Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Методическая разработка урока по теме
«Праздничные народные обряды. Веселая ярмарка».
(5 класс)
Выполнила:
Галина Владимировна Воробьева,
учитель изобразительного искусства.
Г. Новокузнецк 2016 год.
Тема раздела: Древние корни народного искусства.
Тема урока: «Праздничные народные обряды. Веселая ярмарка».
Цель учителя: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цель ученика: выполнить композицию по теме, используя материал предыдущих уроков.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Личностные: оценивать важность красоты творчества.
Метапредметные.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, учиться формулировать проблему совместно с учителем.
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников .
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предметные: знать народные праздники, их символическое значение и место в жизни наших предков. В работе использовать основы композиции, используя перспективу, основы цветоведения.
Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная практическая.
Задание: составить композицию «Веселая ярмарка».
Оборудование: музыкальный центр, компьютер.
Материалы: бумага, гуашь.
Зрительный ряд: Презентация «Праздничные народные гуляния», репродукции картин художников, иллюстрации с изображением русских народных костюмов.
Музыкальный ряд: народные, плясовые мелодии.
План урока.
1. Орг. момент.
2. Беседа о русских народных праздниках и обрядах, просмотр презентации, репродукций картин художников.
3. Постановка художественной задачи для композиции, техника исполнения.
4. Групповое выполнение задания.
5. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ обучающихся.
Ход урока.
Орг. момент.
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Беседа о русских народных праздниках и обрядах, просмотр презентации, репродукций картин художников.
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Особое место отводилось праздникам. Живя среди природы, люди чувствовали себя участниками природных событий, связанных с пробуждением земли, вызреванием колоса.
(Обсуждение репродукции картины Б.М. Кустодиева « Праздник в деревне»)
В праздниках люди находили передышку от всевозможных тягот жизни, суровой реальности. Каждый праздник отмечался особым образом.
Святочные обряды с 6 января по 19 января. Цель праздника: народные гулянья, гадание, ряжение, хождение в гости.
Масленица-это катание на лошадях, традиционные игры и затеи.
(Беседа по репродукции картины Б. М. Кустодиева «Масленица»)
Отмечали масленицу семь дней. Традиции: печь блины, ходить в гости, строить снежные городки. ( Прсмотр слайдов и репродукций картин художников).
(Беседа по репродукции картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»)
Блины, блины, блины,
Только что испечены,
С пыла, с жара,
Гривенник пара.
В воскресенье устраивали проводы – сжигали чучело Масленицы.
(Просмотр слайдов, репродукций картин художников)
С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни неумолкая гудели колокола церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры.
(Работа с учебником стр.61-63)
Праздник – это народное творчество в действии. Это нарядные костюмы, красочные маски, озорные игры, величавые хороводы.
Осенью отмечается очень много народных праздников. Осень, яркая и солнечная, щедрая и богатая, пришла к нам. Принесла она плоды трудов наших, всё что выросло в поле, в огороде, в саду, в лесу. Ярмарка – это весёлое представление результатов труда. Издавна Русь славилась своими ярмарками.
Ярмарка искристая, ярмарка задорная
Кружится неистово, весело и молодо.
Народ, на ярмарку спеши!
Танцуй и пой ты от души!
Ярмарка была не только шумным торжищем, но и местом общих забав и развлечений. Она не обходилась без каруселей, кукольного театра, без шарманщиков и медвежьих танцев. Большие торги проходили с задорными песнями, залихватскими танцами, развлечениями, также можно было встретить шутов, скоморохов и посмотреть кукольное представление. Скоморохи и шуты потешали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар. Торговля шла с шутками и прибаутками, каждый расхваливал свой товар.
Люди с нетерпением ждали и готовились к ярмаркам – это был для них как большой праздник, на который шёл и ехал народ с разных губерний и волостей. Вот где можно было всё увидеть и услышать, найти товар на любой вкус и кошелёк. Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Возникали они всегда на пересечении торговых путей.
3. А теперь приступаем к выполнению работы “Весёлая ярмарка”. Вашему вниманию мы предлагаем образцы народных костюмов. Намечаем центр композиции, дальний план, передний план. На переднем плане цвет яркий, применяем свойства дополнительных цветов. Дальний план более приглушенный. Можно выполнить индивидуальную композицию, изобразив лавку с товаром на ярмарке. По желанию из отдельных работ мы составим коллективную композицию.
4. Практическая работа. Из работ обучающихся создаем коллективную композицию. Некоторые работы остаются индивидуальными (по желанию обучающихся).
5. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ обучающихся.
Домашнее задание: найти наиболее интересные загадки, прибаутки, пословицы и поговорки к праздничному действу. Тема «Посиделки».