцию и давать пищу через желудочный зонд.

Лечится, но для предупреждения необходима вакцинация, прививка.


Грипп – это острое инфекционно-вирусное заболевание дыхательных путей. Как правило, грипп поражает органы дыхания, гортань, особенно легкие, влияет на общее состояние организма человека. Отличительным признаком данного вирусного заболевания является быстрое возникновение симптомов гриппа, а именно лихорадку, высокую температуру, слабость, озноб, а также мышечные и головные боли, что в большей степени отличает это заболевание от обычной простуды. Источником инфекции, как правило, является больной человек и распространяется вирус гриппа воздушно-капельным путем.

Свиной грипп — условное название заболевания людей и животных, вызываемого штаммами вируса гриппа вида H1N1. Отсюда пошло это название. Свиной грипп распространён среди домашних свиней. При этом вирус может циркулировать в среде людей, птиц и др. видов. Передача вируса от животного к человеку мало распространена, и правильно приготовленная (термически обработанная) свинина не может быть источником заражения.

В целях первичной профилактики (прежде всего лиц категории риска) - вакцинация. В памятке ВОЗ о высокопатогенном гриппе указывается на необходимость исключить близкий контакт с людьми, которые «кажутся нездоровыми, имеющие высокую температуру тела и кашель». Рекомендуется тщательно и достаточно часто мыть руки с мылом, многократное проветривание помещения. «Придерживаться здорового образа жизни, включая полноценный сон, употребление здоровой пищи, физическую активность».

Лечение заболевания, вызванного вирусом «свиного» гриппа по сути не отличается от лечения так называемого «сезонного» гриппа. Главное, вовремя начать лечение.

Срочное обращение в медицинские учреждения (вызов скорой помощи) необходимо при признаках выраженной дыхательной недостаточности, угнетения мозговой деятельности и нарушений функции сердечно-сосудистой системы: одышки, нехватке дыхания, посинения кожи, обмороке, низком кровяном давлении, появлении болей в груди.

Обязательное обращение к врачу (как правило в поликлинику по месту жительства) необходимо при высокой температуре, не снижающейся на 4-й день, выраженного ухудшения состояния после временного улучшения

После сообщения каждой группы о болезнях заполняется таблица слайд за слайдом и учащимися в тетрадях:

Заболевание

Поражают органы

Способ распространения

Профилактика

Оспа




Краснуха




Паротит (свинка)




Полиомиелит (детский паралич)




Грипп




  1. Оспа. Открытие вакцины (слайды 6-10)

  2. Краснуха (слайды 11-13).

  3. Паротит (свинка) (слайды 14-17)

  4. Полиомиелит (детский паралич) (слайды 18-20)

  5. Грипп (слайды 21-25)

Когда обсуждается ГРИПП учащиеся знакомятся с памяткой:

Памятка о поведении

при появлении симптомов

гриппоподобной болезни

Симптомы: высокая температура, кашель, боль в горле, насморк, озноб, головная боль, слабость, рвота, понос.

Если вы заболели, и признаки болезни появились

  • в учебном заведении: сообщить преподавателям и

немедленно обратиться к медработнику.

  • дома: сообщить родителям и вызвать врача.

Незамедлительно вызвать бригаду неотложной медицинской помощи при тяжелом состоянии

Профилактика

гриппоподобных заболеваний

  1. Оставайтесь дома после появления признаков болезни

  2. Носите маску, чтобы не заразить близких

  3. Прикрывайте рот и нос при чихании, кашле одноразовым носовым платком

  4. Не прикасайтесь руками к глазам, носу, рту.

  5. Чаще мойте руки с мылом, особенно после чихания и кашля.

  6. Ведите здоровый образ жизни

Обобщение итогов по общей таблице оформлено на слайде 26.

IV. Обобщение, систематизация знаний.

  1. Опрос учащихся:

  1. Какие вирусные болезни человека можете назвать?

  2. Что является основным способом профилактики?

  3. Каковы меры предосторожности?

  1. Просмотр видеофрагмента Е. Комаровский «Прививки».

Обсуждение. Вывод.

V. Домашнее задание:

Из учебника «БИОЛОГИЯ» Балан П.Г. для 10 класса – параграф 32 и конспект в тетради.

Дополнительно учащимся предлагается собрать материал о СПИДе и некоторым дается задание оформить собранный материал в виде презентации.



VI. Подведение итогов урока.

Оценивается активность работы отдельных учащихся во время урока. Учащимся сообщается, что оценки по карточкам будут объявлены на следующем уроке.

Литература

  1. Жигулина О.А. Биология. Разработки уроков, 10 класс. Уровень стандарта. - Х.: Изд-во «Ранок», 2011г.

  2. Кучеренко Н. Е. Общая биология. 10 класс – К.: Генеза, 2001г.

  3. Балан П. Г. Биология. 10 класс – К.: Генеза, 2010г.

  4. Малая Медицинская Энциклопедия (Электронный вариант).

  5. Д.Г.Затула, С.А.Мамедова Вирус - друг или враг? М. "Педагогика", 1981 г.

  6. Сайт: http://festival.1september.ru.