Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новоспасский технологический техникум
Методическая разработка открытого урока
по ФК.00 «Физическая культура»
тема: "Прикладное плавание. Разучивание подплывания и способов транспортировки утопающего"
Разработал:
Преподаватель Сорокина Т.А.
р.п. Новоспасское
2016 г.
Методическая разработка урока
Преподаватель: Сорокина Татьяна Александровна
Тема урока: Прикладное плавание. Разучивание подплывания и способов транспортировки утопающего
Группа: С - 14
Дата проведения: 14 октября 2016 года
Цель урока:
Обучить подплыванию и способам транспортировки утопающего.
Задачи:
1. Образовательные:
- разучить технику подплывания и способов транспортировки утопающего;
- совершенствовать технику плавания способом брасс
2.Оздоровительные и развивающие:
- способствовать закаливанию организма
- развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма;
- развитие информационной и коммуникативной компетенции обучающихся;
- развитие навыков самоорганизации и самообразования на основе обучения прикладному плаванию
3. Воспитательные:
- воспитать чувства товарищества, взаимной ответственности через технологию сотрудничества;
- воспитать потребность в регулярных занятиях спортом
Компетенции:
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3: Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности;
ОК 6: Работать в коллективе и команде;
ОК 7: Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных знаний.
Методы обучения:
- наглядный;
- словесный;
- игровой
- проблемная ситуация
Средства обучения:
- свисток
- мячи резиновые;
- доски плавательные;
Структура урока
№ | Содержание урока | Дозирование нагрузки | Организационно-методические указания |
1. Подготовительная часть 7 мин. |
1.Организовать детей к уроку. 2.Обеспечить профилактику травматизма | 1.Построение, сообщение темы и задач урока. 2. ОРУ на суше. Команда «на 1, 2 рассчитайсь!» , «В две шеренги становись»
- и.п. руки к плечам, 1-4 круговые движения вперед, 1-4 назад - и.п. правая рука вверху, левая внизу. 1-8 круговые вращения вперёд, 1-8 –назад. - и.п. руки вверх. 1-8 круговые движения вперёд, 1-8 – назад - и.п. руки за голову. 1- 3 наклон влево, 4 и.п. тоже вправо. - и.п. ноги врозь. 1-3 наклон вперёд, 4 и.п. | 2 мин
5 мин | При выполнении ОРУ следить за дозировкой и амплитудой выполнения упражнений, темпом и ритмом Проверка пульсометрии за 10 сек.
Следить за амплитудой выполнения Следить за амплитудой выполнения
Ноги не сгибать, руки касаются пола |
Основная часть 30 мин |
Разучивание подплывания и способов транспортировки утопающего | 1.Обучение подплыванию и способам транспортировки утопающего. - Показ учителем на одном из учащихся (в медленном темпе) 1-й способ и.п. спасающий стоит лицом к утопающему в 3-4 шагах от него. На РАЗ спасающему сделать вдох, задержать дыхание, присесть; на счёт ДВА выполнить руками имитирующие движения брасс и сделать 3-4 шага вперёд; на счёт ТРИ взять утопающего за бёдра, быстро повернуть его на 180 гр спиной к себе; на счёт ЧЕТЫРЕ выпрямиться, захватить руками подбородок утопающего, сделать выдох; на счёт пять имитировать поочерёдно движения ногами как при плавании брасом. 2-й способ: Пропустить свою руку под мышку утопающего и ухватить его за подбородок. 3-й способ. Пропустить свою руку под руки утопающего, захватить его дальнюю руку выше локтя. 2. Выполнение упражнения на суше в парах по команде преподавателя. 3.Организованный сход в воду. 1-е номера «утопающие» «Марш в воду» на свои дорожки, 2-е номера «спасатели» «Марш в воду» - Выполнение упражнений в парах «подплывание и способы захвата» в воде.
4.Плавание способом брасс на спине с доской в руках.
5. Работа у бортиков, руки на бортик. Подняться над водой – вдох, опуститься под воду –выдох.
6.Плавание способом брасс на груди с доской в руках
7. Работа у борта. Движение ногами при плавании брасс на спине.
8. Плавание брасом на груди в полной координации движений.
9. Игра «водное поло» | 5 мин 4 мин 6 мин 25 метров 2 мин. 1 мин 25 метров 2 мин.
1 минута
50 метров 5 мин
4 мин | Указать в каких случаях применяется тот или иной способ транспортировки
Выполняются все три способа транспортировки
Обратить внимание на правильность захвата, и положение тела пострадавшего
4. Движения ногами плавая брассом на спине. Стопы опускаются вниз, и пятки, приближаясь к тазу, еще чуть разводятся. Стопы разворачиваются в стороны и подтягиваются, голени поворачиваются наружу и еще больше разводятся в стороны. Толчок производится внутренними поверхностями бедер, голеней и стоп. Во время толчка голени и стопы быстро движутся по дугам снизу-вверх навстречу друг другу, при этом ноги разгибаются и сводятся вместе. Толчок выполняется единым слитным движением с ускорением в конце. После толчка мышцы ног расслабляются.
5. Упражнение выполнять медленно, вдох через нос, медленный выдох через рот
6. Обратить внимание на разворот стоп и голеней наружу
7.Выполнять в медленном темпе
8. Согласованность движений руками и ногами + дыхание Группа делится на две команды |
Заключительная часть 8 мин |
Восстановить дыхание после нагрузки Рефлексия | 1.И.п. основная стойка. «Поплавок» 2. Положение «Звёздочка» на груди. 3. Положение «Звёздочка» на спине. 4. «Стрелка» Проверка пульсометрии за 10сек Организованный выход из воды. Мишень настроения Учитель: В какую область настроения ты попал сегодня? В зависимости от настроения прикрепи кружок-попадание в одной из цветовых зон. Красный – отличное настроение, так как у меня все получилось Синий – хорошее настроение, у меня не все получилось, так как хотелось Зеленый – плохое настроение, у меня не получилось Д/з. 1.Развивать силовые качества. 2. Используя специальную литературу и сайт интернет виды прикладного плавания и способы оказания помощи. | 4 мин | «Поплавок», для чего плотно сгруппироваться, голову опустить на грудь, руками обхватить ноги, глаза не закрывать; В положении «Звездочка» одновременное сведение и разведение прямых рук и ног; положение кисти все время наклонное — Плотно сгруппироваться, голову опустить на грудь, руками обхватить ноги Оценить работу учащихся на уроке, их активность, самостоятельность, указать слабые стороны. |
| | | |




Пояснительная записка.
Тема учебного занятия «Прикладное плавание. Подплывание и способы транспортировки утопающего» является достаточно актуальной, особенно в наше непростое время, когда человек все чаще может оказаться в сложной экстремальной ситуации.
Наше государство ставит задачу по дальнейшему улучшению физического воспитания населения, особенно молодежи, привитию прикладных, жизненно необходимых навыков, усилению работы с юношами допризывного и призывного возрастов.
Обучение плаванию - основная профилактическая мера в борьбе с несчастными случаями на воде. Юноши и девушки, умеющие хорошо плавать, всегда могут оказать помощь пострадавшему на воде. Становясь в дальнейшем родителями, они смогут обучить своих детей навыкам плавания. Очень высокой должна быть плавательная подготовленность допризывной и призывной молодежи, так как на базе владения прикладными способами плавания формируются военно-прикладные навыки плавания. Такие виды боевой деятельности войск, как форсирование водных преград, десантирование на воду, требуют от солдата и матроса умения хорошо плавать в одежде, с оружием, нырять, оказывать помощь на воде.
Данное учебное занятие разработано для студентов 3 курса по профессии «Сварщик» на базе рабочей программы профессионального цикла ФК «Физическая культура». Группа состоит из 23 человек, из них 14 юношей призывного возраста. Уровень физической подготовки и общего развития студентов выше среднего. 50 % студентов занимаются в спортивной секции, организованной на базе техникума. Студенты знают и понимают друг друга достаточно хорошо, быстро находят общий язык и это связано с общностью интересов. Коллектив достаточно сплочен и целен.
На уроке были использованы материальные средства: спортивное оборудование для плавания;
Средства обучения:
- Обще развивающие упражнения. Специальные физические упражнения.
- Подготовительные упражнения с водой, с отдельными элементами техники движения, скольжения, дыхания.
- Игры на воде.
Данный урок представляет собой, урок комплексного применения знаний и умений по разделу «Прикладное плавание». Он требует знания теоретических и практических основ плавания кролем и брассом в полной координации движений. Урок позволяет отследить:
- действительность учащихся не только с теоретической позиции, но и с практической, соединив их воедино.
- качественное выполнение техники элементов кроль, брасс пройденных на других уроках.
- умение вести самоорганизацию и самоконтроль за своим здоровьем.
Данные моменты очень важны для педагога, поскольку позволяют наиболее полно и комплексного оценивать качество обучения на уроках по плаванию.
Применяемая на уроке нагрузка комплексной направленности и рациональная последовательность соотношения объема и интенсивности нагрузки скоростного характера, создают благоприятный физиологический фон для нагрузок, требующих по преимуществу проявления выносливости учащихся.
На занятие использовались принципы обучения:
Принцип доступности;
Принцип наглядности;
Принцип систематичности;
Принцип воспитательный.
Общая схема обучения плаванию:
Форма организации учебной деятельности представлена индивидуальной работой, работой учащихся в группах, которая наиболее интересна и способствует открытости, доброжелательности в совместном общении.
На уроке используются фронтальная форма обучения постоянно и одинаково воздействующая на учеников.
В целях повышение учебно-познавательной деятельности и совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса применялись:
объяснительно – иллюстративный метод, помогающий наиболее быстрой передачи информации и формирующий знания и информационную компетентность учащихся;
частично-поискового метода, который постепенно приближает учащихся к самостоятельному решению поставленных задач.
В целях организации учебной и тренировочной деятельности образовательного процесса, используются методы непосредственной помощи и игровой:
Обучение проводится дифференцированно в зависимости от степени сложности, по уровню усвоения элементов.
Вышеперечисленные методы, приемы и технологии обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования.
Эффективность урока легко проследить по ее результатам на каждом этапе.
Немаловажным фактором, определяющимся эффективность занятия, является дозировка физической нагрузки.
Подбор элементов урока соответствовало возрасту учащихся, их физической подготовке и с учетом возрастных психологических особенностей. Осененное внимание уделялось на группу здоровья:
- Интенсивность, объём, продолжительность интервалов отдыха между заданиями.
- Характер отдыха пассивный, активный.
Контроль самочувствия применяю несколько способов:
- по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
- по субъективным ощущениям (Эмпирический способ- обращаю внимание на восстановления дыхания).
- по уровню соматического здоровья учащихся – определяется нагрузка по рекомендации врача и самочувствию.
Рассматривая этапы урока, можно увидеть наличие как внутренней, так и внешней логики при переходе от одного этапа к следующему. Так, выполняя ОРУ на суше, учащиеся имеют возможность акцентировать внимание на разминке мышц плечевого пояса, ног и стопы, что является основной «рабочей силой» на плавательной дорожке. Подготовили основные группы мышц (шея, поясничный отдел позвоночника), функциональную систему организма, что необходимо для выполнения двигательных действий. Выполнение специальных упражнений в воде требует от учащихся собранности и высоких координационных способностей. По окончании подготовительного этапа урока учащиеся продолжили работу над закреплением техники плавания способом брасс и прикладному плаванию. Выполняя задания, ученики получили физическую нагрузку соответствующую данной части урока.
На подготовительном этапе использовались индивидуальная формы работы; на этапе закрепления и применения – индивидуальная и групповая формы. В завершении урока проводятся упражнения для восстановления и отдыха на воде.
Проведение рефлексии помогло осмыслить свои действия и провести самооценку по качеству выполнения заданий на уроке.
Сделав анализ, можно сказать, что с поставленными задачами обучающиеся справились, и готовы продолжать реализовывать, накопленный опыт на следующих уроках физической культуры.
Согласно Федеральным Государственным Образовательным стандартам второго поколения, обучающиеся должны не только усвоить систему знаний о видах плавания, но и уметь правильно применять их на практике: осваивать, оценивать значимость умений. Данный урок способствует развитию информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе обучения прикладному плаванию.